Категории налогоплательщиков и виды налогов

Налогообложение является одной из основных функций правового государства, без этого оно просто немыслимо. Фискальная система каждой страны, как и процедура уплаты налогов, зачастую является сложной для понимания, и споры могут быть следствием не только умышленного нарушения требований законодательства, но и различных подходов к толкованию норм права. И в первом, и во втором случае вам придётся столкнуться с тем, что государственные органы будут с особой тщательностью защищать свою позицию и вряд ли войдут в ваше положение. Принцип: «незнание, не освобождает от ответственности», здесь используется в полную силу.

Всех налогоплательщиков можно разделить на две основные категории:

  • Физические лица (каждый человек, проживающий и получающий доходы на территории определенного государства).
  • Юридические лица (предприятия, зарегистрированные или осуществляющие свою деятельность в стране).
  • С уверенностью можно утверждать, что налоговые споры — это самая сложная категория исков, которые рассматриваются в судах России.

  • Стороны представляют разные позиции того, как можно применять и толковать законодательство.
  • Истец и ответчик дают разную оценку обстоятельствам спора.
  • Споры касаются процедуры налогообложения.
  • Даже при наличии четкой классификации, виды налоговых споров — это понятие относительное. Они могут содержать сразу несколько вышеперечисленных аспектов, исход и решение которых напрямую обусловлено видом налогов.
    Налоговое споры и их разрешение зависят непосредственно от схемы начисления налога и его типа. С точки зрения теории, существует множество критериев, классифицирующих налоги, к примеру, субъект назначения (центральные, местные, федеральные бюджеты). По объекту налогообложения выделяют прямые налоги, оплачиваемые непосредственно гражданином страны или юридическим лицом, являющимся резидентом государства, а также косвенные (ими облагаются товары, деятельность и оказание определенного вида услуг).

    Необходимо отметить, что налоговые споры — процесс довольно длительный. Даже определить подсудность в некоторых ситуациях бывает непросто. Ниже будут рассмотрены пути решения конфликтов с фискальными органами, а также варианты, при которых возможно провести досудебное урегулирование налоговых споров.

    Механизм разрешения споров с фискальной службой

    Налоговые споры и их разрешение подразумевает, как правило, обжалование решений инспекторов после проверок, их действия или наоборот — бездействия.
    Существует два варианта того, как можно провести налоговые споры и их разрешение:

  • Досудебный порядок.
  • Решение споров в форме судебного разбирательства.
  • Как показывает практика, второй вариант всегда более эффективен. Поскольку обращение и подача жалоб из инстанции в инстанцию внутри службы ни к чему не приводит. В суде вы имеете право отстаивать свои интересы и объективно оценивать заключение проверки. Обращение осуществляется путем открытия административного производства об обжаловании или признании недействительным акта государственного органа, а подсудность является для них сдерживающим фактором.

    Для успешного проведения судебного разбирательства важно помнить основные требования к исковому заявлению. Разрешение споров имеет четкие временные рамки. Законодательство устанавливает трехмесячный срок для обжалования, с момента принятия решения налоговым органом. Согласно ст. 125 Кодекса административного судопроизводства заявление необходимо подавать в письменной форме, указывая полное наименование суда, в который подается иск. Нужно указать полное название ответчика, с указанием его местонахождения, а также информацию о том, какие именно интересы или нормы законодательства были нарушены. После формирования полного пакета документов, заявление необходимо отправить заказанным письмом с уведомлением — это поможет вам обезопасить себя и представить доказательства при дальнейших тяжбах. Подведомственность споров позволяет ограничить круг заинтересованных сторон и обратиться непосредственно в необходимую инстанцию.

    Еще один сложный вопрос, возникающий при судебном разбирательстве — это подсудность. Статья 138 Налогового Кодекса России предусматривает возможность решать споры в порядке судебного разбирательства. Но определение того, в какой именно суд вам нужно обратиться, является очень сложной задачей. Сразу стоит отметить, что виды налоговых споров не имеют значения, когда вы определяете подсудность. Главный критерий при этом — местонахождение государственного органа и его принадлежность к суду на основании общих принципов административного судопроизводства. В отношении органов ФНС Российской Федерации действует другой принцип — в качестве первой инстанции может рассматриваться только Верховный Суд РФ.

    Обращаясь в суд, истец также должен понимать, каким может быть принятое решение и его последствия. Самый лучший вариант — это признание постановления неправомерным. Вместе с тем, нормативный акт не аннулируется, а сохраняет свою юридическую силу. Также неплохой помощник в данной ситуации — практика коллег или изучение подобных случаев.

    Говоря о сроках разбирательства, налоговые органы обязаны предоставить решение не позднее тридцати дней с момента получения претензии.

    Помимо судебного рассмотрения, существует также возможность обжаловать принятое против вас решение в арбитражном порядке на основании Арбитражно-Процессуального Кодекса.

    Особенности досудебного рассмотрения жалоб

    Досудебный порядок урегулирования налоговых споров — это еще один вариант отстаивания интересов. Среди его главных преимуществ — возможность избежать судебных расходов и сэкономить время, которое требуется для получения ответа по вашей жалобе. Согласно 138 НК РФ, которую мы уже упоминали, досудебное урегулирование налоговых споров обязательно.

    Обжалование акта фискальной службы происходит путем подачи заявления, его условно можно разделить на два вида:

  • в апелляционном порядке обжалуют решения, еще не вступившие в законную силу;
  • вторая категория подразумевает спор по решению, которое уже вступило в законную силу, но при этом налогоплательщик считает, что его права были нарушены.
  • Есть множество примеров того, как правильно провести досудебное урегулирование налоговых споров и какие именно действия могут быть обжалованы, в том числе и в досудебной процедуре. Это и отказ возмещения определенного вида налога, и требование оплатить штраф (пеню) или налог, решение о взыскании дополнительного налога, безосновательный отказ налоговых органов предоставить вычет и т.д.

    Следует помнить, что налогоплательщику для соблюдения требования об обязательном досудебном решении налоговых споров, достаточно направить апелляционную жалобу, соблюдая сроки, установленные Налоговым Кодексом.

    Споры с налоговыми органами допускают возможность представительства интересов налогоплательщика компетентными специалистами. Для этого должны быть соблюдены все необходимые формальности. Законными представителями компании любой формы собственности могут быть только лица, которые имеют право вести дела организации на основании уставных документов или доверенности. Важно помнить, что при необходимости защищать интересы физического лица доверенность должна быть нотариально заверена.

    Государственные органы вправе оставить жалобу без рассмотрения. Практика свидетельствует, что большинство подобных ситуаций происходят по следующим причинам:

  • Невыполнение законодательных требований по оформлению жалобы, недостаточная информация.
  • Налогоплательщик пропустил сроки обжалования.
  • Неправильно определена подсудность.
  • До этого налогоплательщик уже обращался в фискальные органы для обжалования решения на тех же основаниях.
  • Помните, что у специалистов есть пятнадцать дней для того чтобы изучить вашу ситуацию и принять решение. В отдельных случаях только руководитель или его заместитель могут принять решение о том, чтобы продлить срок сбора информации. Заявителю должны сообщить об этом не позже трех дней.

    voprosyuristam.ru

    Налоговые споры и их разрешение

    Налоговые споры как разновидность экономических споров. Общие признаки процессуальных отношений, которые складываются при разрешении налогового спора. Особенности налогового законодательства и судебная практика, способы защиты прав налогоплательщиков.

    Подобные документы

    Налоговые споры как составляющий элемент экономических споров в РФ. Административный и судебный порядок разрешения налогового спора. Актуальные проблемы налоговых споров и предложения по их разрешению в практике ИФНС по Калининскому району г. Челябинска.

    дипломная работа, добавлен 05.02.2013

    Проблемы при защите прав налогоплательщиков. Налоговые споры и решение их в пользу налогоплательщиков. Защита прав налогоплательщиков в арбитражном и конституционном судах. Административный порядок защиты. Возможность апелляций по результатам проверок.

    курсовая работа, добавлен 14.11.2013

    Изучение сущности и понятия налогового спора как экономической категории. Порядок реализации налоговых споров. Анализ урегулирования налоговых споров в досудебном порядке на примере Ростовской области. Споры по вопросам права и факта, процедурные споры.

    курсовая работа, добавлен 16.03.2016

    Исследование основных принципов налогового законодательства. Анализ споров, связанных с применением норм Федерального закона «О налоге с продаж» и соответствующих законов субъектов Российской Федерации. Формирование налоговой базы по налогу на прибыль.

    курсовая работа, добавлен 17.01.2015

    Понятие и содержание земельного спора, его юридическая сторона и нормативно-правовое регулирование. Земельные споры периода СССР и его разновидности на современном этапе. Система органов, рассматривающих данные споры, их полномочия и обязанности.

    курсовая работа, добавлен 15.01.2012

    Развитие налогового законодательства в России, налоговая реформа конца 90-х гг. Понятие налоговой преступности. Сфера криминогенной деятельности и способы нарушения налогового законодательства. Правовая характеристика составов налоговых преступлений.

    курсовая работа, добавлен 20.12.2011

    Понятие, классификация, причины возникновения и стороны трудовых споров. Органы, рассматривающие трудовые споры. Судебная практика, порядок и сроки судебного рассмотрения индивидуальных трудовых споров, исполнение и обжалование решений по ним в суде.

    курсовая работа, добавлен 24.12.2013

    Понятие и сущность индивидуального трудового спора. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров. Разрешение индивидуальных трудовых споров путем проведения переговоров с работодателем, рассмотрением в комиссии по трудовым спорам и в судах.

    курсовая работа, добавлен 30.11.2011

    Содержание и методы налоговой политики. Специальные налоговые режимы по законодательству Российской Федерации. Условия привлечения к ответственности за налоговые правонарушения. Системный подход к применению норм об ответственности за налоговые нарушения.

    контрольная работа, добавлен 09.08.2014

    Финансово-правовая характеристика налоговых споров. Конструкция, процедура и механизм регулирования досудебного решения налогового спора. Особенности и методы совершенствования налогового законодательства и правоприменительной практики в этой сфере.

    дипломная работа, добавлен 16.12.2013

    allbest.ru

    Налоговые споры и проблемы их разрешения Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

    Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Чухнина Г.Я.

    В статье отражена процедура урегулирования налоговых споров , проанализирована динамика рассмотренных дел арбитражными судами , выявлены причины возникновения судебных споров, обобщены проблемы их разрешения и намечены пути совершенствования судебно-арбитражного производства .

    Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Чухнина Г.Я.,

    Текст научной работы на тему «Налоговые споры и проблемы их разрешения»

    налоговые споры и проблемы их разрешения*

    кандидат экономических наук, доцент кафедры теории финансов, кредита и налогообложения

    E-mail: G0703@mail. ru Волгоградский государственный университет

    В статье отражена процедура урегулирования налоговых споров, проанализирована динамика рассмотренных дел арбитражными судами, выявлены причины возникновения судебных споров, обобщены проблемы их разрешения и намечены пути совершенствования судебно-арбитражного производства.

    Ключевые слова: налоговые споры, арбитражный суд, досудебное урегулирование, жалоба, апелляция, кассация, судебно-арбитражное производство.

    Разрешение налоговых споров позволяет устранять ошибки работников налоговых органов, правонарушения налогоплательщиков, а также выявляет большинство пробелов и недостатков действующего налогового законодательства. Недостатки в законодательстве, регулирующем налоговые правоотношения, не только способствуют, но зачастую и провоцируют совершение правонарушений.

    * Статья подготовлена по материалам I Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы теории и практики налогообложения», проходившей 28.11.2012—29.11.2012 в Волгоградском государственном университете.

    Налоговый спор — разногласие, возникающее на основе специфических юридических фактов между налогоплательщиком (налоговым агентом) и уполномоченным государственным органом (образованием) по поводу рассмотрения законности ненормативного правового акта, решения или действия (бездействия) последнего.

    Налоговые споры рассматриваются в рамках гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ (АПК РФ) как дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.

    В процедуре взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками при разрешении налоговых споров существуют два вида урегулирования вопросов: судебное и досудебное (рис. 1).

    С 01.01.2009 установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора между налогоплательщиками и налоговыми органами. В налоговых органах были созданы специальные подразделения налогового аудита по урегулирования налоговых споров в досудебном порядке.

    ММВ-7-7/147@ «Об организации работы по представлению интересов налоговых органов в судах».

    Так, данный приказ ФНС России направлен на выполнение следующих задач:

    — обеспечение контроля за представлением интересов государства при рассмотрении споров с участием налоговых органов судами первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, за направлением в арбитражные суды законных и подтвержденных доказательствами отзывов, апелляционных и кассационных жалоб, а также заявлений о пересмотре судебных актов в порядке надзора;

    — представление в управления ФНС России по субъектам РФ материалов судебных дел и процессуальных документов по оспариваемым суммам требований свыше 5 млн руб.;

    — обеспечение контроля за эффективностью представления в судах интересов налоговых органов в виде проверки наличия доказательств, правовых оснований, допустимости доказательств, а при необходимости в виде обеспечения правового сопровождения по оспариваемым суммам требований свыше 5 млн руб.;

    — представление в Правовое управление ФНС России информации и документов по судебным делам в случае обращения инспекций ФНС России в управления ФНС России по субъектам РФ с информацией о наличии спора по вопросу, рассмотрение которого может иметь значение для формирования судебной практики, вне зависимости от суммы заявленных требований;

    — представление на согласование в управления ФНС России по субъектам РФ проектов заявлений о пересмотре в порядке надзора судебных актов с приложением материалов судебных дел не менее чем за 2 мес. до окончания срока подачи заявления в надзорную инстанцию [8].

    При обращении в арбитражный суд налоговые органы руководствуются прежде всего инструкцией (данные находятся в закрытом виде), которая обязывает инспекции доводить рассмотрение дела до суда, даже если речь идет о незначительных суммах. Иногда это приводит к возникновению абсурдных ситуаций. Так, во исполнение данной инструкции налоговым органам приходится обращаться в суд как первой, так и апелляционной и даже кассационной инстанций с заявлением взыскать суммы, не превышающие и нескольких тысяч рублей.

    Таким образом, затраты непосредственно на доказывание факта совершения налогового правонарушения могут в несколько раз превышать саму сумму задолженности.

    В данном случае необходимо соизмерять суммы затрат с суммами взысканий, поскольку иначе эффективность налогового контроля будет приближаться к нулю. Нам представляется, что одним из вариантов решения проблемы по обязательности направления материалов в арбитражный суд будет взыскание суммы либо ее части, затраченной налоговым инспектором на доказывание факта совершения налогового правонарушения (в случае если суд поддержит

    налоговый орган), непосредственно с нарушителя налогового законодательства.

    Проблема отсутствия возможности представления интересов налогового органа в суде является достаточно специфической. В связи с огромным количеством дел в арбитражных судах юристы в налоговых органах не всегда могут представлять интересы инспекции в судах апелляционной и кассационной инстанций, поскольку они находятся в других субъектах РФ, это требует затрат большого количества времени.

    По нашему мнению, решением проблемы может стать участие налоговых органов в арбитражных процессах посредством конференц-связи. Однако не всегда есть возможность ею воспользоваться, так как, чтобы использовать право на рассмотрение дела с помощью конференц-связи, необходимо обратиться в арбитражный суд с просьбой о таком формате рассмотрения дела до принятия его в производство. Нередки случаи, когда инспекторы пропускают данный срок, в результате чего дела рассматриваются в рамках стандартной процедуры, что является достаточно затратным способом как по времени, так и по средствам, затрачиваемым на «дорожные расходы».

    В налоговом законодательстве (в гл. 16 НК РФ) следует закрепить дисциплинарную, личную материальную ответственность налогового инспектора, принимающего незаконное решение (или не отменяющее таковое), а также имущественную ответственность налоговых органов за принятие таких решений. Помимо этого, необходимо установить прямые обязанности налогового органа по отмене прямо противоречащего закону или складывающейся судебной практике акта и принятию нового — соответствующего закону.

    На наш взгляд, одним из вариантов совершенствования механизма разрешения налоговых споров должна стать борьба с причинами возникновения таких конфликтов. Поэтому к числу подобных мероприятий следует отнести, прежде всего, исключение пробелов и коллизий в законодательстве, порождающих различное толкование норм права. Однако данный способ является долгосрочным и не может разрешить рассматриваемой проблемы единовременно.

    Следующим направлением совершенствования механизма разрешения налоговых споров может стать борьба с уклонением от уплаты налогов при участии налоговых посредников (налоговых консультантов, аудиторских компаний, налоговых и юридических отделов организации и т. п.). В ряде случаев налоговые посредники играют положительную роль, помогая налогоплательщикам разобраться в сложностях налогового законодательства.

    С целью улучшения взаимодействия между налоговыми органами и арбитражными судами, а также в целях повышения эффективности и оптимизации судебно-претензионной работы налоговых органов в ряде областей РФ прошел опытную эксплуатацию проект по взаимодействию с арбитражными судами в электронном виде.

    В арбитражные суды РФ инспекциями были направлены исковые заявления, ходатайства, апелляционные жалобы, кассационные жалобы и другие документы в электронном виде. Отмечено, что использование этого ресурса не только упрощает подачу документов, но и сокращает временные и финансовые затраты на их доставку в суды.

    Данный порядок взаимодействия утвержден приказом Высшего Арбитражного Суда РФ от 12.01.2011 № 1 «Временный порядок подачи документов в арбитражные суды Российской Федерации в электронном виде». В случае если и налогоплательщики, и налоговые органы перейдут на подачу всех процессуальных документов в электронном виде, будет возможным создание «электронного дела».

    В ближайшее время новый порядок будет внедрен в правовую работу всех территориальных налоговых органов Московской области и других областей [6].

    Таким образом, в настоящее время активно проводится работа по разработке мероприятий по совершенствованию налогового законодательства РФ. При этом целесообразно устранять пробелы в действующем законодательстве, сделать его более прозрачным и понятным, бороться с причинами возникновения налоговых споров. Подобная политика позволит сократить загруженность арбитражных судов делами, связанными с исчислением и уплатой налогов, и укрепить уверенность граждан в справедливости налогового закона.

    1. Абанин М. В. Конституционное и арбитражное судопроизводство в системе предупреждения налоговых правонарушений и преступлений // Право и экономика. 2008. № 6 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. garant. ru.

    2. Выступление председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации А. А. Иванова в Совете Федерации 21.09.2009 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www. arbitr. ru/press—centr/news/24663.html.

    3. Гусева Т. А. Судебная практика по налоговым спорам / Т. А. Гусева, А. В. Чуряев. Ростов н/Д.: Деловой двор, 2008 [Электронный ресурс]. Режим доступа:. http://www. garant. ru.

    4. Долгополов О. И. Об ошибках налоговых органов в процессе доказывания // Налоговая политика и практика. 2009. № 8 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. consultant. ru.

    5. Налоговые новости. Информация за 29.03.2011 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. v2b. ru/news/Default.

    6. Налоговые органы Московской области оптимизируют взаимодействие с арбитражными судами / Управление ФНС России по Московской области // Электрон. текстовые дан. Режим доступа: http://www. r50.nalog. ru/imns/imns_50_ 22/3843447/.

    7. Налоговые споры: тенденции арбитражной практики. Интернет-конференция предсе-

    дателя Десятого арбитражного апелляционного суда А. В. Абсалямова [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. garant. ru/ action/ conference/10077/.

    8. Об организации работы по представлению интересов налоговых органов в судах: приказ ФНС России от 09.02.2011 № ММВ-7-7/147@ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www. pro-ficit. ru/index. php? option=com_con tent&view=article&id=810:—9—2011—n—7-7147&catid=17:news&Itemid=40.

    9. Пепеляев С. Г. Проблемы разрешения налоговых споров в РФ [Текст] / С. Г. Пепеляев, В. М. Зарипов // Налоговый вестник. 2006. № 3 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www. garant. ru.

    10. Справка о рассмотрении Арбитражными судами Российской Федерации дел с участием налоговых органов в первом полугодии 2010—2011 // Электрон. текстовые дан. Режим доступа: http:// www. arbitr. ru/.

    11. Справка о рассмотрении Арбитражными судами Российской Федерации дел с участием налоговых органов в первом полугодии 2011—2012 // Электрон. текстовые дан. Режим доступа: http:// www. arbitr. ru/.

    cyberleninka.ru

    Налоговые споры и особенности их рассмотрения. Все ли дороги ведут к истине?

    Ведение бизнеса с соблюдением норм закона не панацея от налоговых споров. Поводов для конфликта с фискальными органами множество: от несогласия с порядком проведения проверки до оспаривания решения о привлечении к ответственности. Каковы шансы налогоплательщиков на успех в суде и как восстановить нарушенные права компании в досудебном порядке? Об этом пойдет речь в нашем обзоре.

    Что понимают под термином «налоговые споры»?

    Налоговый спор — это вид юридического спора между государственным органом и иными участниками налоговых правоотношений по поводу исчисления и уплаты налогов [1] .

    Теоретики утверждают, что всякий спор о налогах и сборах является налоговым, но не всякий конфликт с участием фискальных органов есть налоговый. Этот вида спора характеризуется такими индивидуальными признаками (особенностями):

  • Характером спорного правоотношения. Налоговым является только тот спор, который вытекает из властных отношений по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношений в процессе налогового контроля и обжалования актов и действий налоговых органов.
  • Субъектным составом. Участниками налогового спора с одной стороны выступают налоговые и таможенные органы, а с другой — налогоплательщики (физические, юридические лица, их филиалы, представительства, обособленные подразделения) и другие лица, на которые возложены обязанности по исчислению и уплате налогов, например, кредитные организации.
  • Юридическим неравенством участников. Одна сторона этого спора всегда представляет интересы государства.
  • Протеканием в определенной законом форме (досудебного и судебного конфликта) и разрешением в арбитражном суде.
  • Так, в производстве арбитражных судов субъектов Российской Федерации за первое полугодие 2017 года находилось 16 815 дел, связанных с применением налогового законодательства. По сравнению с показателем за этот же период предыдущего года, количество споров незначительно увеличилось (в 2016 году в указанный период на рассмотрении в судах находилось 16 719 производств этого типа).

    Согласно статистике большинство налоговых споров инициируется фискальными органами и касается взыскания обязательных платежей и санкций. В первом полугодии 2017 года суды субъектов РФ рассмотрели 10 856 таких дел, а в 2016 году — 10 047. При этом требования истцов по данным спорам были удовлетворены только в 1/3 рассмотренных случаев.

    На втором месте по актуальности — дела об оспаривании ненормативных актов налоговых органов и действий должностных лиц. Этот вид налоговых споров, как правило, инициируется субъектами хозяйственной деятельности — предпринимателями и юридическими лицами. Всего в первом полугодии 2017 года в производстве судов находилось 5587 таких дел. Приблизительно половина из них закончилась удовлетворением требований заявителей [2] . Каковы же причины налоговых споров и есть ли возможность предотвратить развитие конфликтов — рассмотрим ниже.

    Причины налоговых споров

    Несмотря на устойчивое стремление налоговой службы снизить количество конфликтов, они все еще остаются одной из наиболее распространенных и сложных категорий дел в арбитражной практике. Очевидно, что мероприятий, проводимых ФНС РФ (формирования единой системы применения закона, учета судебных решений при проведении проверок, улучшения налогового администрирования плательщиков налогов), недостаточно для сокращения числа обращений граждан и компаний в суд. Причиной появления таких споров также является постоянное развитие налогового законодательства, что порождает двусмысленность, неопределенность и противоречие норм друг другу.

    Как свидетельствует судебная статистика [3] , в системе налоговых споров наиболее распространенными являются конфликты по поводу:

  • незаконности нормативных правовых актов в сфере налогов и сборов;
  • незаконности ненормативных правовых актов налоговых органов и действий (бездействия) должностных лиц (в том числе, по поводу отказа от возмещения НДС);
  • взыскания обязательных платежей и санкций (в том числе по поводу взыскания за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках);
  • возврата из бюджета средств, излишне взысканных налоговыми органами либо излишне уплаченных налогоплательщиками;
  • возмещения убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.
  • Так, в первой половине 2017 года по инициативе налоговых органов было начато 10 856 производств о взыскании обязательных платежей и санкций на общую сумму 5 279 936 тысяч рублей, из них 3407 дел закончились удовлетворением исковых требований. Таким образом, с помощью суда налоговой службе удалось взыскать 3 116 179 тысяч рублей.

    В свою очередь, налогоплательщики за этот же период инициировали начало 5587 производств о незаконности действий и бездействий налоговых и таможенных органов, 195 производств о возврате из бюджета излишне взысканных или уплаченных средств, а также 35 производств о возмещении убытков в связи с незаконностью действий налоговых органов. Таким образом, общий объем претензий к государственным органам составил 3 096 532 тысяч рублей, при этом по решению суда было взыскано всего 230 013 тысяч рублей [4] .

    Виды налоговых споров

    Классификация налоговых споров — это скорее вопрос теории, чем практики. Вместе с тем, обобщение конфликтов по конкретному параметру и распределение их на группы позволяет получить наиболее полное представление о поводах, причинах и особенностях этих конфликтов. Чаще всего налоговые споры разделяют по следующим признакам:

    • стороне-инициатору;
    • предмету обжалования;
    • содержанию требований;
    • порядку рассмотрения.
    • В зависимости от инициатора спора выделяют:

    • споры от имени налогоплательщиков;
    • споры по обращениям налоговых, таможенных органов;
    • споры по инициативе иных лиц, вовлеченных в налоговые правоотношения.

    По предмету обжалования все конфликты условно делятся на споры о выполнении фискальных обязательств и споры о восстановлении нарушенных прав незаконными действиями государственных органов. На основании содержания требований, предъявляемых участниками конфликта, их можно разделить на споры о взыскании санкций, недействительности решений налоговых органов, возмещении убытков от незаконных действий должностных лиц. По стадиям рассмотрения все споры делятся на:

    С 1 января 2014 года вступили в действия нововведения, обозначенные в Федеральном законе от 2 июля 2013 года № 153-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации». Теперь досудебный порядок обязателен для всех категорий налоговых споров. Кроме этого, со 2 июня 2016 года начали действовать изменения досудебного урегулирования таких споров, установленные в Федеральном законе от 1 мая 2016 года № 130-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации». Налогоплательщики на этой стадии получили больше возможностей и реальных рычагов влияния на обжалуемые решения налоговых органов. Благодаря этому, по словам руководства ФНС РФ, постепенно удается сокращать количество обращений налогоплательщиков в суд. Например, в 2016 году налоговые органы приняли решение по 21 000 жалоб на результаты камеральных и выездных налоговых проверок. По сравнению с 2015 годом, это меньше на 11%. В пользу инициаторов обращений решения вынесены в 34% случаев [5] . 60% обращений касались налоговых проверок, 40% — составили жалобы на акты органов ненормативного характера и незаконность действий налоговых органов [6] . В то же время, в 2016 году, налогоплательщиками было инициировано 12 297 налоговых споров в суде, и в пользу истцов вынесено 5403 решения, что составляет 43,9% [7] .

    Как правильно использовать доступные инструменты разрешения спора до суда и оперативно отреагировать на злоупотребления властью государственных органов — читайте далее.

    Досудебное урегулирование налоговых споров

    Досудебное урегулирование налоговых споров — это процедура рассмотрения и разрешения обращений, жалоб, апелляционных жалоб на действия, бездействия и решения налоговых органов вышестоящей инстанцией внутри ведомства.

    Право на обжалование действий налоговых органов в административном порядке предусмотрено, в первую очередь, Налоговым кодексом РФ (статьи 137 и 138). Кроме этого, к актуальной правовой базе по этому вопросу следует отнести:

  • Приказ ФНС России от 13 февраля 2013 года № ММВ-7-9/78@ «Об утверждении Концепции развития досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов Российской Федерации на 2013–2018 годы».
  • Постановление Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 года № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации».
  • Информацию ФНС России «О разъяснении порядка досудебного урегулирования налоговых споров» (приведена на сайте www.nalog.ru по состоянию на 31 марта 2014 года).
  • С помощью досудебного порядка урегулирования налоговых споров можно:

  • выразить несогласие с актом проверки и результатами мероприятий налогового контроля;
  • заявить возражение на акт о выявлении фактов налоговых нарушений;
  • обжаловать вступившее или не вступившее в силу решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • обжаловать действия и бездействие налоговых органов.
  • Досудебное урегулирование налоговых споров — это оперативный и действенный метод разрешения конфликтов о приостановлении операций по счетам, о возложении обязанности уплатить налог, пеню, штраф, а также по иным решениям налогового органа, которые требуют быстрого реагирования налогоплательщика.

    Согласно статье 139 НК РФ жалоба на решение и действие налогового органа подается в вышестоящий орган внутри ведомства, но через инстанцию, чье поведение обжалуется. Алгоритм действий в этом случае будет следующим:

  1. Составление жалобы, обращения, апелляционной жалобы.
  2. Подача документов в налоговый орган по месту регистрации налогоплательщика по почте, через интернет (на официальном сайте ФНС России, управлений по субъектам, единого портала государственных услуг) или лично по месту нахождения ведомства.
  3. Участие в рассмотрении жалобы в налоговом органе (по желанию заявителя).
  4. Получение решения по результатам рассмотрения обращения и при необходимости — обращение в суд.

Как свидетельствует практика, возможные варианты решения спора в порядке досудебного урегулирования — это:

  • отмена решения налогового органа о доначислении налога и санкций за его несвоевременную оплату;
  • вынесение решения об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности;
  • отмена решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение правонарушения;
  • признание действий или бездействия налоговых органов неправомерными и принятие мер по устранению допущенных ими нарушений.
  • Среди плюсов процедуры досудебного урегулирования налоговых споров, безусловно, оперативность и простота. Согласно статье 140 НК РФ, срок рассмотрения жалобы и апелляционной жалобы на решение о привлечение к ответственности составляет 1 месяц со дня ее получения, а других жалоб — 15 дней. Продлить этот срок может руководитель налогового органа, но не более чем на 1 месяц и 15 дней соответственно.

    Досудебное урегулирование не требует оплаты государственной пошлины и не несет каких-либо судебных расходов для заявителя. Кроме этого, Закон № 130-ФЗ закрепил возможность налогоплательщика приостановить исполнение решения налогового органа, которое обжалуется, до итогового решения по обращению. Эту процедуру заявитель инициирует самостоятельно и подтверждает свое намерение банковской гарантией.

    Среди минусов досудебного урегулирования налоговых споров — отсутствие права отказаться от этой процедуры, потеря времени в ожидании решения налогового органа, а также низкий процент удовлетворения ведомством требований налогоплательщиков. В ситуации, когда досудебное урегулирование не принесло ожидаемых результатов, необходимо обращаться в суд.

    Налоговые судебные споры

    Разрешение налоговых судебных споров в суде — это процедура обжалования актов налоговых органов ненормативного характера, а также действий или бездействия должностных лиц по поводу налогов и сборов в арбитражном суде. Право на обращение в суд с налоговым спором предусмотрено в статье 138 Налогового кодекса РФ. Участникам таких споров также следует руководствоваться:

  • положениями Арбитражного процессуального кодекса и Налогового кодекса РФ;
  • правовыми позициями, отраженными в судебных актах Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ;
  • законами и подзаконными нормативно-правовыми актами, которые регулируют предмет спора.
  • В результате удовлетворения требований заявителя в судебном порядке решения налоговых органов по вопросам доначисления налогов, наложения штрафных санкций за несвоевременную уплату налога, привлечение налогоплательщика к ответственности, а также другим поводам могут быть признаны недействительными, а действия или бездействие — незаконными. Решение суда в пользу заявителя позволяет восстановить нарушенные права и получить возмещение ущерба.

    Причины обращения налогоплательщиков в суд, как правило, следующие:

  • несоответствие акта налогового или таможенного органа закону или иному нормативно-правовому акту;
  • нарушение действиями налоговых органов прав и интересов налогоплательщиков в экономической деятельности;
  • возложение налоговыми органами на заявителя незаконных обязанностей;
  • создание налоговыми органами искусственных препятствий нормальному ведению предпринимательства и иной экономической деятельности.
  • Процедура разрешения налогового спора в суде состоит из таких этапов:

  • получение заявителем решения налогового органа в порядке досудебного урегулирования спора;
  • составление заявления;
  • подача его в арбитражный суд;
  • участие в судебном рассмотрении дела;
  • получение на руки решения суда по предмету спора.
  • Согласно АПК РФ заявление по налоговому спору подается в течение 3 месяцев со дня, когда заявителю стало известно о нарушении его прав. Как правило, такие дела рассматриваются в суде в течение 3 месяцев со дня поступления, однако в особых случаях срок рассмотрения может быть продлен до 6 месяцев.

    Особенность рассмотрения налогового спора в суде — наличие у заявителя жалобы, которая подавалась в порядке досудебного урегулирования спора. Такое обращение фактически является основой для искового заявления. Существенно, что при споре с налоговым органом именно последний обязан доказывать правомерность своих действий. В отношении истца в этом случае действует презумпция правомерности действий. Вариантами разрешения спора в пользу заявителя в арбитражном суде являются:

  • отмена полностью или частично решения налогового органа;
  • признание действия иди бездействия незаконным;
  • возложение судом на налоговый орган обязанности совершить требуемые действия.
  • По сравнению с вышестоящим налоговым органом суд, безусловно, обладает беспристрастностью и непредвзятостью, что дает налогоплательщику больше шансов на восстановление нарушенных прав. В ходе судебного рассмотрения спора заявитель может ходатайствовать о приостановлении выполнения оспариваемого решения, банковскую гарантию в этом случае предоставлять не нужно. Вместе с тем судебный спор требует значительно большего количества затрат как материального, так и нематериального характера. Речь идет об оплате судебного сбора, судебных издержках, временных и интеллектуальных затратах.

    Налоговые споры — особая категория судебных споров, которая является индикатором состояния взаимоотношений налогоплательщиков и фискальной службы. Несмотря на современные возможности стадии досудебного урегулирования, судебное обжалование решений и действий налоговых органов продолжает оставаться актуальным.

    Услуги налогового юриста: зачем они нужны?

    В ситуации, когда досудебное урегулирование не приносит ожидаемых результатов, руководителям организации приходится инициировать судебный спор. Стоит ли обращаться к услугам профессиональных налоговых юристов или с этой проблемой может справиться штатный специалист широкого профиля? На этот вопрос нам ответил к.ю.н., руководитель налоговой практики КСК групп Роман Шишкин:

    «Самый важный этап в процессе судебного обжалования решения или действия налогового органа — подготовка позиции клиента. Как правило, она начинается с экспертизы оспариваемого акта на предмет нарушения прав заявителя. Только опытный налоговый юрист может реально оценить шансы успешного урегулирования налогового спора в суде. Такой подход позволяет клиенту минимизировать временные и финансовые затраты и инициировать только тот спор, который имеет перспективу.

    В результате экспертизы решений налоговых органов специалисты КСК групп могут заранее установить, какова вероятность разрешения конфликта в пользу клиента, какую часть решения фискальной службы можно отменить, какие аргументы использовать для отстаивания позиции в суде. По нашему мнению, основная задача юриста в споре с налоговым органом — максимально быстро восстановить нарушенные права компании и не допустить их ущемления в дальнейшем. Для этого еще на начальном этапе спора мы добиваемся запрета на принудительное взыскание и наложение ареста на имущество».

    P.S. КСК групп — аудиторско-консалтинговая компания с более чем 20-летней историей на российском рынке, по итогам 2016 года занимает 3-е место в сфере юридического консалтинга (данные «Эксперт РА», 2017) [8] .

    Передача дела по сопровождению налоговых споров на аутсорсинг опытным юристам позволяет решить сразу весь комплекс актуальных вопросов: от подготовки и организации проведения выездных налоговых проверок до возмещения ущерба в результате неправомерных решений сотрудников налоговой службы.

    Урегулировать налоговый спор можно еще на досудебном этапе, обжаловав акты проверяющих служб.

    Основания для появления налоговых споров можно исключить еще на стадии подготовки налоговой проверки благодаря аудиту налога на прибыль, выполненных начислений по НДС, уплаты НДФЛ, а также правильному формированию налоговых документов.

    Для оценки налоговых рисков и поиска решений их минимизации можно воспользоваться аналогом выездной налоговой проверки.

    Бухгалтерское и налоговое консультирование дает возможность выработать грамотную стратегию взаимодействия с налоговыми органами и исключить возникновения непредвиденных штрафов или более серьезных санкций.

    Получить квалифицированную помощь в вопросах решения налоговых споров можно, выбрав аутсорсинг.

    aif.ru