Курс подготовки к ЕГЭ. Урок 14

Мы продолжаем исследовать уровни языковой системы, опираясь на книгу «Русский язык: понимаю — пишу — проверяю». Сегодня разговор пойдет о предлогах. Для успешной сдачи ЕГЭ тема предлогов должна быть проработана очень тщательно. В этом занятии мы будем говорить о морфологии и употреблении предлогов.

Занятие 15. Морфология (грамматическое значение) и комментарии. Как отличить производный предлог от омонимичной самостоятельной части речи в предложении. Грамматико-стилистические особенности употребления предлогов по, благодаря, согласно, вопреки, навстречу, подобно, наперекор, помимо, кроме, наряду с.

I. Предлог — служебная (незнаменательная) часть речи, выражающая в предложении логико-грамматические отношения между именами существительными (а также местоимениями-существительными, прилагательными, перешедшими в существительные), которым принадлежат предлоги, и словами других частей речи (чаще всего глаголами), например: выстрел из-за угла, отсутствовать в течение месяца, делать наперекор ей, скучать по новенькой. Грамматическая роль предлогов заключается в уточнении и дополнении значений косвенных падежей.

Морфологический разбор предлога.

  • Происхождение предлога (непроизводные и производные)
  • Структурное строение (простые, двойные, составные)
  • Комментарии к морфологическому разбору:

    1. Непроизводные предлоги не образовались ни от какой другой части речи. Это предлоги в, под, без, и т. д., например: гулять в лесу, трава под горой, остаться без гроша (как называется последнее словосочетание?). Разновидностью непроизводных предлогов выступают двойные предлоги: из-за, из-под, по-над и др., например: выйти из-за угла, выглянуть из-под навеса, пробираться по-над пропастью. Производные предлоги произошли из самостоятельных частей речи путём утраты последними своего лексического значения и морфологических признаков. Производные предлоги образовались:

    1) от наречий (вблизи, мимо, поверх и т. д.): находиться вблизи дома, идти мимо школы, надеть пальто поверх костюма;
    2) от существительных (вследствие, в продолжение, путём и т. д.): заболеть вследствие неудач, не учиться в продолжение месяца, догадаться путём вычислений;
    3) от деепричастий (благодаря, включая, несмотря на, исходя из и т. д.): выздороветь благодаря врачу, все включая Сашу пришли на урок, пойти гулять несмотря на дождь, действовать исходя из условий.

    Задание. Прочитайте предложение, где нагромождены конструкции с предлогами, причастным оборотом, повторяющимися словами и отглагольными существительными. Подумайте, как можно выразить мысль, содержащуюся в предложении, короче.

    По мере засорения помещения просьба к работникам, задерживающимся на своих рабочих местах после работы по причине занятости, убирать за собой рабочие места и обеспечивать на них надлежащий порядок.

    2. С точки зрения структуры предлоги делятся на:

    1) простые, состоящие из одной части (как непроизводные, так и производные): в, над, между, путём, среди и т. д.;
    2) двойные: из-за, из-под и т. д.;
    3) составные, состоящие из двух или нескольких частей: в отношении, в связи с, несмотря на, в отличие от и т. д.

    ВАЖНО! Производный предлог может состоять из нескольких частей, но всегда представляет собой одно слово, поскольку участвует всей совокупностью этих частей в логическом и грамматическом оформлении высказывания.

    Дополнительные сведения, или Как отличить в предложении производный предлог от омонимичной самостоятельной части речи. Чтобы выявить в предложении производный предлог и отличить его от омонимичных знаменательных частей речи, нужно иметь в виду следующее.

  • Предлог всегда принадлежит имени существительному (или заменяющему его местоимению) и уточняет косвенный падеж.
  • Предлог вместе с существительным (или заменяющим его местоимением) входит в словосочетание, где это существительное (или местоимение) выступает зависимым словом. При этом для уточнения падежа зависимого слова к нему от главного слова ставится падежный (грамматический) вопрос, включающий в себя предлог. Существительное с предлогом образуют предложно-падежное сочетание.
  • В предложении производный предлог часто можно заменить синонимичным производным или непроизводным предлогом, а существительное с предлогом — синонимичным или аналогичным существительным с таким же предлогом.
  • Вот как всё вышеизложенное выглядит на практике. Сравните предложения:

    1) Вследствие непогоды (ввиду, из-за непогоды) я не пошёл гулять.
    2) В следствии (в расследовании) по делу наметились сдвиги.

    В первом предложении употреблён производный предлог вследствие с существительным в родительном падеже непогоды. Это предложно-падежное сочетание входит зависимым компонентом в словосочетание с глаголом: не пошёл (вследствие чего?) вследствие непогоды. Предлог вследствие можно заменить производным предлогом ввиду или непроизводным из-за.

    Во втором предложении употреблен простой предлог в и существительное в предложном падеже следствии. Это существительное с предлогом входит зависимым компонентом в словосочетание с глаголом: наметились (где?, в чём?) в следствии. Его можно заменить аналогичным существительным тоже с предлогом в — в расследовании.

    Мы убедимся в дальнейшем, что выявление в предложении составных производных предлогов напрямую связано с их правописанием.

    Задание. Прочитайте парные предложения и решите, какие части речи выделенные слова. Для проверки составляйте словосочетания с вопросами от главных слов к зависимым, а также производите замену производных предлогов непроизводными.

  • Отряд расположился вблизи опушки. Неприятель подошёл очень близко.
  • Роща осталась позади. Позади дома начинался овраг.
  • На дополнительные занятия нужно прийти после уроков. Сделай эту работу после.
  • Ребёнок удивлённо глядел вокруг. Вокруг школы был разбит фруктовый сад.
  • Дверь открывалась внутрь. Внутри ящика ничего не было.
  • Сестра встала сзади. Маша оказалась позади меня.
  • Мой друг смело идёт навстречу опасности. Машина уже выехала, я пошёл ей навстречу.
  • Алексей вышел, не смотря ни на кого. Мы пойдём в кино, несмотря на большую занятость.
  • Благодаря заботам врачей больной поправился. Футболисты покидали поле, благодаря своих болельщиков за поддержку.
  • Задание. Прочитайте предложения. Некоторые из них отдают канцеляритом. Подумайте, как можно избавить фразу от излишнего нагромождения слов. Запишите переделанные предложения.

  • Неудачи в сельском хозяйстве шли по линии отсутствия квалифицированных работников.
  • В связи с отсутствием на ферме кормов возникла угроза падёжа скота.
  • Миша не захотел есть манную кашу по причине её невкусности.
  • Несмотря на отдельные недостатки, заводу удалось в целом справиться с заданным заданием.
  • Игнорируя приказ ректора и правила по технике безопасности, студент Яшин ввиду недостатка времени применил выход из института не через дверь, а через окно.
  • Вследствие ремонта железнодорожного полотна, растянувшегося во времени ввиду погодных условий, поезд по маршруту между Москвой и Клином опоздал по отношению к расписанию.
  • Благодаря массе новых впечатлений, Саша, возвратившись домой по окончании занятий, быстро предался сну.
  • В декабре в институте было намечено приглашение иностранных студентов на прощальный бал по причине их отбытия к местам постоянного проживания.
  • В настоящее время в школах ведутся разработки перевода учащихся на новую программу в связи с введением единого экзамена по доминирующему количеству предметов.
  • Во избежание затоваривания помещения необходимо вынести лишние ненужные вещи со склада.
  • II. Иногда при выборе предлога следует учитывать присущие ему оттенки значения, чтобы не допустить стилистической и грамматической ошибки.

    1. Как правило, предлог по употребляется с существительными в дательном падеже, например: ходить (где?, по чему?) по улице, тужить (по кому?) по матери. Однако в значении «после чего-либо» предлог по употребляется с предложным падежом, например: расположиться по прибытии на место (после прибытия на место), по истечении срока отчитаться о проделанной работе (после истечения срока). По приезде (после приезда) в деревню я отправился к родственникам.

    2. После предлога по местоимения сколько, несколько, столько и наречия много, мало употребляются в дательном падеже, например: По скольку яблок получил каждый ребёнок? Каждый ребёнок получил по нескольку (по стольку, по многу, по малу) яблок.

    Не путайте местоимения в дательном падеже, которые пишутся с предлогом по раздельно, и наречия поскольку и постольку. Местоимение сколько — грамматическое числительное, и его можно заменить числительным: По скольку яблок получил каждый ребёнок? По семь яблок получил каждый ребёнок.

    Наречие поскольку можно заменить наречным сочетанием так как, оно часто выступает в паре с наречием постольку, синонимичным наречию поэтому: Поскольку (так как) я ничего не знала, постольку (поэтому) и не готовилась к экзамену.

    3. Предлоги благодаря, согласно, вопреки употребляются с дательным падежом (а не с родительным!), например: поступать (благодаря чему?) благодаря твоему совету, действовать (согласно чему?) согласно указаниям друга, прийти (вопреки чему?) вопреки моему желанию. Я поступаю согласно вашим указаниям.

    Задание. Предлог благодаря употребляется, когда речь идёт о причинах, вызвавших положительный результат. Найдите ошибку в употреблении предлога в предложении Благодаря крушению поезда люди пострадали. Как можно исправить предложение?

    4. Наречные предлоги навстречу, подобно, наперекор употребляются с дательным (а не с родительным!) падежом, например: идти (навстречу кому?) навстречу другу, грохотать (подобно чему?) подобно грому, делать (наперекор чему?) наперекор обстоятельствам. Сын поступал наперекор желанию отца.

    Не путайте производный наречный предлог навстречу и непроизводный на с существительным винительного падежа встречу. Предлог навстречу требует дательного падежа зависимого от глагола существительного: Я шёл (навстречу кому?) навстречу брату.

    Существительное с предлогом на встречу входит зависимым словом в словосочетание с глаголом. От этого существительного в свою очередь может зависеть другое существительное с предлогом, уточняющее, с кем (или с чем) состоится встреча, например: Я шёл (куда?, на что?) на встречу (с кем?) с братом.

    Задание. От какой части речи зависит в предложении наречие места навстречу? Я увидел брата и побежал навстречу.

    5. Обороты с предлогами кроме, помимо, наряду с, имеющие значение «вместе с», должны обязательно управляться глаголом, имеющим при себе ещё одно существительное, иначе разрушается грамматическая связь в предложении, например:

    rg.ru

    Конспект занятия на тему «Употребление и правописание предлогов»

    Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

    Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

    «Медицинское училище №4

    Департамента здравоохранения города Москвы»

    Конспект занятия по теме:

    «Нормы употребления и правописания предлогов»

    Конспект занятия по теме :

    « Употребление и правописание предлогов »

    Дисциплина: «Русский язык и культура речи»

    Отделение: «Сестринское дело», «Лабораторная диагностика»

    Специальность: 060501 Сестринское дело

    060604 Лабораторная диагностика

    Составитель: преподаватель русского языка и культуры речи Лежанкова Л.Г.

    Тема занятия: Употребление и правописание предлогов

    дать понятие о предлогах как служебной части речи, функциях предлогов в предложении;

    научить употреблять предлоги в соответствии с литературной нормой и стилистическими особенностями создаваемого текста;

    отработать навыки правописания предлогов и выявления грамматических и стилистических ошибок в своем и чужом тексте;

    способствовать совершенствованию коммуникативной и профессиональной компетенций.

    Задание. Объясните написание предлогов.

    Ввиду недостатка продовольствия

    В виде исключения

    Беседа насчет забастовки

    Положить на счет фирмы

    В продолжение ночи

    В течение всей дороги

    В течении Иртыша

    Несмотря на совет

    Обратить внимание на подобие фигур

    Ошибки в следствии

    Краткий конспект основных понятий

    Предлоги благодаря, согласно, вопреки, наперекор, навстречу, подобно употребляются с дательным падежом : благодаря вашему совету, согласно вашему желанию

    Лексическое значение предлога благодаря обусловливает его сочетание с существительным, имеющим «положительное» значение, поэтому нельзя говорить: Благодаря аварии мы оказались в больнице.

    Предлог по с предложным падежом употребляется в книжной речи со значением «после чего-нибудь»: по истечении срока, по окончании школы, по приезде домой.

    При глаголах «чувства» скучать, тосковать, плакать, соскучиться и т.п. предлог по употребляется с дательным падежом: скучать по сыну, плакать по отцу. Но личные местоимения при этих глаголах употребляются в предложном падеже: скучаю по тебе, по вам, по ней.

    Следует запомнить сложные и производные предлоги и отличать их от других частей речи

    Ввиду (=по причине)

    Несмотря( образное значение)

    В течение( как долго?)

    В продолжение ( как долго?)

    Задания для самостоятельной работы

    Задание 1. Найдите ошибки в употреблении предлогов с падежными формами и исправьте их. Запишите правильный ответ

    Ребенок плакал за своей мамой.

    По окончанию университета он нашел хорошую работу.

    Он шел наперекор судьбы.

    Вопреки ожидания он произвел благоприятное впечатление.

    Учитель указал о том, что в работе имеются ошибки.

    Все говорило за то, что мы не выполним работу в срок.

    Ответ по жалобе был получен сразу же.

    Согласно указаний директора, все вышли на работу.

    Это вселяет в меня уверенность в победе.

    Он хорошо отдохнул между занятий.

    Благодаря дождю наша прогулка не состоялась.

    По истечению срока отпуска он вышел на работу.

    По приезду в город мы пошли в кино.

    Мы вышли навстречу победителей олимпиады.

    Задание 2. Раскройте скобки, выбирая нужный падеж.

    Благодаря (новые впечатления) я повеселел.

    Вопреки ( предсказания) я вышел из этой ситуации победителем.

    Не надо тосковать по ( несбыточные мечты).

    Он соскучился по ( свой дядя).

    По (окончание школы) он пошел учиться дальше.

    По (прибытие) на место, мы пошли осматривать окрестности..

    Согласно (мой план), мы должны были ехать дальше.

    Мы будем действовать наперекор ( все трудности).

    Он вернется по (завершение) работы.

    (Не)смотря на плохую погоду, мы медленно поднимались в гору.

    Мы шли (на)встречу ветру.

    (В)течени(и,е) реки по-прежнему наблюдались пороги.

    Имейте(в)виду, что это фантазии.

    (В)роде все у них наладилось.

    Она соорудила укрытие (на)подобие шалаша.

    Испуганный кот помчался (в)доль двора.

    Филька (в)течени(и,е)часа наблюдал за происходящим.

    (В)последстви(и,е) мы долго благодарили его.

    (В)следстви(и,е) переезда за границу мы отложили работу над проектом. (В)продолжени(и,е) недели лил дождь.

    (В)последстви(и,е) все стало ясно.

    Это было что-то (в)роде кустарника.

    (Не)смотря на тучи, на северо-западе проглядывало солнышко.

    Он долго рассказывал о своем путешествии ,(не)смотря на поздний час.

    (В)течени(и,е) целого дня у нас не было во рту и крошки хлеба.

    (В)следстви(и,е) пожара;(в)течени(и,е) суток; (не)взирая на препятствия; (на)счет долга;(за)счет товарищей; о судьбе героев узнаем (в)продолжен(и,е) романа; пропустил (в)связи в длительной болезнью; (в)виду отсутствия времени.

    Задание 4. В предыдущем задании подчеркните производные предлоги.

    Задание 6. Раздельно пишутся

    Задание 8. Составьте словосочетания, выбирая правильную падежную форму существительного

    Встретились благодаря (случаю,случая).

    Поступил вопреки (совета, совету).

    Дежурство согласно (графика, графику).

    Не мог оплатить в связи ( отсутствия, с отсутствием) доходов.

    Закрыли ввиду ( с нехваткой, нехватки) финансирования.

    Задание 9. Продолжите предложения с подлежащим-местоимением, используя нужный предлог с существительным.

    … пришел ( со, из) школы…

    … вернулся ( с, из) армии…

    … приехали (с,из) Украины…

    … наблюдают (из, с) космоса…

    Задание 10. Составьте словосочетания, ставя зависимые существительные в нужную форму.

    Скучать ( по кому? или по ком?)

    Поражаться ( в чем? или чему?)

    Воплотить ( в чем? или во что?)

    Уверенность ( во что? или в чем?)

    Отзыв ( о чем? или на что?)

    Итоговый контроль знаний по теме

    «Употребление и правописание предлогов »

    А. Отметьте слова, которые пишутся слитно.

    (в) виду отсутствия дождя

    стоять (в) виду гавани

    (на) перекор желанию

    медальон (в) виде бабочки

    узнать (на) счет экскурсии

    Б. Отметьте слова, которые пишутся раздельно.

    нечто (в) роде шара

    (в) связи с наводнением

    (на) подобие шара

    В.Отметьте слова, которые пишутся слитно.

    (не) смотря на непогоду

    (на) встречу празднику

    (на) счет в банке

    (не) смотря в книгу

    Г.Отметьте слова,в которых пишется Е.

    по прибытии.. в город

    в продолжени.. лета

    в течени.. реки много поворотов

    в отличи.. от этого

    Задание 2. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?

    Все разговоры (НА)СЧЕТ продажи имения продолжались уже (В)ТЕЧЕНИЕ месяца.

    (НЕ)СМОТРЯ на привилегии, отец жил довольно скромно,(БЕЗ)УСТАЛИ работая в саду.

    (В)СЛЕДСТВИЕ того что тело змеи необычайно гибко, она может легко проникнуть в любую нору, а ТАК(ЖЕ) легко взобраться на дерево.

    (В)ТЕЧЕНИЕ часа клоуны развлекали публику, и (ВО)ВРЕМЯ представления то и дело звучали аплодисменты.

    Задание 3. Перепишите, определяя написание окончаний слов.

    Вопреки распоряжени. по прибыти.. на место, согласно приказ..шефа, благодаря внимательно.. отношени. занятия согласно расписани. по приезд.. в город, по окончани.. училища, согласно Приказ.. № 57 от 5 сентября.

    Задание 4.Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.

    (В)течени.. ближайшего времени будет проводит..ся олимпиада по русскому языку.

    (В) течени.. болезни наступил кризис.

    (В) продолжени.. всего лета он упорно занимался плаванием.

    (В) продолжени..повести автор расскажет о дальнейшей судьбе героев.

    (В) заключени.. дискуссии выступил представитель прессы.

    (В) заключени.. врачей не было ничего утешительного.

    (В) следстви.. неосторожного обращения с огнем начался пожар.

    (В)следстви..по делу о хищении были допущены ошибки.

    (В) следстви.. по делу заключенного вкралась ошибка.

    В отличи.. от своего героя автор не принимал участия в событиях года.

    По окончани.. учебного года все разъехались.

    Нам подали что-то наподоби.. кофейного напитка.

    Выпали осадки (в) виде дождя.

    (В) связи с болезнью я пропустил экзамен.

    (В) виду отсутствия денежных средств я никуда не поехал.

    Я брел по дороге, (не )смотря под ноги.

    Ребенок переходил дорогу,(не) глядя по сторонам.

    (Не)смотря на сильный ветер, мы вышли на прогулку.

    (Не) смотря на снегопад, вылет самолета не был задержан.

    Эталон ответов на итоговые задания :

    Вопреки распоряжению, по прибытии на место, согласно приказу шефа, благодаря внимательному отношению, занятия согласно расписанию ,по приезде в город, по окончании училища, согласно Приказу № 57 от 5 сентября.

    1.(В)течение ближайшего времени будет проводится олимпиада по русскому языку.

    2.(В) течении болезни наступил кризис.

    3.(В) продолжение всего лета он упорно занимался плаванием.

    4.(В) продолжении повести автор расскажет о дальнейшей судьбе героев.

    5.(В) заключение дискуссии выступил представитель прессы.

    6.(В) заключении врачей не было ничего утешительного.

    7.(В) следствие неосторожного обращения с огнем начался пожар.

    8(В)следствии по делу о хищении были допущены ошибки.

    9.(В) следствие по делу заключенного вкралась ошибка.

    10.В отличие от своего героя автор не принимал участия в событиях года.

    11.По окончании учебного года все разъехались.

    12Нам подали что-то наподобие кофейного напитка.

    13.Выпали осадки в виде дождя.

    14.В связи с болезнью я пропустил экзамен.

    15.Ввиду отсутствия денежных средств я никуда не поехал.

    16.Я брел по дороге, не смотря под ноги.

    17.Ребенок переходил дорогу,не глядя по сторонам.

    18.Несмотря на сильный ветер, мы вышли на прогулку.

    19. Несмотря на снегопад, вылет самолета не был задержан.

    Данный конспект занятия по теме «Употребление и правописание предлогов» содержит цели занятия, входной контроль знаний, краткий конспект основных понятий, задания для самостоятельной работы в виде тестов и упражнений, итоговый контроль знаний по данной теме и эталоны ответов. Особое внимание уделено употреблению и правописанию производных предлогов с целью привития навыков употребления предлогов в соответствии с литературными нормами и стилистическими особенностями создаваемого текста.

    Коспект может быть рекомендован преподавателям школ и СПО, а также студентам средних специальных учебных заведений для проработки данной темы.

    • Лежанкова Любовь Геннадьевна
    • 1850
    • 29.01.2015

    Номер материала: 348298

    Свидетельство о публикации данного материала автор может скачать в разделе «Достижения» своего сайта.

    Не нашли то что искали?

    Вам будут интересны эти курсы:

    Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

    Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

    infourok.ru

    Контрольно — измерительные материалы по предмету «Делопроизводство»

    Данные контрольно-измерительные материалы предназначены для обучающихся по профессии НПО «Делопроизводитель» для проведения дифференцированного зачета и эталон ответов к этим контрольно-измерительным материалам

    Предварительный просмотр:

    Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования Тульской области «Профессиональный лицей №43»

    Эталон ответов к комплекту

    ОП 03 Основы делопроизводства

    по профессии НПО 034700.03 Делопроизводитель

    Освоенные умения, усвоенные знания

    Осуществлять документирование организационно-распорядительной деятельности организации

    Знать основные сведения из истории делопроизводства

    Знать общие положения по документированию управленческой деятельности

    Текст задания: Дополните таблицу. Впишите виды документов относительно периодов:

    2. Жалованные грамоты

    7. Переписка: письма, доношения, реляции (отписки), известия, требования, ведомости

    3. Величайшие указы и повеления

  • Распорядительные
  • Документы по личному составу
  • Справочно-информационные документы
  • Организационные
  • Текст задания: Начертите схемы документов:

    Правильное название реквизита

    Название организации, автора документа

    Дата, регистрационный номер

    Отметка о контроле

    Отметка об исполнителе

    Заголовок к тексту

    Директор рукописная подпись П.И. Панов

    На № 78 от 12.12.2012 г.

    Ссылка на номер и дату входящего документа

    Текст задания: Найдите ошибки в оформлении бланка.

  • Отсутствует полное наименование организации
  • В бланках писем наименование вида документа (ПИСЬМО) не указывается
  • Реквизит «Дата документа» оформляется от границы левого поля, а реквизит «Регистрационный номер документа» — от положения 2 табулятора (от деления 4 масштабной линейки на компьютере).
  • Укажите, кто является автором документа:

  • подготовить ответ, срок 10 дней;
  • подготовить ответ до 25.10.2003;
  • Проверяемые результаты обучения: З2У1

    Укажите какой реквизит отсутствует в служебных письмах:

  • наименование вида документа
  • Проверяемые результаты обучения: З2У2

    Текст справки личного характера следует начинать:

  • со слов «Настоящим подтверждается …»;
  • Документ, составленный несколькими лицами, подтверждающий факты или события, называется:

    Текст задания: Составьте и оформите акт.

    Текст задания: Составьте и оформите протокол.

    Текст задания: Составьте и оформите приказ по основной деятельности.

    Закрытое акционерное общество «АртДон»

    На «01» января 2012 года

    Приказ от 24 декабря 2011 года № 150

    Штат в количестве 50 единиц с месячным

    фондом заработной платы 942 300-00 руб. ( Девятьсот сорок две тысячи

    триста рублей 00 копеек).

    Кол-во штатных единиц

    Оклад (тарифная ставка)

    Месячный фонд заработной платы, тыс.руб.

    За работу в ночное время

    За вредные условия труда

    За работу в выходные и праздничны дни

    Заместитель генерального директора

    Менеджер отдела продаж

    Кассир торгового зала

    Итого по документу

    Гл.бухгалтер Рукописная подпись И.И.Иванов

    Укажите, что является основанием для внесения записи в трудовую книжку:

  • Документы об образовании;
  • Приказ по личному составу;
  • Трудовой договор;
  • После издания приказа по личному составу;
  • В день увольнения;
  • После заполнения трудовой книжки;
  • Проверяемые результаты обучения: З3У2

    Текст задания: Определите, правильно ли заполнен титульный лист трудовой книжки:

  • Дата записывается цифровым способом, восемью арабскими цифрами (01.09.1984) или буквенно-цифровым способом (01 сентября 1984 г.).
  • Наименование занимаемого работником рабочего места или выполняемого вида работ вписывать на титульный лист трудовой книжки нельзя. При отсутствии профессии или специальности строку надо оставить незаполненной до получения профессионального образования.
  • Отсутствует подпись владельца трудовой книжки.
  • Отсутствует печать организации (или отдела кадров)
  • Текст задания: Внесите записи в трудовую книжку на основании приказа.

  • 15.01.2008 Принят в отдел кадров на должность менеджера по персоналу.
  • В столбике на основании чего внесена запись пишется: Приказ № 3-к от 15.01.2008.

  • 01.04.2010 Уволен по собственному желанию, на основании ст.77 Трудового кодекса РФ
  • В графе на основании чего внесена запись пишется: Приказ № 76-к от 01.04.2010.

    Подпись руководителя, печать

    Текст задания: Составьте и оформите приказы по личному составу:

    Текст задания: Найдите ошибки в оформлении приказа:

  • К регистрационному номеру приказа добавляется буквенное обозначение «л\с».
  • Заголовок к тексту не должен включать наименование должности лица, на которую принимается работник.
  • Слово «Принять» пишется прописными буквами.
  • В тексте приказа фамилия, имя, отчество работника пишется полностью.
  • В основании необходимо указать заявление работника, дату и номер трудового договора.
  • В расшифровке личной подписи реквизита «Подпись» инициалы пишутся перед фамилией.
  • Текст задания: Оформите заявления.

    Заявление о приеме на работу:

    В каком падеже при составлении заявления указывается должность, фамилия, имя, отчество автора:

  • В родительном падеже с предлогом «от»
  • В родительном падеже без предлога «от»
  • В дательном падеже
  • 3.2. Критерии оценки усвоения знаний и сформированности умений по учебной дисциплине Основы делопроизводства:

    Методика оценивания теста:

    За правильный ответ на вопросы или верное решение задачи выставляется положительная оценка – 1 балл.

    За неправильный ответ на вопросы или неверное решение задачи выставляется отрицательная оценка – 0 баллов.

    Шкала оценки образовательных достижений

    Процент результативности (правильных ответов)

    Оценка уровня подготовки

    3.3. Время на подготовку и выполнение:

    подготовка 10 мин.;

    выполнение 1 час 00 мин.;

    оформление и сдача 10 мин.;

    всего 1 час 20 мин.

    4. Перечень материалов, оборудования и информационных источников, используемых для аттестации

    Трудовой кодекс Российской Федерации

    Бланки штатного расписания, трудовой книжки

    Приказы по осн.деятельности

    Центр профессиональной Директору ориентации «Абитуриент» Профессионального училища № 12

    На № ________ от __________

    С 16 по 31 мая 2008 г. проводится выставка «Образование-2008». Организаторами выставки являются Министерство образования и науки и Центр профессиональной ориентации «Абитуриент.

    Целью выставки является знакомство со структурой образования в области, демонстрация новейших достижений в развитии современного образовательного процесса, оказание помощи выпускникам школ в выборе профессии.

    Участниками выставки предоставляется площадь от 4 кв.м. и выше. Место проведения выставки ТГПУ им.Л.Н.Толстого. Адрес: г.Тула, пр.Ленина д.118.

    Приглашаем Вас принять участие в проводимой выставке, представить рекламные материалы о подготавливаемых профессиях.

    Директор центра Е.В.Баширова

    Исп.Семенов В.И. 56-09-80

    Закрытое акционерное общество «Светлана»

    15.03.2008 № 4 л\с г.Тула

    О приеме на работу Никитиной Л.С.

    НИКИТИНУ Любовь Семеновну на работу с 15.03.2008 бухгалтером в финансово-экономический отдел с окладом 6 000 рублей в месяц.

    Основание: заявление Никитиной Л.С., трудовой договор от 14.03.2008 № 2

    Генеральный директор И.С.Дятлов

    Директору МОУ СОШ № 78

    Сотниковой Анны Федоровны,

    проживающей по адресу:

    г.Тула, ул.К.Маркса, д.8 кв.34

    Прошу принять меня на работу лаборантом на кафедру физики и математики с 01 сентября 2008 г.

    Министерство образования Центра профессиональной и культуры Тульской области ориентации «Абитуриент» Профессиональное училище № 12

    04.05.2008 № 45 На № 12 от 29.04.2008

    Об участии в выставке «Образование-2008»

    Уважаемый Евгений Витальевич!

    Благодарим за предложение принять участие в выставке «Образование-2008».

    Просим выделить стенд для размещения рекламных материалов о профессиях, подготавливаемых в училище.

    Директор училища Б.Ю.Волков

    Исп.Райнова А. М. 71-66-90

    Производственный отдел Директору

    О командировании инженера Кудрина А.С.

    Согласно договору от 21.12.2007 № 34\64 на машиностроительный завод г.Калуги в марте текущего года было поставлено 5 станков с программным управлением.

    Прошу командировать инженера Кудрина А.С. на машиностроительный завод г.Калуги с 20.04.2008 сроком на 3 дня для наладки поставленного оборудования.

    Начальник отдела А.Г.Зимин

    Акционерное общество «Связьинформ» Детский сад № 12

    ГРИГОРЬЕВА Светлана Вячеславовна работает бухгалтером-кассиром планово-экономического отдела АО «Связьинформ» с 08.09.2005 (приказ о приеме на работу от 07.09.2005 № 46-л/с) с окладом 5600 рублей в месяц.

    Гимназия № 8 УТВЕРЖДАЮ

    Директор гимназии № 8

    О списании материальных ценностей

    Основание: приказ директора гимназии от 01.04.2008 № 8 «О проведении инвентаризации материальных ценностей гимназии № 8»

    Составлен комиссией: Председатель комиссии: главный бухгалтер В.И.Медведева Члены комиссии: 1. секретарь учебной части Е.Н.Акчурина

    2. заведующий административно-хозяйственного отдела

    В период с 02.04.2008 по 04.04.2008 комиссия провела инвентаризацию материальных ценностей гимназии. Комиссия установила, что в классах физики и биологии 10 ученических парт и 15 стульев пришли в негодность, ремонту не подлежат.

    Составлен в 2-х экземплярах:

    1-й экз. – в бухгалтерию гимназии

    2-й экз. – в дело № 05-07

    Председатель комиссии Личная подпись В.И.Медведева

    Члены комиссии Личная подпись Е.Н.Акчурина

    Личная подпись И.Н.Драчев

    Общего собрания учредителей

    Присутствовали: Буланцева Г.Н., Гирдо Е.А., Соломенцева О.И., Федоров П.Н.

    1. Об изменении Учредительного договора ООО «Мария». Выступление заместителя директора ООО «Мария» Федорова П.Н.

    Федоров П.Н. – предложил, в связи с выходом из состава участников Общества Гирдо Е.А., внести в учредительный договор Общества следующие изменения:

    Других предложений и дополнений не поступило.

    Голосование проводилось открытым путем.

    Результаты подсчета голосов: «За» — 5, «Против» — 0, «Воздержались» — 1.

  • Принять и утвердить изменения и дополнения в Учредительный договор общества.
  • Директору ООО «Мария» Соломенцевой О.И. в срок до 00.00.0000 представить оформленные надлежащим образом изменения в Московской регистрационной палате и выявить лиц, интересы которых затрагиваются вносимые изменения и дополнения, и оповестить таковых.
  • О создании экспертной комиссии

    В целях обеспечения качественного отбора на дальнейшее хранение и уничтожение документов и дел, образующихся в деятельности ОАО «Изумруд» ПРИКАЗЫВАЮ:

  • Создать экспертную комиссию в составе: председатель – заведующая канцелярией ОАО И.В.Парамонова, члены комиссии: 1. главный бухгалтер Н.Я. Демина,
  • 3. заведующая архивом Т.С.Воронина.

    2. Заведующей архивом Т.С.Ворониной разработать Положение об экспертной комиссии ОАО «Изумруд» до 25.12.2008.

    3. Заведующей канцелярии И.В.Парамоновой составить план работы экспертной комиссии на 2009 год до 25.12.2008.

    4. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя генерального директора ОАО «Изумруд» В.Н.Радова.

    Генеральный директор З.Н.Зубов

    С приказом ознакомлены:

    Воронина, Парамонова, Демина, Малышева, Радова

    основной профессиональной образовательной программы

    1. Общие положения

    контрольно-измерительные материалы (КИМ) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины Основы делопроизводства.

    КИМ включают контрольные материалы для промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета

    2. Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке

    Оформлять различные виды писем

    Знать виды документов: трудовые контракты, приказы о приеме, увольнении, переводе, трудовые книжки, личные карточки

    3. Структура контрольного задания

    3.1. Текст типового задания

    Проверяемые результаты обучения: З1У2

    Текст задания: Используя классификацию организационно-распорядительной документации, определите вид следующих документов:

  • Постановления, указания, решения, указы, приказы по основной деятельности.
  • Личное дело, личная карточка, трудовая книжка, приказ по личному составу.
  • Письма, факсы, телеграммы, докладные записки.
  • Положение, устав, инструкция, правила.
  • Текст задания: Укажите название реквизита, заполнив таблицу

    О работе в праздничные дни

    Директор ООО «СЛОТ»

    Текст задания: Выберите правильный вариант ответа:

    2) должностное лицо, подписывающее документ

    3) лицо, составившее документ

    Укажите, в какой резолюции срок исполнения указан правильно:

  • подготовить комплексную программу к 25.10.2003;
  • Текст задания: Составьте и оформите служебные письма:

  • Письмо – приглашение Центра профессиональной ориентации «Абитуриент» профессиональному училищу № 12 с предложением представить рекламные проспекты о подготавливаемых профессиях.
  • Ответное письмо Профессионального училища № 12 Центру профессиональной ориентации «Абитуриент». В письме поблагодарите за предложение и выскажите просьбу выделить стенд для размещения рекламных материалов о профессии.
  1. адресат
  2. подпись

    Текст задания: Составьте и оформите докладную записку:

    Руководителя производственного отдела АО «Спецмонтажстрой» Зимина А.Г. на имя руководителя о командировании инженера Кудрина А.С. на машиностроительный завод г.Калуги с 20.04.2008 сроком на 3 дня для наладки поставленного оборудования.

  3. со слов «Дана настоящая …»;
  4. с фамилии, имени, отчества работника в именительном падеже;

    Текст задания: Составьте и оформите справку.

    О факте работы Григорьевой Светланы Вячеславовны бухгалтером – кассиром планово-экономического отдела АО «Связьинформ» с окладом 5600 рублей в месяц. Справка дана для предъявления в детский сад № 12.

    Акт о списании материальных ценностей. 05.04.2008 № 9. Основанием для составления акта является приказ директора Гимназии № 8 от 01.04.2008 «О проведении инвентаризации материальных ценностей гимназии № 8». Акт составлен комиссией: председатель: главный бухгалтер Медведева В.И., члены комиссии: зав.административно-хозяйственного отдела Драчев И.Н., секретарь учебной части Акчурина Е.Н.

    В период с 02.04.2008 по 04.04.2008 комиссия провела инвентаризацию материальных ценностей школы. Комиссия установила, что в классах физики и биологии 10 ученических парт и 15 стульев пришли в негодность, ремонту не подлежат.

    Акт составлен в двух экземплярах: в бухгалтерию гимназии, в дело № 05-07. Акт утвержден директором гимназии 06.04.2008.

    ООО «Мария». 12.01.2008 № 8. Протокол общего собрания учредителей. Председатель Николаев П.Г., секретарь Смирнова Т.Л. Присутствовали Буланцева Г.Н., Гирдо Е.А., Соломенцева О.И., Федоров П.Н.

    Повестка дня: 1. Об изменении Учредительного договора ООО «Мария». Слушали заместителя директора ООО «Мария» Федорова П.Н., который предложил, а связи с выходом из состава участников Общества Гирдо Е.А., внести в Учредительный договор общества следующие изменения: 1. ____________. 2. _______________ — и утвердить их. Других предложений и дополнений не поступило. Голосование проводилось открытым путем. Результаты подсчета голосов: «За» — 5, «Против» — 0, «Воздержались» — 1. Постановили: 1. Принять и утвердить изменения и дополнения в Учредительный договор Общества. 2. Директору ООО «Мария» Соломенцевой О.И. в срок до 00.00.0000 представить оформленные надлежащим образом изменения в Московской регистрационной палате и выявить лиц, интересы которых затрагивают вносимые изменения и дополнения, и оповестить таковых.

    Приказ ОАО «Изумруд» (г.Челябинск) «О создании экспертной комиссии» от 13.12.2008 № 48. В приказе укажите, что в целях обеспечения качественного отбора на дальнейшее хранение и уничтожение документов и дел, образующих в деятельности ОАО «Изумруд», необходимо: создать экспертную комиссию, разработать Положение об экспертной комиссии ОАО «Изумруд», составить план работы экспертной комиссии на 2008 год. Подписал приказ Генеральный директор ОАО.

    Недостающие реквизиты укажите самостоятельно.

    Текст задания: Заполните унифицированную форму штатного расписания.

  5. Название организации ЗАО «АртДон»
  6. Дата 21.12.2011 г.
  7. Гриф утверждения составить самостоятельно (приказ от 24.12.2012 г.)
  8. Наименование и количество штатных единиц + надбавки:
  9. Генеральный директор – 1 единица, оклад 32 000 руб.
  10. Заместитель генерального директора – 3 единицы, оклад 30 000 руб.
  11. Главный бухгалтер – 1 единица, оклад 31 500 руб.
  12. Бухгалтер – 2 единицы, оклад 29 000 руб.
  13. Кассир – 1 единица, оклад 14 000 руб.
  14. Менеджер отдела продаж – 2 единицы, оклад 17 500 руб.
  15. Старший продавец – 2 единицы, оклад 18 200 руб., надбавка за работу в ночное время – 1 000 руб., за работу выходные и праздничные дни – 2 000 руб.
  16. Старший кассир – 2 единицы, оклад 17 200 руб., надбавка за работу в ночное время – 1 000 руб., за работу выходные и праздничные дни – 2 000 руб.
  17. Продавец – 20 единиц, оклад 15 000 руб., надбавка за работу в ночное время – 1 000 руб., за работу выходные и праздничные дни – 2 000 руб.
  18. Кассир – 10 единиц, оклад 14 000 руб., надбавка за работу в ночное время – 1 000 руб., за работу выходные и праздничные дни – 2 000 руб.
  19. Охранник – 3 единицы, оклад 10 000 руб., надбавка за работу в ночное время – 2 000 руб., за работу выходные и праздничные дни – 1 500 руб.
  20. Уборщица – 3 единицы, оклад 6 500 руб., надбавка за вредные условия труда 3 000 руб.
    1. Определите количество штатных единиц
    2. Рассчитайте месячный фонд заработной платы
    3. Оформите реквизит подпись
    4. документы об образовании;
    5. приказ по личному составу;
    6. трудовой договор;

      Укажите, когда выдается трудовая книжка при увольнении работника:

    7. после издания приказа по личному составу;
    8. в день увольнения;
    9. после заполнения трудовой книжки;

      nsportal.ru