Русский язык и культура речи Мотовилова Г.Н. – ответы к тесту

1. В каком слове произносится звук [з]?

2. Найдите предложение, в котором не нарушены правила лексической сочетаемости

Они сыграли большую роль в этой истории.

3. Выберите подходящий пароним для следующего предложения: «Это письмо никогда не найдет …. .»

4. Найдите современный синоним слова алкать

5. Укажите ряд слов, в которм пропущена буква а

заг…рать, прик…саться, ср…внение, ог…рок

6. Найдите ошибку в образовании формы слова

7. Каково лексическое значение слова меркантильный?

8. Укажите ошибку в управлении

доказательство о моей правоте

9. По сфере употребления выделяют несколько жанров академического красноречия. Определите, какое выступление не относится к академическому красноречию

а) лекция вузовская, школьная;

б) приветственное;

в) научный доклад;

г) научный обзор;

д) научное сообщение;

е) научно-популярная лекция;

ж) агитаторское

10. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

к двух тысяча третьему году

11. Найдите ошибку в образовании формы слова

12. Выберите подходящий пароним для следующего предложения: «Это наказание носит чисто … характер.»

13. Каким словарем можно воспользоваться, чтобы узнать значения слов «релятивый», «брифинг», «пролонгировать»

толковым словарем русского языка

14. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

около пятиста километров

15. Укажите слово с ударением на приставке

16. Найдите предложение, которое не соответствует литературной норме

Ответ по его заявлению уже отправлен.

17. В каком предложении вместо слова гордыня нужно употребить слово гордость?

Он испытывал гордыню от того, что у него все получилось.

18. В каком слове произносится звук [х]?

19. В каком слове ударение на первом слоге?

20. Определите, что не является визуальной (зрительной) рекламой

21. Укажите ошибку в управлении

22. Речевой этикет приветствий предусматривает характер поведения, т.е. очередность приветствия. Укажите в каком случае нарушена эта норма этикета. Первыми приветствуют:

23. В каком слове ударение на втором слоге?

24. Как называется раздел языкознания, изучающий нормативное литературное произношение?

25. В каком слове ударение на втором слоге?

26. Найдите предложение, которое не соответствует литературной норме

Благодаря пожару сгорел большой участок леса.

27. Укажите омонимы.

ключ (источник) — ключ (нотный знак)

28. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

Давно я (не)мог побывать в родных местах.

29. В каком слове ударение на первом слоге?

30. Выберите подходящий пароним для следующего предложения: «Этот человек был полный …. в вопросах искусства.»

31. Как называется раздел языкознания, изучающий происхождение слов?

32. В каком слове произносится твердый согласный [д]?

33. Определите стиль и тип речи текста:

«Литература, униженная и оскорбленная, …воспринималась защитницей таких же униженных и оскорбленных, как она сама. Была их прибежищем, куда они убегали от угнетающей действительности. И вот в наступившем царстве свободы, где униженные и оскорбленные гордо распрямили плечи, и сама литература стала было гордо выгибать грудь. Но, оглянувшись по сторонам, с изумлением обнаружила, что никому не нужна. Ей стали пенять даже те, кто прежде усердно — то изящно, то аляповато — оштукатуривал ее фасад. «Ах, ты восхваляла войну в Афганистане… Ах, замалчивала сталинские преступления…» И все позабыли, что литература — лишь зеркало. Да, восхваляла и замалчивала. И столько еще делала того же, что и все остальные. И стали задумываться: а ведь и верно, вот какая, оказывается, она была»

публицистический стиль; рассуждение

34. Укажите неверный вариант записи: (в скобках даны фамилии в Им.падеже)

Заявление подано от …

Олега Мицкевич (Мицкевич)

35. Выберите подходящий пароним для следующего предложения: «После напряженной работы всех ждал . ужин».

36. Укажите слово с ударением на окончании

37. Значение какого слова определено неверно?

Заурядный — приметный, обращающий на себя внимание

38. В каком ряду в двух словах пишется буква Ю?

дремл. щая собака; зерна перемел. тся

39. Укажите предложение, в котором нет грамматических ошибок

Благодаря осадкам в виде снега и дождя, выпавшим зимой, в почве сохранилось много влаги.

www.feip.ru

Задание:выберите из слов, данных в скобках, подходящий пароним

1. Это наказание носит чисто (воспитательский, воспитательный) характер.

3.Он дал нам настолько (дипломатический, дипломатичный) ответ, что мы даже не рассердились на него.

4. В нашем клубе часто бывают (драматический, драматичный) постановки.

6. У (запасный, запасливый) человека всегда есть нужный инструмент.

7. Осторожно, во дворе (злостный, злой) собака.

12. К моему пребыванию в этом учреждении относятся (нестерпимо, нетерпимо), это уже стало для меня (нетерпимый, нестерпимый).

Задание: расставьте ударения в словах. В затруднительных случаях обращайтесь к словарям. Запомните место ударения в этих словах.

Украинец, приданое, симметрия, отрочество, отсвет, процент, псевдоним, пуловер, ремень, селянин, таможня, танцовщик, упрочение, факсимиле, щавель, электропривод, августовский, валовой, грошовый, грушевый, губчатый, домовая, единовременный, избалованный, красивее, кухонный, килограммовый, оптовый, переходный, погнутый, примкнутый, сливовый, тигровый, титульный, избалованный, премированный, подростковый.

(1)Жиры, помимо выполнения энергетической функции, участвуют в механизмах водного обмена. (2) при их окислении выделяется метаболическая вода, которая частично удовлетворяет потребности организма в жидкости. (3)Таким образом, жиры оказываются одним из важнейших компонентов питания в условиях тропических пустынь

studopedia.ru

Задание 3. Выберите из слов, данных в скобках, подходящий пароним.

Это наказание носит чисто (воспитательский, воспитательный) характер. Работая в системе профсоюзов, он занимал (выборочный, выборный) должности. Он дал нам настолько (дипломатичный, дипломатический) ответ, что мы даже не рассердились на него. В нашем клубе часто бывают (драматический, драматичный) постановки. Он дал мне (дружеский, дружественный).

Задание 4. Найдите ошибки, связанные с употреблением устойчивых словосочетаний, назовите их причины. Исправьте предложения.

Отношение России и Германии всегда играли важное значение в жизни обоих народов. Трагические события, произошедшие в маленькой деревушке, сыграли резонанс по всей стране. В Таджикистане, как и в Афганистане, уделяют огромное значение встрече глав правительств. Татьяна Михайловна, сестра царя Алексея Михайловича, занимала почетную роль при дворе. Пасхальным праздникам отводится особое значение в церковном календаре. Особое место должно быть уделено проведению мероприятий, направленных на защиту атомных станций от аварий.

Задание 5. Составьте текст делового письма-гарантии об оплате.

Вариант 2.

Задание 1. Сравните несколько текстов, обладающих признаками различных стилей. Определите, к какому стилю относится каждый текст. Отметьте стилевые черты на лексическом и фразеологическом уровне.

Прошу Вас предоставить мне недельный, отпуск для поездки домой по семейным обстоятельствам. Прилагаю письмо с сообщением о болезни отца /подпись/.

Легко сказать: писать! На это нужен навык, нужна какая-то сноровка. Конечно, это вздор, но все-таки нужно! Вот я! Гово­рить я, хоть до завтра, а примись писать, и бог знает что выхо­дит. А ведь не дурак, кажется. Да вот и вы. Ну, как вам писать! Т е к с т 3.

Твердое тело, состоящее из большого числа маленьких крис­талликов, называется поликристаллическим. Одиночные кристаллы называют монокристаллами.

У многих русских рек, наподобие Волги, один берег горный, другой луговой; у Исты тоже. Эта небольшая речка вьется чрезвы­чайно прихотливо, ползет змеей, ни на полверсты не течет прямо, и в ином месте, с высоты крутого холма, видна верст на десять с своими плотинами, прудами, мельницами, огородами, окруженными ракитником и гусиными стадами..

В Тбилиси на улице Георгия Товстоногова состоялось тор­жественное открытие мемориала имени бывшего режиссера БДТ. На мраморной табличке значится, что «с 1915 по 1946 гг. в этом до­ме жил великий режиссер». На мероприятии присутствовал прези­дент Межгосударственной конфедерации театральных деятелей Ки­рилл Лавров.

Задание 2. В заметке из газеты выделите слова и выражения, используемые в официально-деловом стиле. Укажите, насколько оправдано их употребление в контексте.

По словам премьер-министра Виктора Черномырдина, для продолжения курса на финансовую стабилизацию уже в ближайшее время необходимо решить две задачи. Прежде всего необходимо «резко снизить объем неплатежей в экономике в целом, в том числе неплатежей в федеральный бюджет, и ликвидировать задолженность самого бюджета перед предприятиями и работниками бюджетной сферы, в том числе и по зарплате».

В текущем году на первый план выходит проблема увеличения доходов бюджета. Глава правительства довольно жестко покритиковал руководство Министерства финансов РФ за то, что на протяжении всего минувшего года оно так и не представило конкретных и реальных предложений по повышению собираемости налогов.

Дата добавления: 2015-08-17 ; просмотров: 560 . Нарушение авторских прав

studopedia.info

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДОМАШНЯЯ РАБОТА. Задание: укажите ошибку в образовании формы слова:

Задание: укажите ошибку в образовании формы слова:

1) несколько килограммов 2) скучать по вам 3) до тысяча восемьсот двенадцатого года 4) строгие инспектора

1) несколько грамм 2) выправь текст 3) двадцать три юноши 4) старые профессора

Задание: исправьте данные предложения с фразеологическим оборотом:

1. Если давать всем сестрам по серьге, то распределение электроэнергии будет несправедливым.

2.Кое-кто пытается вбить клины под отношения Таджикистана и Афганистана.

3. Получив с ворот поворот, фирмач обратился к другим поставщикам.

4. На открытии нового телецентра его директор удовлетворительно заявил, что в полку журналистов прибыло.

5. В политике нельзя торопиться, иначе можно нарубить дрова.

6. Вольно-невольно кредиты пришлось возвращать.

7. Во главе угла партия поставила два вопроса.

8. Посетитель так и ушел несолоно нахлебавши.

9. Коммерческих магазинов сейчас прудом пруди.

10. Когда я узнал, что в здании сохранят булочную, у меня душа отлегла.

Задание:выберите из слов, данных в скобках, подходящий пароним.

2. Работая в системе профсоюзов, он занимал (выборочный, выборный) должности.

5. Он дал мне (дружественный, дружеский) совет.

8. Его (исполнительный, исполнительский) талант был высоко оценен критикой.

9. (Критичный, критический) анализ этого исследования был не очень (критичный, критический).

10. Мы не поняли, почему он так поступил, и не считаем его действия (логичный, логический).

11. Он привык работать без надрыва, (методически, методично), четко выполняя все (методический, методичный) рекомендации.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1) Выполняя энергетическую функцию и участвуя в механизме водного обмена, жиры оказываются одним из важнейших компонентов питания в тропических пустынях.

2) Жиры выполняют энергетическую функцию, поэтому они оказываются одним из важнейших компонентов питания в условиях тропических пустынь.

3) При окислении жиров выделяется метаболическая вода, частично удовлетворяющая потребности организма в жидкости.

4) В условиях тропических пустынь жиры выполняют энергетическую функцию, а также участвуют в водном метаболизме.

5) Жиры – один из важнейших компонентов питания в условиях тропических пустынь, потому что выполняют энергетическую функцию и участвуют в механизмах водного обмена.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово.

1) Вопреки этому

4) Несмотря на это,

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова УСЛОВИЕ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем(3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

УСЛО́ВИЕ, условия, ср.

1. Уговор, соглашение (на словах или письменное) о чем-нибудь между двумя или несколькими лицами. По условию, они должны были съехаться в Москве. Выполнить условие. Нарушить условие. Все наши условия остаются в силе.

2. Официальный договор. Заключить условие. Подписать условие.

3. Статья договора, предусматривающая действия его участников в определенных обстоятельствах, в той или иной области (офиц.). В договор включено условие о сроках платежа.

4. Требование, предложение одной договаривающейся стороны, принимаемое или отвергаемое другой стороной. Победители навязали тяжелые условия побежденным. Выставить определенные условия. Какое ваше условие? Он принял все наши условия. Отклонить чьи-нибудь условия.

5. преим. мн., какие или чего. Правила, установленные для той или иной области жизни, деятельности. Условия пользования электрическим освещением. На льготных условиях. На тяжелых условиях.

6. только мн., какие или чего. Обстановка для какой-нибудь деятельности, обстановка, в которой происходит что-нибудь. «- Необычайно тяжелы были жилищные условия. В маленьких «каморках», в рабочих казармах жили по 10 — 12 человек рабочих.» История ВКП(б). Работать в хороших условиях. В лучших условиях. Нормальные условия для труда. Условия жизни.

7. какое или чего. То, что делает возможным что-нибудь другое, от чего зависит что-нибудь другое, что определяет собою что-нибудь другое. Это возможно только при одном условии, а именно… При том условии, чтоб… При условии, если… При условии не опаздывать. Дать деньги при условии или под условием возвращения в срок. При условии хорошей погоды. При прочих равных условиях. Важным условием успешности учащихся является применение правильных педагогических методов.

4.В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

могУщий долбИт недУг нагнАла включИм

5.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1) Анисима посадили в тюрьму за ПОДДЕЛКУ и сбыт фальшивых денег.

2) Жизненный ОТБОР человека — дело ответственное и серьезное, но, в то же время, в нем есть нечто удивительно интересное, захватывающее.

3) Пожар, начавшийся на Купеческой улице, перекинулся в Заречную часть, ОХВАТИЛ добрую половину города.

4) Петр Иваныч громко смеялся своим особенным ЗВУЧНЫМ смехом.

Русский язык и культура речи / Вариант 4

Задание: осветите следующие теоретические вопросы в жанре публицистической статьи.

Ораторское искусство в современной России.

Варианты контрольных работ по дисциплине «Русский язык и культура речи».

Задание 1. Вставьте пропущенные буквы.

Ра…яриться, ра..жать, бе…вестный, бли…стоящий, во…награжденный, в…лететь.

Пр…вращать, пр…стукнуть, пр…тихнуть, пр…клонить (ветку), пр..тронуться, беспр…месный, пр…ходящий медработник, непр…каянный.

От…скать, сверх…зысканный, без…нтересный, под…мать, транс…ндийский.

Груш…вый, ноч…вка, реш…тка, стереж…шь, растуш…вывающий, горяч…

Задание 2. Выберите из слов, данных в скобках, подходящий пароним. Обоснуйте свой выбор

Образец: Это наказание носит чисто (воспитательский, воспитательный) характер.

Воспитательский – имеющий отношение к воспитателю, как лицу, осуществляющему процесс воспитания.

Воспитательный – имеющий непосредственное отношение к процессу воспитания.

В контексте данного предложения речь идет о составляющей части (наказание) процесса воспитания, а не о людях, осуществляющих этот процесс, поэтому правильным будет употребление в данном предложении прилагательного воспитательный. – Это наказание носит чисто воспитательный характер.

1. Он дал мне (дружественный, дружеский) совет.

2. Эти (потребительный, потребительский) продукты не пользуются (потребительный, потребительский) спросом.

Задание 3. Поставьте правильно ударение в словах. Составьте предложения с тремя последними словами, учитывая лексические значения этих слов. При выполнении задания используйте орфоэпический словарь, в отдельных случаях – словари экономических и бухгалтерских терминов.

Квартал, обеспечение, красивее, некролог, засоренный, блокированный, диоптрия, новорожденный, побеленный, путепровод, аквизиция, брокер, конгрегация, стагфляция.

Задание 4. А. Образуйте от количественных числительных порядковые.

Образец: 80 тысяч – восьмидесятитысячный.

Б. Образуйте от сочетаний сложные прилагательные.

Образец: 7 ½ миллионов – 7 ½ — миллионный.

136 метров – статридцатишестиметровый.

В. Напишите словами составные количественные числительные в данных предложениях.

Образец: Сумма 365 и 248 равна 613. – Сумма трехсот шестидесяти пяти и двухсот сорока восьми равна шестистам тринадцати.

В. Разность 381 и 38 равна 365.

Задание 5. А. Образуйте литературные формы мн.ч. следующих существительных, поставьте ударение в словах.

Образец: договор – догово´ры, бант – ба′нты.

Б. Образуйте формы мн.ч. родительного падежа следующих существительных.

Образец: И.п. (что?) чулки – Р.п.мн.ч. (нет чего?) чулок

И.п.ед.ч. (кто?) лезгин – Р.п.мн.ч. (нет кого?) лезгин

А. Юнкер, маляр, грейдер, веер, катер, окорок, пристав.

Б. Апельсин, сапог, доля, гусар, осетин, калмык.

Задание 6. Вспомните трудные случаи управления в русском языке. С приведенными ниже словами составьте предложения (или словосочетания), отражающие особенности употребления данных слов в контексте.

Образец: Аннотация – на что/чего?

Аннотация на вышедшие сборники.

Аннотация опубликованной статьи.

Бороться – с кем/чем? (с оттенком подчеркнутого действия), против кого/чего? (об активном столкновении противоположных общественных групп, мнений)

Бороться с коррупцией.

Бороться против агрессии.

Безразличный – для кого/кому?

Безразличный для него исход дела.

Морозка чувствовал теперь, что Варя не так безразлична ему.

Взаимосвязь, идея, обидный, тревожиться, абонент.

Задание 7. Составьте предложения с данными паронимами.

Образец: технический – техничный

В двенадцать часов в отделе начинался технический перерыв. – Техничное выполнение работы всегда ценится руководством.

Выборный – выборочный, исторический – историчный, органический – органичный.

Задание 8. Укажите речевые ошибки (повторение слов, явная и скрытая тавтология, плеоназм и т.д.) в следующих предложениях. Отредактируйте их.

Образец: Направление развития экономики в XX веке и у нас, и на Западе приняло ложное направление (лексический повтор). — Развитие экономики в XX веке и у нас, и на Западе приняло ложное направление.

1.Выпас собак запрещается.

2.Он был настолько болезненный, что постоянно простуживался и болел.

Задание 9. Укажите ошибки, возникшие в результате: 1) неточного выбора синонимов (использование слов без учета их семантики, нарушение лексической сочетаемости, неоправданное употребление стилистически окрашенной лексики, а также погрешности слога, являющиеся следствием неумения использовать синонимы, – повторение слов, тавтология, плеоназм, ошибки в создании градации); 2)неоправданного употребления антонимов (нелогичность, неясность высказывания, ошибка в построении антитезы, немотивированный оксюморон, неуместный каламбур, неверное построение антонимической пары, неоправданный антифразис); 3)смешения паронимов. Отредактируйте предложения.

Образец: Будем надеяться, что новая мебель в аудиториях будет служить долговечно (тавтология: будем-будет, наречия долговечно не существует). – Надеемся, что новая мебель в аудиториях будет служить долго. Будем надеяться, что новая мебель в аудиториях окажется долговечной.

1.Прочному усвоению учебного материала мешает некачественное, плохое выполнение студентами домашних заданий.

2.На соревнования слетелись летчики как сильного, так и прекрасного пола.

3.Третий сорт яблок охватывает всю продукцию, не подлежащую перевозке на длительные расстояния.

Задание 10. Укажите недочеты и речевые ошибки, возникшие вследствие неправильного использования местоимений (искажение смысла, подмена понятия из-за неправильного порядка слов, введение местоимений в текст при отсутствии существительных, которые замещаются, неправильный выбор грамматической формы местоимения). Отредактируйте предложения.

Образец: В этом музее были выставлены чучела динозавров, которые все погибли от бомбежки (искажение смысла из-за неправильного порядка слов — не ясно, погибли от бомбежки динозавры или их чучела). – Во время бомбежки погибли выставленные в музее чучела динозавров.

Люди ликовали: везде звучала музыка, раздавалась дробь каблуков. Мы говорили со многими из них прямо на площадях.

Задание 11. Выясните лексические значения указанных слов, используя словарь экономических терминов. Составьте предложение с одним из слов.

Образец: Ваучер – 1) приватизационный чек, документ, дающий право на участие в приватизации посредством его обмена на акции приватизируемого предприятия; 2) письменное свидетельство, поручение, гарантия.

Несколько лет назад государство посредством ваучера предоставляло право рядовым россиянам стать владельцами акций крупных предприятий.

Деноминация, дисконт, дистрибьютор.

Задание 12. При выполнении следующих заданий используйте фразеологический словарь.

А. Объясните значение фразеологизмов.

Б. Ответьте на поставленный вопрос, используя фразеологические выражения.

В. Назовите понятия, которые передаются с помощью следующих парафраз, отразите их в контексте придуманных вами предложений.

Образец: А. Тяжелый на подъем – так говорят о человеке, которого трудно уговорить пойти, поехать, сделать что–либо.

Б. Как говорят о времени, проведенном в разговорах, в пустой болтовне? – Переливать из пустого в порожнее.

В. Туманный Альбион – Англия. Житель туманного Альбиона неплохо чувствует себя в осеннем Петербурге, значительно труднее привыкнуть к русской зиме.

А. Языком молоть.

Б. О бесследном исчезновении кого–либо.

В. Однорукие бандиты.

Задание 13. Устраните элементы канцелярского стиля, укажите «книжные» слова, прокомментируйте уместность их употребления и исправьте предложения, если это необходимо.

Образец: Полоса застоя и упадка театров отнюдь не шла по линии отсутствия талантливых исполнителей. – Полоса застоя и упадка театров вызвана вовсе не отсутствием талантливых исполнителей.

После вышеописанного происшествия петух Горлач находился в припадке и пришел в себя только после того, как его облили водой (из работ абитуриентов).

Задание 14. Прочитайте фрагменты газетных статей. Найдите в них стилистические ошибки, устраните их.

Образец: Специалисты установили, что некоторые случаи кардиофобии сопровождаются полной клинической картиной всамделишных сердечных заболеваний. — Специалисты установили, что некоторые случаи кардиофобии сопровождаются полной клинической картиной известных медицине сердечных заболеваний.

По мнению экспертов российского посольства в Анкаре, таможенный союз будет (по крайней мере, на первых порах) более выгоден ЕС. Реальную пользу Турция получит прежде всего от снятия квот на экспорт своего текстиля в страны Европы. Между тем европейцам светят значительные выгоды от либерализации импорта в Турцию.

А. Дайте сокращения следующих слов, принятые в деловом стиле.

Б. Запишите полностью следующие слова, расшифровав сокращения.

В. Расшифруйте номенклатурные сокращения, обозначающие юридический статус предприятия.

Г. Расшифруйте общепринятые сокращения.

Образец: А. раздел – разд., отдел – отд.

Б. Отд – ние – отделение.

В. СП – совместное предприятие, ОО – общественное объединение.

Г. ГНИ – Государственная налоговая инспекция

А. Ленинград, хозяйство.

Задание 16. Какой тип документа следует использовать в следующих ситуациях.

Образец: Бухгалтер должен сообщить о выявлении недостачи руководителю. – Используется докладная записка.

Вы не пришли на зачет, так как были больны.

Задание 17. В каких ситуациях бытового и делового общения используются данные формулы речевого этикета. Какие из данных формул передают дополнительную информацию? Укажите, какую.

Образец: У меня возражений нет. – Согласие, официально.

Я вас не понял. – Переспрос, нейтрально.

Добро пожаловать! Позвольте приветствовать вас! Сколько лет, сколько зим! Будьте любезны. Я не против.

Задание 18. Представьте, что герои пушкинских сказок оформляли свои отношения в письменном виде. Какой жанр документа следовало бы выбрать в приведенных ниже ситуациях?

От имени Чернавки?

«Там, в лесу, стоит одна, —

Отвечает ей она, —

Крепко связаны ей локти;

Попадется зверю в когти,

Меньше будет ей терпеть,

Легче будет умереть».

Задание 19. Найдите характеристику жеста, который бы соответствовал содержанию предложения, в списке описания жестов.

Образец: Полюбуйтесь-ка на него. – Жест вытянутой ладони.

Машинка шьет зигзагом.

Описание жеста: указательным пальцем правой руки описывается круг; пальцы соединяются в щепоть или соединяются ладони рук; ладони раскрываются, «разъезжаются» в разные стороны; отталкивающие движения рукой или двумя руками ладонями вперед; разводящие движения обеими руками в воздухе; жест сжатого кулака; рука сжимается в кулак (вариант: два кулака); жест в воздухе указательным пальцем налево – направо, снизу вверх или сверху вниз; сабельная отмашка кистью правой руки; движение сжатой в кулак правой руки вниз с нажимом; защипывающие движения пальцами.

Задание 20. Прочитайте выступления. Какие приемы привлечения внимания использовали ораторы в начале речи?

Мне кажется, что нет неувлекательных специальностей. Есть лишь пассивные люди, неспособные увлечься тем, что перед ними. Ведь в любой области деятельности есть нераспаханные пласты, нерешенные проблемы, они ждут любознательных, жаждущих нового. И живой, деятельный человек всегда найдет себе поле деятельности там, где ленивый мечтатель увидит лишь скуку. Трудолюбие – мать таланта, а значит, оно ведет к успеху и признанию.

Задание 21. Проанализируйте материалы рубрики «Жизнеспособность политических субъектов» еженедельника «Аргументы и факты», в которой приводятся неудачные публичные высказывания современных политиков. Определите, какие критерии речевой культуры (правильность, точность, логичность, уместность, выразительность, лаконичность) нарушены в этих высказываниях.

А. Куликов: «Не пришло то время, когда можно безнаказанно честно служить отечеству».

studfiles.net