Налоги взимаемые с юридических лиц (организаций)

Налоги взимаемые с юридических лиц (организаций) — перечень налогов, которые уплачивают юридические лица (организации), как налогоплательщики Российской Федерации.

Комментарий

Юридические лица (организации) являются налогоплательщиками по следующим налогам и сборам (в России):

Юридические лица (организации) вправе, по своему выбору, применять специальные налоговые режимы:

Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции

Юридические лица могут также уплачивать Страховые взносы с выплат работникам и физическим лицам.

Дополнительно

Налоги взимаемые с физических лиц — перечень налогов, которые уплачивают физические лица, как налогоплательщики Российской Федерации.

Виды налогов и сборов в Российской Федерации — перечень налогов и сборов России, их классификация.

Прямой налог — налог, который взимается государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. К числу прямых налогов относятся: налог на прибыль организаций; налог на имущество организаций, налог на доходы физических лиц и т.д.

Косвенный налог — налог на товары, работы или услуги, устанавливаемый в виде надбавки к цене или тарифу. К косвенным налогам относятся Налог на добавленную стоимость (НДС), Акциз.

Общая система налогообложения (ОСН) — система налогообложения, предусмотренная ст. 13 — 15 НК РФ, состоящая из федеральных, региональных и местных налогов. Помимо общей системы налогообложения существуют специальные налоговые режимы.

Специальные налоговые режимы — устанавливаются Налоговым кодексом России и предусматривают особый (в сравнении с общим) порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.

taxslov.ru

Налоги и сборы, взимаемые с юридических и физических лиц

В настоящее время в соответствии с Налоговом кодексе РФ юридические и физические лица несут обязанность по уплате 9 федеральных, 3 региональных и 2 местных налогов и сборов. В составе налоговых платежей можно выделить такие значимые для государства (с точки зрения формирования доходной базы бюджета) и достаточно сложные для самих организаций и граждан (с учетом сложностей, возникающих в процессе исчисления) налоги, как НДС, акцизы, налог на прибыль организаций, единый социальный налог, налог на доходы физических лиц. Вы уже познакомились с ними, изучая предыдущие разделы учебника. Кроме того, в законодательстве Российской Федерации предусмотрены и другие налоги, и сборы, взимание которых обусловлено необходимостью управления территориально-хозяйственным развитием, регулированием отношении собственности и сферы денежных расчетов.

К числу федеральных налогов, подлежащих уплате на всей территории Российской Федерации на основании гл. 25.3 Налогового кодекса, относится государственная пошлина, представляющая собой сбор, взимаемый при совершении юридически значимых действий либо выдаче документов органами государственной власти. Плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица в случае, если они: обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных НК РФ; выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу, а истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с НК РФ.

Государственная пошлина, в частности, взимается:

• в случае обращения с исковым заявлением как имущественного, так и неимущественного характера в суды общей юрисдикции, арбитражные суды или к мировым судьям;
• при обращении с запросом, ходатайством или жалобой в Конституционный суд РФ;
• за совершение нотариальных действий нотариусами государственных контор или уполномоченными на то должностными лицами органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и консульских учреждений;
• при обращении за выдачей документов (их копий, дубликатов);
• при совершении действий, связанных с регистрацией актов гражданского состояния;
• при получении документов по делам, связанным с изменением гражданства, а также с выездом и въездом в Российскую Федерацию;
• при государственной регистрации выпуска ценных бумаг.

Размер государственной пошлины за совершение действий по юридическому оформлению гражданско-правовых обязательств и выдаче документов регулируется Налоговым кодексом и является единым на всей территории Российской Федерации. Ставки государственной пошлины зависят от характера совершаемых органами власти действий и устанавливаются либо в твердой сумме, выраженной в рублях, либо в процентном отношении к соответствующей сумме (иска, удостоверяемого договора и т. д.). Государственная пошлина — единственный платеж налогового характера в российской налоговой системе, по которому установлены одновременно и пропорциональные, и регрессивные адвалорные, т. е. выраженные в процентах, ставки.

Налоговым кодексом РФ предусмотрен широкий перечень льгот по уплате государственной пошлины для определенных категорий граждан и организаций.

Льготы предоставляются в следующих формах:

• полного освобождения от уплаты государственной пошлины некоторых категорий плательщиков (например, Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы освобождаются от пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, в Конституционном суде РФ, при обращении в органы или к должностным лицам, совершающим нотариальные действия, и в органы, осуществляющие государственную регистрацию актов гражданского состояния);
• освобождения от обложения государственной пошлиной определенных операций (например, исков о взыскании алиментов; дел о защите прав и законных интересов ребенка; исков неимущественного характера, связанных с защитой прав и законных интересов инвалидов);
• в виде установления необлагаемой суммы (например, общественные организации инвалидов освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в случае если цена иска не превышает 1 млн. руб.);
• понижения ставок государственной пошлины (инвалиды I и II группы уплачивают 50% от установленных ставок государственной пошлины по всем видам нотариальных действий).

Кроме того, по ходатайству заинтересованного лица предоставляется отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины на срок до шести месяцев без начисления процентов на сумму задолженности.

Государственная пошлина зачисляется в бюджеты всех уровней в соответствии с Бюджетным кодексом РФ в зависимости от оснований ее взимания.

Специфическим налогом, подлежащим уплате как юридическими, так и физическими лицами, является налог на игорный бизнес, впервые введенный в Российской Федерации Законом РФ № 142 ФЗ «О налоге на игорный бизнес». До принятия данного закона с доходов, полученных от предпринимательской деятельности в области игорного бизнеса, в общем порядке уплачивался налог на прибыль, но ставка была значительно выше ставок, установленных для доходов, полученных от прочих видов деятельности. В настоящее время налог на игорный бизнес взимается на основании гл. 29 НК РФ.

В целях налогообложения под игорным бизнесом понимается предпринимательская деятельность, связанная с извлечением организациями или индивидуальными предпринимателями доходов в виде выигрыша или платы за проведение азартных игр и пари, не являющаяся реализацией товаров (имущественных прав), работ или услуг. Объектом налогообложения являются игровые столы, предназначенные для проведения азартных игр, в которых игорное заведение участвует через своих представителей как сторона либо как организатор, а также игровые автоматы, кассы тотализаторов и букмекерских контор.

Каждый объект налогообложения подлежит регистрации в налоговом органе не позднее, чем за два рабочих дня до даты установки объекта налогообложения. Регистрация производится на основании заявления налогоплательщика с обязательной выдачей свидетельства о регистрации. Налогоплательщик также обязан зарегистрировать в налоговых органах любое изменение количества объектов налогообложения не позднее, чем за 2 рабочих дня до даты их установки или выбытия. Нарушение последним этих требований влечет за собой взыскание штрафа в трехкратном размере ставки налога, установленной для соответствующего объекта налогообложения, а в случае нарушения требований о регистрации объектов налогообложения более одного раза — штрафа в шестикратном размере ставки налога.

По каждому из объектов налогообложения налоговая база определяется отдельно как общее количество соответствующих объектов налогообложения. Налоговым периодом признается календарный месяц. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в пределах, определенных НК РФ. В случае если нормативным актом субъекта РФ не определены конкретные размеры ставок налога, для его исчисления и уплаты применяются минимальные размеры ставок.

Суммы налога, подлежащие уплате, определяются плательщиком самостоятельно, исходя из количества объектов налогообложения и ставок налога. Налоговая декларация за истекший налоговый период представляется в налоговый орган по месту регистрации объектов налогообложения не позднее 20го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Суммы поступлений налога на игорный бизнес в полном объеме зачисляются в бюджеты субъектов РФ, на территориях которых находятся игорные заведения.

Одной из основных целей проводимой налоговой реформы является формирование рациональной и эффективной налоговой системы, содействующей развитию предпринимательства и накоплению национального богатства. Для достижения поставленной задачи реализуется комплекс мер, направленных, в частности, на упрощение налоговой системы, на отмену платежей, тормозящих либо искажающих побудительные мотивы экономической и инвестиционной деятельности. Перечень налогов, закрепленный в первой части НК РФ в настоящее время, не содержит многих налогов, которые были установлены Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Число региональных и местных налогов сокращено с 24 до 5. Отменены налоги: взимаемые с выручки (налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы); имеющие целевое направление использования (целевые сборы с граждан и организаций); дающие незначительные поступления (сбор за право использования местной символики), а также налоги, взимание которых сопряжено со значительными материальными издержками, а контроль над их уплатой затруднен (например, курортный сбор).

Таким образом, рассмотренные платежи имеют различный экономический характер. Уплата госпошлины, как правило, подразумевает оказание определенной услуги конкретному лицу соответствующим учреждением, а налог на игорный бизнес условно можно отнести к налогам «на удовольствия». Однако его плательщиком является не физическое лицо, получающее «удовольствие», а собственник заведения, который, естественно, перекладывает этот налог на потребителя услуги. И если госпошлина составляет невысокий удельный вес в доходах бюджета, то налог на игорный бизнес является достаточно представительным в доходах бюджетов субъектов РФ.

УСН
ЕНВД
Налог на доход от продажи квартиры
Налоговый вычет при покупке участка
Возврат подоходного налога, обзор

Назад | | Вверх

center-yf.ru

§ 10. Налоги и сборы с физических лиц (граждан)

Ныне действующая система налогов с физических лиц существует с 1992 г. и включает в себя: федеральные налоги, подоходный налог, налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, а также местный налог — налог на имущество. Кроме того, физические лица уплачивают налоги, которые вносят и юридические лица: земельный налог; налог с владельцев транспортных средств, зачисляемый в дорожные фонды; местные налоги, устанавливаемые по решению органов местного самоуправления (налог на рекламу, налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров и др.). Граждане также уплачивают большое число разнообразных сборов (сбор с владельцев собак, лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями, курортный сбор, сбор за выдачу ордера и др.), включаемых в налоговую систему РФ.

Ранее действовавшие налоги: налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, сельскохозяйственный налог, налог на владельцев строений — были отменены.

Рассмотрим важнейшие виды налогов и сборов, уплачиваемых физическими лицами.

Подоходный налог с физических лиц — самый значительный налог, уплачиваемый физическими лицами, относится к федеральным налогам и является регулирующим.

Правовой основой взимания данного налога являются Налоговый кодекс Российской Федерации (ч. I), Федеральный закон Российской Федерации «О введение в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» от 31 июля 1998 г. № 147-ФЗ, ст. 19 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г., Закон Российской Федерации № 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц» от 7 декабря 1991 г. (с изменениями и дополнениями) и другие нормативные правовые акты.

Плательщиками налога являются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, как имеющие, так и не имеющие постоянного места жительства в России. Закон различает налогообложение лиц, имеющих постоянное место жительства (лица, проживающие в РФ в общей сложности не менее 183 дней в календарном году) и не имеющих такового.

Объект налогообложения — совокупный доход физического лица, полученный им в календарном году (то есть с 1 января по 31 декабря) как в денежной (национальной или иностранной валюте), так и в натуральной форме. Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются по государственным регулируемым ценам, а при их отсутствии — по свободным (рыночным) ценам на дату получения дохода.

У физических лиц, постоянно проживающих в РФ, учитывается доход от источников в РФ и за ее пределами, а у физических лиц, не имеющих постоянного места жительства в РФ, — только от источников в РФ.

Закон устанавливает перечень доходов, не подлежащих налогообложению. Не включаются в совокупный доход:

— государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, за исключением пособий по временной нетрудоспособности, в том числе по уходу за больным ребенком;

— алименты физическим лицам;

— стипендии студентам и аспирантам;

— суммы материальной помощи (независимо от ее размера), оказываемой физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или ущерба их здоровью на основании решений органов законодательной (представительной) и (или) исполнительной власти, органов местного самоуправления, иностранными государствами, а также создаваемыми в соответствии с международными договорами РФ правительственными и неправительственными межгосударственными организациями;

— суммы оказываемой в других случаях материальной помощи в пределах до двенадцатикратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда в год включительно;

— проценты и выигрыши по вкладам в учреждениях, находящихся на территории Российской Федерации, по государственным казначейским обязательствам, облигациям и другим государственным ценным бумагам бывшего СССР, Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также облигациям и ценным бумагам, выпущенным органами местного самоуправления;

— стоимость натурального довольствия, предоставляемого в соответствии с действующим законодательством, а также суммы, выплачиваемые взамен этого довольствия;

— суммы, получаемые в течение года, от продажи квартир, жилых домов, дач, садовых домиков, земельных участков, земельных паев (долей), принадлежащих физическим лицам на праве собственности, в части, не превышающей пятитысячекратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда, а также суммы, получаемые в течение года от продажи другого имущества, принадлежащего физическим лицам на праве собственности, в части, не превышающей тысячекратного установленного законом размера минимальной оплаты труда и т. д.

Кроме того, закон устанавливает перечень доходов, не подлежащих налогообложению, в нем предусматриваются виды доходов, которые вычитаются из совокупного годового дохода. Совокупный годовой доход уменьшается на определенную сумму установленного законодательством необлагаемого минимума доходов:

а) в размере пятикратной минимальной заработной платы — для Героев Советского Союза, Российской Федерации, лиц, награжденных орденом Славы трех степеней, инвалидов и участников Великой Отечественной и гражданской войн; лиц, получивших лучевую болезнь вследствие аварии на Чернобыльской АЭС; инвалидов I и II групп, инвалидов с детства и других категорий граждан;

б) в размере трехкратной минимальной заработной платы — для родителей и супругов военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР, РФ или при исполнении иных обязанностей военной службы; военнослужащих, выполнявших интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия; для одного из родителей (по их выбору), супруга, опекуна или попечителя, на содержании у которого находится совместно с ним проживающий и требующий постоянного ухода инвалид с детства или инвалид I группы; инвалидов III группы, имеющих на иждивении престарелых родителей или несовершеннолетних детей и др.

Совокупный доход уменьшается на суммы доходов, перечисляемые по заявлениям физических лиц на благотворительные цели предприятиям, учреждениям и организациям культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, частично или полностью финансируемые из соответствующих бюджетов, а также суммы, удержанные в Пенсионный фонд Российской Федерации.

С 4 января 1998 г. в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 31 декабря 1997 г. № 159-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О подоходном налоге с физических лиц» установлена зависимость между необлагаемым минимумом дохода и размером дохода, получаемого гражданином с начала года. По ранее действующему правилу определенной категории физических лиц предоставлялся ежемесячный вычет (стандартный) в размере однократной минимальной месячной оплаты труда. Этот вычет осуществлялся независимо от размера полученного физическим лицом дохода. По новому правилу уменьшение дохода для целей налогообложения будет зависеть от суммы дохода, полученного физическими лицами в течение года. Федеральным законом от 31 марта 1999 г. № 65-ФЗ изменены размеры дохода, полученного физическими лицами в течение года, для определения размера ежемесячного вычета при налогообложении.

Так, если у физического лица совокупный годовой доход в 1999 г. не превысил 10 000 руб., то он подлежит уменьшению ежемесячно на двукратный установленный законом минимальный размер оплаты труда. У физических лиц, доход которых в течение 1999 года составил от 10 001 до 30 000 руб. совокупный налогооблагаемый доход ежемесячно уменьшается на двукратный размер минимальной месячной оплаты труда до месяца, в котором доход, начисленный с начала года, не превысил 10 000 руб. Далее с месяца, в котором доход превысил 10 000 руб., налогооблагаемый доход уменьшается на однократный минимальный месячный размер оплаты труда.

Если у физического лица с начала 1999 года доход превысил 30 000 руб., уменьшение облагаемого дохода не производится. Аналогично этому порядку предоставляются и вычеты на детей и иждивенцев

Установлен одинаковый в основном порядок налогообложения всех видов доходов, но имеются и определенные особенности. Так, налогообложение доходов, получаемых за выполнение трудовых и иных приравненных к ним обязанностей по месту основной работы (службы, учебы), осуществляют предприятие, учреждение, организация с начала календарного года по истечении каждого месяца. При этом учитывается доход, полученный не только от выполнения основных трудовых обязанностей, но и по совместительству, и от выполнения работ по гражданско-правовому договору в этой же организации. По истечении года производится перерасчет налога исходя из суммы совокупного дохода, начисляемого физическому лицу в течение календарного года.

Обязанности налогоплательщика, налогового агента и сборщиков налогов установлены ст. 23, 24, 25 Налогового кодекса РФ и другими нормативными правовыми актами о налогах и сборах.

При этом в законодательстве о налогах и сборах содержится «запрещающая норма», согласно которой при заключении договоров и иных сделок запрещается включение в них налоговых оговорок, в соответствии с которыми выплачивающие доход предприятия, организации и физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей, принимают на себя обязательства нести расходы, связанные с уплатой налога за физическое лицо. Уплата налога с доходов физических лиц за счет средств предприятий, учреждений и организаций не допускается.

Подоходный налог с облагаемого совокупного дохода, полученного в 1999 году, взимается по следующим ставкам:

Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О подоходном налоге с физических лиц» от 25 ноября 1999 года № 207-ФЗ* были значительно понижены с 1 января 2000 года ранее действующие ставки подоходного налога, взимаемые с облагаемого совокупного дохода, полученного физическими лицами в календарном году:

Суммы подоходного налога определяются в полных рублях. при этом сумма менее 50 копеек округляется до полного рубля в сторону уменьшения, а сумма 50 копеек и более округляется до полного рубля в сторону увеличения

К федеральным налогам, уплачиваемым физическими лицами, по ныне действующему законодательству о налогах и сборах относится и налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения. При этом следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 15 НК РФ (ч. I), которая, как отмечалось ранее, будет введена в действие с принятием второй части Налогового кодекса РФ, рассматриваемый налог будет относиться к местным налогам и сборам. Его наименование несколько изменится, и он будет называться «налог на наследование или дарение».

Правовой основой уплаты налога на наследование или дарение являются Налоговый кодекс Российской Федерации (ч. I), Федеральный закон Российской Федерации «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» от 31 июля 1998 г. № 147-ФЗ, ст. 19 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г., Закон Российской Федерации от 12 декабря 1991 г. № 2020-1 «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения» и другие нормативные правовые акты.

Плательщиками налога являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, которые становятся собственниками имущества, переходящего к ним на территории Российской Федерации в порядке наследования (как по закону, так и по завещанию) или дарения.

Объекты налогообложения — жилые дома, квартиры, дачи, садовые домики в садоводческих товариществах, автомобили, другие транспортные средства, предметы антиквариата и искусства, ювелирные изделия и т. д.

Налогообложение различается в зависимости от правового основания перехода имущества. Более льготное налогообложение установлено при переходе имущества по наследству.

Обязанность уплатить налог с наследуемого имущества возникает при превышении им стоимости 850-кратного размера установленной законом минимальной месячной оплаты труда, а с имущества, переходящего в порядке дарения, — 80-кратной минимальной месячной оплаты труда.

При переходе имущества в порядке наследования Закон предусматривает три группы наследников:

— наследники первой очереди;

— наследники второй очереди;

В зависимости от принадлежности к той или иной группе установлены ставки налога, зависящие также от стоимости имущества, переходящего по наследству.

Налогоплательщики при уплате налога на имущество, переходящее в порядке дарения, разделены на две группы:

— другие физические лица.

Закон предусматривает определенные льготы. От налога освобождены: имущество, переходящее в порядке наследования или дарения супругу; жилые дома (квартиры) и накопления в ЖСК, если наследники (одаряемые) проживают в этих домах (квартирах) совместно с наследодателями (дарителями) на день открытия наследства или оформления договора дарения. Не облагаются налогом жилые дома, переходящие в порядке наследования инвалидам I и II групп.

Налог на имущество, преходящее в порядке наследования или дарения, не взимается со стоимости транспортных средств, переходящих в порядке наследования членам семей военнослужащих, потерявших кормильца. Не являются плательщиками налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, сотрудники дипломатических и консульских представительств и приравненных к ним международных организаций, а также члены их семей.

Исчисление налога физическим лицам, проживающим на территории Российской Федерации, и вручение им платежных извещений производится налоговыми органами в 15-дневный срок со дня получения соответствующих документов от нотариусов и должностных лиц, уполномоченных совершать нотариальные действия.

Налоги на имущество физических лиц были установлены Законом РФ «О налогах с имущества физических лиц» от 9 декабря 1991 г. с последующими изменениями и дополнениями, последние из которых были внесены Федеральным законом от 17 июля 1999 г.

Плательщиками налогов являются физические лица — собственники имущества, отнесенного Законом к объектам налогообложения. Если названное имущество находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком считается каждое из них соразмерно своей доле в этом имуществе. Таким же образом определяются налогоплательщики, если имущество находится в общей долевой собственности физических и юридических лиц. Вместе с тем, если имущество находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, на них возложена ответственность по исполнению налогового обязательства.

Объектом налогообложения является имущество, которое разделено на две группы. К первой группе отнесены жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения. Ко второй группе — транспортные средства: самолеты, вертолеты, теплоходы, катера, яхты, мотосани, моторные лодки и другие водно-воздушные транспортные средства.

Ставки налогов также делятся на группы в зависимости от характера объекта налога.

Поскольку данный налог является местным, в Законе определены предельные ставки налога на строения и сооружения в зависимости от их стоимости.

Налог на транспортные средства уплачивается ежегодно по ставкам, установленным представительными органами местного самоуправления. Размер налога определяется в процентах от размера минимальной оплаты труда, действующего на 1 января года, за который начисляется налог, и устанавливается в зависимости от вида транспортного средства с каждой лошадиной силы (с каждого киловатта мощности), с каждого пассажироместа, с каждой регистровой тонны валовой вместимости.

Льготы, предоставляемые налогоплательщикам, делятся на несколько групп. Так, Законом предусмотрены льготы для налогоплательщиков по всем видам объектов, к которым отнесены Герои Советского Союза и Российской федерации, лица, награжденные орденом Славы трех степеней, участники Великой Отечественной войны, инвалиды I и II групп и инвалиды с детства и другие лица.

Помимо этого освобождаются от налога на строения, помещения, сооружения пенсионеры, лица, участвовавшие в боевых действиях в мирное время, и иные лица.

Исчисление налогов возложено на налоговые органы, которые вручают налогоплательщикам платежные извещения не позднее 1 августа.

www.bibliotekar.ru

Налогообложение юридических лиц (2)

Формирование правильной законодательной базы налогообложения юридических лиц – основополагающая задача фискальных органов. Так как основным потоком средств для пополнения федерального бюджета как раз и являются взимаемые налоги с юридических лиц.

Объективно обусловлено, что российское налоговое законодательство является самой активно изменяющейся отраслью права. Во-первых, за счет налоговых поступлений формируется 75,5% средств, обеспечивающих финансирование деятельности Российской Федерации. Во-вторых, сложившийся на настоящий момент паритет власти позволяет практически беспрепятственно в короткий срок возводить в ранг закона все законотворческие инициативы.

Доказательством пристального внимания государства, уделяемого регулированию правоотношений в сфере налогообложения юридических лиц, является внесение изменений и дополнений Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ).

В 2005 году государство продолжает политику, направленную на снижение налогового бремени. С нового года из действовавших в 2004 году 23 налогов осталось только 15. Отменены налоги на рекламу, на операции с ценными бумагами, сборы за использование наименований «Россия», «Российская Федерация». Кроме того, для снижения налоговой нагрузки на предприятии в НК РФ введены специальные налоговые режимы.

В отношении юридических лиц применяют такие налоги как налог на прибыль, НДС, акцизы, ЕСН, налог на имущество организаций, земельный налог, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, гос. пошлина, налог на игорный бизнес, транспортный налог, сбор за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.

Снижение ставки НДС направлено на сокращение общего уровня налоговой нагрузки.

Налоговая реформа предусматривает значительное снижение базовой ставки ЕСН с 35,6% до 26%,что способствует высвобождению денежных средств у предприятия, направленных на другие виды расходов.

В то же время с 6 до 9% увеличилась ставка налога на прибыль организаций, уплачиваемых с дивидендов. Повысилась ставка налога на добычу полезных ископаемых. Кроме того, с 1 января 2005 года введена в действие новая глава 25 2 НК «Водный налог», которая заменила плату за пользование водными объектами. Государственной пошлине предан налоговый статус, теперь ее ставки установлены в твердой форме, а нормы касающиеся уплаты гос. пошлины отражены в главе 25 3 НК РФ.

Существуют особенности налогообложения юридических лиц, которые заключаются в следующем:

постановка на учет в налоговых органах предполагает обязанность по уплате налогов и сборов;

предприятие самостоятельно исчисляет и уплачивает налоги;

Предпринимательская деятельность юридических лиц, определение которой дает гражданское законодательство, основывается на осуществлении самостоятельной, проводимой на свой риск деятельности, направленной на систематическое получение прибыли. Прибыль же определяется разностью притока и оттока денежных средств (и иных материальных благ). К последнему (оттоку), с экономической точки зрения, относятся фискальные платежи. Таким образом, стремление к максимизации конечного финансового результата предпринимательской деятельности юридических лиц включает в том числе задачу оптимизации или планирования размера налоговых платежей государству.

Выбор оптимального сочетания (построения) форм правоотношений, а также возможных вариантов их соотношения в рамках действующего законодательства о налогах и сборах с целью направленного воздействия на элементы налогообложения юридических лиц и предопределения размера налоговых обязательств и определяет, на мой взгляд, сущность налогообложения юридических лиц. Соответственно, под налогообложением юридических лиц может подразумеваться процесс предопределения и формирования размера налоговых обязательств юридических лиц, осуществляемый посредством выбора оптимального сочетания (построения) различных вариантов осуществления предпринимательской деятельности и размещения активов, направленный на достижение как можно более низкого уровня возникающих при этом налоговых обязательств налогообложения юридических лиц.

Целью написания данной работы является исследование экономических основ и программы реформирования системы налогообложения юридических лиц в Российской Федерации на Международные стандарты финансовой отчетности.

Основными задачами написания работы являются:

раскрыть особенности налогообложения юридических лиц;

рассмотреть систему налогообложения юридических лиц, применяемую в РФ на примере предприятия ООО «НПФ «Техснаб»;

проанализировать методику расчетов налогов, взимаемых с юридических лиц на примере налога на прибыль организаций;

определить порядок уплаты налогов и сборов и взаимоотношения с контролирующим налоговым органом.

Объектом исследования является системы налогообложения, применяемые предприятиями и организациями в РФ.

Предметом является виды налогов, взимаемые с юридических лиц на примере налога на прибыль предприятия ООО «НПФ «Техснаб».

Методом исследования является сравнительный анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия за 2002-2004 года на основании представляемых в ИФНС налоговых деклараций по налогу на прибыль организации за исследуемый период.

ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ


1.1. Понятие налога и сбора, элементы налогов и необходимость их взимания


Налоги и налоговая система — это не только источники бюджетных поступлений, но и важнейшие структурные элементы экономики рыночного типа. Очевидно, что без формирования рациональной налоговой системы, не угнетающей предпринимательскую деятельность и позволяющей проводить эффективную бюджетную политику, невозможны рациональные преобразования экономики России.

Налоги известны людям с глубокой древности, когда они фигурировали в форме дани, подати. Возникновение налогов связано с необходимостью содержания государства. Их неизбежность настолько очевидна, что еще в 1789 году Бенджамин Франклин, один из авторов Декларации независимости США, писал: « в этом мире ни в чем нельзя быть уверенным, за исключением смерти и налогов».

Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые центральными и местными органами государственной власти с юридических и физических лиц и поступающие в бюджеты различных уровней. Существование налогов экономически оправдано постольку, поскольку оправдано существование государства. Налоги – это экономическая база содержания государственного аппарата, армии, непроизводственной сферы.

Под налогом, отдельные представители дореволюционной финансовой науки понимали «принудительный сбор с граждан, устанавливаемый для покрытия общих расходов государства» 1 . В советском финансовом праве налоги определялись как платежи, вносимые в государственный бюджет на основании актов высшего органа государственной власти юридическими лицами и гражданами безвозмездно, в определенных размерах и в установленные сроки для удовлетворения общегосударственных потребностей 1 .

Согласно ст. 8 НК РФ, под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Современные теоретики налогового права определяют налог как единственно законную (устанавливаемую законом) форму отчуждения собственности физических и юридических лиц на началах обязательности, индивидуальной безвозмездности, безвозвратности, обеспеченную государственным принуждением, не носящую характера наказания, с целью обеспечения платежеспособности субъектов публичной власти 2 .

С учетом изложенного можно выделить следующие юридические признаки налога:

процедурный характер взимания;

Пошлины и сборы в финансовом плане менее значимы. Цель их взыскания состоит в покрытии издержек отдельных государственных учреждений (судов, паспортных столов, загсов и др.).

Под сбором, в соответствии с п. 2 ст. 8 НК РФ, понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических ли, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Следовательно, сбор не является налогом. Это плата за право пользования или право осуществления деятельности.

Налоги сегодня являются главным инструментом перераспределения доходов и финансовых ресурсов. Такое перераспределение осуществляют государственные органы в целях обеспечения средствами тех лиц, предприятий, программ, секторов и сфер экономики, которые испытывали потребность в ресурсах, но не в состоянии обеспечить ее из собственных источников. Другими словами, налоговое регулирование доходов ставит своей основной задачей сосредоточение в руках государства денежных средств, необходимых для решения проблемы со социального, экономического, научно-технического развития страны, региона или отрасли.

Совокупность взимаемых в государстве налогов и других платежей (сборов, пошлин) образует налоговую систему. Это понятие охватывает также и свод законов, регулирующих порядок и правила налогообложения. А также структуру и функции государственных налоговых органов.

Общие принципы построения налоговых систем воплощаются при их формировании через элементы налогов, которые включают: субъект, объект, источник, единицу обложения, налоговую базу, налоговый период, ставку, льготы и налоговый оклад. Указанные элементы налогов являются объединяющим началом всех налогов и сборов. Собственно, через эти элементы в законах о налогах и устанавливается вся налоговая процедура, в том числе порядок и условия исчисления налогооблагаемой базы и самой налоговой суммы, ставки, сроки и другие условия налогообложения.

Субъект налога или налогоплательщик. Налогоплательщик — это то лицо (юридическое или физическое), на которое по закону возложена обязанность уплачивать налог. В некоторых случаях налог может быть переложен плательщиком (субъектом налога) на другое лицо, являющееся тем самым конечным плательщиком, или носителем налога. Это имеет место в основном при взимании косвенных налогов.

Субъекты налога и другие участники налоговых правоотношений изображены в Приложении 1.

Объектом налогообложения может быть действие, состояние или предмет, подлежащий налогообложению. В этом качестве выступают:

операции по реализации товаров (работ, услуг);

стоимость реализованных товаров (работ, услуг);

works.doklad.ru