Эволюция феномена гражданства в контексте исторического развития Западной Европы

В настоящей статье проанализирована история развития феномена гражданства в Западной Европе, начиная с Античности и заканчивая Новейшим временем. Для анализа используется метод бинарных оппозиций, являющихся основанием включения индивидов в гражданство или исключения из него.

Гражданство Древней Греции носило элитарный характер, резко выделявший граждан из остального населения. Основаниями для включения/исключения были оппозиции «цивилизованные – варвары», «свободные – зависимые», «обладающие земельной собственностью – не обладающие таковой», «совершеннолетние – несовершеннолетние», в результате чего лишь малая часть населения обладала правами граждан. Тем не менее, в рамках афинской демократии впервые в истории были заложены основные сущностные характеристики понятия «гражданин»: равенство, участие и свобода. Гражданство Древнего Рима, возникнув как статус для ограниченного круга лиц, в ходе завоевания новых территорий включало в себя всё более широкие слои населения. В результате римское гражданство было унифицировано, что привело к формированию правового статуса «подданный Римской империи», для получения которого уже не требовалось наличие собственности и который не подразумевал политического участия.

В Средние века, для которых было характерно подданство как тип взаимоотношений между верховной властью и населением, феномен гражданства существовал лишь в городах. После революций Нового времени, достижением которых стало освобождение всех категорий населения и провозглашение равенства, идеи гражданства стали воплощаться в пределах национальных государств. Если на начальном этапе по-прежнему из политического участия исключались все женщины и не обладающие достаточной собственностью мужчины, то к концу Нового времени все мужчины получили полный спектр гражданских прав.

В Новейшее время право политического участия получили женщины, и в гражданство окончательно включается всё совершеннолетние коренное население в границах национальных государств. Таким образом, список оппозиций стал включать в себя лишь следующие: «коренные жители страны – иностранцы» и «совершеннолетние – несовершеннолетние». Вместе с этим особое развитие получили социальные права, позволившие гражданам не беспокоиться о своем выживании и безопасности. В настоящее время исследователи отмечают следующие проблемы в развитии феномена гражданства: фактически сохраняющееся неравенство при декларируемом равенстве всех граждан, «гражданство без участия», когда гражданин является пассивным потребителем социальных услуг, предоставляемых государством.

Процессы глобализации привели к массовой миграции, и стало очевидным, что гражданство западноевропейской страны – это огромная привилегия. Прибывающее население снова начинает структурироваться в рамках бинарных оппозиций: «свой – чужой», «европеец – неевропеец», «белый – чёрный (темнокожий, желтокожий)», «образованный – необразованный», «христианин – мусульманин» и так далее. Вопрос включения/исключения в гражданство западноевропейских стран сегодня является принципиально не решённым.

Проведённый анализ феномена гражданства позволил сделать вывод о двух циклах развития феномена гражданства. Первый цикл – Античность, второй цикл – Средние века и Новое время. Для каждого из них характерны такие векторы развития как: освобождение от зависимости (рабской, феодальной); включение всё более широких слоёв населения в гражданство (эволюция феномена от элитарного к массовому); уменьшение и полный отказ от имущественных требований для включения в гражданство; уменьшение активного участия граждан в управлении государством; отчуждение гражданина от государства, формализация отношений между гражданином и государством. Не исключено, что Новейшее время является началом третьего цикла, который будет продолжать своё развитие в соответствии с выше обозначенными векторами.

Ключевые слова: эволюция гражданственности, бинарные оппозиции, гражданин, государство, свобода, равенство, участие, глобализация.

www.vestnik.mgimo.ru

Эволюция понятия гражданства. Признаки гражданства. Принципы гражданства РФ

Эволюция института гражданства:

1)Дореволюционный период (до 1917 года).

2)Советский период (1917-1991 г.г., установление советской власти, после революции 1917 г. было упразднено понятие «подданный» и заменено понятием «гражданин» . В этот период принимались первые законы о гражданстве. Сначало гражданство определялось как «принадлежность лица к государству», затем стала использоваться формула «правовая связь лица с определенным государством»).

3)Переходный период (1991-2002 г.г. Нормативный акт, впервые законодательно установивший институт гражданства России как суверенного государства, стал Закон о гражданстве 1991 года. Он восполнил те пробелы, которые имелись в данной сфере российского законодательства, вобрал в себя сложившуюся в международных отношениях практику регулирования вопросов гражданства. Впервые на законодательном уровне было признано и закреплено двойное гражданство).

4)Современный период с 2002 года по наст.время, в течение которого была проведена комплексная работа по совершенствованию российского законодательства о гражданстве, а также миграционного законодательства.

Новый Закон «О гражданстве РФ» 2002 года № 62-ФЗ, отражает преемственность основных положений института гражданства, обеспечивает приведение законодательства о гражданстве в соответствии с Конституцией РФ, а также с международными стандартами и традициями. В нем закреплены основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства, определены полномочия органов, ведающих делами о гражданстве, установлен порядок производства по делам о гражданстве, а также регламентирован порядок обжалования решений полномочных органов.

Главное нововведение Закона о гражданстве РФ коснулись условий приобретения российского гражданства. Вместе с тем в нем расширены основания отклонения заявлений о приеме в гражданство.

Гражданство РФ – это устойчивая правовая связь лица с РФ, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей (ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»).

Юридические признаки гражданства РФ: 1) правовой хар-р связи гражданина и РФ (заключается в юридическом оформлении отнош-ий, а не просто их фактическое признание); 2) устойчивость этой связи.

Принципы гражданства РФ – основополагающие начала, устанавливающие основы правового статуса граждан РФ, а также регулирующие вопросы порядка приобретения и прекращения гражданства РФ и иные вопросы.

Принципы гражданства РФ: 1) единство и равность гражданства РФ независимо от оснований его приобретения; 2) недопустимость лишения гражданства РФ тех лиц, которые имеют гражданство на законных основаниях, но постоянно проживают за пределами РФ; 3) право каждого гражданина РФ на свободный выбор гражданства, никто не может быть лишен гражданства РФ или права изменить его; 4) недопустимость высылки гражданина РФ за пределы рос.г-ва или передачи его иностранному г-ву; 5) гос.поощрение приобретения гражданства РФ лицами без гражданства, проживающими на территории РФ; 6) допустимость одновременного наличия у гражданина РФ гражданства иностранного г-ва в соответствии с ФЗ или международным договором РФ; 7) недопустимость ограничения гражданских прав и свобод гражданина РФ при наличии у него двойного гражданства, а также невозможность освобождения этого лица от исполнения гражданских обязанностей, в том числе обязанности по защите Отечества; 8) принцип равенства прав и свобод граждан РФ, лиц без гражданства и иностранных граждан за исключением специальных прав, свобод и обязанностей, вытекающих из института гражданства РФ.

31.Методы управленческой деятельности исполнительной власти.

-Это способ, прием практической реализации задач и функций исп.власти в повседневной деятельности исп.органов (должностных лиц) на основе закрепленной за ними компетенции, в установленных границах и в соответствующей форме.

Метод управления, будучи способом непосредственного управляющего воздействия со стороны исп.органа (должностного лица) на соответствующий объект, несет в своем содержании определенный «заряд» юридически властных полномочий, совокупность которых непосредственно предопределена сущностью административно-правового регулирования.

а) методы управляющего воздействия; они всегда имеют внешнее юридически властное значение и выражение и являются собственно методами управления;б) методы организации работы аппарата управления; они имеют чисто внутриаппаратное значение;в) методы совершения отдельных управленческих действий; это методы процедурного характера.

С общетеоретических позиций проявляется действие универсальных методов любой деятельности — убеждения и принуждения.

Конкретное содержание административно-правовых методов достаточно разнообразно. Это — установление правил поведения в сфере государственного управления общеобязательного или частного характера; утверждение конкретных (адресных) заданий; предписания о совершении определенных действий; назначение на должности; удовлетворение законных притязаний участников регулируемых отношений; запрещение определенных действий; выдача разрешений различного рода; осуществление регистрационных действий; проведение контроля и надзора; материальное и моральное поощрение; применение материальных санкций; разрешение споров между участниками управленческих отношений; установление стандартов; оформление государственных заказов; применение административно-принудительных мер и т.п.

Под функциями МСУ понимаются основные направления муниципальной деятельности. Функции МСУ обусловлены его природой, местом муниципального самоуправления в системе народовластия, теми задачами и целями, к достижению которых направлена муниципальная деятельность.

Функции местного самоуправления отличаются устойчивостью и стабильностью. В своей совокупности они показывают возможности и эффективность системы МСУ, характеризуя социальное предназначение МСУ и процесс его осуществления.

Основные функции МСУ: 1) Обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения;2) Управление муниц.собственностью, финансовыми средствами МСУ;3)Обеспечение комплексного развития территории МО;4) Обеспечение удовлетворения потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других жизненно важных услугах;5) Охрана общественного порядка;

6)Защита интересов и прав МСУ, гарантированных Конституцией РФ, ФЗ.

Задача 18.

Миронов совершил следующие правонарушения:

— по ч. 1 ст. 12.3. КоАП РФ — управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, регистрационных документов на транспортное средство;

— по ч. 1 ст. 19.15 КоАП РФ — проживание по месту жительства или по месту пребывания гражданина РФ без регистрации .

allrefrs.ru

Эволюция понятия «Гражданская позиция» Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Здунова Диана Ильдаровна

В статье рассматриваются становление и эволюция понятия « гражданская позиция », начиная от античности и заканчивая современным содержанием данного явления

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Здунова Диана Ильдаровна,

Development of a Notion of “Social Positioning”

The paper covers some formation and development of the notion of “ social positioning/stand ” from antiquity and on out to contemporary understanding of this phenomenon.

Текст научной работы на тему «Эволюция понятия «Гражданская позиция»»

DOI: https://doi.Org/10.18454/VEPS.2017.1.5500 Эволюция понятия «гражданская позиция»

Кандидат юридических наук,

доцент кафедры теории и истории права и государства Казанского филиала Российского государственного университета правосудия

В статье рассматриваются становление и эволюция понятия «гражданская позиция», начиная от античности и заканчивая современным содержанием данного явления.

Ключевые слова: гражданская позиция, эволюция значения, античность, эпоха возрождения.

Над раскрытием содержания понятия гражданства и гражданского воспитания трудились лучшие представители философии, истории, политологии. Среди более ранних исследователей данного понятия стоит особо выделить Платона (он освещал рассматриваемое явление в своем трактате «Государство»), Аристотеля («Политика»), из более поздних

— Д. Локка («Два трактата о правлении»), Т. Гоббса («Левиафан»), Н. Маккиавелли («Государь»).

Начальным произведением, рассматривающим вопросы гражданства, по праву считается «Политика» Аристотеля, в котором он описывает концепцию понятия гражданства и закладывает параметры данного феномена. Слово «гражданин» происходит от латинского корня «civis», что соответствует греческому эквиваленту «polites». Аристотель утверждал, что само понятие гражданина как единицы политического общества вытекает из понятия «город», «град», «ограда», что означает сообщество граждан. Также следует упомянуть, что Аристотель задавал читателям вопросы в своем труде, и ответы на них не претерпели серьезных изменений: человека делает гражданином гражданство родителей, членство в политическом обществе и разделение его законодательных и исполнительных функций, пользование конституционными правами участия в законодательной и исполнительной власти [1]. В данном утверждении Аристотеля мы видим все современные привязки определения гражданства, а именно, ius sanguinis

— право крови, выраженное в наличии гражданства родителей, а также и моральную привязку — ius soli, то есть право земли, что характерно для гражданина, проживающего на определенной территории.

Говоря о параметрах гражданства, Аристотель указывает, что хорошие граждане образуют государство так же, как матросы составляют команду корабля, то есть, у каждого свои конкретно определенные функции, а потому и качество хорошего гражданина соответствует тому, насколько качественно он несет на себе возложенные государством функции, то есть насколько высоко оценивается его вклад в благополучие государства [1, с. 23]. Делая вывод из вышесказанного, мы понимаем, что хороший гражданин является гражданином законопослушным, патриотически настроенным, качественно исполняющим свое предназначение в обществе. Ему присущи любовь к стране, уважение к закону и стремление к совершенству в рамках закона. Мы видим, что концепция Аристотеля актуальна и по сей день.

Если перейти к анализу эпохи Средневековья и смысла выражения гражданской позиции в этот период времени, то прежде всего стоит упомянуть церковные проповеди и рыцарство как визитную карточку этого времени.

Раннее Средневековье мы можем охарактеризовать как время, когда в Европе проходили бурные и важные процессы, среди которых стоит упомянуть и вторжение варваров, закончившееся падением Римской империи, и многочисленные оборонительные и захватнические войны. Главной массой населения Европы того времени являлись сельские жители, кругозор которых был до крайности ограничен. Неотъемлемым признаком этой среды являлся консерватизм. И здесь мы наблюдаем явный социальный антагонизм — крестьянство, презираемое и

игнорируемое господствующим классом, является доминирующим слоем в духовной жизни раннего Средневековья. Столь явное количество не могло не повлиять на качество. Так как европейское средневековое общество было очень религиозно, власть духовенства над людьми была чрезвычайно велика. Учение церкви было исходным моментом всякого мышления. Духовенство было единственно образованным классом, и именно церковь длительный период определяла политику в сфере образования. Таким образом, источником любых высказываний, могущих повлиять на гражданскую позицию, формирование установок, взглядов, воззрений могла стать только церковь, и доносил данный институт свои мысли через важный пласт формирования народной культуры — через церковные проповеди. В связи с тем, что основная масса общества оставалась неграмотной, приходские священники должны были толковать прихожанам основные положения богословия, объяснять принципы поведения истинных христиан и искоренять неправильный, на взгляд священников, образ мыслей. Таким образом, происходило навязывание позиции церкви народным массам, так как собственную позицию крестьянин не мог выработать по причине безграмотности, ограниченного кругозора и информационного вакуума. Григорий I так и провозгласил: «Невежество — мать истинного благочестия» [2, с. 186]. Соответственно, о развитии гражданской позиции в эпоху Средневековья не могло быть и речи в силу превосходства догматических мыслей.

Мы уже упоминали, что одной из характерных черт Средневековья следует назвать явление рыцарства. Если анализировать социокультурное значение данного института, следует сказать, что рыцарь, как маркер своей эпохи, олицетворяет защиту: защиту для государства (должна присутствовать отвага и смелость в бою, верность сеньору), защита христианской церкви, а также защита от государства, что подразумевало под собой защиту «сирых и немощных» представителей рыцарских родов от преступных действий более сильных представителей общества.

В период упадка института рыцарства, в 1330 г., епископ Камбре определил рыцарские обязанности восемью заповедями, среди которых следует упомянуть: ежедневную мессу, жертву своей жизнью во имя веры, покровительство вдовам и сиротам, неучастие в любой несправедливой войне; отказ помогать в несправедливых делах и защита невинно угнетаемых, смирение, охрана имущества своих подданных, верность своему монарху [3]. В данных заповедях мы видим отражение как библейских заповедей, по которым должны жить люди (не убивай в несправедливой войне, не кради), так и прототип современной Конституции (социальная защита нуждающихся, подчинение законам, воздержание

от неправомерных действий, признание приоритетности правителя страны).

Обязанности, равно как и наличие прав, неминуемо рождают личное отношение к имеющейся правовой ситуации. Поэтому на примере рыцарства мы видим зарождающуюся гражданскую позицию следующей модели: уважительное и почтительное отношение к слабым и беззащитным, верность монарху, преданность государству, высоконравствен-ность, способность защитить государство в случае нападения извне, поведение, основанное на созидании, а не на разрушении. Таким образом, мы видим практически полное совпадение содержания гражданской позиции рыцарей Средневековья и современного гражданина XXI в.

Что касается эпохи Возрождения, то идейной основой ренессансной культуры был гуманизм. Развивающийся капитализм породил инициативу и активность личности, поэтому мыслители Возрождения ставили в центре мироздания не Бога, а человека, сознавая, что именно человек — основополагающая фигура и высший судья разумных и целесообразных поступков. Отсюда и интерес к человеческому достоинству, к свободе и разуму человека. Мыслители эпохи Возрождения пропагандируют не теоцентризм, а антропоцентристское мировоззрение, приветствуя гуманизм и индивидуализм. В частности, Леонардо Бруни отстаивал идеалы республиканизма — гражданские свободы, в том числе и право избирать и быть избранным в магистратуры, равенство всех перед законом, справедливость как моральную норму. При этом путь к осуществлению данных принципов Бруни видел в воспитании граждан в духе патриотизма, высокой социальной активности, подчинении личной выгоды общим интересам [4]. Также среди представителей Возрождения следует упомянуть и Маттео Пальмиери, который представлял себе модель идеального гражданина как образованного, активного в хозяйственной и политической жизни, патриота, верного долгу перед отечеством [4].

Новое время представлено великими именами: Р. Декарт, Б. Спиноза, Ф. Бэкон, Д. Локк, Д. Дидро, в основе учений которых лежали идеи материализма и рационализма. В связи с тем, что материализм подразумевает отход от идеи божественного происхождения государства и преобладание рационального над теологическим, для гражданской концепции периода Нового времени свойственно рационалистическое мышление. Данный подход идет вразрез со средневековым принятием всего существующего на веру. Весь существующий мир стал представляться как гигантская машина, составляющие части которой взаимодействуют четко и отлаженно. Томас Гоббс утверждал, например, что человек — это не только физическое тело, но и как часть государства являет собой тело политическое. Иными словами, человек с выраженной гражданской позицией дол-

жен принимать активное участие в политической жизни государства [См.: 5].

Если же мы будем рассматривать гражданскую позицию России ХУШ-Х1Х вв., то прежде всего следует указать патриотическую направленность мыслей и действий революционеров-декабристов. Великий поэт А.С. Пушкин относил к числу главных качеств гражданина уважительное отношение к славному прошлому и чувство любви к Родине. Историк и писатель Н.М. Карамзин акцентировал внимание на патриотической составляющей гражданственности, различая виды любви к Отчизне (среди которых, к примеру, любовь к своей малой родине, нравственную любовь, то есть уважение к согражданам, политическую любовь, то есть любовь во имя блага Отечества) [См.: 6]. Философы «серебряного века» также подтверждали, что выше интересов человека могут быть только две субстанции — Бог и Отечество. Таким образом, эпоха Нового времени добавила к комплексу, наполняющему содержание гражданской позиции, любовь и уважение к Родине и осознание человеком себя как неотъемлемого элемента своего общества и государства.

В современном мире содержание гражданской позиции не теряет своего значения. Прежде всего гражданская позиция включает в себя понятие гражданственности, то есть комплекс субъективных качеств личности, проявляющихся в отношениях и деятельности человека при выполнении им основных социально-ролевых функций, таких как осознанной законопослушности, патриотической преданности в служении Родине и защите интересов Отечества, ориентации на общепризнанные нормы и нравственные ценности в сфере труда, семейно-бытовых, межнациональных и межличностных отношениях.

Значительный вес имеет в этой связи утверждение Постановлением Правительства РФ (№ 122 от 16.02.2001 г.) Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 гг.» [7]. В ней сказано, что «Целью программы является развитие системы патриотического воспитания

граждан Российской Федерации, способной на основе формирования патриотических чувств и сознания обеспечить решение задач по консолидации общества, поддержанию общественной и экономической стабильности, упрочению единства и дружбы народов Российской Федерации». В связи со всем вышесказанным можно смело утверждать, что к понятию гражданской позиции, формирующемся веками и тысячелетиями, добавляются и веротерпимость, толерантность и многонациональный коллективизм.

1. Аристотель. Сочинения / Пер. и ред. А.И. Дова-тура. В 4 т. Т. 4. — М.: Мысль, 1983. — 830 с.

2. Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в Средние века / Пер. А.М. Руткевича. — Долгопрудный: Аллегро-Пресс, 1997. — 210 с.

3. Гуревич А.Я., Харитонович Д.Э. История средних веков. — М.: Интерпракс, 1995. — 336 с.

4. Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век) / Под ред. Л.М. Брагиной. -М.: Изд-во МГУ, 1985. — 384 с.

5. Андреев Н.А. Механический материализм Томаса Гоббса // Наука. — 2010. — № 3.

6. Маркович Д.Ж. Общая социология: учеб. изд. 3-е, перераб. и доп. / Пер. с сербского. — М.: Гу-манит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. — 432 с.

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.02.2001 г. № 122. — URL: http:// poisk-zakona.ru/155771.html

Development of a Notion of «Social Positioning» D.I. Zdunova

The Kazan branch of the Russian State University of Justice

The paper covers some formation and development of the notion of «social positioning/stand» from antiquity and on out to contemporary understanding of this phenomenon.

Key words: social positioning/stand, development of the notion, antiquity, Renaissance.

cyberleninka.ru

18. Эволюция понятия гражданства. Признаки гражданства. Принципы гражданства рф.

Для прежнего законодательства о гражданстве были характерны следующие черты:

1) сосредоточение полномочий по законодательной регламентации отношений гражданства у союзных органов. Такие отношения регулировались лишь на уровне Союза ССР. Хотя Закон СССР 1978 года и упоминал о законодательстве союзных республик, касающемся советского гражданства, но неопределенно. Закон же СССР 1990 года прямо указал на «законы о гражданстве» союзных республик. Однако республиканское законодательство состояло лишь из указов Президиумов Верховных Советов о порядке принятия в республиканское гражданство;

2) отсутствие юридического оформления республиканского гражданства. Все граждане имели единый паспорт гражданина СССР без указания на принадлежность к гражданству союзной республики. В законах не были указаны основания, по которым определялась эта принадлежность;

3) постепенное сужение полномочий союзных республик по решению конкретных вопросов гражданства. До 1938 года республики обладали правом решать вопросы о выходе из гражданства Союза ССР лиц, проживающих на территории республики, о восстановлении в гражданстве, о лишении гражданства. Но Закону о гражданстве СССР 1938 года республики утратили эти права и решение указанных вопросов было отнесено к исключительным полномочиям Союза ССР.

Процессы обновления союзной Федерации, принятие Декларации о государственном суверенитете России предопределили необходимость принятия Закона о гражданстве Российской Федерации (1991 г.). Он впервые обстоятельно урегулировал все отношения, связанные с российским гражданством.

В действующей Конституции Российской Федерации наиболее важные нормы, регулирующие гражданство, отнесены к основам конституционного строя (ст. 6).

Понятие гражданства сформулировано в преамбуле Закона «О гражданстве Российской Федерации». Оно определяется как устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

В этой дефиниции выделены главные, сущностные черты, характеризующие гражданство.

Правовой характер связи лица с государством, образующий отношение гражданства, выражается в юридическом оформлении этой связи, Гражданство – правовое, а не просто фактическое состояние.

Отношения гражданства не зависят напрямую от факта проживания человека в стране. Немало граждан России постоянно проживает за границей, а население России включает не только граждан, но и постоянно проживающих на ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства. Все эти категории лиц составляют население страны, понятие которого характеризуется не как правовое, а как демографическое.

Гражданином государства лицо является не в силу проживания на его территории, а вследствие существующих между лицом и государством особых связей, составляющих содержание гражданства. Они основаны на юридическом оформлении отношений гражданства.

Государство в законе устанавливает основания, по которым то или иное лицо признается его гражданином, основания приобретения и прекращения гражданства, порядок решения этих вопросов.

Гражданство каждого человека юридически оформляется документами, подтверждающими это гражданство. Ими являются паспорт гражданина Российской Федерации, свидетельство о рождении, иной документ, содержащий указание на гражданство.

Устойчивость отношений гражданства заключается в их постоянном характере: они длятся обычно от рождения до смерти гражданина, для них установлен особый порядок прекращения, не допускающий расторжения их гражданином в одностороннем порядке. Прекращение отношений гражданства по ходатайству гражданина требует согласия государства, оформляемого в соответствующем индивидуальном акте уполномоченного на то органа. По инициативе государства в настоящее время они вообще не могут быть расторгнуты.

Определение в Законе гражданства как связи человека с государством, выражающейся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанной на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека, знаменовало собой утверждение новой концепции взаимоотношений личности и государства.

Конституция Российской Федерации и Закон о гражданстве устанавливают прежде всего те общие основы, которые определяют сущностные черты отношений гражданства. Среди них надо выделить следующие.

1.Гражданство Российской Федерации является единым. В силу федеративного устройства России этот принцип – один из важнейших и закрепляется в Конституции (ст. 6). Конституция не определяет понятие единого гражданства Российской Федерации. В ст. 2 Закона о гражданстве оно раскрывается следующим образом: граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории республики в составе Федерации, являются одновременно гражданами этой республики.

2. Гражданство Российской Федерации является равным независимо от оснований приобретения. Законодательство не устанавливает никаких особенностей в правовом статусе лиц, ставших гражданами российской Федерации по различным основаниям: по рождению, в связи с принятием в гражданство, восстановлением в гражданстве, усыновлением и др. Не имеет правового значения и время приобретения гражданства.

3.Гражданство Российской Федерации имеет открытый и свободный характер. Во-первых, это выражается в том, что, согласно ст. 1, в Российской Федерации каждый человек имеет право на гражданство; в наличии такой формы приобретения гражданства, как прием, осуществляемый к тому же на доступных для человека основаниях.

В ст. 17 Закона установлено, что ребенок, родившийся на территории России от лиц без гражданства, является ее гражданином.

Во-вторых, свободный характер гражданства Российской Федерации выражается, в том, что Конституция и Закон закрепляют право гражданина изменить гражданство. Этого права никто не может быть лишен. Присущая гражданству устойчивость связей лица и государства не означает насильственного, принудительного удержания человека в гражданстве. Это ущемляло бы его свободу.

4. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства. Этот принцип новый в законодательстве о гражданстве.

5. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство). Такая возможность предоставляется в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ст. 62 Конституции Российской Федерации).

Граждане Российской Федерации, имеющие также иное гражданство, не могут на этом основании быть ограничены в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства Российской Федерации.

6. Российское законодательство исходит из принципа сохранения гражданства Российской Федерации лицами, проживающими за ее пределами. Такого рода принцип вытекает из естественного права человека избирать место своего жительства, свободно выезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться, что закреплено в ст. 27 Конституции. Отрицание этой свободы в прошлом являлось грубым ущемлением прав и свобод человека.

7. Гражданство Российской Федерации основано на отрицании автоматического его изменения при заключении или расторжении брака гражданином Российской Федерации с лицом, не принадлежащим к ее гражданству, а также при изменении гражданства другим супругом. Этот принцип отражает сущность гражданства как индивидуальной, персональной связи лица с государством, недопустимость автоматического прекращения гражданства, без волеизъявления лица и соблюдения установленного порядка.

8. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами. Этот принцип закреплен в Конституции Российской Федерации (ст. 61) и в Законе о гражданстве (ст. 5).

9. Законом о гражданстве впервые вводится такой институт, как почетное гражданство. Почетное гражданство может быть предоставлено лицу, не являющемуся гражданином Российской Федерации, имеющему выдающиеся заслуги перед Россией или мировым сообществом, с его согласия. Почетное гражданство предоставляется Президентом Российской Федерации.

studfiles.net