Проверка госпожнадзора — вызвали на помещение, требуют документы на все здание

Нужно разъяснить, правомерны ли действия руководства госпожнадзора: арендуем помещения в административном здании, в нем несколько собственников, мы занимаемся образовательными услугами, заключение требуется для получения лицензии.

В ходе предварительного визита, инспектора (не руководитель), говорили что осмотр осуществляется только тех помещений, которые указаны в заявку и заключение выдается только на них. Нам так и надо.

Подали заявление на проверку, в заявлении указали адрес, номер дома и номера конкретных помещений, которые нужно проверить. Проводить проверку взялся руководитель госпожнадзора. Проверили, были незначительные нарушения в помещениях, их устранили буквально за день. Но, затем госпожнадзор отказывал в выдаче заключения по причинам:

1) на здании часть фасада выполнена виниловым сайдингом, фасад делался в 90-е годы и документов на него нет. Стены конкретно наших помещений не имеют сайдинга, даже весь этаж где мы арендуем, не имеет сайдинга.

2) инспектор в ходе визуального осмотра увидел, что с задней стороны здания собственник первого этажа (не наш арендодатель) сделал пристройку, и теперь требует документацию на эту пристройку, материалы, назначение. Так как в случае возгорания огонь может перейти на наши помещения (мы на втором этаже).

Насколько правомерны действия госпожнадзора, на какие законы и нормативные акты ссылаться при дальнейшем взаимодействии с ними?

25 Августа 2017, 17:06 Антон, г. Москва

Ответы юристов (4)

1) на здании часть фасада выполнена виниловым сайдингом, фасад делался в 90-е годы и документов на него нет. Стены конкретно наших помещений не имеют сайдинга, даже весь этаж где мы арендуем, не имеет сайдинга. 2) инспектор в ходе визуального осмотра увидел, что с задней стороны здания собственник первого этажа (не наш арендодатель) сделал пристройку, и теперь требует документацию на эту пристройку, материалы, назначение. Так как в случае возгорания огонь может перейти на наши помещения (мы на втором этаже).

во первых в такой ситуации общаться с ними надо только письменно

1 — потребовать от них письменный отказ — тогда можно будет увидеть нормы на которые они ссылаются и сверять с законодательством, пожарными требованиями.

может быть его придется обжаловать — но обжалуется как раз документ а не просто устный отказ или устное требование

2 — помещения ваши — это все таки часть здания и если там действительно есть угроза безопасности- могут быть проблемы

3 — выложите если можно все документы какие есть сейчас — все что было ими составлено- может быть это акты осмотра, может быть какие то распоряжения.

Есть вопрос к юристу?

Здравствуйте. Надо получать письменное решение и обжаловать его. Согласно Приказа от 30 ноября 2016 г. № 644 Об утверждении Административного регламента Министерства РФ по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности

11. Лица, в отношении которых осуществляются мероприятия по надзору, имеют право:

обжаловать решения и действия (бездействие) должностных лиц органа ГПН, повлекшие за собой нарушение их прав при проведении проверки, в досудебном (внесудебном) порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

также согласно ст. 128 данного приказа:

Предметом досудебного (внесудебного) обжалования являются действия (бездействие) должностных лиц надзорных органов и принятые (осуществляемые) ими решения в ходе исполнения государственной функции, либо несогласие с присвоенной используемым (эксплуатируемым) объектам защиты и (или) территориям (земельным участкам) категории риска. Обжалование решения или действия (бездействия), принятого или осуществленного по результатам проверки, производится в течение пятнадцати дней с момента принятия решений и (или) осуществления действий (бездействия) должностным лицом органа ГПН. На период срока, установленного для рассмотрения жалобы, вступление в силу обжалуемых документов и их действие не приостанавливается.

Касательного того, что они имеют право проверять, то согласно Приказа МЧС России от 28.06.2012 N 375 (ред. от 21.04.2014) Об утверждении административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности:

43. При осуществлении плановой проверки проверяется соблюдение требований пожарной безопасности, в том числе:

5) правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов;

В приказе № 375 не указано, какие именно здания они имеют право проверять. Всё в целом, его часть, а также не указано относительно пристроя. В целом конечно надо смотреть вынесенное ими решение. И если имеются основания — обжаловать.

Ещё добавлю, что к полномочиям инспектора относится:

Главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору и должностные лица органов пожарного надзора при осуществлении надзорной деятельности имеют право:

проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов, в том числе в нерабочее время, в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений;

Здравствуйте. Инспектор был обязан проверить на соответствие пожарной безопасности все здание, а не только Ваше помещение.

Утверждено
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 28 октября 2013 г. N 966

ПОЛОЖЕНИЕ О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ж) реквизиты заключения о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности при осуществлении образовательной деятельности (в случае если соискателем лицензии является образовательная организация);

ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ
О ТРЕБОВАНИЯХ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Статья 2. Основные понятия
15)объект защиты — продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре;
20) пожарная безопасность объекта защиты — состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара;
22) пожарная опасность объекта защиты — состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара;

Утверждаю
приказом МЧС России
от 30.11.2016 N 644

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ
МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ
СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ ИСПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ
ПО НАДЗОРУ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ
ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
43. Планирование проверок в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, являющихся собственниками (правообладателями) отдельных помещений, групп помещений, этажей, отсеков, частей зданий, зданий сооружений в пределах одного объекта защиты, осуществляется отдельно для каждого правообладателя. При этом период проведения проверки должен быть единым для всех правообладателей, осуществляющих деятельность на таком объекте защиты.
84. Учет актов проверок, актов проверки физических лиц — правообладателей ведется в журнале органа ГПН по учету проверок.
В случае проведения проверки в отношении объекта защиты, в котором собственниками (правообладателями) отдельных помещений, групп помещений, этажей, отсеков, частей зданий, зданий сооружений в пределах одного объекта защиты являются несколько правообладателей, акт проверки, акт проверки физического лица — правообладателя оформляется отдельно для каждого собственника (правообладателя).

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

m.pravoved.ru

МЧС предлагает расширить полномочия госпожнадзора после трагедии в Кемерове

В ведомстве заявили, что из-за действующих законов установить действенный контроль за соблюдением правил пожарной безопасности сложно

МОСКВА, 27 апреля. /ТАСС/. МЧС России разработало законопроект о расширении полномочий органов государственного пожарного надзора, заявил главный специалист отдела надзора в области пожарной безопасности Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Москве Денис Панасевич.

«После трагедии в Кемерове МЧС России разработан проект о внесении изменений в ФЗ о пожарной безопасности и в отдельные законодательные акты, который, в случае его утверждения, расширит полномочия органов государственного пожарного надзора», — сказал Панасевич в ходе круглого стола в Общественной палате РФ в пятницу.

По его словам, сейчас законодательные нормы действуют так, что установить действенный контроль за соблюдением правил пожарной безопасности сложно.

Что известно о пожаре в ТЦ в Кемерове

«В соответствии с действующим законодательством, от момента поступления обращения до выхода инспектора на объект проходит не менее 10 дней, а то и больше. И зачастую после выхода инспектора на объект установить действенный контроль за режимными мероприятиями трудно. Инспектор выходит в установленное время, отведенное для проверки. Если он нарушений не выявляет, после его ухода недобросовестные представители объектов, например, общественного питания могут продолжить нарушения до следующей проверки», — пояснил он.

Панасевич отметил, что согласно законодательству, проведение внеплановых проверок на предприятиях общественного питания с пребыванием более 50 человек возможно не чаще, чем раз в десять лет. «Мы стараемся принять действенные меры вплоть до направления материалов в суд до приостановки деятельности. Но период от до фактического закрытия объекта иногда довольно длительный», — отметил он.

По словам Панасевича, сейчас в законодательстве четко не определено понятие угрозы жизни и здоровью людей. «Есть случаи, когда материал направляется в органы прокуратуры, прокуратура выдает решение об отказе в проведении проверки. Если прокуратура отказала, оснований для проведения проверки у нас не имеется», — отметил он. Кроме того, Панасевич напомнил, что сейчас приостановка деятельности объекта возможна только по решению суда: за повторное невыполнение предписания об устранении нарушений.

tass.ru

Госпожнадзор проверит торговые центры без уведомления

ФОТО: ПГ / ЮРИЙ ИНЯКИН

Правительству рекомендовано исключить надзорные каникулы в части проверок соблюдения пожарной безопасности в местах массового скопления людей, а сами проверки проводить без предварительного уведомления.

Об этом говорится в решении выездного заседания Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции, которое прошло 6 июня на площадке Международного салона средств обеспечения безопасности «Комплексная безопасность — 2018» в подмосковном Ногинске.

«Предлагаем пересмотреть подходы для надзорных каникул в части проверок соблюдения правил пожарной и иной безопасности в эксплуатации объектов. При этом контрольные и надзорные мероприятия по соблюдению правил пожарной безопасности осуществлять только в отношении строительных объектов и сооружений независимо от количества и статуса юридических лиц, уполномоченных владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом», — сказал председатель комитета Василий Пискарев в ходе заседания.

«Договорные» пожарные подразделения получат средства на развитие технической базы

Депутаты предлагают перенести объекты с массовым пребыванием людей из категории значительного риска в категорию высокого риска, чтобы упростить процедуру и периодичность проверок. Массовое пребывание людей подразумевает присутствие на объекте более 50 человек. Участники заседания рекомендуют кабмину рассмотреть вопрос о целесообразности внесения ряда других изменений в законодательство, направленных на совершенствование правового регулирования в сфере обеспечения пожарной безопасности зданий, сооружений, групп помещений, функционально связанных между собой, с массовым пребыванием людей.

Полномочия федерального государственного пожарного надзора в системе органов государственного контроля конкретизируют: его представителей включат в состав комиссии на всех этапах проектирования, строительства и эксплуатации объектов, будут регламентированы число, основания и периодичность проверок противопожарного состояния объектов, причём их проведут без предварительного уведомления.

Также предложено проводить надзорные мероприятия вне зависимости от количества и статуса лиц, уполномоченных владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом. По мнению участников заседания, профилактические рейдовые осмотры таких зданий должностными лицами МЧС должны стать ежегодными, а деятельность по проектированию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений будет лицензироваться.

При проведении проверки объектов рекомендовано использовать индивидуальные устройства фото-‚ видео- и аудиофиксации. Следует уточнить полномочия субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в части контроля за обеспечением пожарной безопасности на объектах. Предлагается ужесточить ответственность собственников помещений, арендаторов и субарендаторов, управляющих компаний и должностных лиц, контролирующих процесс пребывания граждан на объектах и соблюдение противопожарной безопасности.

Объекты в обязательном порядке должны быть оборудованы системами видеофильмов, которые позволяют определить, сколько людей находится в здании, а посетителей будут информировать об основах противопожарного режима. Тренировки с участием сотрудников государственной противопожарной службы будут проводиться не реже раза в три месяца, а на должности, связанные с обеспечением пожарной безопасности, нельзя будет назначить лиц без профильного образования.

В результате пожара, произошедшего 25 марта в торгово-развлекательном центре «Зимняя вишня» в Кемерове, погибли 60 человек, в том числе 41 ребёнок. После трагедии по поручению председателя Госдумы Вячеслава Володина создана рабочая группа по обобщению и анализу законодательства в сфере обеспечения пожарной безопасности в зданиях и сооружениях, связанных с массовым пребыванием людей.

www.pnp.ru

Порядок проведения проверок органами Госпожнадзор

Размер: 173.727 Кб

Размер: 143.633 Кб

Размер: 233.915 Кб

Порядок проведения проверок органами госпожнадзора

Пожар – наиболее страшная и разрушительная стихия, несущая угрозу жизни и здоровью людей, материальным ценностям.

Избежать пожаров можно лишь неукоснительно соблюдая требования пожарной безопасности в объёме, требуемом действующими законодательными актами и нормативными документами.

Основным документом в сфере обеспечения пожарной безопасности являются Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390.

А вот как в организации осуществляется выполнение требований указанных правил, покажет проверки осуществляемые органами госпожнадзора.

Что необходимо знать об организации и проведении проверок?

1. Проверки осуществляются в соответствии с Административным регламентом МЧС России исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного приказом МЧС России от 28.06.2012 N 375.

Существует два вида проверок: плановые и внеплановые.

Плановые проверки должны проводиться по предварительно утвержденному графику, с предварительным информированием за три рабочих дня. При внеплановой проверке обязаны уведомить за сутки до них с уведомлением прокуратуры.

По общему правилу, плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года.

Основанием для поведения внеплановой проверки является:

  • истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения;
  • поступление заявлений о фактах:
    • возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
    • причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
    • нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
  • О проведении проверок можно узнать воспользовавшись нашим веб-сервисом Проверить себя в реестре плановых проверок

    2. При прибытии в организацию для проверки инспектор обязан:

  • предъявить служебное удостоверение;
  • ознакомить уполномоченного представителя организации с распоряжением или приказом руководителя, заместителя руководителя ГПН МЧС о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения;
  • вручить под роспись заверенные печатью копии распоряжения или приказа уполномоченному представителю юридического лица.
  • Инспектора ГПН имеют право осуществлять надзор за соблюдением требований пожарной безопасности организациями, а также должностными лицами и гражданами, проводить обследования и проверку территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (в том числе в нерабочее время), входить беспрепятственно в порядке, установленном законодательством РФ, в жилые и иные помещения при наличии достоверных данных о нарушении требований пожарной безопасности, создающих угрозу возникновения пожара и (или) угрозу безопасности людей.

    Инспекторы вправе требовать представления документов, информации, образцов (проб) продукции, если они относятся к предмету проверки, давать руководителям юридических лиц и должностным лицам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности.

    3. Фактически инспектор зачастую обращает внимание на следующие моменты в деятельности проверяемой организации:

    • наличие приказа о соблюдении правил пожарной безопасности и о назначении лиц ответственных за пожарную безопасность по организации, по структурным подразделениям;
    • наличие планов эвакуации на случай пожара (наличие журнала отработки плана эвакуации);
    • наличие средств оповещения на случай пожара (акт приемки);
    • наличие автоматической противопожарной сигнализации (акт приемки, договор на обслуживание и схему ее расположения);
    • ведение журнала осмотра помещений ответственным лицом, перед закрытием предприятия;
    • наличие инструкции по пожарной безопасности;
    • наличие журнала инструктажа о мерах противопожарной безопасности;
    • наличие первичных средств пожаротушения, их исправность, (огнетушители должны иметь бирку с указанным сроком перезарядки);
    • наличие внутренних пожарных кранов, их укомплектованность рукавами и наконечниками (акт проверки пожарного водопровода);
    • обозначение эвакуационных выходов светящимися табло («ВЫХОД») белого цвета на зеленом фоне;
    • наличие акта об обработке огнезащитным составом деревянных конструкций, панелей, стеллажей и т.п;
    • состояние путей эвакуации (наличие глухих решеток на оконных и дверных проемах, мест хранения ключей от запасных выходов).
    • протоколы замеров сопротивления изоляции и заземляющих устройств;
    • наличие аварийного освещения, либо электрических фонарей;
    • наличие замков на электрощитах, наличие исполнительной схемы, наличие маркировки электрощита;
    • договор на обслуживание электросетей;
    • наличие перегрузок питающих линий (подключение дополнительных токоприемников без учета допустимой нагрузки электросети);
    • наличие времянок;
    • наличие скруток в проводах;
    • наличие некалиброванных плавких вставок;
    • наличие электропроводки с поврежденной изоляцией;
    • пользование плитками, кипятильником, чайником в помещениях, не предназначенных для приема пищи;
    • наличие специальных мест для курения, оборудованных пепельницами и урнами;
    • наличие табличек на дверях с фамилией ответственного за пожарную безопасность, и номером телефона, по которому можно вызвать пожарную охрану;
    • при наличие противопожарных дверей – сертификат на них.
    • 4. По итогам проверки составляется акт.

      В нем указывается:

    • дата, место и время составления акта проверки;
    • наименование органа контроля (надзора);
    • номер и дата распоряжения либо приказа о проведении проверки;
    • ФИО и должности должностного лица, проводивших проверку;
    • наименование проверяемого юридического лица (частного предпринимателя), ФИО и должность начальника, иного должностного лица либо уполномоченного представителя юрлица (ИП), находившихся при проведении проверки;
    • дата, время, место и продолжительность проведения проверки;
    • сведения об итогах проверки, в том числе о выявленных нарушениях необходимых требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;
    • сведения об ознакомлении либо отказе в ознакомлении с актом проверки начальника, иного должностного лица либо уполномоченного представителя юрлица (ИП), находившихся при проведении проверки;
    • о наличии их автографов либо об отказе от совершения подписи, и вдобавок сведения о внесении в издание учета испытаний записи о совершённой проверке или о невозможности внесения таковой записи в связи с отсутствием у юрлица (ИП) указанного издания;
    • подписи должностного лица, проводивших проверку.
    • К акту проверки прилагаются, в том числе:

    • объяснения лиц, на которых возлагается ответственность за нарушения требований пожарной безопасности;
    • предписания об устранении нарушений или предписания по устранению несоответствия.
    • По окончании проверки инспектор делает запись в «Журнале учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля».

      При отсутствии журнала учета проверок в акте проверки делается соответствующая запись.

      В соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора) не вправе:

    • проверять выполнение требований установленных правовыми актами, если такие требования не относятся к полномочиям органа государственного контроля (надзора);
    • проверять выполнение требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР и не соответствующих законодательству Российской Федерации;
    • проверять выполнение требований установленных правовыми актами, не опубликованными в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
    • осуществлять плановую или внеплановую проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя;
    • требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
    • превышать установленные сроки проведения проверки;
    • осуществлять выдачу юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю.
    • В случае несогласия с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений проверяемое лицо вправе в течение 15 дней с даты получения акта проверки представить в соответствующий орган государственного контроля письменные возражения и приложить к таким возражениям документы, подтверждающие их обоснованность.

      arm-ecogroup.ru

      Госпожнадзор информирует: «Пожарные» проверки будут проводить по новому административному регламенту rss

      Приказом МЧС России от 30 ноября 2016 г. N 644 у твержден новый Административный регламент по надзору за выполнением требований пожарной безопасности. Документ в основном посвящен вопросам организации и проведения плановых и внеплановых проверок органами пожарного надзора, а также частично затрагивает вопросы организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований. Приказом не регламентируются мероприятия по контролю, проводимые без взаимодействия с организациями и ИП.

      Новый Регламент практически не меняет сложившуюся процедуру проверки, однако учитывает недавние изменения в сфере контрольно-надзорной деятельности, в частности, введение риск-ориентированного подхода, появление возможности проведения предварительной проверки информации, которая может служить основанием к проведению внеплановой проверки, а также возможности приостановления проверки, составления акта о невозможности ее проведения и т. п.

      Установленная п. 44 нового Регламента периодичность плановых проверок — в зависимости от присвоенной объекту категории риска, «опережает» действующие нормы Закона о пожарной безопасности, ч. 4 ст. 6.1 которого предполагает проведение пожарных проверок каждые три года (или чаще), вне зависимости от категории объекта. Поправки в указанный закон, предусматривающие изменение периодичности проверок, прошли только первое чтение в Государственной Думе.

      Помимо этого, абзац пятый п. 71 нового Регламента предусматривает прямо не упомянутое в законе основание для прекращения внеплановой проверки — ведение на проверяемом объекте строительства или реконструкции, в отношении которых предусмотрено осуществление государственного строительного надзора.

      Также новый Регламент регулирует участие пожарного инспектора в прокурорской проверке в качестве специалиста. При этом установлен запрет на возбуждение дела об административном правонарушении и выдачу предписаний по результатам участия инспектора в проверке в рамках прокурорского надзора (п. 79 Регламента).

      Приказ вступил в силу 27 января 2017 года. С этой же даты утратил силу ранее действующий Административный регламент.

      73.mchs.gov.ru