Информационное обеспечение маркетингового управления государственными высшими учебными заведениями в регионе тема диссертации и автореферата по ВАК 08.00.05, кандидат экономических наук Фокин, Владислав Яковлевич

Оглавление диссертации кандидат экономических наук Фокин, Владислав Яковлевич

Глава 1. Теоретико-методологические проблемы информационного обеспечения маркетингового управления вузом

1.1. Маркетинговое управление — ключевой фактор развития вуза в условиях формирования рыночных отношений.

1.2. Сущность и особенности информационного обеспечения маркетингового управления вузом.

Глава 2. Состояние и тенденции развития управления государственными вузами

2.1. Поиск новых подходов к управлению государственными вузами Уральского региона в условиях рынка.

2.2. Проблемы и противоречия становления системы информационного обеспечения управления в государственных вузах.

3. Механизм информационного обеспечения маркетингового управления вузом

3.1. Функционально-структурная модель маркетингового управления вузом.

3.2. Результативность функционирования механизма информационного обеспечения маркетингового управления вузом.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему «Информационное обеспечение маркетингового управления государственными высшими учебными заведениями в регионе»

Актуальность темы исследования. Сложившаяся в России система управления высшими учебными заведениями в настоящее время не в полной мере соответствует своему социальному предназначению по подготовке молодых специалистов, адаптированных к работе в рыночных условиях и перманентным изменениям спроса на рабочую силу.

Это выражается, во-первых, в отсутствии механизмов увязки текущей структуры и численности принимаемых студентов структуре и численности будущего спроса на молодых специалистов. Набор в вузы идет под влиянием текущего конъюнктурного спроса на специалистов, а реальные потребности в них проявятся только через четыре-шесть лет. При этом отсутствует научно обоснованная методика прогнозирования потребностей в тех или иных специалистах. Во-вторых, в настоящее время в вузах нет специальной подготовки студентов для работы в стрессовых экстремальных условиях. В структуре учебных планов и программ отсутствуют отдельные дисциплины или особые разделы в учебных предметах, включающие развивающий материал, направленный на формирование у студентов знаний и умений выживания в рыночных условиях. В-третьих, недостаточные объемы государственного финансирования формируют гипертрофированную структуру набора, переориентируют вузы на подготовку специалистов, требующую минимума затрат. Это приводит к увеличению приема на гуманитарные специальности и уменьшению приема на естественнонаучные и инженерные специальности, поскольку для этого требуются значительные расходы на дорогостоящее оборудование и программное обеспечение. В связи с этим во многих вузах стали больше готовить бухгалтеров , социальных работников, юристов и в меньшей мере — машиностроителей , металлургов, физиков и т.д. В-четвертых, отсутствуют научно обоснованные рекомендации функционально-структурной реорганизации вузов, особенно в условиях диверсификации образовательной деятельности. Это приводит к неправильной оценке уровня спроса на вновь открываемые специальности, возникновению убыточности в деятельности вузов по оказанию дополнительных платных образовательных услуг, несоответствию материально-технической и кадровой обеспеченности лицензионным требованиям, а в конечном счете — к несостоятельности вновь открываемых кафедр, факультетов и филиалов .

Для того чтобы преодолеть негативные процессы в управлении функционированием вузов в рыночных условиях, необходимо изменить всю систему управления подготовки специалистов. Для этого требуется разработать научно-методическую базу такого преобразования. Она должна строиться на новой системе информационного обеспечения. Повышение качества решений о диверсификации образовательной деятельности, функционально-структурной реорганизации вузов, финансовом, кадровом и материально-техническом обеспечении учебного процесса требует проведения комплекса информационных мероприятий, включающих получение, хранение, структурирование и использование информации. Возрастание роли информационного обеспечения как фактора, определяющего уровень эффективности управления, необходимость повышения уровня знаний о структуре и процессах информационной деятельности в целях подготовки специалистов с новыми профессиональными и социально-психологическими характеристиками обусловили особую актуальность темы исследования.

Степень разработанности проблемы исследования. Проблемам повышения эффективности управления высшими образовательными учреждениями посвящено значительное количество научных работ отечественных и зарубежных авторов.

Исследованием теоретико-методологических проблем повышения эффективности управления вузами занимались А.Г. Аганбегян , В.А. Жамин, E.H. Жильцов, В.Е. Комаров , Ф. Махлуп, С.Т. Струмилин, Л.И. Тульчинский и другие.

Вопросы управления качеством образования в вузах отражены в трудах Ю.Р. Вишневского , А.И. Субетто, H.A. Селезневой, Л.Я. Рубиной , Г.Б. Скок.

В трудах Г.Е. Зборовского , М.Б. Кольчугиной, А .Я. Савельева вузы рассматриваются как социальные институты и объекты социологических исследований.

Исследованием проблем совершенствования управления вузами в условиях рыночных отношений занимались В.А. Антропов , В.А. Афанасьев, B.C. Бочко, В.В. Глухов , Г.Д. Костина, Н.К. Моисеева, А.П. Панкрухин , H.H. Пискунова, А.Н. Пыткин, А.Ф. Суховей , А.И. Татаркин, Б.С. Рябушкин, О.В Сагинова , А.Н. Хроменко, В.П. Щетинин, В.В. Черкасов и другие.

В трудах этих исследователей рассмотрены также отдельные аспекты применения маркетинга в образовательной деятельности вузов. Вместе с тем, проблемы управления вузами в условиях неопределенности и нестабильности спроса на подготавливаемых специалистов, вопросы целенаправленного, комплексного информационного обеспечения в образовательной деятельности практически не исследованы и требуют специальной разработки.

Целью диссертационного исследования является разработка научно-методологической и информационной базы управления государственными вузами на основе использования маркетингового подхода.

В соответствии с поставленной целью в работе намечено решить комплекс взаимосвязанных задач:

1. Исследовать содержание категории маркетингового управления вузами.

2. Разработать методологические основы перехода на маркетинговое управление вузами в системе управления высшим профессиональным образованием.

3. Раскрыть требования к информационному наполнению системы управления вузами, обеспечивающему подготовку молодых специалистов на основе упреждения перемен в спросе на них.

4. Разработать модель информационного обеспечения маркетингового управления вузами.

Объектом исследования являются государственные вузы, действующие на рынке образовательных услуг России, в т.ч. Уральского региона.

Предмет исследования — система управления вузами, ее информационное обеспечение в условиях рыночных отношений.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых, рассматривающих маркетинговые аспекты управления вузами, исследующих общетеоретические проблемы маркетингового управления и его информационного обеспечения, нормативно-правовые документы по вопросам деятельности высших учебных заведений.

В качестве методов исследования применены: статистические методы исследования зависимостей: описательные однофакторные методы, такие, как распределение частот посредством представления в таблице, графическое представление распределения переменной с помощью построения гистограммы; многофакторные методы анализа зависимостей, такие как, регрессионный анализ, многомерное шкалирование; количественный (экстраполяция тренда ) и качественный (сценарий) методы прогноза; методы логического анализа, принятия решений, научного обобщения, методы структурного анализа и проектирования систем.

Информационной базой исследования послужили данные Госкомстата РФ, Пермского областного комитета государственной статистики, а также результаты исследований управленческой деятельности высших учебных заведений (Пермский государственный технический университет, Ижевский государственный технический университет, Уфимский государственный нефтяной технический университет и др.), проведенных автором лично.

Научная новизна работы: 1. Введена в научный оборот категория « маркетинговое управление вузом », сущность которой заключается в целенаправленном отборе, структурировании и использовании социальной, экономической и иной информации, необходимой для организации такой учебной и методической работы, которая позволяет готовить специалистов, обладающих не только высоким уровнем научной и специальной подготовки, но и умениями (навыками) саморазвития, самопродвижения как на рынке труда, так и в профессиональной деятельности.

2. Обоснована необходимость перехода от традиционной системы управления вузами, основанной на подготовке высококвалифицированных специалистов, пользующихся спросом, к маркетинговой системе управления, формирующей профессионально и социально активных специалистов, легко адаптирующихся к постоянно меняющемуся спросу и обладающих умениями самореализации в профессиональной деятельности.

3. Раскрыты функции и направления развития информационных и организационных форм, позволяющих успешно реализовать маркетинговое управление вузом путем учета потребностей общества в определенных специалистах, прогнозировании изменений в спросе, повышении степени компетенции и ответственности руководителей, использования корпоративных , холдинговых и других систем управления.

4. Разработана авторская функционально-структурная модель механизма информационного обеспечения маркетингового управления вузом, заключающаяся в рациональном распределении между вузом и его структурными подразделениями информации, необходимой для организации подготовки социально активных специалистов.

Практическая значимость диссертационной работы заключается в том, что применение разработанного в диссертации подхода к использованию маркетингового управления, приводит к повышению уровня организации образовательной деятельности, более полному удовлетворению реальных потребностей населения и общества в высшем образовании, улучшению сбалансированности регионального рынка труда и рынка образовательных услуг, охватываемых деятельностью вуза. Функционально-структурная модель механизма информационного обеспечения маркетингового управления обеспечивает возможность создания в вузах информационно-аналитических служб, определения порядка их взаимодействия с другими структурными подразделениями.

Апробация и реализация результатов исследования. Основные методические положения работы и практические результаты исследования обсуждались и получили положительную оценку:

— на Всероссийских конференциях « Формирование гуманитарной среды и внеучебная работа в вузе, техникуме, школе », Пермь, 1998, 1999, 2000 гг.;

— Третьей международной конференции « Теория и практика развития регионов России », Пермь, 2000г.;

— Межрегиональной конференции «Развитие экономики региона: инновации , инвестиции, менеджмент», Екатеринбург, 2001г.;

— Международной конференции «Человек — общество — окружающая среда», Екатеринбург, 2001г.;

Международной научно-методической конференции « Университетское образование: история, настоящее, будущее », Пермь, 2001г.;

— совещаниях администрации Пермского государственного технического университета, Пермь, 1998, 1999,2000, 2001 гг.

Мероприятия по проектированию и организации механизма информационного обеспечения маркетингового управления в государственном вузе получили положительную оценку и используются в практической управленческой деятельности Пермским государственным техническим университетом и его филиалами в городах Чайковский, Березники и Лысьва, Чайковским технологическим институтом Ижевского государственного технического университета, Управлением общего и профессионального образования администрации г. Чайковского.

Основные положения работы отражены в 8 публикациях, в т. ч. препринте общим объемом 2,6 п. л.

Структура и объем работы: Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. Общий объем диссертации (без приложений) 136 страниц машинописного текста. Библиография включает 199 источников. В тексте приведены 30 таблиц и 29 рисунков. В диссертации имеется 7 приложений.

Заключение диссертации по теме «Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности в т. ч.: теория управления экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда; экономика народонаселения и демография; экономика природопользования; землеустройство и др. )», Фокин, Владислав Яковлевич

Основным итогом, научной и практической ценностью выполненной научно-исследовательской работы является то, что решен комплекс теоретических и практических задач, составляющих проблему информационного обеспечения маркетингового управления государственными высшими учебными заведениями в регионе.

1. В диссертации исследованы процессы взаимодействия государства и государственных вузов в условиях формирования рыночных отношений в сфере высшего профессионального образования. Выделены особенности современного управления вузами, заключающиеся в законодательном и нормативном расширении рамок компетенции и, одновременно, ответственности вузов за всю совокупность действий по подготовке специалистов, фактическом превращении государственных вузов в субъекты рыночных отношений.

2. Сделан вывод, что повышение эффективности функционирования вузов в этом новом для них качестве, т. е. с учетом их некоммерческой сущности, во многом зависит от теоретико-методологических разработок по обоснованию новых подходов к управлению и новых моделей по его информационному обеспечению.

3. В процессе исследования выявлено, что на мотивацию получения высшего образования лиц, имеющих среднее (общее или профессиональное) образование влияют факторы: с высшим образованием легче найти хорошо оплачиваемую должность, появляется возможность больше зарабатывать и другие подобные. Т.е. для потребителя образовательных услуг, в данном случае для будущего специалиста, уровень востребованности знаний и умений, реализуемых вузом, в значительной мере зависит от степени его уверенности в получении будущего дохода, как результата финансовых вложений в получение высшего образования.

4. Такой доход определен в диссертации как « рентный эффект образования», состоящий из двух частей. Первая часть рентного эффекта формируется в результате номинального (заранее установленного в связи с повышением заработной платы на должности, требующей высшего образования) использования специалистом полученных профессиональных знаний и умений. Вторая часть рентного эффекта представляет собой дополнительный доход, получаемый специалистом от умения объективно оценить свой личностно-профессиональный потенциал и реализовать его, проявляя для этого социально-психологическую активность.

5. В диссертации показано, что профессиональная подготовка специалистов должна расширяться и включать дополнительные знания и умения: ставить четкие личные цели, определяться с личностными ценностями, влиять на других, решать проблемы, работать с информацией, быть коммуникабельным, толерантным и т. д.

Специалист, обладающий этими знаниями и умениями и применяющий их в практической деятельности, охарактеризован как саморазвивающийся и самопродвигающийся.

6. Предложено вузам, выступающим в качестве субъекта рыночных отношений, применять маркетинговое управление. Маркетинговое управление вузом определено как управление общественной востребованностью знаний и умений, формируемых вузом в процессе оказания образовательных услуг, и реализуемых им в условиях неопределенного и нестабильного спроса на молодых специалистов. Заострено внимание на том, что обеспечение рентного эффекта образования является принципиальным свойством маркетингового управления вузом.

7. Отмечено, что подготовка специалистов, способных получать рентный эффект образования в рыночных условиях потребует целенаправленной перестройки управления учебной, методической, воспитательной и развивающей деятельности в самих вузах. Сделан вывод, что качество этих процессов будет зависеть от многообразия информации, совокупность которой в диссертации разделена на внешние и внутривузовские потоки. Графически представлена принципиальная схема маркетингового управления вузом, отражающая его информационную сущность.

8. Обоснована необходимость перехода к маркетинговой системе управления вузами, обусловленная заинтересованностью в этом граждан, предприятий, региона, на территории которого такие специалисты осуществляют трудовую деятельность, государства и самих вузов.

Маркетинговое управление позволит удовлетворить потребность граждан в получении образования, благодаря которому они сформируются как профессионально и социально активные специалисты, легко адаптирующиеся к постоянным изменениям спроса на рынке труда.

Предприятия заинтересованы в приеме на работу таких выпускников вузов, которые не требуют дополнительных усилий на их профессиональную адаптацию, а сами являются катализаторами инновационных процессов предприятия.

Специалисты, не ждущие, когда возникнет потребность в имеющихся у них знаниях и умениях, а активно применяющие эти знания и умения для получения рентного эффекта образования смогут оказать значительное влияние на социально-экономическое развитие региона, на территории которого они осуществляют трудовую деятельность.

Подготовка таких специалистов экономически выгодна государству, так как это приведет к снижению бюджетных расходов на содержание безработных выпускников вузов и их переподготовку.

Управление общественной востребованностью реализуемого образования позволит вузам увеличить внебюджетные поступления. Используя дополнительные финансовые ресурсы, вузы смогут укрепить свой кадровый и материально-технический потенциал, что в конечном итоге приведет к повышению качества образования.

9. Предложены показатели, характеризующие затраты потребителя, которые он готов понести на получение высшего образования с учетом рентного эффекта образования, степени информированности о вузе и региональных особенностей территории охватываемой образовательной деятельностью вуза.

10. Отмечено, что маркетинговое управление как инструмент совершенствования управления вузом, является эффективным, если оно подкреплено соответствующим информационным обеспечением. Дано определение и разработана трехблочная форма информационного обеспечения маркетингового управления вузом, заключающаяся в повышении функциональной эффективности операций не только с входной, но и с выходной информацией.

Блок информационного обеспечения оперативного управления служит для своевременного обнаружения отклонений от ожидаемых действий внутренних участников деятельности вуза и внешних субъектов взаимодействия и принятия мер, способствующих развитию успеха или устранению негативных факторов.

Блок информационного обеспечения стратегического управления предусматривает принятие качественных стратегических решений по долговременному развитию вуза и его структурных подразделений , обеспечивающих подготовку молодых специалистов на основе упреждения перемен в спросе на них.

Блок информационного обеспечения внутренних и внешних потребителей информации позволяет оказывать на них запланированное управленческое воздействие.

11. В диссертации выявлено, что в управленческой деятельности вузы применяются инструменты маркетинга : маркетинговые стратегии и мероприятия, входящие в комплекс маркетинга. Деятельность вузов, добивающихся успеха и в условиях недостаточного бюджетного финансирования сопровождается перестройкой их организационной их структуры по типу холдинга или в виде корпоративного управления, сопровождается расширением самостоятельности структурных подразделений. При этом ректорат вуза и центральные отделы корпоративного управления и поддержки решений играют роль управляющей компании, а факультеты, филиалы , отделения — роль самостоятельных бизнес-единиц.

На основе анализа практической деятельности вузов, динамично развивающихся и в условиях недостаточного бюджетного финансирования , подтверждена экономическая целесообразность расширения самостоятельности структурных подразделений вуза.

12. Проанализированные в диссертации количественные и структурные изменения в сфере высшего образования позволили выявить общие для страны и отдельных регионов тенденции и противоречия в развитии системы образования:

— Объемы услуг, оказываемых вузами, сократившиеся к 1994 г., затем снова стали увеличиваться. Выросло количество вузов, число студентов, показатель «количество студентов на 10000 человек населения».

— В вузах стремительно продолжает расти доля самофинансирования образовательной деятельности.

— Процессы роста объемов образовательной деятельности привели к проблеме перезагруженности преподавателей.

— Показатели возрастного состава работников, занятых научно-педагогической деятельностью, сигнализируют о наличии угрозы утраты кадрового потенциала.

13. В диссертации отмечено, что динамичное развитие вуза рождает проблему синхронизации его организационной и методической деятельности, обусловленную отсутствием необходимой для принятия качественных управленческих решений информации. Сделан вывод, что для устранения противоречий и ликвидации причин, сдерживающих развитие системы высшего образования, необходима разработка механизма информационного обеспечения маркетингового управления вузом.

В процессе разработки этого механизма определены цели информационного обеспечения маркетингового управления вузом, и выделены бюджетные и правовые ограничения, препятствующие их достижению. Определена структура, выделены функции и разработана функционально-структурная модель механизма информационного обеспечения маркетингового управления вузом.

Предложенный механизм состоит из системы маркетинговой информации и системы продвижения образовательных услуг, которые являются взаимопроникающими и взаимосвязанными. Функционирование этих систем обеспечивает сам вуз, как получатель информации — с одной стороны, и источник информации — с другой.

В работе определены и сгруппированы в иерархическую систему параметры, по которым необходимо контролировать и оценивать собственную конкурентоспособность в сопоставлении с конкурентоспособностью сравниваемых вузов. Показано, что операции с выходной информацией осуществляются посредством функционирования системы продвижения образовательных услуг, включающей мероприятия по созданию позитивного имиджа и систему маркетинговых коммуникаций.

Определенные структура и функции послужили в диссертации базой для создания функционально-структурной модели механизма информационного обеспечения маркетингового управления вузом путем применения технологии инжиниринга — структурного анализа и проектирования систем. Проектирование механизма завершено в диссертации процессом построения диаграмм, являющихся графическими изображениями соотношений элементов его систем.

14. На примере практического опыта деятельности Чайковского филиала Пермского государственного технического университета, подтверждена зависимость результативности деятельности вуза от степени применения элементов маркетингового управления.

15. Разработанный в диссертации механизм информационного обеспечения маркетингового управления вузом применяется в практической деятельности Пермским государственным техническим университетом и его филиалами , Чайковским технологическим институтом Ижевского государственного технического университета. Применение этого механизма позволяет перечисленным образовательным структурам высшей школы позволяет отслеживать и прогнозировать изменения регионального рынка труда, охватываемого их деятельностью, что дает возможность повысить качество управленческих решений при открытии новых специальностей и направлений профессиональной подготовки, формирования кадрового потенциала, спо собного решать задачи обучения студентов по вновь открытым специально стям.

Список литературы диссертационного исследования кандидат экономических наук Фокин, Владислав Яковлевич, 2002 год

1. Законодательные акты, постановления правительства,нормативные документы

2. Гражданский Кодекс Российской Федерации Часть первая. Принят Государственной Думой 30 ноября 1994 г № 51 ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

3. Закон Российской Федерации « О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных » от 23 сентября 1992 г. №3523-1./Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. №42. Ст.2325.

4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года / Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 № 393.

5. Концепция развития маркетинга образовательных услуг. Методические рекомендации Департамента образования Свердловской области. -Екатеринбург, 1996.

6. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. М.: « Проспект », 1999. — 48 с.

7. Международный Кодекс рекламной практики. Париж: БОУЕВО (международная торговая палата), 1987 (пер. Гениной И.В. и Демидовой В.Е.).

8. Международный стандарт. ГОСТР-ИСО-9001-96. Система качества. Модель при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании .

9. Методика расчета показателя стоимости реализации профессиональной образовательной программы высшего учебного заведения и филиала , утвержденная решением Аккредитационной коллегии Минобразования России от 10.10.2001. № 6-2001.

10. Патентный Закон Российской Федерации от 23 сентября 1992г. №3 517-1. / ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992, №42. Ст. 2319.

11. Положение о порядке лицензирования образовательных учреждений, утвержденное приказом Минобразования России от 17.11.94. № 442.

12. Положение о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений, утвержденное приказом Минобразования России от 22.05.98. № 1327.

13. Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), Российской Федерации, утвержденное Постановлением правительства Российской Федерации от 28.06.93г. № 597

14. Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в РФ. Постановление министерства труда и социального развития РФ от 27.09.96.

15. Уголовный кодекс РФ, Пермь: Совместное издание рекламного агенства « СтильМГ » и АО « Звезда », 1996.

16. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей » и « Кодекс РСФСР об административных правонарушениях ». М.: «Ось-89», 1997.

17. Федеральный Закон 23 января 1996 года «О внесении изменений и дополнений Закон Российской Федерации « Об образовании »// Российская газета. 1996. — 23 янв .

18. Федеральный закон « О рекламе » от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ./Собрание законодательства РФ. 1995. № 30

19. Федеральный закон « Об информации, информатизации и защите информации » от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ. / Собрание законодательства РФ. 1995. № 8. Ст. 609.

20. Федеральный Закон 24 января 1996 года «О некоммерческих организациях» // Российская газета. 1996. — 24 янв.

21. Федеральный Закон 29 августа 1999 года « О высшем и послевузовском профессиональном образовании » // Российская газета. 1999. — 29 авг.

22. Книги, монографии, диссертации

23. Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. М: ВЛАДОС, 1994.-335 с.

24. Американские буржуазные теории управления (критический анализ). /Под ред. Б.З. Мильнера , Е.А. Чижова. М.: Мысль, 1978. — 366 с.

25. Анисимов О.С. Понятийные средства теории деятельности и мышления.-М.: РАКО АПК, 1991. 112 с.

26. Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989. —579с.

27. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. -СПб.: Издательство « Питер », 1999.-416 с.

28. Антропов В.А. Организация управления подготовкой кадров промышленности . Екатеринбург: УГТУ, 1995.-307 с.

29. Антропов В. А., Нестеров В. Л. , Елынина Т.Н. Оценка социально-экономической эффективности функционирования средних профессиональных учебных заведений. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2001.- 142 с.

30. Бартенев С.А. Экономические теории и школы (история и современность): Курс лекций. М.: Издательство «Бек», 1996. — 352 с.

31. Борман Д., Воротина Л., Федерман Р. Менеджмент. Предпринимательская деятельность в рыночной экономике. — Гамбург, 1992. 906 с.

32. Бочко В. С., Котоломова Л.Я., Плехов В.В. Платные образовательные услуги в государственных высших учебных заведениях. Препринт. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН , 2000. 53 с.

33. Бочко В. С., Плехов В.В.; Фокин В.Я. Информационное обеспечение маркетингового управления вузом. Препринт. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2000. 49 с.

34. Бахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник для вузов. М.: ЗАО « Финстатинформ », 2000. — 533 с.

35. Виханский О.С. Стратегическое управление. Учебник 2-е изд., пе-рераб. и доп. М.: Гардарики, 2002. 296 с.

36. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент : Учебник. 3-е изд. -М.: Гардарики, 2000. — 528 с.

37. Внебюджетные средства образовательных учреждений. Инструктивно-методические материалы. Департамент образования и науки Администрации Пермской области. Пермь, 1998. — 52 с.

38. Воробьев Г.Г. Твоя информационная культура. — М.: Мысль, 1986. -204 с.

39. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер : для руководителя-практика / Пер. с англ. М.: Дело, 1994. — 320 с.

40. Маркетинг в различных отраслях и сферах деятельности: Учебник / Под ред. проф. В.А. Алексунина . — М.: Издательско-книготорговый центр « Маркетинг ». 2001.-516 с.

41. Глухов В.В. Менеджмент: Учебник. СПб.: СпецЛит, 2000. — 700 с.

42. Голиков Е. А. Маркетинг и логистика : Учеб. пособие. — М.: Издательский дом « Дашков и К°», 1999. 412 с.

43. Голубков Е. П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика, 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство « Финпресс », 2000. — 464 с.

44. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. М.: Банки и биржи ЮНИТИ, 1994.-501 с.

45. Гольман И.А., Добробатенко И.С. Практика рекламы.- Новосибирский филиал СП « Интербук », 1991. 142 с.

46. Даль В.И. Толклвый словарь живого великорусского языка: В 4 т.-М.: Рус яз., 1998. Т. 4. — Р — Я . — 1998. — 688 с.

47. Дихтль Е., Хершген X. Практический маркетинг. М.: Высшая школа, 1996.-255 с.

48. Друкер П.Ф. Задачи менеджмента в X X I веке.: Пер. с англ. : Уч. пос.- М.: Издательский дом « Вильяме », 2001. 272 с.

49. Егоршин А.П. Управление персоналом: Учебник для вузов. 3-е изд. — Н. Новгород: НИМБ, 2001. — 720 с.

50. Зборовский Г.Е. Социология образования: В 2 ч. Ч. 2: Социология профессионального образования: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд — во Урал. Гос. проф. — пед. Ун — та, 1994. — 188 с.

51. Игнатьева A.B.; Максимцов М.М. Исследование систем управления: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 157 с.

52. Климов С. М. Интеллектуальные ресурсы организации. — СПб.: ИВЭСЭП, « Знание », 2000. 168 с.

53. Козлова О. В. Теория управления социалистическим производством. /Под ред. О. В. Козловой. М.: Экономика, 1979. — 386 с.

54. Копылов В.А. Информационное право: Учебное пособие. — М.: Юрист, 1997. -472с.

55. Коробейникова Т. А. Концепция финансирования системы образования (на примере Свердловской области). — Екатеринбург.: РТП Института экономики УрО РАН, 1998. 45 с.

56. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. Анализ, планирование , внедрение, контроль.: Перевод с английского. СПб.: Издательство « Питер », 1999.- 896 с.

57. Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс, 1991. — 736 с.

58. Котлер Ф., Армстронг , Г.Сондерс Д., Вонг Основы маркетинга: Пер. с англ.-2-е европ. изд.-М.: СПб; К.: Издательский дом « Вильяме », 1998.- 1056 с.

59. Кравченко В. Ф., Кравченко Е. Ф., Забелин П. В. Организационный инжиниринг: Учебное пособие. — М.: « Издательство ПРИОР », 1999. —256 с.

60. Крылов И.В. Теория и практика рекламы в России. — М.: Центр, 1997,- 165с.

61. Ламбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг. СПб.: Наука, 1996.-589 с.

62. Лебедев О.Т., Каньковская А.Т. Основы менеджмента . СПб.: Издательский дом «МиМ», 1998. — 192 с.

63. Мамиконов А. Г. Управление и информация. М.: Наука, 1975. —184 с.

64. Мамонтов С.А. Маркетинговые исследования рынка образовательных услуг.: Автореф. дис. канд. эконом , наук. / Новосибирск, 1999.- 18с.

65. Марка Д.А., Мак Гоуэн К. Методология структурного анализа и проектирования (SADT): Перевод с английского. М.: 1993.-182 с.

66. Маркетинг: Учебник. / Под ред. А.И. Романова М.: Банки и биржи, ЮНИТИ , 1996. — 560 с.

67. Маркетинг: Учебно-практическое пособие / Под ред. Белявского И.К. М.: Типография издательства МЭСИ , 1999. — 212 с.

68. Маркова В.Д. Маркетинг услуг. М.: Финансы и статистика, 1996. -126 с.

69. Маркс К. Капитал . Критика политической экономики. ТЛ.- М.: Издательство политической литературы, 1978. 907 с.

70. Маршалл А. Принципы политической экономии в Зт. Т.1.-М.: Издательская группа « Прогресс », 1993. — 415 с.

71. Маршалл А. Принципы политической экономии в Зт. Т.2.-М.: Издательская группа « Прогресс », 1993.-351 с.

72. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. М.: Издательство « Дело ЛТД », 1994. — 702 с.

73. Методическое руководство по использованию АРМа « Абитуриент » ПГТУ .- Пермь, 1996. 43 с.

74. Ножин Е.А. Основы отношений с общественностью — «Паблик ри-лейшнз». Курс лекций. Часть 1. — Пермь: Западно — уральский учебный центр, 1994.- 130 с.

75. Ожегов С.И. Словарь русского языка. 3-е изд. — М.: 1953. — 848 с.

76. Ожегов С.И.; Шведова Н.Ю Толковый словарь русского языка.: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4-е изд., доп. — М.: Азбуковник, 1999.-944 с.

77. Панкрухин А. П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании: Учебное пособие. М.: Интерпракс, 1995. — 239 с.

78. Панкрухин А. П. Маркетинг: Учебник для вузов М.: ИМПЭ , 1999.-398 с.

79. Песоцкая Е.А. Маркетинг услуг: Учебн. пособие. СПб.: Изд-во « Питер » 2000. — 160 с.

80. Пешкова Е. П. Маркетинговый анализ в деятельности фирмы . М.: «Ось-89», 1999.-80 с.

81. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика: Пер. с англ. М.: Экономика, «Дело», 1992. 510 с.

82. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. М.: Центр, 1998. — 328 с.

83. Попов Е.В. Теория маркетингового исследования./Урал. гос. техн. ун-т. Екатеринбург, 1998. — 200 с.

84. Попов Е.В. Продвижение товаров и услуг. — М.: Финансы и статистика, 2001.-320 с.

85. Приоритеты социально экономического развития регионов: вопросы теории, методологии, практики / Под ред. А.И. Татаркина . — Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2000. — 503 с.

86. Путь в XXI век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики / Рук. авт. колл . Д.С. Львов; Отд. экон. РАН; науч.- ред. совет изд- ва « Экономика ». М.: ОАО «Издательство « Экономика », 1999. — 793 с.

87. Ракитов А. И. Философия компьютерной революции. — М.: Политиздат, 1991.-287 с.

88. Райан Б. Стратегический учет для руководителя / Пер. с англ. под ред. В.А. Микрюкова. М: Аудит , ЮНИТИ, 1998. — 616 с.

89. Реддин В. Дж. Тесты для менеджеров . Ростов н/Дону: Издательство « Феникс », 1997.

90. Романов А.Д. Рекламное дело. М.: Типография МЭСИ, 1998.113 с.

91. Рубин Ю.Б., Ягодкина И.А. Основы бизнеса : Учебно-практическое пособие. М.: МЭСИ, 1997. — 160 с.

92. Сагинов К.А. Маркетинг сферы образовательных услуг. — М.: Триада, 1998.-310 с.

93. Самуэльсон П. Экономика. Т. 2.- М.: Алгон , 1997. 413 с.

94. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Менеджмент персонала . Ростов н/Д.: Издательство « Феникс », 1997. — 480 с.

95. Семенюк Э. П. Информационный подход к познанию действительности. Киев: Наукова думка, 1988. — 240 с.

96. Словарь иностранных слов. 13-е изд., стереотип. — М.: Рус. яз., 1986.-608 с.

97. Смит А. Исследования о природе и причинах богатства народов. -М.: Соцэкгиз, 1962. 684 с.

98. Советский энциклопедический словарь. / Гл. ред. A.M. Прохоров. 4-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1986. — 1600 с.

99. Струмилин С.Г. Хозяйственное значение народного образования. -М., 1924.-63 с.

100. Суханов А.П. Мир информации: (история и перспектива). М.: Мысль, 1986.-204 с.

101. Тичи H. Девана M.А. Лидеры реорганизации . М.: Экономика, 1990. 204 с.

102. Томпсон A.A.; Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов / Пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева , М.И. Соколовой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.-576 с.

103. Унгаев A.A. Оценка экономической эффективности профессионального образования: Автореф. канд. эконом, наук / Иркутская гос. экономическая, Иркутск, 2002. 23 с.

104. Управленческий учет: Учебное пособие / Под редакцией А.Д. Шеремета . 2-е изд. испр.- М.: ФБК-ПРЕСС, 2001.-512 с.

105. Урсул А.Д. Природа информации. Философ, очерк. М.: Политиздат, 1968.-288 с.

106. Урсул А.Д. Информатизация общества. Введение в социальную информатику. M.: АОН , 1990. — 192 с.

107. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2002. —567 с.

108. Фирсов Б.П. Пути развития средств массовой коммуникации. Социологические наблюдения. Л.: Наука, 1987. — 188 с.

109. Фокина О. И. Формирование и функционирование рынка образовательных услуг.: Автореф. дис. канд. эконом, наук. / МГУ им. Ломоносова. -Москва, 1998.-22 с.

110. З.Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М.: Дело, 1993.829 с.

111. Фридман С. Как показать товар лицом: выставки и презентации. -М.: Издательство «КОНСУЭКО-Х.Г.С», 1994.- 128 с.

112. Хейне Пол. Экономический образ мышления. М.: Дело, 1992.-704с.

113. Хлусов В.П. Основы маркетинга. М.: ПРИОР, 1997. — 160 с.

114. Цены и ценообразование : Учебник для вузов/Под ред. В.В.Есина.-З изд. СПб: Издательство « Питер », 1999. 464 с.

115. Ченцов A.A. Инновационные стратегии на рынке образовательных услуг: Автореф. дис. канд. эконом, наук. Москва, 1998.-25 с.

116. Чернецкий Ю.А. Высшее образование в рыночной экономике / АН СССР-М., 1991. -288 с.

117. Шайморданова Л.П. Совершенствование управления затратами образовательного учреждения в условиях нестабильного финансирования : Автореф. канд. эконом, наук / Уральский гос. экономический университет Екатеринбург, 2000.- 19 с.

118. Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М.: Мысль, 1973. — 215 с.

119. Шепелин Ю.М. Теоретические и методические основы управления образовательными учреждениями в условиях рынка.: Автореф. дис. кан. экон . наук. СПб., 1999.- 19 с.

120. Шмален Г. Основы и проблемы экономики предприятия / Под ред. А.Г. Поршнева 95. М.: Финансы и статистика, 1996. — 510 с.

121. Эванс Дж., Берман Б. Маркетинг: Перевод с английского. М.: Экономика, 1993. — 335 с.

122. Экономика и бизнес (Теория и практика предпринимательства) /Под ред. Камаева В.Д. М.: Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана , 1993.464 с.

123. Экономика и организация управления вузом. / Учеб. под ред. Глу-хова В.В. СПб.: Издательство «Лань», 1999. — 448 с.

124. Экономика: Учебник / Под ред. A.C. Булатова. 2-е издание, пере-раб. и доп. М.: Издательство «Бек», 1999. — 816 с.

125. Щетинин В.П. и др. Экономика образования. Учебное пособие. -М.: Российское педагогическое агентство , 1998. 306 с.

126. Яхонтова Е.С. Психология деловых отношений. Учебно-практическое пособие / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. -М.: МЭСИ, 1999. 120 с.1. Статьи

127. Арланцев A.B.; Попов Е.В. Синергизм коммуникационного инструментария //Маркетинг в России и за рубежом. 2001. — № 1. — С. 3 — 22.

128. Афанасьев В.А., Черкасов В.В. Маркетинг образовательных услуг // Маркетинг. 1999.- № 5. — С. 68 — 76.

129. Афанасьев В.А., Черкасов В.В. Маркетинг образовательных услуг //Маркетинг. 1999.- № 6. -С. 11- 89.

130. Богомолов Ю.П. Современные сдвиги в высшем образовании и проблемы подготовки кадров для исследования и разработок // Вестник Моск. ун та. Сер. 18. Социология и политология. — 2001. — № 4. — С. 130 -154.

131. Булгакова Н. На пути к третьему поколению. Требования государственных стандартов высшего профессионального образования станут строже. Интервью с J1.C. Гребневым / Поиск. Еженедельная газета научного сообщества. 2002. № 4. — 25 янв.

132. Бахрушина М.А. Калькулирование платных образовательных услуг: основные подходы // Главбух . Учет в сфере образования 2000. — № 1. -С. 23 -36.

133. Ващенкин Н. Маркетинговая информация: Стоимостной аспект // Маркетинг. 1997. — № 2. С. 35 — 38.

134. Веденин O.A., Яценко В.Е. Современное состояние негосударственных вузов России // Вопросы статистики. 1999. — № 1. — С. 45 — 50.

135. Вильховченко Э.Д. Новое в культуре труда, производстве, компании // Международная экономика и международные отношения. -1994. № 12.-С. 81.

136. Горелова А. Маркетинговое исследование: многоаспектный взгляд // Маркетинг. 2000. — № 6. — С. 19 — 23.

137. Гохберг Л., Ковалева Н. Статистика образования: принципы модернизации // Высшее образование в России. — 2002. С. 21 — 27.

138. Демченко А.Т. Открытый университет открыт для «экономиза-ции» высшего образования // Российский экономический журнал. — 1998. -№9- 10.-С. 110- 112

139. Долженко О. Пять способов улучшить финансирование университетов// Альма матер. Вестник высшей школы. -2000. № 3.- С. 3 — 11.

140. Долженко О. Обеспечение качества высшего образования: российский опыт в международном контексте // Альма матер. Вестник высшей школы.-2001. №6.-С. 15-23.

141. Жарова Л.Н. Состояние образования В Российской Федерации // Вопросы статистики. 1999. — № 2. — С. 56 — 59.

142. Жернакова М. Стань управленцем кадровик // Служба кадров. — 1998.-№4.-С. 41 -42.

143. Замятин Б.И.; Семенов И.В. О сущности стратегического маркетинга // Российский экономический журнал. 1997. — № 3. — С. 52 — 54.

144. Зборовский Г. Е. Образование: Научные подходы к исследованию // Социологические исследования. 2000. — № 6. — С. 21 — 29.

145. Земляченко С. Предпринимательская деятельность в сфере образования // Образование в документах. 1997. — №16.50.

146. Иванющенкова М. Экономика для неэкономных //Коммерсант — деньги . 2000.- № 15. С. 24 — 27.

147. Иванющенкова М. Звание мастера бизнеса //Коммерсант деньги. 2000.-№43.-С. 42-46

148. Калачева Т. Г., Абросимова Л. В. Установки выпускников школ на получение высшего образования // Социологические исследования. -2000.- №5.-С. 98- 103.

149. Кириллина Ю. Маркетинг образовательных услуг // Высшее образование в России. 2000. — № 5. С. 26 — 29.

150. Колесов В.П.; Нужна ли России « ваучеризация » высшего образования // Российский экономический журнал. 2002. — № 4. — С. 58 — 64.

151. Кольчугина М.Б. Образование и государство // Мировая экономика и международные отношения. — 2001. № 10. — С. 75 — 84.

152. Коханов Е.Ф. « Паблик рилейшнз » как феномен доверия // Менеджмент в России и за рубежом. 1999. — № 1. — С 59 — 62.

153. Краковский Ю. Прогнозирование и стоимостный анализ рынка образовательных услуг//Альма матер. Вестник высшей школы. -1999. -№ 1. С. 27-28.

154. Краковский Ю. Прогнозирование и стоимостный анализ рынка образовательных услуг//Альма матер. Вестник высшей школы. —2000. -№ 9. -С. 38-40.

155. Мамонтов С.А. Изучение конкуренции на карагандинском региональном рынке образовательных услуг вузов // Маркетинг. 1999. — № 1. -С. 61 -72.

156. Мальцев В.Н. Экономика информационного общества // Консультант директора. 1998. -№ 17. — С. 25 — 30.

157. Малянов Е. Развитие образования и производительных сил в России: Региональный проект // Альма матер. Вестник высшей школы. -2001.-№ 6.-С. 3-8.

158. Мельников И. Актуальные проблемы политики в области образования на современном этапе // Альма матер. Вестник высшей школы. 2000. -№ 10. — С. 7- 10.

159. Михайлова Е.А. Стратегический менеджмент и стратегический маркетинг: проблемы взаимосвязи и взаимопроникновения // « Менеджмент в России и за рубежом ». 1999. — № 2. — С. 33 — 44.

160. Михайлов А. Проектирование маркетинговой информационной системы // Маркетинг.- 2000. № 2.- С. 27 — 36.

161. Моисеева Н.К., Пискунова H.H., Костина Г.Д. Маркетинг и конкурентоспособность образовательного учреждения (вуза) // Маркетинг. —1999. -№ 6. -С. 77-89.

162. Мотова Г. О культурно исторических предпосылках типовой дифференциации учреждений образования // Альма матер. Вестник высшей школы.-2001.-№ 6.-С. 8-11.

163. Музыченко Е.А. Лицензирование, аттестация и аккредитация в контексте качества образования // Качество образования: концепции, проблемы: Тез. докл. конф., 25 28 апр. 2000 г. — Новосибирск: Изд-во НГТУ,2000.-С. 21.

164. Нестеров A.B. Философия информации // Организация и методика информационной работы. НТИ . ВИНИТИ. 2000. — сер.1. — № 2.- С. 1 — 9.

165. Новаторов Э.В. Международные модели маркетинга услуг // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. № 3. — С. 91 — 97.

166. Окорокова Г.П.; Кликунов Н.Д. «За» и « против » введения «образовательных ваучеров » Российский экономический журнал. 2002. — № 3. -С. 71-75.

167. Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных услуг // Маркетинг в России и за рубежом. 1997. — № 4. — С. 10-21.

168. Пивоварова М. А., Рыбалова Т.И. « Неявные знания » в процессе анализа информации специалистами по маркетингу // Маркетинг, 1997. С. 19-25.

169. Попов Е. В. Планирование маркетинговых исследований на предприятии // Маркетинг. 1999. — № 2. — С. 105-112.

170. Румянцев А. А. Предмет и задачи « информационной экономики » //Российский экономический журнал. — 1997. № 3. — С. 89 — 94.

171. Русинов Ф.М., Макаренко О.Г. Формирование и оценка конкурентоспособного потенциала предприятия // Консультант директора. 1998. -№ 19.-С. 8- 18.

172. Ross D. Applications and estensions of SADT // JEEE Computer. April, 1985

173. Сагинова O.B. Маркетинг образовательных услуг // Маркетинг в России и за рубежом. 1999.- № 1. — С. 48 — 59.

174. Семенов Н.А., Шалунова М.Г. Система поддержки принятия решений по планированию профессиональной структуры подготовки специалистов // Программные продукты и системы .- 2000. № 3. — С. 39 — 43.

175. Смоленцева А.Ю. Организационный подход в изучении проблем вуза//Социологические исследования. 1999.- №6.— С. 83-87.

176. Скрипкина Т.П. Методологический анализ проблемы доверия // Прикладная психология. 1998.- № 1. — С. 76-85.

177. Соколов Ю.А. Информационное обеспечение управленческой деятельности // НТИ Сер. 1. Организация и методики информационной работы. ВИНИТИ . 1989. — № 7. — С. 2 — 5

178. Стрельченко Ю.А. Маркетинг и коммерческая тайна // Маркетинг. 1992.-№3.-С. 74 -78

179. Третьяк О.А. Новый этап эволюции маркетинговой концепции управления // Российский экономический журнал. 1997. — № 10. — С. 71 — 74

180. Филиппов В. Несколько слов о состоянии и перспективах развития образования // Альма матер. Вестник высшей школы. 2000. — № 8. — С. 3 -5.

181. Филиппов В. Высшая школа России перед вызовами XXI века // Университет и школа. 2001. — № 1. — С. 5 — 15.

182. Филиппов В. Приоритеты страны и образования // Альма матер. Вестник высшей школы. 2000. — № 4. — С. 18 — 20.

183. Фокин В.Я., Фокина Н.Н. Роль высшего образования в наращивании интеллектуального потенциала области //111 Международная научно-практическая конференция: Тез. докл. конф., 16-17 ноября 2000 г. ч. 2. — Пермь 2000.-С. 239

184. Челенков А.П. Маркетинг услуг: продукт // Маркетинг. — 1997. -№6.-С. 115-120.

185. Челенков А.П. Маркетинг услуг: продукт // Маркетинг. 1998. -№ 1.-С. 116-119.

186. Ченцов A.A. О бизнесе образовательных услуг // Высшее образование в России. 1999. — № 2. — С. 120 — 123.

187. Шадриков В. и др. О показателях государственной аттестации вузов // Высшее образование в России. 2001. — № 2. — С. 18 — 23.

188. Шафранов Купец Г. Ф. Образовательная ориентация населения в условиях рыночных реформ II Вестник ТГУ . — 1998. — № 1. — С. 180 — 184.

189. Яновский A.M. Некоторые возможности использования в бизнесе информации о конкурентах // НТИ Сер. 1. Организация и методики информационной работы. ВИНИТИ. 2000. — № 1.

190. Яновский А. М. Информационные технологии как фактор конкурентоспособности товара // НТИ Сер. 1. Организация и методики информационной работы. ВИНИТИ. 1993. — № 1. — С. 9 — 11.1. Статистика

191. Россия в цифрах: Краткий стат . сб./Госкомстат России -М.: 1999. -416с.

192. Россия в цифрах: Краткий стат. сб./Госкомстат России -М.: 2000.-396 с.

193. Высшие учебные заведения Пермской области в 1999 году. Госкомстат РФ. Пермский областной комитет статистики. Пермь: 2000. — 33 с.

194. Высшие учебные заведения Пермской области в 2001 году. Госкомстат РФ. Пермский областной комитет статистики. Пермь: 2002. — 34 с.

195. Справка Пермского областного комитета статистики, 2000.

196. Россия в цифрах: Краткий стат. сб. / Госкомстат России. М., 2000. — 396 с.

www.dissercat.com