Тема 6. Правовые основы реорганизации и ликвидации юридических лиц

6.3. Понятие, виды и порядок ликвидации юридических лиц

Ликвидация представляет собой прекращение юридического лица без правопреемства, т.е. без перехода прав и обязанностей к другим лицам. Правовые основы осуществления ликвидации организаций и индивидуальной предпринимательской деятельности закреплены ГК РФ, иными актами.

Выделяют следующие виды ликвидации юридических лиц:

Добровольная ликвидация осуществляется по решению учредителей (участников) юридического лица либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Решение о ликвидации государственного или муниципального унитарного предприятия может принять собственник имущества — соответствующий государственный орган или орган местного самоуправления. Статья 61 ГК РФ содержит примерный перечень оснований добровольной ликвидации, в частности: истечение срока, на который создана организация; достижение цели, ради которой она создана, и др.

Принудительная ликвидация производится на основании решения суда в следующих случаях:

— осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии);

— осуществление деятельности, запрещенной законом;

— неоднократное или однократное, но грубое нарушение закона или иных правовых актов и др. (ст. 61 ГК РФ).

Приведенный перечень не является исчерпывающим. Основания принудительной ликвидации могут быть предусмотрены и другими статьями ГК РФ (например, ст. ст. 65, 81 ГК РФ). С требованием о ликвидации может обратиться в суд государственный орган или орган местного самоуправления в случае, если такое право предоставлено ему законом. В частности, таким правом обладают ФАС России, ФНС России, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ (далее — Минфин России).

Ликвидационный процесс проходит несколько этапов, приведенных ниже.

1. Принятие уполномоченными органами решения о ликвидации юридического лица.

2. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.
Регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации (ст. 20 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

3. Назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора) учредителями (участниками) лица или органом, принявшим решение о ликвидации, по согласованию с регистрирующим органом. С момента назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица, в том числе право выступать от имени ликвидируемого юридического лица в суде.

4. Публикация о ликвидации в органах печати, в которых обычно публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц. В публикации должны быть отражены: наименование ликвидируемого юридического лица; дата принятия решения о ликвидации; орган, который принял решение о ликвидации; идентификационный номер налогоплательщика и номер ликвидируемого лица в реестре; порядок и срок заявления требований кредиторами, который не может быть менее двух месяцев с момента публикации; способ связи с ликвидационной комиссией (адрес, телефон, факс).

5. Переоформление банковской карточки с образцами подписи лиц, имеющих право распоряжаться находящимися на счету денежными средствами, на руководителя и членов ликвидационной комиссии.

6. Формирование активов и пассивов организации. С этой целью ликвидационной комиссией выявляются кредиторы (последние обязательно письменно уведомляются о ликвидации должника), принимаются меры к получению дебиторской задолженности, проводится инвентаризация имущества.

7. Выход из состава участников других юридических лиц.

8. Увольнение работников в соответствии с требованиями, предусмотренными трудовым законодательством.

9. Составление промежуточного ликвидационного баланса по окончании срока, отведенного кредиторам для предъявления требований. Баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации; согласовывается с органом, осуществляющим государственную регистрацию (куда направляется оригинал или заверенная копия баланса). Баланс должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечень предъявленных кредиторами требований и результат их рассмотрения. Если активов организации не достаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом (ст. 224 Федерального закона от 27 сентября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»). В этом случае юридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренном § 1 гл. 9 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

10. Расчеты с кредиторами в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, начинаются со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения баланса.

11. Составление ликвидационного баланса, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации. Баланс должен быть согласован с регистрирующим органом.

12. Представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию (налоговые органы), следующих документов:

а) заявления с подтверждением соблюдения порядка ликвидации, завершения расчетов и согласования вопросов ликвидации с соответствующими государственными органами;

б) ликвидационного баланса;

в) документа об уплате государственной пошлины.

Государственная регистрация ликвидации осуществляется по месту нахождения ликвидируемого юридического лица в срок, не превышающий пяти рабочих дней.

www.aup.ru

Формы ликвидации предпринимательских организаций

Ликвидация предпринимательской организации как юридического лица влечет ее прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

В соответствии со ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица может быть произведена:

• по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;

• по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ. Требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным выше, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом. Следовательно, юридическое лицо в соответствии с вышеизложенным может быть ликвидировано и в добровольном, и в принудительном порядке. Невыполнение решения учредителей (участников) юридического лица либо органа юридического лица о добровольной его ликвидации не может являться основанием для возбуждения иска о принудительной ликвидации данного юридического лица, если в его деятельности не установлены неоднократные или грубые нарушения закона либо иных правовых актов.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Одновременно учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с ГК РФ, другими законами. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.

Если имеющееся у ликвидируемого юридического лица денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

studopedia.ru

Прекращение предпринимательских организаций

Проводимые экономические реформы в нашем обществе, проходили, особенно на первом этапе развития предпринимательства, в условиях неопределенности, хаоса и беззакония. Все это повлекло за собой тотальный кризис в деятельности предпринимательских организаций и их банкротство. При этом и при обычной (без кризисов и банкротств) предпринимательской деятельности происходит реорганизация, ликвидация предпринимательских структур. Все эти процессы регулируются соответствующими законодательными актами. ликвидация предпринимательский реорганизация

Формы ликвидации предпринимательских организаций. Реорганизация предпринимательских организаций

Ликвидация предпринимательской организации как юридического лица может происходить и в добровольном, и в принудительном порядке. Ликвидация предпринимательской организации как юридического лица влечет ее прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

В соответствии со 61 ГК РФ ликвидация юридического лица может быть произведена:

а) по решению его учредителей (участников)либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;

б) по решению суда в связи с допущенным при его создании грубых нарушений закона, если это нарушения носят неустранимый характер, либо осуществлением деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Реорганизация — это изменение юридического лица, при котором все права и обязанности или их часть переходят к другому юридическому лицу, образованному в процессе реорганизации. Реорганизация предпринимательских структур бывает добровольная и принудительная.

Реорганизация предпринимательской фирмы может быть осуществлена по следующим основаниям:

— добровольно, по решению ее учредителей (участников), либо органа данного субъекта бизнеса, уполномоченного на такие действия учредительными документами фирмы;

— добровольно, но с согласия уполномоченных государственных органов; такое правило применяется обычно в целях ограничения использования субъектами предпринимательского бизнеса конкурентных стратегий монополизации и интеграции для обеспечения доминирования на рынке;

— по решению некоторых органов государственной власти и управления; таким правом обладают Государственная дума и Правительство Российской Федерации в отношении производственных объединений, созданных двумя или более государственными предприятиями;

— по решению суда; в случае, если предпринимательская фирма не прошла реорганизацию в срок, установленный органом государственного управления, суд может назначить на фирму внешнего управляющего, который и осуществит все необходимые процедуры.

Гражданский кодекс Российской Федерации содержит специальные нормы, определяющие порядок добровольного преобразования хозяйственных товариществ и обществ. Производственный кооператив может быть добровольно реорганизован по единогласному решению общего собрания его членов в хозяйственное товарищество или общество. Общество с ограниченной ответственностью может быть реорганизовано добровольно по единогласному решению его участников в акционерное общество или кооператив. Акционерное общество может быть реорганизовано по решению общего собрания акционеров в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив.

Принудительная реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения осуществляется в случае, установленных законом, по решению уполномоченных государственных органов.

Реорганизация юридического лица является способом прекращения существования. Она может быть осуществлена в следующих формах: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование, и проведена по решению ее учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами (рис. 1).

Рис. 1. Существующие формы реорганизации юридического лица.

В результате реорганизации, как правило, ликвидируются одни и образуются другие юридические лица (п. 4 ст. 57 ГК РФ, ст. 16 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Права и обязанности организаций, прекративших свое существование, переходят к организациям, которые являются их правопреемниками. Передача прав и обязанностей осуществляется на основании передаточного акта или разделительного баланса (ст. ст. 58, 59 ГК РФ). Правопреемство затрагивает не только гражданские, но и налоговые права и обязанности. Так, правопреемники реорганизованного юридического лица исполняют обязанности последнего по уплате налогов, сборов, пени, а также штрафов (п. п. 1, 2 ст. 50 НК РФ). При этом реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения его обязанностей по уплате налогов правопреемником (правопреемниками) (п. 3 ст. 50 НК РФ).

Слияние — это возникновение новой организации путем передачи ей всех прав и обязанностей двух или нескольких других организаций с прекращением деятельности последних. Слияние осуществляется через заключение договора о слияние, который заключается между организациями, участвующими в слиянии. В договоре оговаривается порядок и условия.

Присоединение — это прекращение деятельности одной или нескольких организаций с передачей всех их прав и обязанностей другой организации. Передача происходит посредством передаточного акта.

Разделением организации признается прекращение ее деятельности с передачей ее всех прав и обязанностей вновь создаваемой организации. При разделении организации все ее права и обязанности переходят к вновь созданной организации в соответствии с разделительным балансом.

Выделение — это создание одной или нескольких организаций с передачей им части прав и обязанностей реорганизуемой организации без прекращения деятельности последней. При выделении из состава организации новых организаций (одной или нескольких) часть ее прав и обязанностей переходят к вновь создаваемым организациям в соответствии с разделительным балансом.

Под преобразованием организации понимается преобразование юридического лица одной организационно-правовой формы в другую в соответствии с положениями ГК РФ и федеральными законами об отдельных организационно-правовых формах юридических лиц.

Возникшие в результате реорганизации предпринимательские структуры, обязаны стать на учет в налоговом органе в течение десяти дней после их государственной перерегистрации.

Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

При реорганизации юридических лиц в соответствии с ГК РФ и федеральными законами об отдельных организационно-правовых формах юридических лиц устанавливается правопреемство вновь возникших юридических лиц. Правопреемство, которое возникает при реорганизации юридических лиц, носит универсальный характер в соответствии со ст. 129 ГК РФ, в которой установлено, что объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте.

Правопреемство охватывает не только обязательства, но и иные как имущественные, так и неимущественные права реорганизуемых юридических лиц. При этом правила и необходимость регистрации соответствующих прав на имя правообладателя сохраняют силу. Переходят и те права и обязанности, которые не признаются или оспариваются сторонами, и те, которые на момент реорганизации не были выявлены.

При реорганизации составляются передаточный акт и разделительный баланс, которые должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц, и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.

При реорганизации юридического лица должны быть защищены интересы (права) кредиторов, поэтому учредители (участники) юридического лица (или орган), принявшие решение о реорганизации юридического лица, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица.

studwood.ru

Основания и порядок ликвидации коммерческих организаций и прекращение деятельности ИП

Ликвидация ю/л – легальная форма прекращения его деятельности без перехода его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Правовые основы ликвидации ю/л установлены ГК РФ (ст. ст. 61 – 64 – основания ликвидации ю/л; обязанности лица, принявшего решение о ликвидации ю/л; порядок ликвидации ю/л; очередность удовлетворения требований кредиторов при его ликвидации) (нормы ГК РФ конкретизируются в законах, посвященных отдельным видам ю/л; особенности оснований и порядка ликвидации могут устанавливаться для субъектов, обладающих специальным правовым статусом (банки); порядок ликвидации несостоятельного должника – ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 №127-ФЗ).

Ликвидация ю/л может осуществляться:

1) добровольно (основания для ликвидации ю/л – решение учредителей (участников) либо органа ю/л, уполномоченного на то учредительными документами (ликвидация может осуществляться в связи с истечением срока, на который создано ю/л; с достижением цели, ради которой оно создано; в связи с нецелесообразностью продолжения деятельности ю/л));

2) принудительно (ю/л может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона (если ни носят неустранимый характер), либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных НПА, либо при систематическом осуществлении деятельности общественной или религиозной организацией, благотворительным или иным фондом, противоречащей его уставным целям).

Требование о ликвидации ю/л может быть предъявлено в суд государственным органом или органом МСУ, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом (регистрирующий орган (ФНС РФ) может обратиться в суд с требованием о ликвидации ю/л в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона (если они носят неустранимый характер)).

Принудительная ликвидация ю/л – мера личной ответственности предпринимателя, санкция за нарушение им требований закона и иных НПА.

Обязанности лица, принявшего решение о ликвидации:

1) Учредители (участники) ю/л или орган, принявшие решение о ликвидации ю/л, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации (с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами ю/л).

2) Учредители (участники) ю/л или орган, принявший решение о ликвидации ю/л, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр ю/л сведения о том, что ю/л находится в процессе ликвидации (с этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого ю/л, а также государственная регистрация ю/л, учредителем которых выступает указанное ю/л, или государственная регистрация ю/л, которые возникают в результате его реорганизации).

Далее ликвидационная комиссия обязана осуществить публикацию о ликвидации ю/л, порядке и сроке заявления требований его кредиторов (срок не менее 2 месяцев с момента публикации о ликвидации).

Действия ликвидационной комиссии на данном этапе:

1) Переоформление в банке карточки с образцами подписей лиц, имеющих право распоряжаться счетом.

2) Сообщение о ликвидации в налоговый орган и во внебюджетные фонды по месту учета.

3) Принятие мер к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, письменное уведомление кредиторов о ликвидации ю/л; проведение инвентаризации имущества ликвидируемого ю/л.

4) Выход из состава учредителей ю/л, участником которых является ликвидируемое ю/л.

5) По истечении срока, установленного для предупреждения работников о предстоящем увольнении – увольнение работников с выполнением требований, установленных ТрЗ.

После окончания срока для предъявления требований кредиторов ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс (содержит сведения о составе имущества ликвидируемого ю/л, перечне предъявленных кредиторами требований и результатах их рассмотрения; утверждается учредителями или органом, принявшим решение о ликвидации ю/л) (о составлении промежуточного ликвидационного баланса уведомляется регистрирующий орган).

Далее ликвидационная комиссия производит расчеты с кредиторами ликвидируемого ю/л (если имеющихся денежных средств недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия продает имущество ю/л с торгов; выплата денежных сумм кредиторам производится в порядке очередности в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом (за исключением кредиторов третьей и четвертой очередей (ГК Статья 63 часть 4), выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса)).

1 очередь – граждане,

2 очередь – работники,

3 очередь – бюджетные и внебюджетные фонды,

4 очередь – другие кредиторы.

В случае недостаточности имущества ликвидируемого ю/л оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом (требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого ю/л, считаются погашенными)..

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество ю/л передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого ю/л, если иное не предусмотрено законом (Статья 64 част и 2, 5, 6).

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, утверждаемый учредителями (участниками) ю/л или органом, принявшим решение о ликвидации ю/л.

Организация снимается с учета в налоговом органе и во внебюджетных фондах, закрывает банковские счета, обращается в органы статистики с просьбой об аннулировании идентификационных кодов (документы по личному составу и финансово-хозяйственной деятельности передаются ликвидационной комиссией на государственное хранение в соответствующий архивный орган; уничтожаются печати и штампы).

Ликвидация ю/л считается завершенной, а ю/л – прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр ю/л.

Для завершения ликвидации ю/л необходимо представить в регистрирующий орган (подписанное заявителем заявление о государственной регистрации; ликвидационный баланс; документ об уплате государственной пошлины).

Прекращение деятельности ИП:

Статья 22.3 ФЗ «О государственной регистрации ю/л и ИП» от 08.08.2001 (в редакции от 19.07.2007):

1. Государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве ИП в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется на основании представляемых в регистрирующий орган следующих документов:

а) подписанного заявителем заявления о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ;

б) документа об уплате государственной пошлины;

в) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений в соответствии с положениями ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

2. Государственная регистрация при прекращении деятельности физического лица в качестве ИП в связи со смертью данного лица осуществляется на основании поступивших в регистрирующий орган в установленном законодательством РФ порядке сведений о государственной регистрации смерти данного лица.

3. Государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве ИП в связи с принятием судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) осуществляется на основании копии решения суда о признании его несостоятельным (банкротом), поступившей в регистрирующий орган в установленном законодательством РФ порядке.

4. Государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве ИП в принудительном порядке по решению суда осуществляется на основании поступившей в регистрирующий орган в установленном законодательством РФ порядке копии решения суда о прекращении деятельности данного лица в качестве ИП в принудительном порядке.

5. Государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве ИП в связи с вступлением в силу приговора суда, которым ему назначено наказание в виде лишения права заниматься ПД на определенный срок, осуществляется на основании поступившей в регистрирующий орган в установленном Правительством РФ порядке информации о вступлении в силу указанного приговора суда.

6. Государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве ИП в связи с аннулированием документа, подтверждающего право данного лица временно или постоянно проживать в РФ, или окончанием срока действия указанного документа осуществляется на основании поступившей в регистрирующий орган в установленном Правительством РФ порядке информации об аннулировании указанного документа или на основании окончания срока его действия с учетом содержащихся в государственном реестре сведений о таком сроке.

7. Представление документов для государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве ИП в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего ФЗ (непосредственно или почтовым отправлением).

8. Государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве ИП осуществляется в сроки, предусмотренные статьей 8 настоящего ФЗ (не более чем 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган).

9. Государственная регистрация физического лица в качестве ИП утрачивает силу после внесения об этом записи в единый государственный реестр ИП, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящей статьи.

10. В случае смерти физического лица, зарегистрированного в качестве ИП, признания его судом несостоятельным (банкротом), прекращения в принудительном порядке по решению суда его деятельности в качестве ИП, вступления в силу приговора суда, которым ему назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок, государственная регистрация такого лица в качестве ИП утрачивает силу с момента соответственно его смерти, принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) или о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве ИП, вступления в силу указанного приговора суда.

11. В случае аннулирования документа, подтверждающего право иностранного гражданина либо лица без гражданства временно или постоянно проживать в РФ, или окончания срока действия указанного документа государственная регистрация данных гражданина либо лица в качестве ИП утрачивает силу со дня аннулирования указанного документа или окончания срока его действия.

Особенности банкротства индивидуальных предпринимателей

Статья 214. Основания для признания ИП банкротом

Основанием для признания ИП банкротом является его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Статья 215. Заявление о признании ИП банкротом

1. Заявление о признании ИП банкротом может быть подано должником — ИП, кредитором, требование которого связано с обязательствами при осуществлении ПД, уполномоченными органами.

2. При применении процедур банкротства ИП его кредиторы, требования которых не связаны с обязательствами при осуществлении ПД, а также кредиторы, требования которых неразрывно связаны с личностью кредиторов, вправе также предъявить свои требования.

Статья 216. Последствия признания ИП банкротом

1. С момента принятия арбитражным судом решения о признании ИП банкротом и об открытии конкурсного производства утрачивает силу государственная регистрация гражданина в качестве ИП, а также аннулируются выданные ему лицензии на осуществление отдельных видов ПД.

2. ИП, признанный банкротом, не может быть зарегистрирован в качестве ИП в течение года с момента признания его банкротом.

3. Арбитражный суд направляет копию решения о признании ИП банкротом и об открытии конкурсного производства в орган, зарегистрировавший гражданина в качестве ИП.

business-zakons.ru