Налог на вечную войну: за что украинцы платят военный сбор

На днях директор Департамента налогов и сборов с физических лиц ГФС Павел Дроняк не без гордости заявил, что в 2017 году в государственный бюджет Украины поступило 15,1 млрд гривен военного сбора, что на 3,6 млрд гривен больше, чем в 2016 году. Фактически, рост отчислений в 2017 году был обусловлен повышением зарплат, в том числе минимальной зарплаты. При этом, как отметил Дроняк: «Больше всего военного сбора уплатили плательщики Киева — 2,4 млрд гривен, 859 млн гривен поступило в бюджет от налогоплательщиков Днепропетровской области, 810 млн гривен — Харьковской области и 679 млн гривен — Львовской области».

В целом же украинцы заплатили с 2014 года 37,9 миллиардов гривен военного сбора — сумму, сравнимую с одним из траншей МВФ, ради получения которого украинские власти повышают тарифы и объявляют масштабную приватизацию. Однако даже депутаты парламента не в состоянии проследить, на что именно эти деньги были потрачены.

На днях депутат и член партии «Укроп» Виталий Куприй заявил, что проследить, куда пошли и на что были потрачены эти средства, невозможно. По его словам, в прошлом году он подавал законопроект, в котором требовал, чтобы военный сбор перечислялся в специальный фонд и шел исключительно на финансирование армии. Однако документ так и не был вынесен на голосование.

«Конечно, узнать, куда пошли эти миллиарды, невозможно. Они растворяются в бюджете. Я провел собственное расследование. Выяснил, что деньги на обеспечение армии проходили через ряд одних и тех же фирм. А значит, это схема, которой руководит высшее руководство. Например, 200 млн грн были перечислены компании за топливо, у которой его и в помине не было. Еще 280 млн грн ушли фирме, которая взамен ничего не предоставила. Расследования спустили на местные прокуратуры, и ничем оно не закончилось», — утверждает депутат Куприй. «Свободная пресса»: Под видом военного налога украинцы содержат олигархов

В Минобороны также не смогли объяснить, на что были потрачены средства. «Вооруженные силы финансируются непосредственно из бюджета. А что касается военного налога, то вопросы лучше задавать тому, кто эти средства собирает», — сказал Юзеф Венскович, пресс-офицер управления по связям с общественностью ВСУ.

По сути, под видом военного сбора кроется очередной налог, а также коррупционная схема по распределению средств. Стоит отметить, что военный сбор вводился без какого-либо объявления войны или введения военного положения. В 2014 году его вводили «временно», но, как говорится, ничего нет более постоянного, чем временные трудности.

Он был введен 3 августа 2014 года со ставкой 1,5% от объекта налогообложения. В законопроекте говорилось, что он будет действовать до 1 января 2015 года. Позже военный сбор был продлен до вступления в силу решения Верховной Рады о завершении реформы Вооруженных сил.

В конце 2015 года замминистра финансов Елена Макеева объявила, что военный сбор будет продлен на год, «пока идет война».

Затем и руководитель секретариата Совета предпринимателей при Кабинете министров Андрей Забловский заявил о планах продлить сбор на так и необъявленную войну: «Я думаю, что военный сбор будет действовать еще до 2017 года, в зависимости от ситуации. А вообще, властям проще расширить базу налогообложения, чем бороться с коррупцией».

В 2017 году военный сбор, естественно, опять продлили, а критические замечания по поводу его целесообразности стали объявляться «провокационными попытками дестабилизировать ситуацию». Как сообщало с патриотическим пафосом про-президентское издание «Мы — Украина»: «Президент отметил, что украинские воины смогли выстоять в довольно неравном соотношении сил с противником и теперь укрепили свои позиции, набрались опыта. Противник понимает, что с такой обороной цена, которую придётся заплатить за проникновение на территорию страны, будет слишком высокой. Потому, сейчас опасны не столько атаки, идущие с фронта, сколько попытки подорвать экономику страны и навредить изнутри по-другому. Сейчас каждый отвечает на своём месте за благополучие народа и всей страны. Учитывая, что все официально работающие платят военный сбор, мы все причастны к защите своей Родины. Президент призывает граждан не поддаваться на провокационные попытки дестабилизировать изнутри ситуацию в нашей стране. Им нужно давать отпор и на информационном через СМИ уровне, в том числе». «Народный фронт» и «Радикальную партию» заподозрили в уклонении от уплаты налогов

В необходимости военного сбора был уверен и глава комиссии общественного совета ГФС Украины Дмитрий Юровский: «Сейчас в стране война. А во время войны, каждый из нас должен охранять «свой» боевой пост. Чтобы помочь нашим военным, нам нужно объединиться. А 1,5% налог — это не много. Ну, не пойдете одну из пятниц в кино или поужинаете дома, а не в кафе», — заявлял Дмитрий Юровский. Учитывая общую сумму военного сбора, среднестатистический гражданин Украины платит за билет в кино или ужин в кафе 2526 гривен — именно такую сумму он заплатил в виде отчислений на военный сбор.

Когда же речь заходит о целевом использовании средств, собранных при помощи военного сбора, чиновники традиционно ссылаются на военную тайну, разглашение которой может повредить обороноспособности страны. Очень удобная практика и отказываться от нее никто не собирается.

Как утверждает тот же депутат Куприй: «Отменять военный налог, естественно, не собираются, это очень удобно — никто и никогда не узнает, на что пошли деньги под эгидой тяжелого положения в стране».

Сама непрозрачность в расходовании средств просто соблазняет чиновников не только продлевать срок действия военного сбора, но и расширять его базу. Например, в январе этого года вице-премьер Украины Вячеслав Кириленко предложил записывать гастролирующих в России артистов в соответствующий реестр и обязать их платить военный сбор. ООН назвала конфликт в Донбассе одним из самых кровопролитных со времен Второй мировой войны

Следует также напомнить, что в свое время уменьшение налогового бремени было одним из основных пунктов предвыборной программы Порошенко. Значительная часть мелких и средних предпринимателей поддерживали Майдан и критиковали правительство Януковича именно из-за налогов, которые новая власть торжественно обещала сократить.
«Количество налогов следует сократить, ставки — уменьшить, а все оффшоры — перекрыть. Также нужно сохранить систему упрощенного налогообложения для малого и среднего бизнеса», — так говорил когда-то нынешний президент Порошенко.

И теперь украинские власти не только отменяют упрощенную систему налогообложения для малого бизнеса, но и бесконечно продлевают новый — военный налог. Очевидно, что продолжение АТО или «войны с российским агрессором» является условием поступления миллиардов налоговых отчислений. Нет войны — нет денег, а стало быть, война «в идеале» должна длиться вечно.


ukraina.ru

Война и ВПК

Все за сегодня

Мультимедиа

На Украине чиновники украли свыше миллиарда долларов из «налога на войну»

Киев — На Украине разгорается очередной громкий коррупционный скандал. Собранные за 4 года средства от т. н. «налога на АТО» бесследно пропали и, скорее всего, в карманах чиновников. Речь идет, как минимум, о 38 миллиардах гривен, что по сегодняшнему курсу составляет порядка 1,35 миллиарда долларов. Проследить движение части средств удалось благодаря договорам на поставки товаров и услуг. Где остальная, львиная, доля средств, никто до сих пор не знает.


Добровольно-принудительном финансирование войны на Донбассе

То, что нынешняя украинская власть ворует «по-черному», ни для кого давно не секрет. И чем выше должность у того или иного чиновника, тем выше «аппетиты» коррупционеров. Чиновники не гнушаются воровать на школьных завтраках или закупке вакцин от лейкоза. Кто-то ворует сотнями тысяч гривен, а кто-то — миллионами долларов. Флагманом воровста по-прежнему остается Министерство обороны Украины, которому в бюджете выделяется едва ли не треть государственных средств. А, как известно, война спишет все и военное ведомство стало просто бездонной бочкой с массой фирм-прилипал, «пасущихся» на тендерах и закупках.

Как неоднократно заявлял президент Украины Петр Порошенко, выделяемых на оборону средств — недостаточно. Поэтому, в 2014 году Верховная Рада Украины приняла законопроект «О внесении изменений в Налоговый Кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты (об усовершенствовании отдельных положений» № 4309а о принудительном отчислении с заработных плат 1,5%-го налога на «войну»). При этом, как было указано в пояснительной записке к документу, решение не имеет срока действия и взимание данного налога будет происходить до окончания АТО. Чуть позже Национальный банк Украины добавил еще 2% при покупке и обмене валют, но позже этот «побор» был отменен. Представьте себе удивление туристов, которым в обменном пункте в Международном аэропорту Борисполь заявляли об их добровольно-принудительном финансировании войны на Донбассе.

Мультимедиа

Украина испытала крылатую ракету

Куда устремляются украинские беженцы

Куда долетит украинская «Печора»

Два года войне на востоке Украины

«Регион будет восстанавливаться только из государственного бюджета. Понятно, что будут волонтеры, помощники, но это не будет таким плановым и массовым. Когда идет война, все объединяются. Нужно гнать врага, нужно побеждать, а когда уже будет мирная жизнь, оно уже пойдет спокойнее, каждый будет заниматься своим делом, а государство должно заниматься восстановлением своего государства. Я думаю, что все это будет централизованно, планово. Государство будет восстанавливать. Мы уже слышали, с помощью иностранных государств», — отметил Виктор Тимошенко.


Власть вынуждает население прятаться от налогов и поборов

Кстати, ненавидящие все российское и советское, украинские власти полностью скопировали «военный налог» с подобного налога времен СССР. Нечто подобное было введено 1 января 1942 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР вместо надбавок к подоходному и сельскохозяйственному налогам. Платить минимум 15 рублей обязаны были все граждане, достигшие 18 лет. А вот военнослужащие рядового, младшего командного и начальствующего состава всех родов войск; военнослужащие среднего, старшего и высшего командного и начальствующего состава, находящиеся в действующей армии и флоте и пограничных войсках; члены семей военнослужащих, получающих пособие от государства; мужчины от 60 лет и старше, женщины 55 лет и старше и пенсионеры, не имеющие других источников дохода, от данного налога освобождались. Отменили этот указ 6 июля 1945 года.

Статьи по теме

Чем похожи Россия и Украина

Они хотят прорвать блокаду Крыма

По мнению юриста фирмы «Москаленко и Партнеры» Ангелины Климчук подобные меры будут эффективны лишь на время, а дальше люди просто уйдут в «тень».

«Для обычных граждан нашей страны все более реальной становится политика «затягивания поясов», которая однозначно ударит по личным интересам наших сограждан, хотя многие эксперты и считают ее оправданной и обещающей результаты, в целом нельзя считать эту реформу доскональной, ведь неужели можно просто закрыть глаза на то, что с зарплаты размером в 1 тысячу 218 гривен, (43 доллара США, — прим авт.). и высчитывать уже нечего, к тому же возникает вопрос: не рискует ли наше государство своими действиями спровоцировать увеличение и без того огромной проблемы теневой трудовой занятости в Украине в обход новым налогам?», — поясняет юрист.

Еще одной лазейку для злоупотребления и коррупции юристы увидели в отсутствии в «военном налоге» его целевого назначения. Иными словами, средства, собранные с населения, не идут напрямую в Министерство обороны Украины, а поступают в государственную казну, где попросту «растворяются». И только при принятии годового бюджета власти решают, сколько выделить на АТО, сколько на Министерство обороны, а сколько украсть.


Налог не отменят: кто будет «резать курицу, несущую золотые яйца»

Первоначально «военный налог» планировали собрать на уровне 2,9 миллиардов гривен, (100 миллионов долларов), но этого оказалось власти мало и «повинность» автоматически продлили еще на 12 месяцев. Тогдашний премьер-министр Украины Арсений Яценюк заявлял, что аккумулируемые средства будут направлены исключительно (!) на финансирование Вооруженных сил Украины, Национальной гвардии и других подразделений, воюющих в зоне АТО. При этом Кабинет министров Украины даже не удосужился прописать в документе механизм использования этих средств, гарантии их расходования по назначению, контроля над цепочкой распорядителей и конечных «получателей» помощи.

Россия проиграла на Украине

Чтобы выжить, Россия должна умереть

Какую память о Холокосте хранят на Украине

США в шоке от уровня коррупции на Украине

По его словам, узнать, куда именно пошли средства от налога практически невозможно. А ведь речь идет о 38 миллиардах гривен, (1,35 миллиарда долларов).

«Конечно, узнать, куда пошли эти миллиарды, невозможно. Они растворяются в бюджете. Их с таким же успехом могли использовать на пополнение Пенсионного фонда, у которого была дыра. Я провел собственное расследование. Выяснил, что деньги на обеспечение армии проходили через ряд одних и тех же фирм. А значит, это схема, которой руководит высшее руководство», — добавил Виталий Куприй.

Например, 200 миллионов гривен, (7,1 миллиона долларов), были перечислены некой компании, которая топливом даже не торговала. А 280 миллионов гривен, (10 миллионов долларов),и вовсе ушли фирме-«пустышке» просто так. Расследование этих дел передали областным прокуратурам, где они благополучно «умерли».

По словам Виталия Куприя, отменять военный налог в ближайшее время власть не станет. Кто же будет «резать курицу, несущую золотые яйца»? «Это очень удобно — никто и никогда не узнает, на что пошли деньги под эгидой тяжелого положения в стране», — приводит слова Виталия Куприя издание «Вести». Что самое интересное, в Министерстве обороны Украины также не смогли пояснить, куда деваются средства, собранные на армию. «Вооруженные силы финансируются непосредственно из бюджета. А что касается военного налога, то вопросы лучше задавать тому, кто эти средства собирает», — заявил пресс-офицер управления по связям с общественностью ВСУ Юзеф Венскович.

inosmi.ru

Налог на войну 5

24 мая первый вице-премьер Антон Силуанов говорил, что власти проведут «определенную настройку» налогов, «дошлифовку» налоговых предложений, после чего точно не будут менять налоги в течение следующих шести лет. В итоге власти решили не трогать НДФЛ и не вводить новых налогов (как, например, обсуждавшийся налог с продаж), но системообразующий налог на добавленную стоимость все-таки будет повышен.

С 1 января 2019 года ставка НДС будет поднята с 18 до 20%, объявили 14 июня премьер-министр Дмитрий Медведев и Силуанов. Ставка НДС в России составляет 18% с 2004 года, то есть будет изменена впервые за 15 лет.

Ради майского указа

Еще год назад сам Силуанов как министр финансов был сторонником стимулирующего налогового маневра — повышения НДС с одновременным понижением ставки страховых взносов. При этом, когда власти обсуждали налоговый маневр (публичные дискуссии на эту тему были приостановлены к лету прошлого года), центральной идеей было снижение нагрузки на бизнес в части налогов на труд, а увеличение НДС рассматривалось как компенсирующая мера для восполнения потерь бюджетной системы.

Теперь от обсуждавшегося налогового маневра осталось только повышение НДС. Это косвенный налог, который ложится на конечного потребителя.

По словам Силуанова, увеличение ставки НДС даст бюджету дополнительно более 600 млрд руб. в год. При этом власти разрабатывают пакет компенсационных мер для бизнеса, включая облегчение и ускорение процедуры возмещения НДС и отмену налога на движимое имущество (этот налог компании снова начали платить с 2018 года, после истечения моратория). Соответственно, правительство нашло около 3,6 трлн руб., но без учета выпадающих доходов от компенсационных мер.

А для реализации опубликованного ранее нового майского указа президента Владимира Путина требуется 8 трлн руб. дополнительного финансирования до 2024 года включительно.​

Что правительство поменяет в налогах?

Анонсированные 14 июня параметры налоговой системы правительство пообещало не менять следующие шесть лет.

— Ставка НДС вырастет с 18 до 20% с 1 января 2019 года.

— Льготы по НДС на социально значимые товары и услуги сохранятся (ставка 10% на продовольствие, детские и медицинские товары, а также ставки на внутренние воздушные перевозки).

— Порог по ускоренному способу возмещения НДС снизится с 7 млрд до 2 млрд руб. (компании могут рассчитывать на возмещение налога, когда покупают товар с учетом НДС; сейчас Налоговый кодекс предоставляет компании право на ускоренный способ возмещения, если она уплатила не менее 7 млрд руб. НДС, акцизов, налога на прибыль и налога на добычу полезных ископаемых в совокупности за три предыдущих года). Также при возмещении НДС сократятся сроки камеральных проверок.

— Будет отменен налог на движимое имущество.

— Тариф по взносам работодателей на обязательное пенсионное страхование работников будет «бессрочно» зафиксирован на уровне 22% (и 10% при достижении предельной базы по взносам).

— В будущем (окончательно с 2023 года) будет ликвидирован институт КГН (консолидированные группы налогоплательщиков).

— Будет завершен налоговый маневр в нефтегазовой отрасли: он заключается в отказе от экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты при параллельном повышении налога на добычу полезных ископаемых (нефти и газового конденсата). Процесс будет завершен к 2025 году.

— С 1 июня будут временно понижены акцизы на бензин и на дизельное топливо. Чтобы возместить убытки регионам, будет изменена структура распределения акцизов между федеральным и региональными бюджетами.

Краеугольный камень для бюджета

НДС — ключевой налог с точки зрения наполнения федерального бюджета, на его долю приходится более трети всех поступлений, а теперь его роль увеличится. В 2017 году он принес в казну более 5,1 трлн руб., или 34% общих доходов федерального бюджета. По данным Минфина, с 2010 года сбор НДС в номинальном выражении увеличился более чем вдвое (с 2,5 трлн руб.), а доля в общих доходах увеличилась за этот период с 30 до 34%.

«Собираемость НДС в последние годы существенно повысилась, что связано с применением ФНС автоматизированных систем контроля», — отмечает заместитель начальника отдела аналитических исследований Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ) Вера Кононова. Так, сама ФНС оценивает, что 54% прироста поступлений внутреннего НДС в 2017 году было обеспечено именно фактором более эффективного налогового администрирования. Повышение налоговых ставок — это всегда дополнительные стимулы для ухода в тень, но по НДС возможности для этого, пожалуй, одни из самых низких, говорит эксперт группы исследований и прогнозирования АКРА Дмитрий Куликов. Власти выбрали подходящий момент для повышения НДС, когда система администрирования достаточно эффективна, чтобы избежать заметного снижения собираемости, считает эксперт.

Повышение НДС — «не очень хорошая ситуация» для бизнеса, сказал РБК сопредседатель «Деловой России» Андрей Назаров. «Мы ожидали, что все-таки несколько лет будет стабильная налоговая система и все другие договоренности будут сохранены. Для бизнеса это, может быть, не сильно критичная ситуация, но дополнительные сложности возникают», — говорит он. «Любой рост нагрузки — это не радость для бизнеса, и, конечно, счастье большинство производителей не испытают», — согласен президент Торгово-промышленной палаты Сергей Катырин.

Называть такое изменение «донастройкой» можно лишь с изрядной долей иронии, считает Вера Кононова. «Если это донастройка, тогда все мы как налогоплательщики находимся в полной неопределенности относительно того, что дальше будет с налоговой системой. Ведь так могут быть «донастроены» и любые другие налоги», — рассуждает она.

«Все формальные обещания были выполнены, будучи аккуратно сформулированными», — говорит глава комитета «Деловой России» по налоговой и бюджетной политике Кирилл Никитин. По его словам, президент в 2014 году обещал не менять налоговую нагрузку до конца 2018-го и в целом так и получилось, за исключением ряда моментов (рост неналоговых платежей, усиление нагрузки за счет обеления экономики, возвращение в конце 2017 года налога на движимое имущество, который бизнес называет «налогом на модернизацию»). А налоговый маневр бизнес тоже в итоге получил, но в принципиально ином виде, отмечает Никитин. «Новый формат маневра — сохранение нагрузки на фонд оплаты труда, повышение пенсионного возраста и одновременно повышение ставки НДС, снижение пороговых значений для облегченного порядка возмещения НДС экспортерам плюс отмена обложения движимого имущества и внутрироссийского контроля внутригрупповых цен», — объясняет он.

С 2012 года действует пониженная ставка взносов работодателей на пенсионное страхование работников — 22% с зарплат, но рано или поздно она должна была вернуться к полному тарифу — 26% (в последние годы повышение несколько раз откладывалось и по текущему законодательству запланировано на 2021 год). Теперь же власти приняли решение отказаться от будущего повышения ставки пенсионных взносов.

По мнению Никитина, налоговую нагрузку в текущем экономическом цикле нужно не повышать, а снижать. В повышении фискальной нагрузки на фонд оплаты труда, даже на прибыль, нет никаких проблем, но только в подходящий период развития экономики, говорит он. «Например, нагрузку на ФОТ можно повышать только в период опережающего роста зарплат. А в нынешний момент ее надо снижать, но этого не произошло», — сказал Никитин.

Заплатят и граждане, и отдельные отрасли

Прямой эффект от повышения НДС — это рост цен: повышение налога будет в конечном счете перенесено на потребителя, что даст единовременный толчок потребительским ценам, говорит РБК старший директор Fitch Ratings Владимир Редькин. Но власти выбрали относительно удачный момент: с учетом достигнутого низкого уровня инфляции повышение НДС пройдет менее заметно. Силуанов сказал, что из-за повышения НДС инфляция может ускориться в 2019 году в пределах 1,5 процентного пункта — до 4–4,5%. Эффект для потребительских цен составит плюс 1–1,3 п.п., согласен Куликов. При этом сохранение пониженной ставки НДС (10%) в отношении льготного перечня товаров (продовольствие, детские товары, медицинские товары) позволит сдержать рост цен на социально значимые товары, отмечает Редькин.

НДС — налог с очень сложным механизмом, затрагивающий не только конечных потребителей, но и всех участников цепочки, производящей эти товары, объясняет Кононова. И хотя в конечном итоге уплата этого налога идет за счет покупателя, для бизнеса это означает отвлечение оборотных средств на период между уплатой НДС поставщикам и получением «исходящего» НДС от покупателя. «В целом по экономике это достаточно крупные суммы: например, ФНС оценивает, что в 2017 году суммарный объем начислений НДС составил 39,5 трлн руб., из них 36,5 трлн подлежало вычетам. Периоды, на которые отвлекаются средства, сильно разнятся в зависимости от отраслей и могут исчисляться месяцами. Поэтому для бизнеса повышение ставки НДС — это увеличение объема оборотных средств, отвлекаемых на выплаты этого налога», — говорит экономист.

С точки зрения долгосрочных последствий, поскольку НДС относится к косвенным налогам, он является более благоприятным для экономического роста по сравнению с прямыми налогами, указывает Редькин. Повышение НДС будет иметь неблагоприятное структурное влияние на экономику, возражает Кононова. В наиболее сложное положение, по ее словам, попадут производители, которые закупают дорогостоящую продукцию у поставщиков (и уплачивают при этом значительные суммы входящего НДС): это прежде всего компании в обрабатывающем секторе, которые приобретают технологически сложную продукцию (автомобильная промышленность, производство электрооборудования). А, например, экспортеры сырья будут от этого избавлены, особенно если в реальности будет ускорено возмещение НДС при экспорте, добавляет Кононова.

Повышение НДС пойдет на благо экспортерам, потому что при экспорте НДС возмещается, подтверждает Катырин. «Повышение НДС будет на благо экспортерам, — будет больше возвращаться. Для производителей же, особенно товаров с высокой добавленной стоимостью, конечно, это нагрузка на бизнес», — сказал он РБК. Повышение НДС может помешать импорту, отмечали в прошлом году эксперты Института Гайдара и РАНХиГС: среднеевропейская ставка НДС (17,5%) уже сейчас чуть ниже российской, а значит, разрыв увеличится.

www.rbc.ru

«Налог на АТО»

П’ятниця, 27 березня 2015. Опубліковано в Статті

Аппетит приходит… во время войны?

С этим налогом не так все просто, как может показаться. Он вызывает вопросы у специалистов и, возможно, у самих военнослужащих. Почему с народа собирают дань на войну, тогда как на нужды обороны идут колоссальные ресурсы из бюджета?

В том числе, из спецфондов: от конфискации коррупционных средств и имущества (1,5 млрд. грн), от реализации «избыточного вооружения», военной и спецтехники, недвижимого военного имущества и т.д. (0,2 млрд. грн). Возникает вопрос – если налог на войну так необходим армии, почему он не имеет целевого назначения, а сбрасывается в общий котел с последующим распределением? И куда на самом деле идут 1,5 % военного сбора?

Помимо этого, украинцы ведь без всякой «обязаловки» собрали на счетах МО солидную сумму пожертвований почти в 156 млн. грн. Плюс еще неутомимое волонтерское движение постоянно изыскивает деньги на обеспечение и лечение военнослужащих.

Повинность для патриотов

Так называемый военный сбор был введен в августе 2014 года. Он взимается со всех трудовых доходов граждан (гражданско-правовых договоров) в размере 1,5 % от суммы заработка (сделки). Первоначально его учредили до конца 2014 года, но в декабре продлили еще на год с весьма туманной формулировкой – до принятия Радой решения о завершении реформы ВСУ.

Таким образом, военный сбор теперь не имеет четких временных рамок, он привязан к самому вялотекущему и иллюзорному процессу в Украине – реформированию. Напомним, согласно Концепции Минобороны, последний этап начатой в 2013 году реформы Вооруженных Сил должен финишировать только в 2017 году.

В масштабах всей страны с помощью дополнительной фискальной повинности за семь месяцев удалось собрать уже 3,7 млрд. грн.

«В течение января-февраля текущего года в государственный бюджет поступило более 1,1 млрд. грн военного сбора. Из них в феврале на обороноспособность Украины налогоплательщиками уплачено 656,1 млн. грн. Всего с начала администрирования военного сбора с августа 2014 г. бюджет получил почти 3,7 млрд. грн военного сбора», – говорится в сообщении Государственной фискальной службы.

В условиях пикирующих доходов населения и вынужденного ухода работодателей в тень, сверхприбыли бюджета, очевидно, будут падать. Однако, нетрудно подсчитать, что еще за два года номинального реформирования власть, что называется на пустом месте, может привлечь от населения и «растворить» более 11 млрд. грн (при среднемесячном размере военного сбора – 0,5 млрд.).

Странности, нелепости, абсурды…

Итак, согласно закону, военный сбор отчисляется в общий фонд бюджета. Налог, названный военным, на самом деле не имеет целевого назначения. Другими словами, власть оставила за собой право решать, сколько потратить на АТО, а сколько на иные нужды, финансируемые из общего фонда.

«Введение военного налога в размере 1,5% не только не решает никаких проблем армии, но и может быть дополнительным источником коррупции и незаконного обогащения отдельных персон», – пишет «РБК-Украина» со ссылкой на данные ОО «Публичный аудит».

По первоначальным замыслам правительства, введение этого сбора должно было дополнительно привлечь в казну 2,9 млрд. грн в 2014 году. Но потом этого показалось мало. В условиях необъявленной войны и сверхдефицитного бюджета «временную» повинность одним махом продлили еще на 12 месяцев. И, вероятней всего, это не предел…

Популяризируя новый налог, премьер Яценюк заявил, что привлеченные средства будут направлены исключительно на финансирование Вооруженных сил Украины, Нацгвардии и других подразделений, воюющих в зоне АТО. Между тем, о механизме использования средств, гарантиях их расходования по назначению, контроле над цепочкой распорядителей ни тогда, ни впоследствии не сообщалось.

Показательно, что в Украине военный сбор взимается даже с минимальной зарплаты. Тогда как история утверждает – даже двести лет назад с богатых на войну собирали по повышенным ставкам, тогда как бедное население вообще практически ничего не платило. (Доходы меньше определенного минимума налогообложению не подлежали). У нас же ставка для всех одинакова, что идет вразрез с мировой практикой.

Главная реформа

Впрочем, для Украины «доить» только богатых – не вариант, уж слишком велика прослойка бедного населения. С поганой овцы хоть шерсти клок, – гласит известная пословица. А ведь в такое тяжелое время можно было избрать и более цивилизованный путь, просто удвоив налог для «элиты» и освободив от него тех, кто едва сводит концы с концами. Дать людям свободу выбора: право самостоятельно решать, когда и сколько им жертвовать. Но до такой сверхсознательности и социальной ответственности украинский политический бомонд, увы, не дорос. Жаль, это поистине была бы главная «реформа» Украины…

Второй вопрос – так почему же не использовать военный сбор напрямую? Зачем все эти лишние маневры, обходные пути, цепочка распорядителей и распределителей? Ответ напрашивается сам собой – это позволит лучше запутать следы, ведь отследить движение денежных потоков станет в разы труднее. И всегда есть возможность обвинить кого-то еще в нерациональном использовании ресурсов или хищениях.

К тому же, что государство собралось продавать? Откуда взялось «избыточное вооружение» и ликвидная, но не востребованная военная и спецтехника? Зачем пускать с молотка военное имущество, когда самим не хватает? Нонсенс, да и только…

Куш не по зубам?

Госбюджетом – 2015 увеличено финансирование расходов Минобороны до 40 млрд. грн. Однако сможет ли военное ведомство проглотить то, что откусило? Ведь проблемы с освоением бюджетных средств и их рациональным использованием стали уже визитной карточкой МО.

«Неготовность военных рационально и своевременно использовать бюджетные средства подтверждается отчетом временной следственной комиссии Верховной Рады по вопросам проверки использования средств, перечисленных гражданами Украины на поддержку ВСУ, и расходов государственного бюджета…», – пишет «РБК –Украина».

Изданием приводятся следующие цифры: «Во время указанной проверки было установлено, что в 2014 году на нужды всех силовых структур и других государственных органов власти, привлеченных к проведению АТО, из государственного бюджета было выделено: из общего фонда – 40,5 млрд. грн, из резервного фонда – 18,3 млрд. грн, из специального фонда – 5 млрд. грн.

Согласно информации, предоставленной департаментом финансов Минобороны, за 9 месяцев 2014 года с 27 млрд. грн (которые были выделены именно МО, – авт.), министерство получило почти 65% положенных средств, то есть – 17,5 млрд. грн. Использовано из этих средств только – 12,1 млрд. грн…

В то же время, по данным Госказначейства, использовано лишь 62% благотворительных взносов, которые поступили на счета Минобороны, администрации Госпогранслужбы и воинской части 3027 (Нацгвардия)»

Как заключила следственная комиссия, «одной из ключевых причин несвоевременного обеспечения потребностей украинской армии и неэффективного использования государственных средств при осуществлении государственных закупок в силовых структурах является некомпетентность, бюрократия, безосновательные промедления и саботаж отдельных чиновников».

Таким образом, просто наращивая финансирование, мы не решаем всех проблем армии. Поскольку бюрократический аппарат не способен идти в ногу с реальными потребностями ВСУ, а средства, которые аккумулируются через механизм налогов и сборов, утекают сквозь решето бесконтрольных бюджетных манипуляций. И здесь, видимо, расчет не на спасительные реформы, а на то, что война все спишет. В первом случае, налог на войну был бы совсем другим…

Как это было раньше

Военный налог практиковался в СССР во времена Великой Отечественной войны. Он был введен 1 января 1942 года вместо надбавок к подоходному и сельскохозяйственному налогам.

К его уплате привлекались все граждане, достигшие 18 лет. Освобождались от военного налога: военнослужащие рядового, младшего командного и начальствующего состава всех родов войск; военнослужащие среднего, старшего и высшего командного и начальствующего состава, находящиеся в действующей армии и флоте и пограничных войсках; члены семей военнослужащих, получающих пособие от государства; мужчины от 60 лет и старше, женщины 55 лет и старше и пенсионеры, не имеющие других источников дохода.

Ставки военного налога дифференцировались по категориям плательщиков. Рабочие уплачивали военный налог в твердой сумме с учетом годового заработка (например, при заработке в 2400 – 180 руб. в год, до 4800 – 360 руб.); колхозники и единоличники – 150-600 руб. в год с каждого члена хозяйства; другие граждане, не имеющие самостоятельного дохода – 100 руб. в год.

Военный налог поступал в размерах, превышающих все другие налоговые платежи населения, что позволило мобилизовать в доходы бюджета за годы войны более 72 млрд. руб. Отменили его 6 июля 1945 г.

narodna-vlada.org