§ 3. Международные преступления , и преступления международного характера

Международная преступная деятельность проявляется в деяниях двоякого рода.

Наибольшую опасность представляют деяния лиц, вопло­щающие преступную политику государства, как бы персони­фицирующие международные преступления государства, т. е. агрессию, колониализм, геноцид (уничтожение групп людей по расовому, национальному или религиозному признаку), экоцид (загрязнение окружающей среды с тяжкими глобальными по­следствиями).

Для характеристики указанных деяний официально исполь­зуется термин преступления против мира и безопасности че­ловечества; в литературе распространен термин международ­ные преступления. Субъектами таких преступлений вместе с государствами, несущими международную политическую и ма­териальную ответственность, становятся его руководители, выс­шие должностные лица, иные исполнители преступной полити­ки. В отношении этих лиц компетентны, наряду с национальны­ми судебными органами, специально создаваемые государства­ми международные судебные учреждения. В настоящее время завершается разработка Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества.

От международных преступлений в указанном значении следует отграничить преступления международного характе­ра, к которым относятся деяния, посягающие на интересы нескольких государств и вследствие этого также представляю­щие международную общественную опасность, но совершаемые лицами (группами лиц) вне связи с политикой какого-либо го­сударства, ради достижения собственных противоправных це­лей. За рубежом по отношению к таким деяниям принят и иной термин — транснациональные преступления.

В числе такого рода деяний: захват заложников; посяга­тельства на лиц, пользующихся международной защитой; за­хват и (или) использование ядерного материала в противоправ­ных целях; незаконный оборот наркотических средств и психо­тропных веществ; незаконные акты, направленные против безо­пасности гражданской авиации и морского судоходства; пират­ство на море и др.

Геноцид. Рассмотрим международные преступления на примере геноцида, поскольку это деяние распространено и в условиях вооруженных конфликтов, и в мирное время; к тому же предусмотрено включение соответствующего состава пре­ступления в новый Уголовный кодекс РФ.

В Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него под геноцидом понимаются (ст. II) следую­щие действия, совершаемые с намерением уничтожить, полно­стью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую:

a) убийство членов такой группы;

б) причинение серьезных телесных повреждений или ум­ственного расстройства членам такой группы;

в) предумышленное создание для какой-либо группы та­ких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное уничтожение ее;

г) меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы;

д) насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую.

Согласно ст. IV, лица, совершающие геноцид, подлежат на­казанию, независимо от того, являются ли они ответственными по конституции правителями, должностными или частными лицами.

Охарактеризуем теперь несколько разновидностей престу­плений международного характера.

Посягательства на лиц, пользующихся международной защитой. Согласно ст. I Конвенция о предотвращении и наказа­нии преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, к данной кате­гории отнесены: глава государства, включая каждого члена кол­легиального органа, выполняющего функции главы государства в соответствии с конституцией; глава правительства во время его нахождения в иностранном государстве; министр иностран­ных дел в аналогичной ситуации; сопровождающие названных должностных лиц члены их семьи; представитель государства или иное должностное лицо, имеющее право на специальную защиту; должностное лицо или иной агент межправительствен­ной международной организации, имеющие право на специаль­ную защиту; проживающие с такими лицами члены семьи.

Конвенция квалифицирует как преднамеренное преступ­ление совершение одного из следующих действий:

а) убийство, похищение или другое нападение против лично­сти или свободы лица, пользующегося международной защитой;

б) насильственное нападение на официальное помещение, жилое помещение или транспортные средства такого лица, уг­рожающее его личности и свободе;

в) угроза любого такого нападения;

В отличие от нормы российского уголовного законодатель­ства здесь предусмотрен более широкий перечень деяний и не принимается во внимание мотив действий. Конвенция презюмирует «серьезную угрозу поддержанию нормальных между­народных отношений», порождаемую любым подобным дея­нием.

К этому акту как бы примыкает принятая в конце 1994 г. Конвенция о безопасности персонала Организации Объединенных Наций и связанного с ней персонала ‘(имеются в виду и участники миротворческих операций ООН, исключая ситуации привлечения лиц в качестве комбатантов в случаях осуществ­ления принудительных действий по гл. VII Устава ООН, и со­трудники неправительственных организаций при оказании гу­манитарной помощи). Посягательства на представителей такого персонала должны быть признаны преступлениями по нацио­нальному уголовному законодательству.

Захват заложников. Это деяние, как и посягательство на лиц, пользующихся международной защитой, характеризуется как опасный акт международного терроризма. Первоначально международное право осуждало взятие заложников из числа гражданских лиц лишь в связи с вооруженными конфликтами;

соответствующие нормы были включены в Конвенцию о защи­те гражданского населения 1949 г. и в дополнительные протоко­лы 1977 г.

Международная конвенция о борьбе с захватом заложни­ков 1979 г., к которой СССР присоединился в 1987 г. следую­щим образом квалифицирует это деяние (ст. I): любое лицо, которое захватывает или удерживает другое лицо и угрожает убить, нанести повреждения или продолжать удерживать его для того, чтобы заставить государство, международную меж­правительственную организацию или какое-либо физическое или юридическое лицо совершить какой-либо акт в качестве условия для освобождения заложника, «совершает преступле­ние захвата заложников»; преступными признаются также по­пытка такого захвата и участие в захвате в качестве сообщни­ка. Поскольку речь идет о преступлении международного ха­рактера, в ст. 13 оговорено, что Конвенция не применяется в тех случаях, когда преступление совершено в пределах одного государства, когда заложник и предполагаемый преступник являются гражданами этого государства и когда предполагае­мый преступник находится на территории этого государства. Оговорка данной статьи определяет рамки сотрудничества го­сударств в борьбе с таким деянием, однако не препятствует государству предусмотреть в своем уголовном законодательст­ве ответственность за любые акты захвата заложников*.

* При введении в 1987 г. в соответствии с Конвенцией в наше уголовное законодательство нормы об ответственности за захват заложников (ст. 126′ УК РСФСР) указанное положение ее ст. 13 было механически перенесено в примечание к этой статье, что исключало применение нормы в ситуациях, ограниченных нашей территорией и нашим гражданством. Такое ничем не оправданное ограничение было упразднено в 1993 г. посредством исключе­ния из ст. 126 этого примечания. Нет подобного ограничения и в новом УК РФ (ст. 206).

Незаконный оборот наркотических средств и психотроп­ных веществ. Незаконные операции с наркотиками на протя­жении многих десятилетий были объектом международно-пра­вового воздействия. Применяемые ныне Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г. и Конвенция о психотропных веществах 1971 г. охватывают широкий спектр правового регу­лирования, включая меры контроля над этими средствами и веществами, меры борьбы против таких правонарушений, как культивирование и производство, хранение, продажа, покупка, ввоз и вывоз наркотических средств и психотропных веществ в нарушение существующих правил. Новый международно-пра­вовой акт — Конвенция ООН о борьбе против незаконного обо­рота наркотических средств и психотропных веществ, приня­тая в 1988 г. и подписанная СССР 19 января 1989 г., — провоз­глашает искоренение незаконного оборота коллективной обя­занностью государств. В ст. 3 дан подробный перечень дейст­вий, преднамеренное совершение которых квалифицируется как уголовное преступление. В числе наиболее серьезных — произ­водство, изготовление, экстрагирование, распространение, про­дажа, поставка на любых условиях, переправка, транспорти­ровка, импорт или экспорт любого наркотического вещества или психотропного средства в нарушение Конвенций 1961 и 1971 гг., которые сохраняют силу, а также культивирование опийного мака, кокаинового листа, растения каннабис в целях незаконно­го производства наркотических средств и др. Противоправны­ми считаются публичное подстрекательство или побуждение других к совершению подобных правонарушений, вступление в преступный сговор с целью совершения таких действий.

Российское уголовное законодательство предусматривает уголовную ответственность за такие деяния, как незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозку либо сбыт наркотических, средств или психотропных веществ, за их хи­щение, за склонение к их потреблению, за незаконное культи­вирование запрещенных к возделыванию растений, содержа­щих наркотические вещества (ст. 228:—231 УК РФ). Комплекс­ное значение имеет федеральный закон о наркотических сред­ствах и психотропных веществах от 8 января 1998 г. Он уста­навливает основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ ив области противодействия их незаконному обороту. Регламентация со­провождается отсылками к международным конвенциям.

Незаконный захват воздушного судна. Акты незаконного захвата или осуществление контроля над воздушным судном, находящимся в полете, как отмечено в Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов, угрожают безопасно­сти лиц и имущества, серьезно нарушают воздушное сообще­ние и подрывают веру народов мира в безопасность граждан­ской авиации. Преступление характеризуется в ст. 1 следую­щим образом: незаконные, путем насилия, угрозы применения насилия либо иной формы запугивания, захват воздушного судна или осуществление над ним контроля, предпринятые любым лицом на борту воздушного судна, находящегося в полете, а •также попытка совершить одно из указанных действий или со­участие в нем. Для целей Конвенции судно считается находя­щимся в полете с момента закрытия всех внешних дверей по­сле погрузки до момента открытия любой из таких дверей для выгрузки.

Конвенция применяется только в том случае, если место ^взлета или место фактической посадки воздушного судна, на борту которого совершено преступление, находится вне преде­лов регистрации такого судна; при этом не имеет значения, со­вершало судно международный или внутренний полет. Однако норма об условиях применения Конвенции ни в коей мере не ограничивает государство в применении своего уголовного за­кона в тех случаях, когда все события происходят в пределах ^только этого государства. Так решен вопрос и в нашей стране:

уголовная ответственность не обусловлена отмеченными в Кон­венции факторами, относящимися к сотрудничеству государств, затрагивает любые случаи захвата и угона воздушного судна, причем находящегося не только в полете, но и на земле. Огра­ничительные положения Конвенции не влияют на националь­ную юрисдикцию.

www.bibliotekar.ru

§ 3. Международные преступления и преступления международного характера

Наибольшую опасность представляют деяния лиц, воплощающие преступную политику государства, как бы персонифицирующие международные преступления государства, т.

Для характеристики указанных деяний официально используется термин преступления против мира и безопасности человечества; в литературе распространен термин международные преступления. Субъектами таких преступлений вместе с государствами, несущими международную политическую и материальную ответственность, становятся его руководители, высшие должностные лица, иные исполнители преступной политики. В отношении этих лиц компетентны наряду с национальными судебными органами специально создаваемые государствами между-народные судебные учреждения. В настоящее время завершается разработка Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества.

От международных преступлений в указанном значении следует отграничить преступления международного характера, к которым относятся деяния, посягающие на интересы нескольких государств и вследствие этого также представляющие международную общественную опасность, но совершаемые лицами (группами лиц) вне связи с политикой какого-либо государства, ради достижения собственных противоправных целей. По отношению к таким деяниям принят и иной термин — транснациональные преступления.

В числе такого рода деяний: захват заложников; посягательства на лиц, пользующихся международной защитой; захват и (или) использование ядерного материала в противоправных целях; незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ; незаконные акты, направленные против безопасности гражданской авиации и морского судоходства; пиратство на море и др.

Геноцид. Рассмотрим международные преступления на примере геноцида, поскольку это деяние распространено и в условиях вооруженных конфликтов, и в мирное время; к тому же соответствующий состав преступления включен в новый УК РФ (ст. 357).

В Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него под геноцидом понимаются (ст. II) следующие действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую:

а) убийство членов такой группы;

б) причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;

в) предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное уничтожение ее;

Согласно ст. IV лица, совершающие геноцид, подлежат наказанию, независимо от того, являются ли они ответственными по конституции правителями, должностными или частными лицами.

Охарактеризуем теперь несколько разновидностей преступлений международного характера.

Посягательства на лиц, пользующихся международной защитой. Согласно ст. I Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, к данной категории отнесены: глава государства, включая каждого члена коллегиального органа, выполняющего функции главы государства в соответствии с конституцией; глава правительства во время его нахождения в иностранном государстве; министр иностранных дел в аналогичной ситуации; сопровождающие названных должно-стных лиц члены их семьи; представитель государства или иное должностное лицо, имеющее право на специальную защиту; должностное лицо или иной агент межправительственной международной организации, имеющие право на специальную защиту; проживающие с такими лицами члены семьи.

Конвенция квалифицирует как преднамеренное преступле-ние совершение одного из следующих действий:

а) убийство, похищение или другое нападение против личности или свободы лица, пользующегося международной защи-той;

б) насильственное нападение на официальное помещение, жилое помещение или транспортные средства такого лица, угрожающее его личности и свободе;

г) попытка любого такого нападения;

д) соучастие в таком нападении.

В отличие от нормы российского уголовного законодательства здесь предусмотрен более широкий перечень деяний и не принимается во внимание мотив действий. Конвенция презю-мирует «серьезную угрозу поддержанию нормальных междуна-родных отношений», порождаемую любым подобным деянием.

К этому акту как бы примыкает принятая в конце 1994 г. Конвенция о безопасности персонала Организации Объединенных Наций и связанного с ней персонала (имеются в виду и участники миротвор-ческих операций ООН, исключая ситуации привлечения лиц в качестве комбатантов в случаях осуществления принудительных действий по гл. VII Устава ООН, и сотрудники неправительственных организаций при оказании гуманитарной помощи). Посягательства на представителей такого персонала должны быть признаны преступлениями по национальному уголовному законодательству.

Захват заложников. Это деяние, как и посягательство на лиц, пользующихся международной защитой, характеризуется как опасный акт международного терроризма. Первоначально международное право осуждало взятие заложников из числа гражданских лиц лишь в связи с вооруженными конфликтами; со-ответствующие нормы были включены в Конвенцию о защите гражданского населения 1949 г. и в дополнительные протоколы 1977 г. i

Международная конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 г., к которой СССР присоединился в 1987 г., следующим образом квалифицирует это деяние (ст. 1): любое лицо, которое захватывает или удерживает другое лицо и угрожает убить, нанести повреждения или продолжать удерживать его для того, чтобы заставить государство, международную межправительственную организацию или какое-либо физическое или юридическое лицо совершить какой-либо акт в качестве условия для освобождения заложника, «совершает преступление захвата заложников»; преступными признаются также попытка такого захвата и участие в захвате в качестве сообщника. Поскольку речь идет о преступлении международного характера, в ст. 13 оговорено, что Конвенция не применяется в тех случаях, когда преступление совершено в пределах одного государства, когда заложник и предполагаемый преступник являются гражданами этого государства и когда предполагаемый преступник находится на территории этого государства. Оговорка данной статьи определяет рамки сотрудничества государств в борьбе с таким деянием, однако не препятствует государству предусмотреть в своем уголовном законодательстве ответственность за любые акты захвата заложников1.

Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ. Незаконные операции с наркотиками на протяжении многих десятилетий были объектом международно-правового воздействия. Применяемые ныне Единая конвенция о наркоти-. ческих средствах 1961 г. (с поправками, оформленными Протоколом 1972 г.) и Конвенция о психотропных веществах 1971 г. охватывают широкий спектр правового регулирования, включая меры контроля над этими средствами и веществами, меры борьбы против таких правонарушений, как культивирование и производство, хранение, продажа, покупка, ввоз и вывоз наркотических средств и психотропных веществ в нарушение существующих правил. Новый международно-правовой акт — Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, принятая в 1988 г. и подписанная СССР 19 января 1989 г., — провозглашает искоренение незаконного оборота коллективной обязанностью государств. В ст. 3 дан подробный перечень действий, преднамеренное совершение которых квалифицируется как уголовное

преступление. В числе наиболее серьезных — производство, изготовление, экстрагирование, распространение, продажа, поставка на любых условиях, переправка, транспортировка, импорт или экспорт любого наркотического вещества или психотропного средства в нарушение Конвенций 1961 и 1971 гг., которые сохраняют силу, а также культивирование опийного мака, кокаинового листа, растения каннабис в целях незаконного производства наркотических средств и др. Противоправными считаются публичное подстрекательство или побуждение других к совершению подобных правонарушений, вступление в преступный сговор с целью совершения таких действий.

Российское уголовное законодательство предусматривает уголовную ответственность за такие деяния, как незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозку либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ, за их хищение, за склонение к их потреблению, за незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества (ст.

Незаконный захват воздушного судна. Акты незаконного захвата или осуществление кон-троля над воздушным судном, находящимся в полете, как отмечено в Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов, угрожают безопасности лиц и имущества, серьезно нарушают воздушное сообщение и подрывают веру народов мира в безопасность гражданской авиации. Преступление характеризуется в ст. 1 следующим образом: незаконные, путем насилия, угрозы применения насилия либо иной формы запугивания, захват воздушного судна или осуществление над ним контроля, предпринятые любым лицом на борту воздушного судна, находящегося в полете, а также попытка совершить одно из указанных действий или соучастие в нем. Для целей Конвенции судно считается находя-щимся в полете с момента закрытия всех внешних дверей после погрузки до момента открытия любой из таких дверей для выгрузки.

Конвенция применяется только в том случае, если место взлета или место фактической посадки воздушного судна, на борту которого совершено преступление, находится вне пределов регистрации такого судна; при этом не имеет значения, совершало судно международный или внутренний полет. Однако норма об условиях применения Конвенции ни в коей мере не ограничивает государство в применении своего уголовного закона в тех случаях, когда все события происходят в пределах только этого государства. Так решен вопрос и в нашей стране: уголовная ответст-венность не обусловлена отмеченными в Конвенции факторами, относящимися к сотрудничеству государств, затрагивает любые случаи захвата и угона воздушного судна, причем находящегося не только в полете, но и на земле. Ограничительные положения Конвенции не влияют на национальную юрисдикцию.

Терроризм и финансирование терроризма. Имеется в виду комплекс преступлений, охватывающих как уже рассмотренные выше деяния (посягательства на лиц, пользующихся международной защитой, захват заложников, незаконный захват воздушных судов), так и иные деяния с применением насилия, создающие опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий (фрагмент формулировки ст. 205 «Терроризм» УК РФ). К ним относятся противоправные операции с ядерным мате-риалом, незаконные акты, направленные против безопасности гражданской авиации и морского судоходства, и др. Одним из новейших объектов международно-правового противодействия стал бомбовый терроризм.

12 января 1998 г. была открыта для подписания Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом, которая рати-фицирована Федеральным Собранием РФ и вступила в силу для Российской Федерации 7 июня 2001 г. Согласно ст. 2 Конвенции любое лицо совершает преступление, «если оно незаконно и преднамеренно доставляет, помещает, приводит в действие или взрывает взрывное или иное смертоносное устройство в пределах мест общественного пользования, государственного или правительственного объекта, объекта системы общественного транспорта или объекта инфраструктуры» с намерением причинить смерть или серьезное увечье или произвести значительное разрушение, влекущее причинение крупного экономи-ческого ущерба. Конвенция предполагает совмещение международных согласованных действий и мер национального характера.

Ко всем указанным разновидностям ‘террористических акций относятся нормы Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма 1999 г. Российская Федерация ратифицировала ее 10 июля 2002 г. Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 27 декабря 2002 г. Речь идет прежде всего о лицах, которые любыми методами незаконно и умышленно предоставляют средства или осуществляют их сбор с намерением их использования при совершении деяний, обозначенных в договорах о пресечении актов терроризма (они перечислены в приложении к Конвенции).

Глобальная опасность международного терроризма вызвала единодушную реакцию мирового сообщества, проявившуюся в координации действий с целью пресечения тягчайшего международного преступления. Об этом свидетельствуют резолюции Совета Безопасности ООН 1368 (2001) от 12 сентября 2001 г. и 1373 (2001) от 28 сентября 2001 г.; им предшествовала сохраняющая актуальное значение резолюция 1269 (1999) от 19 октября 1999 г.

Указанные резолюции квалифицируют любые акты международного терроризма как угрозу для международного мира и безопасности и подчеркивают значение междуна-родных антитеррористических конвенций, ориентируя государства на универсальное участие и на обеспечение их полного осуществления.

В резолюции 1373 особо выделяются такие меры, обязательные для всех государств, как предотвращение и пресечение финансирования террористических актов (этому посвящена названная выше Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма), воздержание всех государств от предоставления в любой форме поддержки организациям или лицам, замешанным в террористических актах, обеспечение квалификации в законах террористических актов как серьезных уголовных правонарушений с соответствующими наказаниями. Предусматриваются и такие меры, как оказание государствами друг другу всемерного содействия в связи с уголовными рассле-дованиями или уголовным преследованием, относящимися к финансированию или поддержке террористических актов, а также активизация обмена оперативной информацией и со-трудничество в административных и судебных вопросах в целях предотвращения совершения таких актов и обеспечения ответственности виновных в совершении таких актов.

Совет Безопасности постановил учредить комитет Совета Безопасности для контроля за осуществлением настоящей резолюции, которому государства представляют доклады о ее реализации.

Транснациональная организованная преступность. Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности, открытая для подписания в декабре 2000 г., имеет своей целью, как сказано в ст. 1, содействие в деле более эффектив-ного предупреждения транснациональной организованной преступности и борьбы с ней. Самыми существенными нормами Конвенции являются положения о криминализации таких деяний, как участие в организованной преступной группе (ст. 5), отмывание доходов от преступлений (ст. 6) и коррупция (ст. 8), воспрепятствование осуществлению правосудия (ст. 23). В каждой из названных статей фиксируются обязательства государств-участников принимать законодательные и иные меры с тем, чтобы признать в качестве уголовно наказуемых определенные деяния, совершенные умышленно (дан перечень). Характеристика криминализируемых деяний дополняется мерами, ориентированными на установление внутреннего режима регулирования и надзора и на обеспечение эффективных действий государственных органов. Включены положения о сотрудничестве правоохранительных органов различных государств. В соответствии со сложившимися в международном праве принципами решены вопросы юрисдикции, в том числе универсальной уголовной юрисдикции, выдачи, передачи осужденных лиц, иных форм взаимной правовой помощи, совместных расследований, передачи уголовного производства.

Отдельные нормы Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности характеризуются предметными связями с такими документами Совета Европы, как Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 г. и Уголовно-правовая конвенция о коррупции 1999 г. (последняя имеет содержательные стыки с Гражданско-правовой конвенцией о коррупции 1999 г.). В них совмещены меры, которые должны быть предприняты на национальном уровне, и меры в сфере международного сотрудничества. В главе о национальных мерах важное место занимают юридические оценки различных форм взяточничества (подкупа) с разграничением активного и пассивного взяточничества (подкупа). В этом контексте характеризуется

взяточничество (активное и пассивное) государственных должностных лиц, членов представительных органов, должностных лиц иностранных государств и международных организаций, судей и служащих международных судов, а также взяточничество в частном секторе. В главе о меж-дународном сотрудничестве речь идет об оказании взаимной помощи в связи с расследова-нием коррупционных преступлений и осуществлением судопроизводства. Интересным предписанием данной Конвенции, как и ряда других международных актов, является обязательство сторон не рассматривать банковскую тайну как основание для отказа в сотрудничестве.

knigi.news

2. Понятие и виды международных правонарушений

Международное правонарушение представляет собой сложное правовое явление. С юридической точки зрения, в качестве международного правонарушения рассматривается деяние субъекта международных правоотношений, в котором имеются признаки (элементы) состава международного правонарушения.

Международно-правовое правонарушение характеризуют следующие основные признаки: международная общественная опасность, противоправность, причинно-следственная связь, наказуемость.

Различают три вида международных правонарушений: международные преступления, преступления международного характера (международные уголовные преступления), иные международные правонарушения (международные деликты).

Международное преступление — это деяние, нарушающее столь основополагающие, жизненно важные интересы мирового сообщества, что оно рассматривается как преступление перед международным сообществом в целом. К международным преступлениям относятся агрессия, геноцид, рабство, наемничество.

— совершаются государствами, должностными лицами государства, использующими механизм государства в преступных целях, а также рядовыми исполнителями;

-совершаются в непосредственной связи с политической позицией государства;

— посягают на международный мир и безопасность и угрожают основам международного правопорядка;

— влекут ответственность государства как субъекта международного права и персональную ответственность исполнителей, должностных лиц.

Ответственность за международные преступления наступает в рамках международной (а в некоторых случаях и национальной) юрисдикции.

Преступление международного характера (международное уголовное преступление)- это деяние физического лица, посягающего на права и интересы двух или нескольких государств, международных организаций, физических и юридических лиц, пользующихся международной защитой: незаконный захват воздушных судов, подделка денежных знаков, захват заложников, незаконные операции с радиоактивными веществами и др.

Преступления международного характера:

— затрагивают интересы двух или нескольких государств, юридических лиц и/или граждан;

— совершаются отдельными физическими лицами;

— совершаются вне связи с политикой государств;

— влекут персональную уголовную ответственность правонарушителей в рамках национальной юрисдикции.

К международным деликтам следует относить международные правонарушения, не вошедшие в первые две группы. К ним относятся: нарушение государством договорных обязательств, не имеющих основополагающего значения; невыполнение юридическими и физическими лицами положений международных конвенций (например. Конвенции о международной купле-продаже товаров 1980 г.); невыполнение решений международных судов и арбитражей; нарушение государствами своих односторонних международно-правовых обязательств и т.д.

3. Виды и формы международно-правовой ответственности государств

В международном праве различают два вида ответственности государств: материальная и нематериальная ответственность.

Материальная ответственность выражается в форме реституций и репараций.

Реституция представляет собой возмещение правонарушителем причиненного материального ущерба в натуре (возвращение неправомерно захваченного имущества, транспортных средств). Разновидностью реституции является субституция- замена неправомерно уничтоженного или поврежденного имущества аналогичным по стоимости и назначению

Репарация— это возмещение материального ущерба, причиненного правонарушением, деньгами, товарами, услугами. Репарация осуществляется, когда восстановление прежнего положения в форме ресторации невозможно и преследует цель возмещения вреда.

Нематериальная ответственность выражается в форме ресторации, сатисфакции. ограничений суверенитета и декларативных решений.

Ресторация представляет собой восстановление правонарушителем прежнего состояния и несение им всех неблагоприятных последствий этого (например, освобождение незаконно занятой территории и несение связанных с этим имущественных расходов).

Сатисфакция предполагает удовлетворение правонарушителем нематериальных требований, заглаживание нематериального (морального) ущерба. Это могут быть официальные выражение сожаления и сочувствия, оказание почестей флагу потерпевшего государства, исполнение гимна государства в торжественной обстановке, принесение извинений, официальное признание факта правонарушения и т.д. Сатисфакция, как правило, сопровождает действия, осуществляемые в порядке ресторации.

Основанием международно-правовой ответственности государства является совершение международного правонарушения, т.е. действие или бездействие государства, нарушающее его международное обязательство, которое установлено нормой международного права.

Государству может вменяться только поведение таких лиц которые находятся в определенной правовой связи с этим государством, т.е. обладают качеством органа или должностного лица.

Среди действий законодательных органов, порождающих международную ответственность государства, в первую очередь следует указать на издание закона или иного нормативного акта, противоречащего международным обязательствам данного государства.

Государство несет международную ответственность за действия своих исполнительных органов (начиная от правительств и кончая представителями низшего звена исполнительной власти). С действиями этих органов связано наибольшее число правонарушений государства.

Международные обязательства государств могут быть нарушены действиями или бездействием национальных судов, поскольку они тоже являются органами государства. Принцип независимости судебной власти не исключает ответственности государства, ибо имеется в виду независимость судов от правительства, а не от государства.

Ответственность государства возникает и за действия его органов или должностных лиц. совершенные вне пределов их компетенции, т.е. если они превысили свои полномочия или нарушили инструкции.

Ущерб, причиняемый международными правонарушениями, можно подразделить на две основные категории : ущерб материальный (ущерб людям или имуществу); ущерб нематериальный ( нарушение государственного суверенитета, ущерб причиненный чести и достоинству государства).

Что касается значения виныдля возникновения международной ответственности государства, то в доктрине имеются прямо противоположные мнения. Практика и значительная часть доктрины склоняются к тому мнению, что вина предполагается при любом нарушении государством его международных обязательств. Однако, при совершении простых правонарушений (деликтов) государство-правонарушитель имеет право доказывать свою невиновность (случаи пограничных инцидентов). Что же касается международных преступлений, то здесь сам характер действий такой, при котором возможно только их виновное совершение.

Различают два вида ответственности государств: материальную и нематериальную.

Комиссия международного права ООН при разработке Проекта статей об ответственности государств разработала статьи об обстоятельствах, исключающих ответственность государств.

1) В случае достижения государствами взаимного согласия относительно действий, которые противоречат ранее принятым ими обязательствам или соответствующим нормам международного права.

2) В случае, если действия государства вызваны противоправными действиями другого государства и являются закономерными с точки зрения международного правами мерами в отношении государства-правонарушителя.

3) Если деятельность государства была вызвана непреодолимой силой или не поддающимися контролю непредвиденными внешними событиями.

4) Если субъект поведения, представляющий данное государство в ситуации крайнего бедствия не имел иной возможности спасти жизни или жизнь вверенных ему людей.

5) Если государство вынуждено было нарушить принятые на себя обязательства при наличии крайней необходимости,

6) Если государство действует в целях самообороны, в соответствии со ст. 51 Устава ООН.

Доктрина международного права и международная практика признают то положение, что международные организации являются субъектами международной ответственности и субъектами международных претензий.

Международная организация может быть привлечена к ответственности за нарушение законодательства стран пребывания. Международная организация несет ответственность за противоправность действия своих исполнительных органов и персонала.

studfiles.net