Транспортный налог для организаций с 2016 года

Обновление: 22 декабря 2016 г.

Вопросы исчисления и уплаты транспортного налога для организаций касаются почти всех налогоплательщиков, поскольку на большинство компаний зарегистрированы те или иные транспортные средства. Организациям следует учитывать изменения законодательства по транспортному налогу, применяемые начиная с 2016 года при заполнении налоговой отчетности за 2016 год, с которыми можно ознакомиться в настоящей статье.

Плательщики транспортного налога в 2016 году

Рассматривая вопросы исчисления и уплаты транспортного налога организациями, следует помнить, что указанный налог является региональным и субъекту РФ в лице законодательных органов принадлежит право устанавливать его отдельные элементы в пределах Кодекса. Следовательно, организациям следует обращаться не только к положениям Кодекса, но и к законодательству региона, где транспортное средство состоит на учете. Здесь также важно помнить, что законодательство не статично и может достаточно часто меняться, соответственно, при расчете транспортного налога необходимо уточнять, имеется ли «свежая» редакция закона о транспортном налоге, где, например, изменена ставка.

Прежде чем перейти к расчету транспортного налога для юридических лиц и заполнению декларации, нужно определиться, является ли ваша организация плательщиком транспортного налога. Согласно нормам Кодекса налогоплательщиками являются лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. До того, чтобы непосредственно приступить к заполнению налоговой декларации, организации необходимо провести ревизию транспортных средств, числившихся за ней в течение всего 2016 года, даже уже реализованных.

Налоговую декларацию нужно составлять только в том случае, если за организацией зарегистрированы транспортные средства, указанные в установленном Кодексом перечне. Объектом налогообложения по транспортному налогу могут являться не только наземные, но и водные и воздушные транспортные средства. При этом указанные транспортные средства должны быть зарегистрированы по законодательству РФ. В ряде случаев, прямо указанных в Кодексе, например, в отношении транспортных средств, находящихся в розыске, представлять в налоговый орган декларацию, рассчитывать и уплачивать налог не нужно. Вместе с тем указанное освобождение будет применимо, если факт кражи, угона возможно подтвердить документами соответствующих правоохранительных органов.

Расчет налога и заполнение декларации по транспортному налогу для организаций, как правило, не вызывает трудностей. Необходимо корректно заполнить все строки формы налоговой декларации (отметим, что с 2016 года будет применяться новая форма), при этом можно руководствоваться утвержденным порядком ее заполнения и приложениями к ней. Целесообразнее начинать заполнение декларации с раздела 2, в который вносятся данные, позволяющие идентифицировать транспортное средство, а также рассчитать налог по нему с учетом различных видов льгот. Требуемые формой данные необходимо указать в отношении каждого транспортного средства организации. В разделе 1 декларации отражаются сведения об уплаченных суммах авансовых платежей и выводится итоговая цифра налога за год.

Изменения в законодательстве, применяемые с 2016 года

Транспортный налог организаций с 2016 года существенно не изменился. Вместе с тем с рядом изменений законодательства организациям следует ознакомиться. Рассмотрим наиболее важные из них.

  • Федеральным законом от 03.07.2016 N 249-ФЗ внесены изменения в Кодекс по вопросам уплаты транспортного налога организациями. Теперь следует учесть появление новой льготы по транспортному налогу, которая вместе с тем касается не всех налогоплательщиков. Речь идет об организациях, за которыми зарегистрированы транспортные средства с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн, внесенные в специальный реестр. С 2016 года таким организациям будет предоставлен новый вид налоговой льготы, а именно сумма исчисленного налога по итогам налогового периода может быть уменьшена на уплаченные суммы в отношении этого транспортного средства в данном налоговом периоде. Если же после произведения расчетов сумм налога к уплате в бюджет она окажется отрицательной, то получившаяся разница компенсироваться из бюджета не будет, размер налога в таком случае будет признан равным нулю.
  • Налоговые органы будут ежегодно до 15 февраля получать сведения из реестра. Порядок предоставления таких сведений планируется определить отдельно.

    Одновременно вносимыми изменениями налогоплательщикам разрешено не уплачивать ежеквартальные авансовые платежи по транспортному налогу по таким транспортным средствам.

  • Также внесены поправки в Кодекс Федеральным законом от 29.12.2015 N 396-ФЗ , которые вступили в силу с 1 января 2016 года. Указанные изменения конкретизируют, как рассчитывается транспортный налог для юридических лиц за тот месяц, в котором произошел переход права собственности от одного субъекта к другому. Согласно новым правилам становится урегулированным вопрос, кто в таком случае будет являться плательщиком транспортного налога – продавец или покупатель.
  • Если регистрация транспортного средства произошла до 15 числа месяца включительно или снятие транспортного средства с регистрации осуществлено после 15 числа месяца, этот месяц признается полным для исчисления и уплаты транспортного налога. Наоборот, симметричным образом, в случае регистрации организацией транспортного средства после 15 числа месяца или снятия транспортного средства с регистрации до 15 числа месяца включительно, указанный месяц не должен учитывается в формуле расчета налога (при определении коэффициента).

    Соответственно, в настоящее время исключены ситуации, когда за один и тот же месяц налог уплачивался и покупателем, и продавцом транспортного средства одновременно. Во избежание случаев излишней уплаты налога за реализованное либо приобретенное транспортное средство в бюджет организациям следует принять во внимание рассмотренные изменения законодательства и применять их на практике при расчете суммы налога к уплате.

  • Продолжая говорить об изменениях Кодекса по регулированию вопросов, связанных с транспортным налогом для организаций в 2016 году, можно отметить и конкретизацию положений Кодекса в части учета повышающих коэффициентов для расчета налога по так называемым «дорогостоящим» автомобилям (стоимостью начиная от 3 млн рублей). Теперь перечень таких автомобилей должен быть размещен на сайте Минпромторга России в установленные Кодексом сроки (не позднее 1 марта), и этот перечень будет применяться только в отношении налогового периода, в котором он публикуется (не в предыдущем и не в следующем налоговых периодах).
  • glavkniga.ru

    Азбука финансов

    Транспортный налог

    Транспортный налог устанавливается и вводится в действие законами субъектов РФ и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта, при этом в главе 28 «Транспортный налог» НК РФ, определены конкретные налоговые ставки, которые могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ, но не более чем в пять раз.

    К компетенции законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ (в случае с г. Москвой это Городская Дума) отнесено установление порядка и сроков уплаты налога, формы отчетности, а также налоговых льгот, основания и порядок их применения.

    Лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, на основании ст. 357 НК РФ признаются налогоплательщиками транспортного налога. Налогоплательщиками могут быть как физические, так и юридические лица независимо от того, используют ли они транспортное средство сами или передали другому лицу на основании доверенности.

    Субъекты РФ в соответствии с положениями Налогового кодекса вправе устанавливать льготы по данному налогу. В частности, Законом г. Москвы от 23 октября 2002 г. № 48 от уплаты транспортного налога освобождены:

    • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, граждане, награжденные орденом Славы трех степеней;
    • категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, а также некоторые другие.
    • Перечень транспортных средств, которые являются объектом налогообложения транспортным налогом:

    • автотранспортные средства (автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу);
    • воздушные транспортные средства (самолеты, вертолеты);
    • водные транспортные средства (теплоходы, яхты, парусные суда, катера, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда, и пр.);
    • снегоходы;
    • мотосани.

    При этом указанные транспортные средства должны быть зарегистрированы в установленном законом порядке.

    Некоторые транспортные средства освобождены от обложения транспортным налогом, например, легковые автомобили, специально оборудованные для использования инвалидами; весельные и моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил; промысловые морские и речные суда; транспортные средства, находящиеся в розыске, если факт его угона подтвержден документом, выдаваемым органами внутренних дел.

    Налоговая база по транспортному налогу зависит от вида транспортного средства (ст. 359 НК РФ)

    Вид транспортного средства (ТС)

    Обычные ТС, имеющие двигатель

    Мощность двигателя в лошадиных силах. Если в документации на транспортное средство мощность двигателя указана в кВт, то производится перерасчет в лошадиные силы, путем умножения мощности двигателя, выраженной в кВт на множитель 1,35962.

    Воздушные ТС, для которых определяется тяга реактивного двигателя

    Суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей данного средства

    Водный несамоходный (буксируемый) транспорт

    Валовая вместимость в регистровых тоннах

    Остальные водные и воздушные ТС

    Данные о мощности двигателя содержатся в технической документации на транспортное средство, а также указываются в регистрационных документах.

    Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, представляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ, при этом п. 1 ст. 363 НК РФ установлено, что уплата транспортного налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств.

    В соответствии с установленными налоговым законодательством правилами, налоговые органы направляют гражданам уведомления об уплате транспортного налога, при этом налогоплательщик — физическое лицо, получивший налоговое уведомление обязан в установленный законом срок (не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом) уплатить сумму транспортного налога. Несвоевременная же уплата налога влечет за собой санкции, аналогичные применяемым в случае нарушения гражданами обязанности по уплате налога на имущество физических лиц.

    Что касается часто используемого гражданами способа отчуждения автотранспортного средства, так называемая «продажа по доверенности», то необходимо отметить, что т.к. налогоплательщиком транспортного налога является лицо, на которое зарегистрировано автотранспортное средство (ст. 357 НК РФ), а передача прав собственности не может быть предметом доверенности, то и ответственным за уплату налога, остается его владелец, а обязанность налогоплательщика по уплате налога прекращается только с момента снятия транспортного средства с регистрационного учета.

    В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового периода (календарного года) исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента. Он определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.

    К-т = число полных месяцев, в течении котроых ТС было зарегистрировано на налогоплательщика/ 12 месяцев

    При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.

    Например: Иван Внедорожный 1 марта 2007 г. приобрел в собственность автомобиль с мощностью двигателя 320 л.с. Автомобиль зарегистрирован в г. Москве. Ставка транспортного налога для автомобилей, мощностью более 250 л.с., — 100 руб./л.с. За 2007 г. Иван уплатит налог в размере 26 667 руб. (320 х 100 х 10/12)

    www.azbukafinansov.ru

    Налогоплательщиками транспортного налога могут являться лица

    ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ — ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ

    Транспортный налог, установленный российским налоговым законодательством, — региональный налог, формирующий доходную базу региональных бюджетов, отнесенный к имущественным налогам, взимаемым вне зависимости от использования имущества в хозяйственной деятельности или в личных целях.
    В этой статье мы рассмотрим общие положения, касающиеся транспортного налога, а также расскажем о том, кто признается его плательщиком.

    Как Вы знаете, в Российской Федерации устанавливаются федеральные, региональные и местные налоги и сборы. Транспортный налог отнесен статьей 14 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) к числу региональных налогов. Устанавливая региональные налоги, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации определяют в порядке и пределах, предусмотренных НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены НК РФ (пункт 3 статьи 12 НК РФ). Иные элементы налогообложения по региональным налогам, а также налогоплательщики определяются НК РФ.
    Напомним, что налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база и налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки его уплаты. Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения (статья 17 НК РФ).
    При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения, и акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы так, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы, страховые взносы), когда и в каком порядке он должен платить (пункт 6 статьи 3 НК РФ).

    Транспортный налог регулируется главой 28 «Транспортный налог» части второй НК РФ, причем статья 356 НК РФ, устанавливающая общие положения по транспортному налогу, практически повторяет процитированные нами выше положения части первой НК РФ, касающиеся порядка установления региональных налогов. Тем не менее, мы еще раз повторим, что транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге, вводится в действие законами субъектов и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

    Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

    В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
    Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
    Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

    www.referent.ru

    Статья 357 НК РФ. Налогоплательщики (действующая редакция)

    Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе — налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

    По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования настоящего Федерального закона, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств.

    Часть третья утратила силу с 1 января 2017 года. — Федеральные законы от 01.12.2007 N 310-ФЗ, от 30.07.2010 N 242-ФЗ.

    Не признаются налогоплательщиками FIFA (Federation Internationale de Football Association) и дочерние организации FIFA, указанные в Федеральном законе «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

    Не признаются налогоплательщиками конфедерации, национальные футбольные ассоциации (в том числе Российский футбольный союз), Организационный комитет «Россия-2018», дочерние организации Организационного комитета «Россия-2018», производители медиаинформации FIFA, поставщики товаров (работ, услуг) FIFA, указанные в Федеральном законе «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в отношении транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности и используемых только в целях осуществления мероприятий, предусмотренных указанным Федеральным законом.

    Комментарий к ст. 357 НК РФ

    1. Согласно ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых НК РФ возложена обязанность по уплате соответствующего налога.

    Для целей НК РФ под организацией понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ (российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации (иностранные организации) (ст. 11 НК РФ).

    В свою очередь под физическими лицами для целей налогообложения понимаются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, включая индивидуальных предпринимателей — физических лиц, зарегистрированных в установленном порядке и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частных нотариусов, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты.

    В соответствии с абз. 1 комментируемой статьи плательщиками транспортного налога признаются только те организации и физические лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, являющиеся объектом налогообложения согласно ст. 358 НК РФ (см. комментарий к ст. 358 НК РФ).

    Признание юридических и физических лиц налогоплательщиками производится на основании сведений о транспортных средствах и лицах, на которые эти транспортные средства зарегистрированы, поступивших в порядке, предусмотренном ст. 362 НК РФ, от уполномоченных органов.

    Все транспортные средства, подлежащие обложению транспортным налогом, можно разделить на три основные группы: наземные, воздушные и водные. Для более точного определения субъектного состава лиц, у которых возникает обязанность по уплате транспортного налога, необходимо руководствоваться подзаконными нормативными актами, регулирующими порядок регистрации конкретных транспортных средств.

    2. Допуск наземных транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении, осуществляется путем их регистрации в уполномоченных органах и выдачи соответствующих документов (ст. 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

    Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории РФ» (в ред. от 7 мая 2003 г.) (далее — Постановление Правительства РФ N 938) собственники либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях наземными транспортными средствами, обязаны зарегистрировать их в уполномоченных органах.

    Исключение предусмотрено только для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговлю транспортными средствами, в отношении транспортных средств, предназначенных для продажи.

    При этом функции регистрации автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования, осуществляют подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России (далее — подразделения ГИБДД), а в отношении тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также автомототранспортных средств, не предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования, — государственные инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники органов исполнительной власти субъектов РФ (далее — органы гостехнадзора). В ведение таможенных органов входит регистрация транспортных средств, зарегистрированных в других странах и временно находящихся на территории Российской Федерации сроком до 6 месяцев.

    В развитие Постановления Правительства РФ N 938 Приказом МВД России от 27 января 2003 г. N 59 «О порядке регистрации транспортных средств» (в ред. от 22 декабря 2003 г.) были утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД России (далее — Правила МВД России).

    По общему правилу наземные транспортные средства регистрируются только за собственниками — юридическими и физическими лицами, указанными в паспортах транспортных средств, в справках-счетах, выдаваемых торговыми организациями и предпринимателями, либо в заключенных в установленном порядке договорах или иных документах, удостоверяющих право собственности на транспортные средства в соответствии с законодательством РФ. На основании подп. «ж» п. 35 Правил МВД России к иным документам, удостоверяющим право собственности на транспортные средства, могут относиться:

    — документы, выдаваемые таможенными органами на транспортные средства, ввезенные на территорию РФ;

    — документы, выдаваемые органами социальной защиты населения о выделении транспортных средств инвалидам, либо об изменении права собственности на такие транспортные средства в порядке, установленном законодательством РФ;

    — решения судов, судебные приказы, постановления органов принудительного исполнения по исполнению судебных актов;

    — выписки из передаточных актов (касающиеся транспортных средств) при слиянии юридических лиц, присоединении юридического лица к другому юридическому лицу или преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы);

    — выписки из разделительного баланса (касающиеся транспортных средств) при разделении юридического лица либо при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц;

    — договоры, свидетельства о праве на наследство и другие документы на право собственности, заключенные и (или) составленные в соответствии с законодательством или международными договорами РФ.

    Регистрация в ГИБДД транспортных средств за юридическими лицами осуществляется по месту нахождения юридических лиц, определяемому местом их государственной регистрации (п. 22 Правил МВД России). На основании п. 2 ст. 8 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в ред. от 23 декабря 2003 г.) государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа — по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

    Если же транспортное средство, принадлежащее юридическому лицу, используется его филиалом, то оно регистрируется за организацией по месту нахождения филиала (п. п. 12.1, 51 Правил МВД России). При этом на основании подп. «и» п. 35 Правил МВД России при регистрации транспортных средств за юридическими лицами по месту нахождения филиалов (представительств, корреспондентских пунктов), являющихся обособленными подразделениями юридических лиц и указанных в учредительных документах создавших их юридических лиц, дополнительно представляются:

    — свидетельство налогового органа по месту нахождения филиала (представительства, корреспондентского пункта), подтверждающее постановку юридического лица на учет в данном налоговом органе с указанием его ИНН;

    — положение о филиале (представительстве), утвержденное создавшим его юридическим лицом;

    — приказ (распоряжение) юридического лица о наделении филиала (представительства) транспортными средствами, в том числе приобретаемыми филиалом (представительством) на основании доверенности для юридического лица (для филиалов (представительств) российских юридических лиц);

    — доверенность, выданная юридическим лицом руководителю филиала (представительства, корреспондентского пункта) на право представления полномочий юридического лица перед третьими лицами;

    — документы, подтверждающие аккредитацию (регистрацию, создание) филиала (представительства, корреспондентского пункта) на территории РФ (для филиалов и представительств иностранных юридических лиц).

    За физическим лицом транспортные средства регистрируются по месту жительства, указанному в паспорте или в свидетельстве о регистрации по месту жительства собственников, выдаваемом органами внутренних дел, а при их отсутствии — органами местного самоуправления. Если физическое лицо, имеющее регистрацию по месту жительства и обладающее на праве собственности транспортным средством, не зарегистрировало его в ГИБДД по обстоятельствам, не позволяющим обратиться в подразделение ГИБДД по месту жительства (проживание в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, длительная командировка, военная служба, учеба, работа на судах дальнего плавания), то оно имеет право зарегистрировать его по месту пребывания. В исключительных случаях решение о регистрации транспортных средств по месту пребывания собственников транспортных средств принимается главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения субъектов РФ, начальниками УВД (ОВД) в закрытых административно-территориальных образованиях и на особо важных и иных режимных объектах либо их заместителями.

    Регистрация транспортных средств за физическими лицами, не имеющими регистрации по месту жительства, производится на срок действия регистрации по месту пребывания указанных лиц. Регистрация транспортных средств, принадлежащих беженцам и вынужденным переселенцам, имеющим удостоверения, подтверждающие их статус, производится по зарегистрированному месту пребывания указанных лиц. При этом на транспортные средства, принадлежащие беженцам или вынужденным переселенцам, ввезенные на территорию РФ, представляются документы, подтверждающие проведение в установленном порядке таможенного оформления этих транспортных средств (п. 24 Правил МВД России).

    Таким образом, по общему правилу в подразделениях ГИБДД регистрация наземных транспортных средств производится только за собственниками по месту нахождения юридического лица (его филиала, представительства), указанному в уставных документах, и по месту жительства (месту пребывания) физического лица (индивидуального предпринимателя), указанного в паспорте (иных регистрационных документах).

    Юридические лица (индивидуальные предприниматели), занимающиеся торговлей транспортными средствами, вообще не регистрируют в ГИБДД транспортные средства, предназначенные для перепродажи.

    Еще одним случаем, когда транспортные средства могут быть зарегистрированы не за собственником, является сдача транспортных средств в лизинг. В соответствии с п. 2 ст. 20 Закона от 29 октября 1998 г. N 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (в ред. от 29 января 2002 г., с изм. от 23 декабря 2003 г.) (далее — Закон о финансовой аренде) предметы лизинга, подлежащие регистрации в государственных органах (транспортные средства, оборудование повышенной опасности и другие предметы лизинга), регистрируются по соглашению сторон на имя лизингодателя либо лизингополучателя.

    В развитие положений указанного Закона п. 52 Правил МВД России определяется порядок регистрации в ГИБДД транспортных средств, сданных в лизинг. Так, транспортные средства, переданные лизингодателем лизингополучателю на основании договора лизинга, предусматривающего регистрацию транспортных средств за лизингополучателем, временно регистрируются за лизингополучателем на срок действия договора по месту нахождения лизингополучателя или его филиала (представительства) на основании договора лизинга и паспорта транспортного средства.

    Если транспортные средства не зарегистрированы за лизингодателем, дополнительно представляются:

    — документы, удостоверяющие право собственности лизингодателя на транспортные средства;

    — документы, выданные таможенными органами при временном ввозе транспортных средств на территорию РФ;

    — документы, предусмотренные подп. «и» п. 35 Правил МВД России, в случае временной регистрации транспортных средств за лизингополучателем по месту нахождения его филиала (представительства).

    Временная регистрация транспортных средств за лизингополучателем производится с выдачей свидетельств о регистрации транспортных средств и регистрационных знаков на срок, указанный в договоре лизинга, либо в документах, выдаваемых таможенными органами при временном ввозе транспортных средств на территорию РФ.

    Транспортные средства, зарегистрированные за лизингодателем или временно зарегистрированные за лизингополучателем на основании договора лизинга, предусматривающего переход права собственности к лизингополучателю, снимаются с соответствующих учетов и регистрируются за лизингополучателем на основании письменного подтверждения лизингодателем перехода права собственности на транспортные средства. По окончании срока действия договора лизинга, не предусматривающего перехода права собственности к лизингополучателю, транспортные средства снимаются с соответствующих учетов и могут быть зарегистрированы за лизингополучателем только на основании документов, удостоверяющих право собственности лизингополучателя на такие транспортные средства, а также паспортов транспортных средств.

    Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ N 938 собственники или владельцы транспортных средств обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях ГИБДД или органах гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством порядке.

    До принятия Постановления Правительства РФ от 12 августа 2004 N 408, внесшего изменения в Постановление Правительства РФ N 938, собственники обязаны были снимать автотранспортные средства перед заключением договора о прекращении права собственности на транспортные средства. Однако данная норма была признана недействующей еще решением Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. N ГКПИ 2003-635. В связи с данным решением Верховного Суда РФ Постановлением Правительства РФ от 12 августа 2004 г. N 408 были внесены соответствующие изменения.

    Под изменением места регистрации собственника (законного владельца) понимаются изменение места регистрации физического лица или места нахождения юридического лица (юридического адреса), по которому они зарегистрированы, если новое место регистрации или место нахождения юридического лица (юридический адрес) находится за пределами территории, на которую распространяется деятельность подразделения ГИБДД, зарегистрировавшего транспортное средство; либо вывоз транспортных средств за пределы Российской Федерации на постоянное пребывание; либо возникновение иных оснований для изменения места регистрации транспортных средств.

    Таким образом, основным отличием транспортного налога от ранее существовавшего налога с владельцев транспортных средств в отношении налогоплательщиков является то, что раньше налог платил тот, кто эксплуатировал транспортное средство, теперь же налог уплачивается собственниками зарегистрированных транспортных средств.

    При этом собственникам транспортных средств, не использующим их по какой-либо причине, все равно придется платить транспортный налог до момента их снятия с регистрации. Поэтому тем из них, кто не применяет транспортные средства вследствие их негодности, следует в установленном законом порядке провести процедуру ликвидации регистрации и снять их с учета. Данное положение не относится к транспортным средствам, находящимся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом, поскольку согласно подпункт 7 п. 2 ст. 358 НК РФ (см. комментарий к ст. 358 НК РФ) такой транспорт не признается объектом налогообложения.

    3. В отношении тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования, следует руководствоваться Правилами государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ, утвержденными Минсельхозпродом России 16 января 1995 г. (зарегистрировано в Минюсте России 27 января 1995 г. N 785) (далее — Правила Минсельхозпрода России).

    Функции регистрации указанных видов транспортных средств возложены на органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ (далее — органы гостехнадзора). Согласно Положению о государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 13 декабря 1993 г. N 1291 (в ред. от 7 мая 2003 г.), в систему органов гостехнадзора входят Главная государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Министерства сельского хозяйства РФ (Главгостехнадзор России) и государственные инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники органов исполнительной власти субъектов РФ с соответствующими государственными инспекциями городов и районов.

    Субъектный состав лиц, обязанных регистрировать соответствующие транспортные средства в органах гостехнадзора, аналогичен лицам, обязанным зарегистрировать транспорт в подразделениях ГИБДД. Так, согласно п. 2.1 Правил Минсельхозпрода России машины регистрируются за юридическим или физическим лицом, указанным в документе, подтверждающем их право собственности, и в паспорте транспортного средства (самоходной машины и других видов техники). Машины регистрируются за физическими лицами по постоянному или временному их месту жительства (на срок временного проживания), указанному в паспорте собственника машины, а за юридическими лицами — по их юридическому адресу, указанному в учредительных документах.

    Обязательной регистрации не подлежат транспортные средства до их реализации предприятиями-изготовителями, а также в случаях, когда они приняты для продажи организациями, учреждениями или гражданами-предпринимателями, осуществляющими торговлю ими на основании лицензий.

    С учетом положений ст. 20 Закона о финансовой аренде тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные транспортные средства, сданные в лизинг, могут регистрироваться в органах гостехнадзора по соглашению сторон как за лизингодателем (собственником), так и за лизингополучателем. Однако Правилами Минсельхозпрода России не предусмотрен конкретный порядок регистрации транспорта, переданного по договору лизинга.

    4. На основании п. п. 2, 6 Постановления Правительства РФ N 938 Приказом ГТК России от 2 марта 1995 г. N 137 были утверждены Временные правила регистрации и учета таможенными органами транспортных средств, зарегистрированных в других странах и временно находящихся в РФ сроком до 6 месяцев (далее — Временные правила ГТК России). Транспортные средства, временно ввозимые в РФ на срок 6 месяцев и более, подлежат регистрации в подразделениях ГИБДД МВД России либо в органах гостехнадзора.

    Исходя из содержания положений параграфа 3 гл. 18 и гл. 22 Таможенного кодекса Российской Федерации от 28 мая 2003 г. N 61 (далее — ТК РФ), временно ввозимые транспортные средства перемещаются через таможенную границу в соответствии с таможенными режимами временного ввоза либо международного таможенного транзита.

    Согласно Временным правилам ГТК России регистрации в таможенных органах подлежат автомототранспортные средства и другие виды самоходной и несамоходной техники, используемые для международных перевозок пассажиров и товаров, а также средства наземного транспорта, ввозимые на таможенную территорию РФ в качестве товара, с рабочим объемом двигателя более 50 куб. см, классифицируемые в товарных позициях Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) за номерами 8701 — 8705, 8709, 8711, 8716, 871690. Однако следует помнить, что данное требование не распространяется на организации и предпринимателей, осуществляющих торговлю транспортом, в отношении транспортных средств, предназначенных для продажи на территории РФ.

    При этом регистрации подлежат только те транспортные средства, которые зарегистрированы в других странах и ввозятся на таможенную территорию РФ на срок до 6 месяцев в соответствии с таможенными режимами временного ввоза и транзита, независимо от их принадлежности и страны вывоза. Согласно п. 1.4 Временных правил ГТК России временно ввозимые транспортные средства, не предназначенные для эксплуатации на территории РФ в связи с характером их ввоза, не подлежат регистрации таможенными органами.

    На срок временного пребывания транспортного средства на территории РФ таможенными органами выдается удостоверение владельцу или уполномоченному им лицу либо лицу, управляющему транспортным средством (п. 3.2 Временных правил ГТК России). В отношении транспортных средств, эксплуатируемых с прицепами, допускается оформление одного удостоверения на само транспортное средство и на прицеп. При вывозе из РФ транспортного средства, зарегистрированного таможенными органами, либо при окончании срока действия удостоверения удостоверение изымается таможенным органом пункта пропуска на таможенной границе РФ.

    Исходя из порядка регистрации и таможенного оформления транспортных средств, ввозимых на срок не более 6 месяцев, удостоверение, подтверждающее регистрацию, выдается уполномоченному владельцу транспорта, которым не обязательно может быть собственник. При этом уполномоченным владельцем могут быть как российские организации, граждане РФ, так и иностранные корпорации, иностранные граждане, имеющие право владения и (или) право пользования товарами на таможенной территории РФ, а также иные лица, выступающие в качестве, достаточном в соответствии с гражданским законодательством РФ и ТК РФ для совершения юридически значимых действий от собственного имени с товарами, находящимися под таможенным контролем (ст. 16 ТК РФ).

    С момента регистрации у уполномоченного владельца возникает обязанность по уплате транспортного налога в субъекте РФ, где расположен таможенный орган, зарегистрировавший временно ввезенное транспортное средство.

    Согласно п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) морские суда и суда внутреннего плавания относятся к объектам недвижимого имущества, подлежащего государственной регистрации. При этом регистрируются право собственности и иные вещные права на недвижимые вещи, а также ограничения этих прав (ст. 131 ГК РФ).

    5. В развитие положений ГК РФ гл. 3 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ (в ред. от 30 июня 2003 г.) (далее — КТМ РФ) определен общий порядок регистрации морских судов и прав на них.

    Правила КТМ РФ распространяются на морские суда во время их плавания по морским и внутренним водным путям, на суда внутреннего плавания, на суда смешанного (река-море) плавания во время их плавания по морским путям, а также по внутренним водным путям при осуществлении перевозок грузов, пассажиров и их багажа с заходом в иностранный морской порт, во время спасательной операции и при столкновении с морским судном.

    В соответствии со ст. 33 КТМ РФ право собственности и иные вещные права на судно, а также ограничения (обременения) прав на него (ипотека, доверительное управление и др.) подлежат регистрации в Государственном судовом реестре или судовой книге.

    В Государственном судовом реестре регистрируются права на пассажирские, грузопассажирские, нефтеналивные, буксирные суда, а также другие самоходные суда с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт и несамоходные суда вместимостью не менее чем 80 тонн, за исключением используемых в некоммерческих целях спортивных и прогулочных судов. Все другие суда, а также спортивные и прогулочные суда, независимо от мощности главных двигателей и вместимости, регистрируются в судовых книгах.

    В Государственном судовом реестре и судовых книгах не регистрируются шлюпки и иные плавучие средства, которые являются принадлежностями судна.

    В бербоут-чартерном реестре регистрируются суда, которым временно предоставлено право плавания под Государственным флагом Российской Федерации. С учетом положений ст. 15 КТМ РФ на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти право плавания под Государственным флагом РФ временно предоставляется иностранному судну, находящемуся в пользовании и во владении российского фрахтователя по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру).

    В отношении иностранного морского судна решение о предоставлении права плавания под Государственным флагом РФ принимается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. До Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (далее — Указ Президента РФ N 314) полномочия по принятию такого решения в отношении зафрахтованных морских судов принадлежали Министерству транспорта РФ, а после реформы федеральных органов исполнительной власти указанные полномочия перешли к вновь созданному Федеральному агентству морского и речного транспорта. В отношении зафрахтованного иностранного рыбопромыслового судна право принятия такого решения принадлежало ныне упраздненному Государственному комитету РФ по рыболовству (п. 13 Указа Президента РФ N 314), а сейчас указанное полномочие принадлежит образованному Федеральному агентству по рыболовству.

    В развитие ст. 33 КТМ РФ Приказом Минтранса России от 29 ноября 2000 г. N 145 были утверждены Правила регистрации судов и прав на них в морских торговых портах (далее — Правила Минтранса России), а Приказом Госкомрыболовства России от 31 января 2001 г. N 30 (в ред. от 5 июня 2003 г.) — Правила регистрации судов рыбопромыслового флота и прав на них в морских рыбных портах (далее — Правила Госкомрыболовства).

    На основании ст. 35 КТМ РФ регистрация прав собственности и иных вещных прав (ограничений этих прав) на морские суда в Государственном судовом реестре и бербоут-чартерном реестре осуществляется капитаном морского торгового порта, а судов рыбопромыслового флота — капитаном морского рыбного порта. Согласно п. 1 Правил Госкомрыболовства к судам рыбопромыслового флота относятся суда, используемые для промысла водных биологических ресурсов, обслуживающие рыбопромысловый комплекс, а также приемотранспортные, вспомогательные и суда специального назначения.

    Регистрация судов и прав на них производится по установленной Правилами Минтранса России и Госкомрыболовства России системе записей о судне и правах на него в Государственном судовом реестре и бербоут-чартерном реестре. Датой регистрации является день внесения соответствующих записей в Государственный судовой реестр или бербоут-чартерный реестр. Перечень конкретных морских торговых портов, в которых осуществляется регистрация морских судов, дан в приложении N 1 к Правилам Минтранса России, а перечень морских рыбных судов — в приложении N 1 к Правилам Госкомрыболовства России.

    Право собственности и иные вещные права на спортивные и прогулочные суда, а также на другие суда, не относящиеся к морским торговым и рыбопромысловым судам, регистрируются органами технического надзора в судовых книгах. Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 31 января 2001 г. N 74 «О государственном надзоре за мореплаванием и техническом надзоре за спортивными и прогулочными судами в РФ» к органам технического надзора относятся:

    — Государственный комитет РФ по физической культуре, спорту и туризму — в отношении спортивных судов независимо от мощности главных двигателей и валовой вместимости;

    — Российский морской регистр судоходства Министерства транспорта РФ — в отношении морских прогулочных судов пассажировместимостью более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и валовой вместимости;

    — Государственная инспекция по маломерным судам РФ Министерства природных ресурсов РФ — в отношении прогулочных судов пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и валовой вместимости.

    Следует отметить, что в соответствии с Указом Президента РФ N 314 Государственный комитет РФ по физической культуре и спорту был упразднен, а его полномочия по регистрации ныне переданы Федеральному агентству по физической культуре, спорту и туризму.

    Порядок регистрации судов внутреннего водного транспорта регулируется Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ (в ред. от 30 июня 2003 г.) (далее — КВВТ РФ) и изданными на основании него Правилами государственной регистрации судов, утвержденными Приказом Минтранса России от 26 сентября 2001 г. N 144 «Об утверждении Правил государственной регистрации судов» (далее — Правила Минтранса России N 144).

    Права собственности и иные вещные права (ограничения прав) на суда внутреннего водного транспорта подлежат регистрации в Государственном судовом реестре РФ, судовой книге и в реестре арендованных иностранных судов. С учетом положений ст. 17 КВВТ РФ и на основании п. 1 Правил Минтранса России N 145 к органам, осуществляющим государственную регистрацию судов внутреннего плавания, относятся государственные речные судоходные инспекции бассейнов, а также капитаны речных портов, расположенных в устьях рек (для судов смешанного (река-море) плавания).

    Основаниями для регистрации прав на судно являются акты, изданные органами государственной власти в пределах их компетенции, договоры и другие сделки в отношении судна, свидетельство о праве на наследство, вступившее в законную силу решение суда, свидетельства о правах на судно, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    Таким образом, в отношении судна, зарегистрированного в Государственном судовом реестре РФ или судовой книге, налогоплательщиком транспортного налога будет собственник судна или лицо, владеющее судном на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (в отношении транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности). В отношении судна, зарегистрированного в бербоут-чартерном реестре (реестре арендованных иностранных судов) налогоплательщиком будет фрахтователь судна. Данная позиция также поддерживается налоговыми органами и отражена в п. 5 разд. 3 Методических рекомендаций по применению гл. 28 НК РФ, утвержденных Приказом МНС России от 9 апреля 2003 г. N БГ-3-21/177.

    6. Согласно ст. 32 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ (далее — ВК РФ) под воздушным судном понимается летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды.

    По аналогии с морскими судами и судами внутреннего плавания воздушные суда отнесены ст. 130 ГК РФ к объектам недвижимости, права на которые подлежат регистрации.

    На основании ст. 35 ВК РФ государственная регистрация гражданских воздушных судов РФ является документальным подтверждением распространения юрисдикции Российской Федерации на данный экземпляр воздушного судна с вытекающими из этого обязательствами собственника, эксплуатанта и государства.

    Права на гражданские воздушные суда подлежат регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации с выдачей свидетельства о государственной регистрации (ст. 33 ВК РФ). Данные о гражданских воздушных судах включаются в Государственный реестр гражданских воздушных судов РФ при наличии сертификатов летной годности (удостоверений о годности к полетам).

    Ведение Государственного реестра гражданских воздушных судов РФ возлагается на специально уполномоченный орган в области гражданской авиации, которым являлась Главная инспекция по безопасности полетов гражданских воздушных судов РФ Департамента воздушного транспорта Минтранса России. В связи с административной реформой на основании Указа Президента РФ N 314 полномочия по ведению Государственного реестра гражданских воздушных судов РФ переданы Федеральному агентству воздушного транспорта.

    Порядок регистрации гражданских воздушных судов, предназначенных для выполнения полетов, оформления и выдачи свидетельств о государственной регистрации гражданских воздушных судов, их окраски, присвоения и нанесения бортовых опознавательных знаков, а также порядок исключения воздушных судов из государственного реестра установлены в Правилах государственной регистрации гражданских воздушных судов, утвержденных Приказом Минтранса России от 12 октября 1995 г. N ДВ-110 (с изм. от 10 апреля 1996) (далее — Правила N ДВ-110).

    Следует обратить внимание, что на основании п. 2.2 Правил N ДВ-110 права на воздушное судно могут быть зарегистрированы как за собственником, так и за эксплуатантом. Под эксплуатантом понимаются гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта (п. 3 ст. 61 ВК РФ).

    Для занесения воздушного судна в Государственный реестр воздушных судов РФ эксплуатант после оценки технического состояния воздушного судна представляет в Главную инспекцию по безопасности полетов гражданских воздушных судов РФ следующие документы:

    — документы или их нотариально заверенные копии, подтверждающие права собственности на воздушное судно (договор купли-продажи, платежные поручения и т.п. ). В случае, когда собственником и эксплуатантом воздушного судна являются разные физические или юридические лица, помимо указанных выше документов должен быть представлен договор аренды (лизинга, совместной деятельности, совместной эксплуатации и т.п. ) между собственником и эксплуатантом;

    — заявление о регистрации воздушного судна;

    — сертификат летной годности экземпляра;

    — приемо-сдаточный акт воздушного судна;

    — акт проверки технического состояния и определения годности воздушного судна к полетам с заключением главного инженера (или иного должностного лица) регионального управления воздушного транспорта о технической исправности воздушного судна и его пригодности к эксплуатации.

    Раздел 7 Правил N ДВ-110 определяет порядок регистрации воздушного судна, сданного в аренду (лизинг), за арендатором — новым эксплуатантом.

    Таким образом, в отношении воздушного судна, зарегистрированного в Государственном реестре воздушных судов РФ, налогоплательщиком транспортного налога будет эксплуатант, которым может быть как собственник, так и любое другое лицо, владеющее воздушным судном на праве аренды или ином законном основании, использующее указанное воздушное судно для полетов и имеющее сертификат (свидетельство) эксплуатанта.

    7. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает исключение из правил признания лица, на которое зарегистрировано транспортное средство, налогоплательщиком. Исключение относится к тем случаям, когда продажа автомобиля оформлялась не договором купли-продажи, а выдачей доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством. Хотя в самой статье речь идет вообще о любом транспортном средстве, но на практике нормы ч. 2 комментируемой статьи применяются к автомобилям.

    В пункте 7 разд. 3 Методических рекомендаций по применению гл. 28 НК РФ подробно расписаны условия, документы, при наличии которых лицо, указанное в доверенности, будет признано налогоплательщиком, и порядок признания такого лица налогоплательщиком.

    Для признания лица, указанного в доверенности на владение и распоряжение транспортным средством, плательщиком транспортного налога, во-первых, необходимо, чтобы транспортное средство было приобретено по доверенности до момента официального опубликования Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 110-ФЗ.

    Для разных нормативных актов установлен различный порядок официальной публикации. Согласно ст. 4 Федерального закона от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» официальным опубликованием федерального закона считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете» или Собрании законодательства Российской Федерации. Поскольку текст Закона N 110-ФЗ впервые был опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 29 июля 2002 г. N 30 ст. 3027, датой официальной публикации указанного Закона будет 29 июля 2002 г.

    Данное условие также касается факта приобретения автомобиля собственником, на которого он зарегистрирован, до 29 июля 2002 г. Согласно п. 8 раздела 3 Методических рекомендаций МНС России по применению гл. 28 НК РФ документами, подтверждающими приобретение транспортных средств, могут являться договор купли-продажи и документы, подтверждающие оплату, справка-счет, документы, выдаваемые органами, осуществляющими государственную регистрацию.

    Вторым условием для признания лица, указанного в доверенности, плательщиком транспортного налога является факт передачи ему транспортного средства собственником до момента официального опубликования Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 110-ФЗ, то есть до 29 июля 2002 г.

    Третьим условием является оформление доверенности на передачу прав именно на владение и распоряжение транспортным средством. Документом, подтверждающим передачу на основании доверенности прав на владение и распоряжение транспортным средством, будет являться сама доверенность либо копия доверенности, заверенная нотариусом.

    При наличии указанных условий собственник, на которого зарегистрировано транспортное средство, передавший его по доверенности, обязан уведомить налоговый орган по месту своего жительства о передаче транспортного средства по доверенности. На основании п. 7 разд. 3 Методических рекомендаций МНС России по применению гл. 28 НК РФ в уведомлении должны содержаться сведения, идентифицирующие: 1) лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство и которое представляет уведомление; 2) транспортное средство; 3) лицо, которому транспортное средство передано на основании доверенности; 4) доверенность и переданные по ней права в отношении транспортных средств; 5) нотариуса (в случае нотариального заверения доверенности). Кроме того, уведомление должно содержать данные о приобретении транспортного средства (в том числе о дате приобретения) и передаче транспортного средства (в том числе о дате передачи).

    Если же доверенность выдана позже, плательщиком транспортного налога будет являться собственник транспортного средства. Это связано с тем, что для данной ситуации законодатель не устанавливает никаких специальных требований в отношении того, кто является плательщиком транспортного налога. Из чего можно заключить, что, несмотря на передачу транспортного средства его владельцем другому лицу на основании доверенности, выданной после официальной публикации Закона N 110-ФЗ, налогоплательщиком будет признаваться собственник транспортного средства.

    8. В результате направления собственником уведомления в налоговый орган по месту своего жительства инициируется процедура признания лица, которое указано в доверенности, налогоплательщиком транспортного налога. Если физическое лицо — собственник транспортного средства не уведомит налоговый орган о передаче транспортного средства по доверенности другому лицу, ему придется самому платить транспортный налог.

    Работу по проверке соблюдения условий, дающих право на признание лица, указанного в доверенности, налогоплательщиком, проводит налоговый орган, в котором собственник состоит на налоговом учете по месту нахождения транспортного средства. В соответствии со ст. 83 НК РФ в целях налогового контроля физические лица ставятся на учет в налоговый орган по месту своего жительства, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств. При этом, если в отношении морских, речных и воздушных транспортных средств их местом нахождения признается место жительства физического лица, то для наземных транспортных средств местом нахождения является место их государственной регистрации.

    Таким образом, возможна ситуация, когда собственник состоит на учете по месту нахождения транспортного средства в налоговом органе, отличном от налогового органа, в котором он состоит на учете по месту жительства. В этом случае налоговый орган, в котором физическое лицо состоит на учете по месту своего жительства, полученное уведомление и все приложенные документы направляет в налоговый орган, в котором физическое лицо состоит на налоговом учете по месту нахождения транспортных средств в порядке, предусмотренном Приказом МНС России от 27 ноября 1998 N ГБ-3-12/309 «Об утверждении Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при учете в налоговом органе юридических и физических лиц» (в ред. от 3 марта 2004 г.).

    Затем налоговый орган, получивший уведомление и приложенные документы, извещает об этом самого собственника, на которого зарегистрировано транспортное средство, и физическое лицо, которому на основании доверенности передано транспортное средство. Далее проводится работа по подтверждению условий, установленных частью второй комментируемой статьи, при соблюдении которых налогоплательщиком может быть признано лицо, указанное в доверенности.

    Также налоговый орган в рамках проводимой работы и на основании ст. 31 НК РФ вправе затребовать как у лица, на которое зарегистрировано транспортное средство, так и у лица, которому транспортное средство передано на основании доверенности, дополнительные документы, подтверждающие соблюдение условий.

    При подтверждении указанных условий налоговый орган по месту нахождения транспортного средства извещает лицо, на которое оно зарегистрировано, и лицо, которому это транспортное средство передано на основании доверенности, о признании второго лица плательщиком транспортного налога по данному транспортному средству. Форма извещения предусмотрена в приложении 1 Методических рекомендаций МНС России по применению гл. 28 НК РФ. При этом указанный налоговый орган открывает карточку лицевого счета по транспортному налогу на лицо, которому транспортное средство передано по доверенности.

    Если же налоговый орган не может подтвердить соблюдение условий, установленных ст. 357 НК РФ, при которых налогоплательщиком транспортного налога может быть признано лицо, указанное в доверенности, налоговый орган по месту нахождения транспортных средств извещает лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство, о невозможности признания налогоплательщиком транспортного налога лица, указанного в доверенности, с обоснованием невозможности применения части второй ст. 357 Кодекса в данном случае.

    www.zakonrf.info