Новый местный налог: торговый сбор

На сегодняшний день дискуссии о том, надо ли взимать налог с продаж, закончились введением торгового сбора. Федеральный закон от 29.11.2014 N 382-Ф3 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон N 382-Ф3) вступил в силу 1 января 2015 года за исключением отдельных положений.

style=»display:inline-block;width:240px;height:400px»
data-ad-client=»ca-pub-4472270966127159″
data-ad-slot=»1061076221″>

Кто должен уплачивать торговый сбор? В каких регионах он вводится? Каковы полномочия органов субъектов РФ по данному вопросу? Ответы на эти и другие вопросы, связанные с введением нового налога, – в нашем материале.

Что такое торговый сбор?

Определение понятия «сбор» для целей применения налогового законодательства дано в п. 2 ст. 8 НК РФ: под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Данное определение дополнено Федеральным законом N 382-ФЗ, согласно которому под сбором будет также пониматься обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности.
В указанном законе подкорректировано и понятие «местный налог», которое дано в п. 4 ст. 12 НК РФ. По сути, изменения сводятся к тому, что понятие «местные налоги» теперь звучит как «местные налоги и сборы». Вместо конкретных налогов – земельного и налога на имущество физических лиц – указано общее понятие «местные налоги и сборы».
И если ранее речь шла только о местных налогах и были прописаны полномочия представительных органов муниципальных образований (законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт- Петербурга и Севастополя) в отношении налогов, то теперь данные полномочия дополнены в отношении местных сборов. Таким образом, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливать:
– в отношении местных налогов – особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения;
– в отношении местных сборов – ставки сборов, льготы по уплате сборов, основания и порядок их применения.
Кроме этого, п. 4 ст. 12 НК РФ дополнен нормами о разграничении полномочий для городских округов с внутригородским делением согласно закону субъекта РФ о разграничении полномочий между органами местного самоуправления городского округа с внутригородским делением и органами местного самоуправления внутригородских районов.
Федеральный закон N 382-ФЗ расширил перечень местных налогов и сборов: к земельному налогу и налогу на имущество физических лиц добавлен торговый сбор (далее также – сбор).

Обратите внимание! Согласно новшествам, внесенным в п. 1 ст. 102 НК РФ, сведения, представляемые органам местного самоуправления в целях осуществления контроля за полнотой и достоверностью информации, представленной плательщиками местных сборов, для расчета сборов, а также о суммах недоимки по таким сборам, не являются налоговой тайной.

Все вышеприведенные поправки позволили законодателю ввести новый торговый сбор и дополнить налоговое законодательство гл. 33 «Торговый сбор».
Согласно определению, данному в этой главе, торговый сбор – это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности. Торговый сбор относится к местным налогам и сборам.
Из приведенного определения можно выделить следующие характеристики торгового сбора:
– это обязательный платеж для всех организаций и физических лиц;
– он уплачивается только при осуществлении отдельных видов предпринимательской деятельности, установленных НК РФ;
– он уплачивается, только если указанный вид деятельности осуществляется на территории, на которой введен данный сбор.

Кто является плательщиком торгового сбора?

Плательщиками сбора признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности на территории муниципального образования, в отношении которых нормативным правовым актом этого муниципального образования установлен указанный сбор, с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества на территории этого муниципального образования.
Из этого правила есть исключения. От уплаты торгового сбора освобождаются:
– индивидуальные предприниматели, применяющие ПСН;
– налогоплательщики, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН).

Какие виды деятельности облагаются торговым сбором?

Как мы отметили выше, торговый сбор уплачивается только при осуществлении отдельных видов предпринимательской деятельности, определенных НК РФ. Сбор устанавливается в отношении осуществления торговой деятельности на объектах торговли.
К торговой деятельности отнесены четыре вида торговли:
1) торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями);
2) торговля через объекты нестационарной торговой сети;
3) торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы;
4) торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада.
Кроме этого, в целях уплаты торгового сбора к торговой деятельности приравнена деятельность по организации розничных рынков.
Законодатель счел необходимым прописать понятия, используемые для целей применения гл. 33 НК РФ:
– торговля – вид предпринимательской деятельности, связанный с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров, осуществляемый через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через товарные склады;
– деятельность по организации розничных рынков – деятельность управляющих рынком компаний, определяемая в соответствии с положениями Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации».

Виды предпринимательской деятельности

Объект осуществления торговли

Все виды торговли

Здание, сооружение, помещение, стационарный или нестационарный торговый объект или торговая точка, с использованием которых плательщик осуществляет вид деятельности, в отношении которого установлен сбор

Объект недвижимого имущества, с использованием которого управляющая рынком компания осуществляет указанную деятельность

В каких регионах РФ будет уплачиваться торговый сбор?

Что может успокоить субъектов предпринимательской деятельности в связи с введением торгового сбора, так это, пожалуй, то, что он вводится не на всей территории РФ.
В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе сбор устанавливается НК РФ и законами указанных субъектов РФ, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и законами указанных субъектов РФ и обязателен к уплате на территориях этих субъектов РФ.
Торговый сбор может быть введен в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе не ранее 1 июля 2015 года.

Обратите внимание! В муниципальных образованиях, не входящих в состав городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, торговый сбор может быть введен только после принятия соответствующего федерального закона.

Таким образом, в других субъектах РФ торговый сбор пока введен не будет.

Каковы полномочия органов местного самоуправления?

Законодатель установил широкие полномочия для введения торгового сбора представительным органам муниципальных образований.
Торговый сбор устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Органы местного самоуправления (органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) осуществляют полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения сбором.
Нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования определяется орган, осуществляющий указанные полномочия, – уполномоченный орган. Уполномоченный орган в соответствии с законодательством осуществляет контроль за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения сбором на территории своего муниципального образования.
При выявлении расхождений с данными, представленными плательщиком сбора в налоговый орган, уполномоченный орган в течение пяти дней составляет акт о выявлении нового объекта обложения сбором или акт о выявлении недостоверных сведений в отношении объекта обложения сбором и направляет указанную информацию в налоговый орган. Одновременно информируется и плательщик торгового сбора в эти же сроки.
Установлено, что указанные акты могут быть обжалованы плательщиком сбора в порядке, определенном законодательством РФ.
Кроме названных полномочий, представительные (законодательные) органы муниципальных образований (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют ставку сбора в пределах, установленных гл. 33 НК РФ: могут быть установлены дифференцированные ставки сбора, при этом ставка сбора может быть снижена вплоть до нуля.
При этом могут также устанавливаться льготы, основания и порядок их применения.

Каков порядок исчисления и уплаты торгового сбора?

Поскольку мы ведем речь о торговом сборе, а не о налоге, то вместо привычных терминов «налоговый период» используется «период обложения», а вместо «объекта налогообложения» – объект обложения.
Объект обложения. Объектом обложения сбором признается использование объекта движимого или недвижимого имущества (далее – объект осуществления торговли) для осуществления плательщиком сбора вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, хотя бы один раз в течение квартала.
Законодатель выделил следующие понятия:
– дата возникновения объекта обложения сбором – дата, когда объект осуществления торговли начал использоваться для осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор;
– дата прекращения объекта обложения сбором – дата, когда объект осуществления торговли перестал использоваться для осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор.
Период обложения. Периодом обложения сбором признается квартал.
Ставки сбора. Ставки сбора устанавливаются нормативными правовыми актами муниципальных образований в рублях за квартал в расчете на объект осуществления торговли или на его площадь.
Установлено ограничение по величине ставки: ставка сбора не может превышать расчетную сумму налога, подлежащую уплате в соответствующем муниципальном образовании в связи с применением ПСН на основании патента по соответствующему виду деятельности, выданного на три месяца.
При этом в целях определения предельных ставок сбора не учитываются ограничения для применения ПСН по деятельности в виде розничной торговли, установленные пп. 1 п. 3 ст. 346.43 НК РФ.
Если дословно читать п. 2 ст. 415 НК РФ, то получается, что предельные ставки сбора могут превышать сумму налога, уплачиваемого при ПСН, по следующим видам деятельности:
– реализация подакцизных товаров, указанных в пп. 6-10 п. 1 ст. 181 НК РФ: автомобили легковые, мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.), автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, прямогонный бензин;
– реализация продуктов питания и напитков, в том числе алкогольных, как в упаковке и расфасовке изготовителя, так и без таких упаковки и расфасовки, в барах, ресторанах, кафе и других объектах организации общественного питания;
– реализация газа;
– реализация грузовых и специальных автомобилей, прицепов, полуприцепов, прицепов-роспусков, автобусов любых типов, товаров по образцам и каталогам вне стационарной торговой сети (в том числе в виде почтовых отправлений (посылочная торговля), а также через телемагазины, телефонную связь и компьютерные сети);
– передача лекарственных препаратов по льготным (бесплатным) рецептам;
– реализация продукции собственного производства (изготовления).
При этом, как мы отметили выше, субъектами РФ могут быть установлены дифференцированные ставки сбора и ставка сбора может быть снижена вплоть до нуля. Дифференцирование ставок может производиться в зависимости:
– от территории осуществления конкретного вида торговой деятельности;
– категории плательщика сбора;
– особенностей осуществления отдельных видов торговли;
– особенностей объектов осуществления торговли.
Законодатель установил следующие предельные ставки по торговому сбору:

Вид торговой деятельности

Предельная ставка сбора

Торговля через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала более 50 кв. м* по каждому объекту организации торговли

Не может превышать расчетную сумму налога, подлежащую уплате в связи с применением ПСН в данном муниципальном образовании на основании патента по розничной торговле, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 кв. м по каждому объекту организации торговли, выданного на три месяца, деленную на 50

Торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада (устанавливается в расчете на 1 кв. м площади торгового зала*)

Деятельность по организации розничных рынков

Не может превышать 550 руб. на 1 кв. м площади розничного рынка. Указанная ставка подлежит ежегодной индексации на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год

* Площадь торгового зала в целях применения гл. 33 НК РФ определяется в соответствии с пп. 5 п. 3 ст. 346.43 НК РФ. Площадь торгового зала – часть магазина, павильона, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового зала. Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала. Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.

Порядок исчисления и уплаты сбора. По общему правилу плательщик торгового сбора сумму сбора определяет самостоятельно. Но в случае представления от уполномоченного органа информации о выявленных объектах обложения сбором, в отношении которых в налоговый орган не представлено уведомление или в отношении которых в уведомлении указаны недостоверные сведения, налоговый орган направляет плательщику сбора требование об уплате сбора в срок не позднее 30 дней со дня поступления такой информации. Указанная в требовании сумма сбора исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы уполномоченным органом.
Сумма сбора определяется для каждого объекта обложения начиная с периода обложения, в котором возник объект обложения сбором, как произведение ставки сбора в отношении соответствующего вида предпринимательской деятельности и фактического значения физической характеристики соответствующего объекта осуществления торговли.
Уплата сбора производится не позднее 25-го числа месяца, следующего за периодом обложения, которым является квартал. Соответственно, уплачивать сбор, например, за I квартал необходимо будет не позднее 25 апреля.

Учет сумм торгового сбора для целей налогообложения

Налог на доходы физических лиц. Статья 225 «Порядок исчисления налога» НК РФ дополнена п. 5, согласно которому в случае осуществления налогоплательщиком в субъекте РФ по месту своего учета вида предпринимательской деятельности, в отношении которого в соответствии с гл. 33 НК РФ установлен торговый сбор, налогоплательщик имеет право уменьшить сумму налога, исчисленного по итогам налогового периода по ставке 13% на сумму торгового сбора, уплаченного в этом налоговом периоде.
Указанные положения не применяются в случае, если налогоплательщик в отношении объекта осуществления предпринимательской деятельности, по которому уплачен торговый сбор, не представил уведомление о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора.
Налог на прибыль организаций. При определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде сумм налогов, предъявленных в соответствии с НК РФ налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав), если иное не предусмотрено НК РФ, а также сумм торгового сбора (п. 19 ст. 270 НК РФ). Таким образом, для целей исчисления налога на прибыль учесть сумму торгового сбора в расходах нельзя.
Но при этом ст. 286 «Порядок исчисления налога и авансовых платежей» НК РФ дополнена п. 10, согласно которому в случае осуществления налогоплательщиком вида предпринимательской деятельности, в отношении которого в соответствии с гл. 33 НК РФ установлен торговый сбор, налогоплательщик вправе уменьшить сумму налога (авансового платежа), исчисленного по итогам налогового (отчетного) периода, зачисляемую в консолидированный бюджет субъекта РФ, в состав которого входит муниципальное образование (в бюджет города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), в котором установлен указанный сбор, на сумму торгового сбора, фактически уплаченного с начала налогового периода до даты уплаты налога (авансового платежа).
Указанные положения не применяются, если налогоплательщик не представил в отношении объекта осуществления предпринимательской деятельности, по которому уплачен торговый сбор, уведомление о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора.
Упрощенная система налогообложения. Статья 346.21 «Порядок исчисления и уплаты налога» НК РФ дополнена п. 8 (Федеральный закон N 382-ФЗ), в соответствии с которым в случае осуществления налогоплательщиком вида предпринимательской деятельности, в отношении которого в соответствии с гл. 33 НК РФ установлен торговый сбор, налогоплательщик в дополнение к суммам уменьшения, определенным п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ, вправе уменьшить сумму налога (авансового платежа), исчисленного по итогам налогового (отчетного) периода по объекту налогообложения от указанного вида предпринимательской деятельности, зачисляемую в консолидированный бюджет субъекта РФ, в состав которого входит муниципальное образование (в бюджет города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), в котором установлен указанный сбор, на сумму торгового сбора, уплаченного в течение этого налогового (отчетного) периода.
Указанные положения не применяются, если налогоплательщик не представил в отношении объекта осуществления предпринимательской деятельности, по которому уплачен торговый сбор, уведомление о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора.
В данном случае речь идет об «упрощенцах», которые применяют объект налогообложения «доходы».
Что касается «упрощенцев», выбравших объект налогообложения «доходы минус расходы», то они вправе учесть сумму торгового сбора в расходах на основании пп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.
Единый налог на вмененный доход. Согласно изменениям, внесенным в ст. 346.26 НК РФ, ЕНВД не применяется в отношении видов предпринимательской деятельности, указанных в п. 2 ст. 346.26 НК РФ, в том числе в случае установления в муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии с гл. 33 НК РФ торгового сбора в отношении таких видов деятельности.

Каков порядок учета плательщиков сбора?

Для постановки на учет, снятия с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе предусмотрено два основания:
– соответствующее уведомление плательщика сбора, представляемое им в налоговый орган;
– информация уполномоченного органа.
Уведомление плательщика торгового сбора. Плательщик сбора представляет уведомление не позднее пяти дней с даты возникновения объекта обложения сбором.
В уведомлении указывается следующая информация об объекте обложения сбором:
– вид предпринимательской деятельности;
– объект осуществления торговли, с использованием которого осуществляется (прекращается) указанная предпринимательская деятельность;
– характеристики (количество и (или) площадь) объекта осуществления торговли, необходимые для определения суммы сбора.

Обратите внимание! Осуществление вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, без направления указанного уведомления приравнивается к ведению деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе.

В случае прекращения предпринимательской деятельности с использованием объекта осуществления торговли плательщик сбора представляет соответствующее уведомление в налоговый орган.
Плательщик сбора обязан информировать налоговый орган не только о начале и прекращении соответствующей деятельности, но и о каждом изменении показателей объекта осуществления торговли, которое влечет за собой изменение суммы сбора, в срок не позднее пяти дней со дня соответствующего изменения.
ФНС определит форму уведомления, а также порядок и состав сведений, указываемых в уведомлениях.
Уведомление можно будет представить как в письменном виде на бумажном носителе, так и в электронной форме.
Постановка на налоговый учет. Постановка на учет производится на основании уведомления, представленного плательщиком сбора, в течение пяти дней после получения налоговым органом указанного уведомления. Также в течение пяти дней с даты постановки на учет плательщику сбора направляется соответствующее свидетельство.
Датой снятия с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика сбора является дата прекращения осуществления плательщиком сбора вида деятельности, указанная в уведомлении.
Постановка на учет, снятие с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика сбора в налоговом органе осуществляются:
– по месту нахождения объекта недвижимого имущества – в случае если предпринимательская деятельность, в отношении которой установлен сбор, осуществляется с использованием объекта недвижимого имущества;
– по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) – в иных случаях.
В случае если несколько объектов осуществления видов предпринимательской деятельности, в отношении которых установлен сбор, находятся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка на учет плательщика сбора осуществляется налоговым органом по месту нахождения того объекта, сведения о котором поступили от плательщика сбора ранее, чем о других объектах.

Подытожим. В действующее налоговое законодательство введен новый местный налог – торговый сбор (гл. 33 НК РФ).
Торговый сбор являет обязательным платежом для всех организаций и физических лиц, если они осуществляют отдельные виды предпринимательской деятельности, установленные НК РФ, на территории, на которой введен данный сбор.
С 1 июля 2015 года торговый сбор может быть введен в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе.
Законодатель установил полномочия субъектов РФ по введению и особенностям исчисления торгового сбора, а также порядок его исчисления и уплаты, порядок постановки на налоговый учет плательщиков торгового сбора и порядок учета сумм уплаченного торгового сбора для целей налогообложения.

Н.А. Петрова,
эксперт журнала «Налоговая проверка»

«Налоговая проверка», N 1, январь-февраль 2015 г.

www.finexg.ru

Торговый сбор в 2017 году — кто и куда платит?

Отправить на почту

Торговый сбор — новый налоговый платеж, появившийся в 2015 году. Его правила определяются не только Налоговым кодексом, но и законами субъектов Российской Федерации. Рассмотрим, каковы особенности оплаты этого сбора.

Плательщики торгового сбора по НК РФ: кто ими является?

К плательщикам торгового сбора гл. 33 НК РФ, посвященная этому платежу, относит юрлиц и ИП, занятых торговлей на торговых объектах, исключая ИП, работающих на патенте, и лиц, применяющих ЕСХН (п. 2 ст. 411 НК РФ). Если в регионе введен торговый сбор, то применение ЕНВД к торговой деятельности, попадающей под торговый сбор, невозможно.

Торговой считается деятельность, ведущаяся на объектах (ст. 413 НК РФ):

  • стационарной сети независимо от наличия у нее торговых залов;
  • нестационарной сети;
  • складского типа;
  • розничных рынков в связи с их созданием и управлением их работой.
  • Базой для расчета налога служит вид или площадь объекта торговли. В зависимости от характера и размера объекта в НК РФ определены особенности ставок этого сбора (ст. 415 НК РФ).

    Однако правила, содержащиеся в НК РФ, лишь определяют общие черты этого платежа, а конкретный порядок применения (в т. ч. величину ставок и круг льгот по налогу) устанавливают субъекты РФ, в которых этот сбор вводится соответствующим законодательным актом (ст. 410 НК РФ). Поэтому выясняя, кто платит торговый сбор в конкретном регионе, надо узнать:

  • Принят ли этим субъектом РФ закон о торговом сборе.
  • Какому кругу лиц закон региона предписывает уплату сбора.
  • В какой бюджет относится оплата торгового сбора?

    Торговый сбор — налог местного уровня (п. 3 ст. 15 НК РФ), в установлении особенностей расчета которого важнейшая роль отводится местным органам власти. Они вправе определять:

  • Разбивку налогоплательщиков и объектов торговли на категории.
  • Особенности налогообложения, зависящие от вида торговой деятельности и места ее осуществления.
  • Свою систему ставок, не выходя за верхние пределы, установленные НК РФ, имея при этом возможность не устанавливать ставку вообще (по сути, освобождать объект от налогообложения).
  • Они же ответственны за назначение органа, который должен собирать информацию об объектах налогообложения и предоставлять эту информацию в ИФНС (ст. 418 НК РФ).

    То есть все полномочия по контролю правильности исчисления и уплаты этого налога ложатся на местные инстанции. И ответ на вопрос о том, куда платить торговый сбор, очевиден: в местный бюджет.

    ИП вправе уменьшить начисленный НДФЛ на суммы торгового сбора. Но что делать, если сумма сбора оказалась больше величины НДФЛ? Об этом — в статье «Торговый сбор оказался больше НДФЛ. Может ли ИП вернуть разницу?».

    Где должен начисляться торговый сбор с 1 июля 2015 года?

    Введение торгового сбора стало возможным с 01.07.2015 (п. 4 ст. 4 закона «Об изменениях в НК РФ» от 29.11.2014 № 382-ФЗ). Обязательным условием появления этого налога в регионе является принятие соответствующего закона.

    К указанной дате такой документ был принят единственным субъектом РФ — Москвой (закон города Москвы «О торговом сборе» от 17.12.2014 № 62). Остальные субъекты РФ планировали ввод торгового сбора не ранее 2016 года. Однако и в 2016 году к г. Москве ни один из регионов страны не присоединился.

    Закон г. Москвы определил круг налогоплательщиков и перечень объектов налогообложения в детализации, приведенной в НК РФ, не установив при этом ставку для торговли, осуществляемой непосредственно со складов (ст. 2 закона г. Москвы), что освободило эту деятельность от налогообложения.

    Законом г. Москвы предусмотрен ряд льгот в виде освобождения от уплаты налога:

  • Юрлиц и ИП, занятых розничной торговлей с применением торговых автоматов, продажей на ярмарках и на территориях розничных рынков, торговлей вразнос в помещениях, управляемых автономными, бюджетными или казенными учреждениями.
  • Юрлиц, относящихся к автономным, бюджетным или казенным учреждениям, а также организациям федеральной почты.

Законом г. Москвы «Об изменениях в законах Москвы» от 24.06.2015 № 29 исходный текст закона от 17.12.2014 № 62 дополнен льготами, введенными на период до 2021 года:

  • К видам освобожденной от налога деятельности добавлены торговля на территории агрокластера, продажи в помещениях кинотеатров, театров, музеев, планетариев, цирков (при условии, что доход от главной деятельности этих заведений превышает половину всех поступлений), нестационарная торговля печатной продукцией.
  • В список освобожденных от сбора юрлиц добавлены религиозные организации, занимающиеся торговлей на территории соответствующих религиозных заведений.
  • Дополнительно законом от 24.06.2015 № 29 без ограничения срока действия льготы освобождены от уплаты сбора юрлица и ИП, оказывающие бытовые услуги (в т. ч. услуги парикмахерских, салонов красоты, прачечных, химчисток, ателье по ремонту одежды, металлогалантереи) при условии, что объект торговли занимает площадь не более 100 кв. м. и из этой площади не более 10% отведено для демонстрации товаров.

    На учет налогоплательщики ставятся при самостоятельном обращении в ИФНС или на основании информации, предоставленной Департаментом экономической политики и развития г. Москвы, который служит уполномоченным для этой цели органом (письма МФ РФ от 08.04.2015 № 03-11-06/19790 и от 27.03.2015 № 03-11-06/16906).

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! При непостановке на учет налогоплательщика ожидает штраф, составляющий 10% суммы дохода от торгового объекта, но не меньше 40 000 руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ). На должностных лиц организаций возможно наложение административного штрафа в размере от 2 000 до 3 000 руб. (ст. 15.3 КоАП РФ).

    О дополнительных льготах, введенных в Москве с 2017 года, читайте в материале «Продавцы книг и прессы в Москве получили льготу по торговому сбору».

    Как оплатить торговый сбор в 2016–2017 годах?

    Торговый сбор — квартальный налог, уплачиваемый налогоплательщиком не позднее 25 числа месяца, который последует за отчетным периодом (п. 2 ст. 417 НК РФ). Если налогоплательщик не встал на учет, а объект налогообложения по информации, полученной ИФНС от уполномоченного органа, у него есть, то налоговый орган в срок не позднее 30 дней с даты получения информации о наличии объекта направит налогоплательщику требование об уплате, в котором сумма налога будет рассчитана по данным, имеющимся у ИФНС. Аналогичный порядок будет соблюден при выявлении недостоверности сведений об объекте налогообложения, представленных налогоплательщиком в ИФНС при постановке на учет как плательщика этого сбора (п. 3 ст. 417 НК РФ).

    Как поступить, если не надо было вставать на учет, а вы подали уведомление в ИФНС, читайте в статье «Что делать, если вы ошиблись, встав на учет по торговому сбору?».

    Выбор места, по которому производят оплату сбора, зависит от места постановки на учет (письмо ФНС РФ от 26.06.2015 № ГД-4-3/11229@):

  • Объекта недвижимости, на котором осуществляют торговлю. Для этой ситуации в платежном документе приводят код ОКТМО, соответствующий месту учета в качестве плательщика сбора.
  • Юрлица или ИП, уплачивающих сбор. Код ОКТМО для такого случая должен соответствовать месту ведения торговли.
  • Платежное поручение по торговому сбору оформляется в обычном для налоговых платежей порядке с использованием стандартного набора реквизитов. В качестве КБК указывают:

  • по налогу — 182 1 05 05010 02 1000 110;
  • по пеням — 182 1 05 05010 02 2100 110;
  • по штрафу — 182 1 05 05010 02 3000 110.
  • Образец заполнения платежного документа по этому налогу можно увидеть в материале «Платежное поручение по торговому сбору — образец».

    Оформление платежных документов на оплату торгового сбора не представляет сложности. Следует соблюдать сроки оплаты и делать расчет сбора на основании достоверных данных.

    nalog-nalog.ru