Кто назначает судей федеральных судов в фрг

«Финансовые и бухгалтерские консультации», 1/1995

Финансовые суды в ФРГ

В западных странах налоги всегда были основным постоянным источником государственных доходов. В соответствии с этим налоговому законодательству там уделяется особое внимание. Правовые нормы, регулирующие вопросы налогообложения, отличаются четкостью, не допускающей возможности их вольного толкования. Однако даже при этом понимание норм права налоговыми органами и налогоплательщиками зачастую не совпадает, что вызывает несогласие налогоплательщиков с суммами начисленных налогов.

Для разрешения такого рода споров в ФРГ создана система специализированных финансовых судов, деятельность которых закреплена на конституционном уровне. Процессуальные основы их деятельности регулируются Положением о финансовых судах, а также рядом федеральных законов (законом о судоустройстве, законом о судьях, отдельными нормами Гражданского процессуального кодекса) и законами земель.

Система финансовых судов состоит из двух звеньев: Федерального финансового суда, находящегося в Мюнхене, и финансовых судов земель. Несколько земель могут учредить общий финансовый суд; границы судебных округов могут не совпадать с административными границами земель, в том числе и по отдельным вопросам подсудности.

Решения принимаются судами в составе коллегий, называемых сенатами, численностью пять человек (три профессиональных судьи и два заседателя) или три человека (только профессиональные судьи), либо единолично. Сенаты Федерального финансового суда состоят из пяти или трех профессиональных судей.

На 1 января 1989 г. в финансовых судах земель работало 502 судьи, в Федеральном финансовом суде — 60 судей, объединенных в 10 сенатов. Федеральные судьи назначаются Президентом ФРГ, судьи финансовых судов земель — правительствами земель или министрами юстиции, в некоторых землях — во взаимодействии со специальными комитетами по выборам судей.

Рассмотрению финансовыми судами подлежат споры в связи с взиманием земельных и федеральных налогов, в том числе таможенных пошлин; споры по поводу коммунальных налогов подведомственны административным судам. Для разрешения дел, касающихся таможенных пошлин, налогов на предметы потребления и государственных регалий в силу их особой специфики в составе финансовых судов обоих уровней образуются специальные сенаты.

По первой инстанции дела разрешаются судами земель. Кассационные жалобы рассматривает Федеральный финансовый суд. Он может также принимать к рассмотрению отдельные споры, имеющие принципиальное значение, в качестве первой и последней инстанции.

Лицо, обжалующее действия органа управления, может требовать отмены, изменения либо издания им административного акта, признания наличия или отсутствия правового отношения между сторонами либо ничтожности административного акта.

В большинстве случаев перед обращением в суд необходима процедура урегулирования возникшего спора непосредственно с органом, издавшим обжалуемый акт, при неудаче дело подлежит рассмотрению в суде.

Дела рассматриваются в открытых судебных заседаниях, однако по требованию одной из сторон (за исключением финансовых органов) разбирательство может быть закрытым. Это позволяет не предавать огласке материальное положение участников процесса.

Суд, по собственной инициативе либо по требованию, может привлечь к участию в деле в качестве третьих лиц те субъекты, чьи интересы могут быть затронуты судебным решением. В первую очередь это касается лиц, несущих наряду с налогоплательщиками ответственность за своевременное исчисление и уплату налогов.

В судах земель участники процесса выступают как лично, так и через представителей. В Федеральном финансовом суде участие в судебном заседании возможно только через специально уполномоченных лиц (адвокатов, налоговых советников и т.д.). Суд вправе потребовать личной явки участников процесса, а в отношении юридических лиц и государственных органов — их уполномоченных представителей.

Подача жалобы не освобождает жалобщика от обязанности произвести платежи, правомерность которых он ставит под сомнение. Однако в отдельных случаях суд может до рассмотрения дела и вынесения решения приостановить выполнение обжалуемого административного акта.

Суд при рассмотрении спора не связан доказательствами и доводами сторон. Он исследует обстоятельства дела в полном объеме. Вместе с тем суд не препятствует финансовым органам, принимающим участие в процессе, осуществлять обязанности по расследованию имеющихся фактов в пределах их компетенции.

По общему правилу, процесс включает в себя устное разбирательство, однако в случае, если принимаемое решение не является приговором или есть согласие участников процесса, эта стадия может быть опущена.

При вынесении решения по делу суд не имеет права выходить за рамки требований, содержащихся в жалобе, не будучи, однако, связанным ее формулировками. Если в результате рассмотрения удалось решить только часть спора, может быть вынесен приговор в отношении части жалобы. В случае спорности рассматриваемого вопроса возможно принятие предварительного решения, если это целесообразно и не вызывает возражений сторон.

Своим решением суд имеет право отменить незаконный акт органа управления, нарушающий права жалобщика. Финансовый орган связан юридической оценкой судом обстоятельств дела, лежащей в основе отмены обжалуемого решения. Решение суда сохраняет обязательную силу, если не становятся известными новые факты или доказательства. Если отмененный административный акт исполнен, суд может обязать финансовый орган возвратить полученные средства заинтересованной стороне. Если жалобщик требует изменения административного акта, устанавливающего определенную сумму подлежащего уплате налога (к примеру, налогового извещения), суд может своим решением уменьшить эту сумму.

В определенных случаях на приговор финансового суда может быть принесена кассационная жалоба в Федеральный финансовый суд. Это допустимо, если сумма спора превышает 1000 немецких марок или, если финансовый суд земли дает соответствующее разрешение. Кассационная жалоба разрешается, если дело имеет принципиальное значение, либо приговор отклоняется от решения аналогичного вопроса Федеральным финансовым судом, либо при наличии серьезных процессуальных ошибок. Если финансовый суд не дает разрешения на подачу кассационной жалобы, то это решение может быть само по себе обжаловано в Федеральный финансовый суд. Подача такой жалобы приостанавливает вступление приговора в законную силу. Кассационные жалобы на решения судов по вопросам таможенных тарифов специального разрешения не требуют. За исключением случаев, специально предусмотренных в законодательстве, обжалованию в кассационном порядке подлежат только приговоры, связанные с нарушением федерального законодательства, так как в отношении права земель финансовые суды являются по общему правилу первой и последней инстанцией. При рассмотрении кассационной жалобы в заседании может принимать участие федеральный министр финансов, либо, если речь идет о нарушении права земли, — представитель соответствующего высшего земельного финансового органа.

В случае удовлетворения кассационной жалобы Федеральный финансовый суд может принять решение по существу, либо направить дело на повторное рассмотрение в суд земли.

Вступивший в законную силу приговор может быть обжалован в порядке пересмотра дела по вновь открывшимся обстоятельствам. При этом применяются нормы гражданского процессуального законодательства.

Расходы, связанные с ведением процесса, несет проигравшая сторона. Если требование удовлетворено в части, то подлежащие уплате расходы распределяются пропорционально между сторонами. Затраты финансовых органов не возмещаются, другим участникам процесса в случаях, предусмотренных гражданским процессуальным законодательством, может быть оказана материальная помощь, направленная на оплату понесенных ими расходов.

Исполнение приговоров в пользу государственных органов осуществляется в соответствии с налоговым, а в пользу иных субъектов — в соответствии с гражданским процессуальным законодательством.

Опыт работы финансовых судов доказал полезность их существования. Благодаря организационной независимости от финансовых органов они имеют возможность объективно рассматривать и решать возникающие споры. Материалы судебной практики, в первую очередь решения Федерального финансового суда, оказывают существенное влияние на инструктивные указания, издаваемые финансовыми органами, то есть образуется своеобразный механизм «обратной связи», положительно влияющий на состояние налоговой системы в целом. Налогоплательщик не остается один на один с фискальными органами и получает, таким образом, реальную возможность защитить свои права в случае их нарушения. Это способствует уменьшению случаев уклонения от налогов и утверждению принципа социальной справедливости.

Комментарий. На данную статью существует ссылка -> Основы налогового права. Учебно-методическое пособие. Под ред. С.Г. Пепеляева. — М.: Инвест Фонд, 1995. C. 190.

www.aha.ru

Суды в Германии организованы в виде нескольких самостоятельных судебных систем: суды общей юрисдикции; суды по социальным делам; финансовые суды, суды по трудовым делам (спорам) и административные суды.

Суды общей юрисдикции в Германии представляют собой вертикально интегрированную систему, возглавляемую федеральным Верховным судом и состоящую из 706 участковых (местных) судов, 116 земельных (окружных) судов и 24 высших земельных судов [1] . Подобный характер интеграции объясняется тем, что судебная власть независима и принадлежит только судьям (ст. 92; § 1 ст. 97 Основного закона Германии) [2] .

Германские суды могут выступать в качестве судов первой инстанции (разрешать уголовные и гражданские дела) и судов второй инстанции (пересматривать приговоры и решения нижестоящих судов). Судом первой инстанции являются все суды, второй – земельные и выше [3] .

Подсудность гражданских дел судам первой инстанции зависит прежде всего от суммы иска (от меньшей к большей – соответственно положению суда в судебной иерархии). Кроме того, есть категории дел, которые отнесены к ведению только суда определенного звена.

Участковый суд (председатель и судьи) разбирает гражданские дела (в порядке разрешения споров и в бесспорном порядке) в составе одного профессионального судьи. Его исключительная предметная подсудность связана с брачносемейными отношениями (семейные дела), установлением отцовства (материнства), отношениями, вытекающими из права на наследство, договора жилищного найма, передачи земельных участков, причинения вреда диким животным, обращения за выдачей лицензий на осуществление коммерческой деятельности, и некоторых других регулируемых законом отношений.

Семейные дела разрешаются семейным судом – специальным подразделением участкового суда.

Уголовные дела рассматриваются участковым судом в единоличном (одним профессиональным судьей) или коллегиальном порядке (судом шеффенов – одним профессиональным судьей и двумя непрофессиональными судьями). Предметная подсудность в целом определяется по критериям малозначительности, невысокой степени общественной опасности преступлений, относительной мягкости возможного наказания (до четырех лет лишения свободы) и недопустимости применения мер безопасности и исправления.

Подсудность между единоличным судьей и судом шеффенов распределяется но таким же критериям, какие применяются к определению общей подсудности участковых судов: более строгое наказание может назначить суд шеффенов (свыше двух лет лишения свободы).

Дела о преступлениях несовершеннолетних, против несовершеннолетних или дела, иным образом затрагивающие интересы несовершеннолетних, слушаются специальным судебным составом (судьями), именуемым молодежным судом.

Земельный суд, по общему правилу, имеет следующую структуру и персональный состав: президиум, палаты по гражданским и уголовным делам, председатель суда, председательствующие судьи, судьи. Дополнительно к этому могут быть образованы палаты по делам молодежи, экономическим преступлениям, исполнению решений и приговоров, торговым делам, суд шеффенов (на правах палаты) и др., специализированные подразделения земельного суда.

К гражданской подсудности земельного суда относятся все дела, не входящие в компетенцию участкового суда (например, патентные дела), а также дела, касающиеся интересов государственной казны, нарушений служебного долга судьями и чиновниками. Земельные суды могут быть наделены правом рассмотрения и других категорий дел.

В качестве суда второй инстанции земельный суд (его гражданские палаты) пересматривает (в апелляционном порядке) решения участковых судов (за исключением решений по семейным делам).

Земельный суд при рассмотрении гражданских дел (по первой и второй инстанции), как правило, действует в составе трех профессиональных судей, а по торговым делам – в составе одного профессионального судьи и двух шеффенов (специалистов по коммерции). В некоторых случаях (по имущественным искам) допускается единоличное рассмотрение дел по первой инстанции.

К уголовной подсудности земельного суда относятся все дела, не входящие в компетенцию участкового суда, по которым может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок свыше четырех лет и (или) применены меры безопасности и исправления (т.е. дела о тяжких преступлениях).

В качестве суда второй инстанции земельный суд (его уголовные палаты) пересматривает в апелляционном порядке приговоры участковых судов.

Земельный суд при разрешении уголовных дел по существу действует в составе трех профессиональных судей и двух шеффенов (Большая палата по уголовным дела, Суд шеффенов), а при пересмотре уголовных дел – в составе одного профессионального судьи и двух шеффенов (Малая палата по уголовным делам).

Высший суд земли имеет следующую структуру и персональный состав: президент, председательствующие судьи и судьи, гражданские и уголовные сенаты. Он не имеет собственной гражданской подсудности и выступает в качестве суда второй (апелляционной) инстанции для участковых судов (по семейным делам) и земельных судов (по другим категориям гражданских дел), действуя обычно в составе трех профессиональных судей.

К уголовной подсудности высшего суда земли относятся дела о совершении особо тяжких преступлений против государственной безопасности.

В качестве суда второй инстанции высший суд земли (его уголовный сенат) пересматривает приговоры единоличного судьи (в порядке ревизии), приговоры малой и большой палат по уголовным делам земельного суда (в апелляционном порядке), определения нижестоящих судов (в порядке кассации).

При рассмотрении и пересмотре дел Уголовный сенат действует в составе трех или пяти профессиональных судей.

Федеральный Верховный суд Германии является высшим органом власти в системе судов общей юрисдикции. Он состоит из 25 сенатов: гражданских – 12, уголовных – пять, специальных – восемь (например, по вопросам сельского хозяйства, дисциплинарного производства в отношении юристов, государственных нотариусов, патентных агентов, аудиторов, налоговых агентов и т.д.). Верховный суд не разрешает дела по существу, исполняя роль органа высшего судебного надзора за решениями всех нижестоящих судов (дает разъяснения по вопросам права, рассматривает жалобы в порядке ревизии).

Суды по социальным делам составляют самостоятельную судебную систему. К юрисдикции этих судов относятся вопросы социального обеспечения, медицинского страхования, пенсионного обеспечения, страхования на случай долговременного ухода, страхования от несчастных случаев, пособия по безработице, детские пособия, компенсации за вред, причиненный здоровью, компенсации военнослужащим и жертвам насилия и др.

Суды по социальным делам организованы в трехзвенную систему и состоят из судов по социальным делам, земельных судов по социальным делам и Федерального суда по социальным делам. Низшим звеном этой системы являются социальные суды, которые выступают как суды первой инстанции (Sozialgerichte). Жалобы на решения этих судов подаются в вышестоящее звено судов – земельный суд по социальным делам (Landessozialgerichte). Высшим звеном системы является Федеральный суд по социальным делам, к компетенции которого относится пересмотр решений нижестоящих судов. Федеральный суд состоит из 14 сенатов, в которые входят председательствующий судья, двое профессиональных судей и двое непрофессиональных судей. Основная задача Федерального суда – обеспечить единообразное применение и толкование законов, регулирующих социальную сферу жизни общества. Право на обращение в Федеральный суд предоставлено не по всем решениям, вынесенным нижестоящими судами. Обратиться с жалобой в Федеральный суд можно только в ограниченных случаях, например, если об этом было прямо сказано либо непосредственно в решении суда по социальным вопросам, либо в решении земельного суда по социальным вопросам или в решении самого Федерального суда (в случаях особой важности, серьезных процедурных нарушений и др.). Решения судов по социальным делам имеют строго индивидуальный характер. Однако эти решения могут оказывать влияние и на всю практику государственных органов в социальной сфере, поскольку к рассмотрению дел допускаются представители таких органов, к компетенции которых относятся подобные вопросы [4] .

Отдельную систему составляют финансовые суды, они имеют двухзвенную систему и состоят из финансовых судов земель и федерального финансового суда. Суды в своей деятельности руководствуются Финансовым процессуальным кодексом (Finanzgcrichtsordnung). К юрисдикции финансовых судов относятся вопросы законности начисления налогов и сборов, пособий на ребенка, налоговые льготы на инвестирование капитала и вопросы деятельности налоговых агентов, кроме административных штрафов и ситуаций, вытекающих из уголовных дел. Практика Федерального финансового суда оказывает большое влияние на единообразное применение и толкование закона, хоть и связана с рассмотрением конкретных дел, способствует оптимальному развитию законодательства. Около 5% решений, вынесенных финансовыми судами земель, обжалуются в Федеральный финансовый суд как суд высшей инстанции.

На решения Федерального финансового суда могут быть поданы жалобы в Конституционный суд Германии только при условии, что этим решением нарушены конституционные права. Федеральный суд состоит из 11 сенатов, в них в общей сложности около 60 судей [5] . В каждом сенате есть председательствующий судья и четыре судьи. В Федеральном финансовом суде образуется так называемый Большой сенат, в состав которого входят президент суда и по одному судье от каждого сената. Большой сенат выносит решения в случаях, когда возникают разногласия между сенатами суда, либо когда дело имеет существенную (фундаментальную) важность.

Система судов по трудовым делам является трехзвенной. Низовое звено – местный суд по трудовым делам, далее – земельный суд по трудовым делам. Возглавляет систему Федеральный суд по трудовым делам. Эта система действует в соответствии с Актом о судах по трудовым делам. Существует две судебных процедуры в судах по трудовым делам. В рамках первой процедуры (Urteil) обязанность предоставить всю необходимую информацию и доказательства возлагается на стороны. Эта процедура применяется для разрешения спора, вытекающего из трудовых отношений, между работником и работодателем (например, компенсация льгот, отпусков, увольнение по инициативе работодателя, вопросы срочных договоров и расторжение договоров, и т.д.). Вторая процедура (Benchless) предполагает обязанность суда устанавливать все факты по делу и применяется, например, для разрешения споров, связанных с наличием совета предприятия, объемом его прав, исполнением работодателем обязанностей по покрытию расходов деятельности совета, либо это вопросы, связанные с паритетным формированием наблюдательного совета компании, возможностью заключать коллективные договоры, вопросы переговоров профсоюзов и организаций работодателей и т.п. В рамках этой процедуры стороны освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Суды первого звена по трудовым спорам функционируют в составе одного профессионального судьи и двух непрофессиональных судей, которые представляют соответственно нанимателя и работника. В рамках предварительной процедуры судья единолично предпринимает попытку примирить стороны без судебного разбирательства, в случае невозможности примирения проводятся подготовительные действия к суду. В случае неявки сторон судья может принять заочное решение либо вынести решение, основанное на заявлении одной из сторон. Решение местного суда по трудовым делам может быть обжаловано в земельный суд по трудовым делам в случае, если такое право было признано судом первой инстанции либо сумма спора превышает 600 евро, а также в случаях, если дело связано с рассмотрением вопросов об изменении, прекращении трудовых отношений. В рамках процедуры второго типа ограничений на обжалование судебных решений нет. В земельном суде стороны должны быть представлены либо юристами, либо профсоюзами и объединениями нанимателей (работодателей). Федеральный суд по трудовым делам является высшей судебной инстанцией в этой ветви судов. Он состоит из сенатов, которые пересматривают решения нижестоящего суда в составе из трех профессиональных судей и двух непрофессиональных судей, которые представляют работодателей и работников. Стороны должны быть представлены юристами, которым разрешена практика на территории Германии [6] .

Система административной юстиции представлена тремя уровнями: административными судами, высшими административными судами и Федеральным административным судом. В подавляющем большинстве случаев к юрисдикции судов относятся споры между гражданами и органами государственной власти, например, в сфере охраны общественного порядка и безопасности, вопросы, касающиеся иностранных граждан и беженцев, строительства, транспорта, образования, благополучия населения, вопросов государственной службы и др., а также споры между юридическими лицами, например муниципалитетами, либо государственными образованиями. В Федеральном административном суде ревизионный порядок пересмотра решений, в него поступают жалобы на решения судов апелляционной инстанции, но в целом ряде случаев можно обжаловать решения первой инстанции непосредственно в Федеральный суд. Федеральный административный суд состоит из ряда сенатов, число которых четко не фиксировано. В настоящее время образовано десять общих сенатов, два – специализирующихся на дисциплинарных производствах в отношении военнослужащих и один – специализирующийся на дисциплинарных производствах в сфере государственной службы. Общие сенаты действуют в составе пяти профессиональных судей, дисциплинарные сенаты – трех профессиональных судей и двух непрофессиональных (гражданские служащие либо военнослужащие). Если между двумя сенатами возникает спор, его разрешает Большой сенат.

При рассмотрении дел административные суды не связаны доводами сторон и имеют право самостоятельно устанавливать обстоятельства, имеющие значение для дела, но должны действовать в рамках заявленных требований [7] .

Правосудие в Германии осуществляется профессиональными судьями и шеффенами (непрофессиональными судьями или судебными заседателями; § 22, 31 I Уголовнопроцессуального кодекса Германии, StPO) [8] .

Профессиональные судьи занимают свою должность пожизненно. Судьи федерального Верховного суда назначаются президентом по предложению федерального министра юстиции и Комиссии по выборам (министры юстиции земель и 16 членов, избираемых Бундестагом), судьи земель – премьер-министром земли или министром юстиции (по-разному в различных землях). При этом, как правило, требуется одобрение правительства земли, а в некоторых случаях – предварительные выборы кандидата особой комиссией, состоящей из депутатов земельного законодательного органа и представителей судейского и адвокатского сословий. Перевод в другой суд или отставка судьи возможны только на добровольных началах или в особо оговоренных законом случаях по решению суда (ибо они подчиняются только закону – § 1 ст. 97 Основного закона Германии) [9] .

Участие шеффенов в разрешении уголовных дел считается почетной обязанностью, с помощью которой граждане оказывают влияние на практику отправления правосудия. В пределах судебного разбирательства они имеют права и несут обязанности наравне с профессиональными судьями (за исключением организационных вопросов), принимая совместно с ними все решения по делу (в том числе о виновности подсудимого и его наказании, что означает отсутствие в Германии «классического» суда присяжных) [10] .

studme.org

44. Судебная система фрг.

Конституция ФРГ различает 5 основных областей юстиции :

И учреждает соответствующие им пять систем судов, каждая из которых возглавляется собственным высшим органом.

Система общих судов.

Верховный федеральный суд возглавляет систему общих судов. Он состоит из председателя суда, председателей сенатов, членов суда и Судебных следователей, которые занимаются подготовкой к слушанию некоторых категорий уголовных дел, приговоры по коим обжалованы в этот суд.

В компетенцию Верховного федерального суда по уголовным делам входит рассмотрение кассационных жало на приговоры высших судов земель, вынесенные ими при разбирательстве дела по первой инстанции, а также на приговоры судов присяжных и больших палат судов земли, если они не подлежат кассационному обжалованию в высший суд земли. Верховный федеральный суд может пересмотреть дело и по вновь открывшимся обстоятельствам в случае вынесения как обвинительного, так и оправдательного приговора.

В компетенцию Верховного федерального суда по гражданским делам входит рассмотрение кассационных жалоб на решения, вынесенные высшими судами земли. Из общих судов только Верховный федеральный суд является федеральным учреждением, а все нижестоящие – суды соответствующей земли.

Высшие суды земли выступают в качестве апелляционных и кассационных инстанций и как суды первой инстанции. Они образованны во всех землях, входящих в ФРГ, количестве от одного до четырех. В составе каждого высшего суда земли, возглавляемого председателем, образуя необходимое число сенатов по гражданским и уголовным делам во главе с их председателями.

Суды земли слушают дела по первой инстанции (рассматривают жалобы на решения и приговоры нижестоящих судов). В составе каждого суда земли, возглавляемого его председателем, образуются палаты по гражданским (в том числе торговым) делам и по уголовным делам. Дела, не представляющие большой сложности, могут рассматриваться судьями единолично.

Участковые суды (их число последовательно сокращалось и к 1990 г. составляло 550 в ФРГ и 7 в Западном Берлине) представляют собой низовое звено системы общих судов. Они могут состоять из одного или нескольких судей. Участковому судье подсудны имущественные споры на сумму до 30000 марок, а также независимо от суммы иска споры об аренде жилья и иных помещений, споры между клиентами и владельцами гостиниц, между пассажирами и водителями транспортных средств, туристами и бюро путешествий и т. п.

Суд шеффенов заседает в составе участкового судьи и двух шеффенов, составляющих единую коллегию. Шеффены привлекаются к исполнению обязанностей по спискам кандидатов, составляемым советом общины из числа проживающих в ней граждан, достигших 30 лет и не имеющих ограничений.

В систему общих судов в качестве самостоятельных подразделений включены суды по делам несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, а также молодые люди в возрасте до 21 года, если суд сочтет, что их поведение носит подростковый характер.

Среди специализированных судов важное место занимают суды по трудовым делам.

Возглавляет Федеральный суд по трудовым делам, который состоит из 5 сенатов. Выступает как кассационная инстанция.

2 звено — в каждой из земель имеется один суд по трудовым делам.- Рассматривает дела как апелляционная инстанция.

Нижнее звено — суды по трудовым делам работает как суд 1 инстанции, их около 107. Рассматривает все трудовые конфликты.

Система судов по социальным вопросам создана для рассмотрения конфликтов связанных с социальным страхованием, выплатой пособий безработным, оказанием бесплатной медицинской помощи и т.п.

Система финансовых судов создана главным образом для рассмотрения дел, связанных с уплатой налогов и таможенных сборов.

Система административной юстиции создана для рассмотрения жалоб и физических и юридических лиц на действия и акты органов государственного управления, а также споров между органами местного самоуправления, если эти жалобы и споры не относятся к компетенции иных судов.

Возглавляет эту систему Федеральный административный суд. В структуре 12 сенатов. Кассационная инстанция на решение нижестоящих административных судов. В 1 инстанции рассматривает дела, которые подведомственны ему.

Высшие административные суды образованы по одному во всех землях ФРГ, кроме Нижней Саксонии и Шлезвиг- Гольштейна, где действует общий суд для двух земель. Работает как апелляционная инстанция, в некоторых случаях как кассационная и 1 инстанция.

Административные суды рассматривают по первой инстанции подавляющую массу дел отнесенных к компетенции органов административной юстиции

Особое место занимает Федеральный Конституционный суд. Разрешает спорные вопросы толкования Конституции , споры по поводу соотношения с Конституцией других федеральных законов и законов изданных властями земель. Полномочия КС включают возмозность отмены противоречащего закона.

Судьи федеральных судов назначаются Президент, чему предшествует решение соответствующего министра и одобрение специальной комиссии. КС судьи выбираются федеральный парламентом сроком на 12 лет.

В отставку по достижению 65 лет. КС 68 лет.

Замещение судей земель происходит по – разному. В одних судьи назначаются премьер-министром, в других министром юстиции данной земли.

studfiles.net

2.2 Статус судей

Конституционные основы правового положения судей. Конституция ФРГ на основании принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, поручила осуществление последней судьям, одновременно гарантировав их независимость (ст.

На судейскую должность может быть назначено только лицо, которое является немцем в смысле ст. 116 Основного закона ФРГ, не оставляет никакого сомнения в том, что всегда будет защищать свободный демократический конституционный строй в соответствии с Основным законом, и имеет право претендовать на занятие судейской должности (§ 5—7; 9 Закона о судьях).

Критерии отбора для назначения и повышения по службе следуют из Основного закона ФРГ (абз. 2 ст. 33): «Каждый немец имеет равное право претендовать на занятие любой общественной должности в соответствии со своей пригодностью к ее выполнению профессиональными знаниями и умением». Назначение и повышение по службе — дело исполнительной власти, т.е. соответствующего министра. При назначении судей высших судов Федерации министр выносит решение только совместно со специальным комитетом по выбору судей, состоящим из министров федеральных земель, отвечающих за соответствующую сферу подсудности и равного количества членов, выбираемых Германским Бундестагом (абз. 2 ст. 95 Основного закона). В ряде земель работают комитеты по выбору судей, состав и компетенции которых урегулированы различным образом.

В Германии существуют четыре правовых статуса должности судьи: судья может быть назначен на должность пожизненно, временно, с испытательным .сроком или в силу поручения ему обязанностей судьи (§ 8 Закона о судьях). Как Конституция, так и Закон о судьях ориентируются на пожизненный статус судьи.

Судья может быть назначен пожизненно, если он после получения права претендовать на занятие судейской должности не менее трех лет находился на судейской службе. На должность судьи с испытательным сроком назначаются те, кто находится на начальной стадии судейской карьеры. Этот

срок составляет от 3-х до 5-ти лет. В течение этого срока судья может быть уволен в связи с непригодностью к занимаемой должности. Не позднее чем через 5 лет, судья, назначенный на должность с испытательным сроком, назначается судьей пожизненно или с одновременным присвоением ему статуса пожизненного чиновника — прокурором (§ 12, п. 2). Указанный срок увеличивается на время использования судьей отпуска без сохранения содержания.

Временное назначение судей допускается только при наличии указанных в Федеральном законе предпосылок и только для выполнения установленных Федеральным законом задач (§ 11 Закона о судьях). Судьями, назначенными временно, являются, например, судьи Федерального Конституционного суда.

Согласно § 14 Закона о судьях, лицо со статусом пожизненного чиновника или лицо со статусом временного чиновника может быть назначено судьей, выполняющим судейские обязанности по поручению, если оно позже должно быть использовано в качестве судьи с пожизненным назначением. В данном случае законодатель имеет в виду лицо с пожизненным статусом чиновника, переходящим на работу в качестве судьи и проходящим испытательный срок, прежде чем стать судьей с пожизненным статусом.

Судья должен вести себя так, чтобы не подрывалась уверенность в его независимости (§ 39 Закона о судьях) как при осуществлении своих служебных полномочий, так и вне их, в том числе и при занятии политической деятельностью. Это не исключает для судьи возможности публично высказываться по политическим вопросам. Он может быть членом какой-либо политической партии и выставлять свою кандидатуру на выборах в депутаты. Если он выбран депутатом и согласен взять на себя эту новую обязанность, то осуществление прав и обязанностей судьи, на это время прекращается (§ 36, п. 2 Закона о судьях). Этим самым достигается гармония с основным принципом, гласящим, что судья не имеет права совмещать осуществление задач, относящихся к компетенции законодательной власти с осуществлением задач, относящихся к компетенции законодательной власти (§ 4, п. 1 Закона о судьях). Такая же несовместимость имеет место в отношении задач судебной власти и задач исполнительной власти.

Судьи на общественных началах. Правосудие в Германии осуществляется не только с участием профессиональных, но и судей на общественных началах в соответствии с § 44—45а Закона о судьях. Кроме того, правовое положение судей на общественных началах регулируется отдельно для каждой сферы судебной деятельности или вида судопроизводства специальными предписаниями о соответствующем судоустройстве.

Судьи, выполняющие судейские обязанности на общественных началах в судах, рассматривающих уголовные дела именуются «Schoffe». Судья, выполняющий судейские обязанности на общественных началах в судебных палатах по торговым делам, именуется «Handelsrichter» (судья по торговым делам). Во всех остальных областях подсудности судья на общественных началах именуется «ehrenamtlicher Richter» (судья на общественных началах) (§ 45а Закона о судьях).

Независимость судей. Служебный надзор. Одним из основных правил правового государства является независимость судей, гарантированная в ФРГ ст. 97, абз. 1; ст. 20, абз. 3 Основного Закона, § 25 Немецкого Закона о судьях.

Согласно принципу правового государства, законодательство связано законом и правом. Исходя из этого, независимость судьи состоит в том, что он подчиняется только закону. Конституционными гарантиями независимости судьи являются защита от перевода на иное место службы и не- смещаемость судьи (ст.

Исходя из законодательства, различают два аспекта судейской независимости: служебная или «деловая» независимость судьи и персональная независимость судьи[123].

Служебная независимость судьи означает свободу судьи от различных указаний и возможных воздействий органов правосудия при осуществлении судопроизводства. В настоящее время служебная независимость судьи может быть ограничена в первую очередь служебным надзором к нему с целью проверки надлежащего исполнения служебных обязанностей. Согласно Немецкому Закону о судьях, служебный надзор по отношению к судье допустим лишь постольку, поскольку он не нарушает независимости судьи (§ 26 (1)). При выявлении правонарушений в судебной деятельности принимаются соответствующие законодательные меры по предупреждению правонарушений. Судье может быть вынесен выговор после нарушения им предписанного порядка при осуществлении должностных обязанностей с требованием незамедлительного выполнения служебных задач в соответствии с установленным порядком (§ 26 (2) Закона о судьях).

В области надлежащего или общего судопроизводства служебный надзор осуществляется председателями соответствующих судов и министром юстиции.

Персональная независимость судьи состоит в его несме- щаемости, защите от перевода на другую должность, замещении или отстранении от должности.

В качестве судьи в суде могут работать только судьи с пожизненным статусом, за исключением случаев, когда федеральный закон устанавливает иное[124]. Судья с пожизненным статусом или судья с временным статусом может быть переведен на другую должность или отстранен от должности без его письменного согласия только: 1) на основании решения по обвинению судьи (ст. 98, абз. 2 и 5 Основного закона ФРГ); 2) в порядке официального дисциплинарного производства; 3) в интересах правосудия; 4) при изменении в устройстве судов.

Перевод судьи в интересах правосудия осуществляется в случае, если обстоятельства, лежащие вне сферы его судейской деятельности, настоятельно требуют применения меры такого рода, чтобы предотвратить нанесение серьезного ущерба правосудию. Исходя’из этого, судья с пожизненным или временным статусом может быть: 1) переведен на другую судейскую должность с такой же конечной ставкой основного должностного оклада; 2) временно уволен в отставку; 3) уволен в отставку[125].

При изменении в устройстве судов или судебных округов, работающих в этих судах судья с пожизненным или временным статусом может быть переведен на другую судейскую должность. Если отсутствует возможность использования судьи на судейской должности с такой же конечной ставкой основного должностного оклада, то он может быть переведен на судейскую должность с меньшей конечной ставкой основного должностного оклада[126].

Судья с пожизненным или временным статусом может быть уволен без его письменного согласия в отставку ввиду несоответствия занимаемой должности только на основании вступившего в законную силу судебного решения[127].

Судья с пожизненным или временным статусом может быть делегирован в другой суд только с его согласия. Судья с пожизненным или временным статусом может быть без его согласия направлен для замещения какого-либо судьи в другом суде с той же областью подсудности на срок в общей сложности не более чем на три месяца в отчетном году[128].

Для разрешения вопросов дисциплинарного характера и определенных дел, затрагивающих служебное право, касающихся независимости судей или особенностей их службы в Германии действует Федеральный Суд по делам судейской службы — специальная палата Высшего Федерального Суда, суды по делам судейской службы земель. Для судей Федеральных судов, Служебный Суд Федерации является единственной судебной инстанцией, для судей на службе федеральной земли это инстанция ревизионная[129].

Суды по делам судейской службы выносят решения: 1) по дисциплинарным делам, в том числе и по делам судей в отставке; 2) о переводе судьи в интересах правосудия; 3) в отношении судей, назначенных пожизненно или временно,

0 недействительности назначения, об отмене назначения, об увольнении, об удалении в отставку ввиду недееспособности исполнять служебные обязанности; 4) по жалобам на действия, связанные с изменением в устройстве судов, делегированием судьи и другим делам, предусмотренным § 62-78 Закона о судьях.

Судейская независимость и современные теоретические концепции. Среди ученых нет единства мнений относительно аспектов судейской независимости. Так, немецкий ученый Айхенбергер, выделяет пять аспектов независимости судей: 1) независимость судьи, противопоставленная сторонам, участвующим в деле, — независимость судьи от сторон; 2) независимость судьи от органов несудебной власти, — судейская самостоятельность; 3) независимость судьи, противопоставленная органам судебной власти, — судейская самоопределенность; 4) независимость судьи, противопоставленная всякому социальному воздействию, — социальная независимость судьи; 5) независимость судьи, противопоставленная не относящимся к делу мотивациям, — внутренняя независимость судьи[130]. Ученый Беттерман выделяет три аспекта судейской независимости: независимость судьи от влияния сторон — как участников процесса; независимость судьи от государства или государственную независимость судьи и независимость судьи от общества — общественную независимость судьи[131].

lawbook.online