Сочинение по теме: Дорога в никуда.

Сочинение по теме: Дорога в никуда

Самая важная проблема большинства – выбор собственного пути. Важно не ошибиться, когда выбираешь и прокладываешь свой жизненный путь. Часто выбранная нами дорога оказывается неверной и не совсем подходящей. Совершая ошибку, люди нередко загоняют себя в угол и не находят ни выхода, ни выбора. Проблема в том, что большинство не сразу понимают и осознают свои ошибки. К чему это может привести? В этом я попытаюсь разобраться, обратившись к художественной литературе.

В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» ярко выражена проблема выбора пути главного героя. В окружении нищеты и бесправия у Раскольникова, бедного и одинокого студента, зарождается определённая теория об устройстве мира и роли человека в нём. В основе его теории лежит разделение людей на «особенных» и низких людей, не стоящих места в этой жизни. Он считает, что «особенные» – это люди, которые должны править миром, совершать открытия и уничтожать всё на своём пути ради достижения определённой цели, в которой нуждается человечество. Большинство может достигнуть счастья лишь уничтожением меньшинства. Но Раскольников ещё не знает, к кому относится он сам. Он пытается понять, кто он: «тварь дрожащая» или тот, кто может позволить себе всё. Чтобы убедиться в своей принадлежности к «особенным» людям, Родион совершает немыслимый поступок, который, по моему мнению, показывает сущность не «особенного», а всё же низкого человека. Герой идёт по неверному пути, пытаясь узнать собственную роль в жизни. Желая избавиться от несправедливости, герой совершает убийство, что послужило началом страданий и отторжением от мира и общества. Но это никак не повлияло на опровержение им его теории. Он продолжает верить в правильность своих мыслей и идей. Собственная теория завела его в тупик, в безвыходное положение. Что же герой понял, исходя из собственных предположений? Раскольников лишь понимает, что он такая же «тварь дрожащая». К чему привела Раскольникова его собственная ошибка? Правильно, в никуда… Он проложил себе путь от преступления к наказанию, чего он, собственно, и заслужил. Каждый человек должен найти себя и своё место. Но важнее всего выбрать правильный путь для того, чтобы найти ответы на все вопросы, иначе наши ошибки могут привести нас совсем не туда…

vopvet.ru

Сочинение на тему Путь Раскольникова в романе Преступление и Наказание, Достоевский читать бесплатно

­Путь Раскольникова

Роман «Преступление и наказание» писался Ф. М. Достоевским в 1860-е гг., в тот период, когда в стране происходили неминуемые изменения. Народ двигался к капитализму, и в обществе становилось все больше людей, ценящих материальны блага. Без денег невозможно было учиться, питаться, жить, расти и развиваться. Главный герой произведения — молодой студент, вынужденно оставивший учебу на юридическом факультете из-за отсутствия денег.

Фактически, Родион Раскольников оказался в состоянии материального тупика. Он жил в убогой коморке в Петербурге, еле успевая заплатить арендную плату, он не мог помочь матери и сестре, что его еще больше угнетало. Он понимал, что честным трудом на жизнь не заработать и эти мрачные мысли его угнетали. Идею убить старуху-процентщицу он придумал не сам. Она была им подслушана в трактире. До своего преступления молодой человек написал и опубликовал в газете статью под названием «О преступлении».

В ней он выложил свою теорию о разделении общества на две группы людей: «обыкновенных» и «необыкновенных». Первые от рождения были слабыми и безвольными, не способными изменить ход истории. А вторые могли принести много пользы обществу, даже если решили бы убить определенное количество людей. Этой теорией он оправдывал убийство несносной старушонки. Ему казалось, что, убив одного плохого человека, он спасет сразу сто невинных людей.

Его идея потерпела крах в тот момент, когда ему пришлось убить и внезапно нагрянувшую сестру старушки Лизавету Ивановну — женщину, которая в жизни комара не обидела. Это было поражение. Он понял всю несостоятельность своей теории, но было уже поздно. В голове у героя происходит внутренняя борьба. Он вроде бы понимает, что больше некуда идти, а сделать ничего не может. В перерывах, отвлекаясь от своих мрачных мыслей, он наблюдает за жизнью бедных Мармеладовых.

Все больше времени он проводит со старшей дочерью Катерины Ивановны — Соней, которая помогает ему обрести себя. Соня с ранних лет была вынуждена торговать своим телом, чтобы помочь матери прокормить всех детей в семье. С точки зрения общества она блудница, а с точки зрения христианства — святая, потому что жертвует собой ради блага других. Родион Раскольников с точки зрения христианства — грешник, и не только потому что совершил преступление из гордости ума, но и потому что не любил людей.

В конце произведения мы видим, что герой раскаялся и после признания был отправлен на каторгу в Сибирь. Соня последовала за ним и часто его навещала. Именно эта сильная героиня помогла ему найти мир в себе, стать смиренным душой. Таким образом, Достоевский показал путь раскаяния главного героя и победы над собой.

www.sdamna5.ru

Жизненный путь – это постоянный выбор

«Правильного выбора в реальности не существует — есть только сделанный выбор и его последствия», — Эльчин Сафарли.

Думаю, все согласятся с мыслью, что жизненный путь – это постоянный выбор. Ведь ежедневно мы сотни раз сталкиваемся с проблемой выбора. Нам приходится принимать решения: что съесть, что одеть, на что потратить деньги, … ? Каждый человек пытается сделать правильный выбор, чтобы потом не жалеть о нем. Но как писал Эльчин Сафарли: «Правильного выбора в реальности не существует — есть только сделанный выбор и его последствия» Я полностью с ним солидарна, так как в жизни каждого из нас происходит множество выборов, но не бывает хороших или плохих. Каждый сделанный нами выбор создает свои последствия, другой неповторимый мир. Каждая жизнь заслуживает того, чтобы ее прожить, каждая тропа — чтобы быть пройденной. Человеку важно найти свой путь, по которому он будет идти дальше несмотря ни на что, найти свое предназначение и место в жизни.

Для начала я хотела бы привести пример из фильма «Матрица». Главному герою Нео, также известному как Томас Андерсон, предстоял выбор выпить красную капсулу, чтобы узнать важную тайну, что мир, в котором он жил, это всего лишь иллюзия, а на самом деле мир в руинах, которые создал компьютер, использующий людей, как зарядное устройство. Жизнь, теперь уже Нео, связана с тайной Матрицы. Но ведь главный герой мог выбрать синюю капсулу, выпив которую, он проснулся и продолжил бы свою жизнь инженера компьютерной фирмы. В данном случае хакер Нео побеждает инженера Томаса Андерсона, т.к. его давно мучает вопрос: «Что такое Матрица?» В дальнейшем Нео понимает ужас происходящего, он хочет вернуться обратно, но обратной дороги нет.

Таким образом, данный фильм показывает, что выбор зависит от интересов, стремлений и мировоззрения человека; а также мы понимаем, что сделанный выбор никак нельзя изменить, как бы ты этого не хотел.

Также в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» тема выбора является основной. Главный герой рано или поздно оказывается перед выбором: умереть или жить, поступая против совести? Преступления он совершал от безысходности, отчаяния, страха нищеты, а не из-за жестокости и злого умысла. Родион Раскольников мог продолжать жить в нищете, тем самым не совершая преступлений, но он сделал другой выбор, оправдывая себя тем, что «если сильная личность убила ничтожество, которое не несло никому пользы, она тем самым сделала всех счастливыми».

Также тема выбора наглядно прослеживается у Сонечки Мармеладовой. Если бы она не стала девушкой легкого поведения, то ее семья умерла бы с голоду. Но любовь к ближнему лишает ее даже такого выхода, как смерть. Чтобы помочь мачехе и ее детям, Соня фактически убивает себя как личность, но удивительным образом сохраняет свою чистоту. Ее преступление оправдано христианской любовью к людям, готовностью к самопожертвованию, в отличие от Раскольникова.
Сестра Родиона Раскольникова Дуня также стоит перед выбором: выйти замуж за Лужина, не любя его, а значит, сознательно обрекая себя на жизнь, лишенную радости. Она решается на этот шаг по той же причине, что и Соня, — вытащить семью из нищеты, помочь брату завершить образование в университете.

Безусловно, жизнь – это постоянный выбор. И всегда важно помнить, что каждое наше действие, любой наш выбор может повлиять на будущее и изменить его. И насколько верным будет решение, насколько правильным с точки зрения нравственности будет посыл – настолько светлым будет наше будущее.

ynpress.com

План-конспект урока по литературе (10 класс) на тему:
Мастер-класс «Путь к преступлению» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» 10 класс)

Путь Родиона Раскольникова к преступлению.

Предварительный просмотр:

Мастер-класс из серии уроков «Книга-жизнь продолжает урок»

Данцова Лариса Алексеевна, учитель литературы

МБОУ «Школа №10» г. Ростов-на-Дону

Тема урока : «Путь к преступлению» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Цели урока : расширить представление о герое романа;

Оборудование: портрет Ф.М. Достоевского, роман, репродукция картины Н. Ярошенко «Студент», презентация.

Предварительное домашнее задание :

  1. Рассказать о Раскольникове. Подобрать цитаты, характеризующие внешность героя, его жилище, город, назвать определяющие черты характера героя.
  2. Перечитать главы 6,7 из 1 части. Пересказ эпизодов («Раскольников идет к старухе-процентщице»
  3. Индивидуальное задание: перечитать статью Раскольникова «О преступлении», подумать над вопросом: в чем суть теории о «двух разрядах людей»?

Словарь: гуманизм, психологизм, индивидуализм, теория.

Эпиграф к уроку:

«Не убий» (Из Библии)

  • Вступительное слово учителя .
  • Что толкнуло Раскольникова на путь преступления? — главный вопрос урока.

    Трудно представить, что все события в романе «Преступление и наказание» происходят в течение двух недель. Причем подготовка и само преступление описаны Достоевским в первых главах, а мотивам и наказанию посвящен весь роман.

  • Просмотр репродукции картины Н. Ярошенко «Студент».
  • — Опишите героя картины Ярошенко Н.

    — Как вы думаете, в какой момент (до или после преступления) изображен «Студент»?

    Возможные варианты ответа:

    На рисунке изображен человек, в котором происходит мучительная борьба.

    «…с некоторого времени он был в раздражительном и напряженном состоянии, похожем на ипохондрию. Он до того углубился в себя и уединился от всех, что даже боялся всякой встречи…»

    «Ужасно высоко себя ценит, и, кажется, не без некоторого права на то». (не разубеждаем учеников)

    3. Беседа о герое романа .

    Обратимся к образу Раскольникова.

    1. Кто такой Родион Раскольников? Как фамилия помогает раскрыть характер героя?

    Родион Романович Раскольников- бывший студент Петербургского университета юридического факультета. Его фамилия происходит от слова раскол, что означает раздвоение. Второе толкование связано со словом раскольничество, то есть одержимость одной мыслью, идеей, упрямством и фанатизмом. Фамилия героя свидетельствует о глубоком расколе (раздвоении), происходящем в душе бывшего бедного студента. Раскольникова «характеризуют горячая любовь к людям, стремление помочь всем страждущим… и совершенно дикий фанатизм в отстаивании своей античеловеческой идеи. В Раскольникове разум борется с чувством, в его душе идет раскол между гуманной, благородной целью: помочь людям (спасение человечества) и безнравственными средствами (убийство)

    Таким образом в душе Раскольникова постоянно борются «две крайности»: отзывчивый, чуткий человек, остро реагирующий на несправедливость, и холодный, жестокий, равнодушный, злой.

    Раскольников- фанатик идеи, недоучившийся студент, который благодаря своей образованности может уже самостоятельно мыслить, но еще не имеет четких ориентиров в духовном мире.

    2. Найдите в тексте выразительное описание внешности Раскольникова. Где живет герой Достоевского? С какой целью автор так подробно описывает жилище Раскольникова?

    Портрет «был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен… Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу… Шляпа… была высокая, круглая, циммермановская, но уже вся изношенная, совсем рыжая, вся в дырах и пятнах…»

    Интерьер « Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и проходила более на шкаф, чем на квартиру… Это была крошечная клетушка, шагов десять длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнется головой о потолок. Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крошечный стол в углу… неуклюжая старая софа… когда-то обитая ситцем, но теперь вся в лохмотьях…»

    Пейзаж «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможность нанять дачу… Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенно множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины».

    Перед нами смрадный город, засасывающий человека в трясину нищеты, толкающий его на преступление

    Может быть, Раскольников был преступником по сути?

    Для этого вспомним его поступки до преступления.

    1) помогает Мармеладовым, отдает последние деньги на похороны;

    2) сострадает пьяной девочке, дает деньги , чтобы ее довели до дома;

    3) переживает за мать и Дуню;

    Следовательно, гуманный, сострадающий человек, но в то же время Раскольников — сложный, противоречивый образ. В нем, по мнению Разумихина, «два противоположные характера поочередно сменяются». Великодушный, добрый, остро воспринимающий чужую боль, Родион Раскольников вместе с тем и угрюмый, мнительный, непомерно гордый, надменный.

    3. Выделите определяющие черты характера главного героя.

    Его девиз: «Разум и воля». Характер героя сумрачный, замкнутый, одинокий, болезненно самолюбивый, восприимчивый..

    Вывод : окружающая жизнь и желание вырваться из нищеты толкает Родиона Раскольникова на преступление.

  • Размышления над причинами преступления Раскольникова (беседа с учащимися)
  • Автор скрупулезно прослеживает, как развивается в душе Раскольникова мысль об убийстве старухи. Достоевский примечает «малейшие движения его души, все оттенки его состояний…» Мысль крепнет, набирает силу.

    Проследим путь героя Достоевского к преступлению. Сжатый пересказ –глава 6,1 ч. Раскольников идет к старухе –процентщице. Пересказ сцены убийства старухи и смиренной Лизаветы- глава 7, 1 ч.

    — Каковы же истинные причины преступления Родиона Раскольникова? Какую из них можно считать главной?

  • помочь сестре и матери
  • самому выбраться из нищеты
  • спасти от нищеты Мармеладова
  • практически подтвердить свою теорию
  • Вывод: Мотивы преступления сложны и многослойны. Прежде всего это 1) бедность. Страшно жить в ужасающей нищете, быть вечно голодным, плохо одетым.

    2) Раскольников хочет решить для себя вопрос: кто он- тварь дрожащая или право имеет.

    3) Раскольников хочет решить проблему, можно ли, преступив законы враждебного человеку общества, прийти к счастью.

    Выводы (записать в тетрадь)

    «Путь Раскольникова к преступлению»:

    А) душевные муки и поиски выхода из тупиковой ситуации,

    Б) безмерная гордость и уверенность в своей исключительности

    В) разговор студента и офицера в распивочной,

    Г) теория о «двух разрядах»

    Д) «случайности», подталкивающие на убийство (страшная история жизни

    Мармеладовых, письмо от матери, опозоренная девушка на бульваре,

    случайно услышанный разговор мещан с Лизаветой)

    Е) мысль героя- решиться хоть на что –нибудь,

    Ж) Раскольников идет на преступление, разрешает себе «кровь по совести».

    Он убивает процентщицу и сестру ее Лизавету.

    Поговорим о теории Родиона Раскольникова «о двух разрядах» людей.

    -Вспомните статью Раскольникова «О преступлении». Как вы поняли суть теории Раскольникова о «двух разрядах»?

    Раскольников убежден, что люди по природе своей «делятся на два разряда: «обыкновенные», т. е. живущие «в послушании», безропотно принимающие любой порядок вещей, и «необыкновенные», т. е. имеющие «дар или талант сказать новое слово «Это сильные люди, Наполеоны. Все они «переступают закон», имеют право на преступление, могут разрешить себе «кровь по совести».

    — К какой группе людей принадлежит сам герой?

    — Вынашивая свою идею, Раскольников находит оправдание в исторических примерах, в необходимости спасти близких людей, сделать добро на деньги процентщицы.

    — Соне он открывает свою душу: «Не для того, чтоб матери помочь, я убил,-вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил… для себя одного: а там стал ли бы я чьим –нибудь благодетелем или всю жизнь, как паук, ловил бы всех в паутину и из всех живые соки высасывал, мне в ту минуту , все равно должно было быть… Мне надо было узнать тогда и поскорее узнать, вошь ли я, как все, или человек. Тварь я дрожащая или право имею?»

    Итак, Раскольников погружен в свою идею. Его разум поражен, кто-то невидимый, неизвестный, ведет его к роковой черте.

    — Почему Раскольников совершает 2 убийства? (Человек, совершивший однажды преступление, способен его повторить. Включается цепная реакция, в которую увлекаются новые жертвы. Убита старуха-процентщица, потом совершенно невинная Лизавета)

    — Что недооценил в себе Раскольников? Почему он терзается и страдает после преступления? (Его мучает совесть. Его преступление оборачивается духовным самоубийством. «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку!» Обратимся к эпиграфу «НЕ УБИЙ». Преступление, совершенное Раскольниковым, — это преступление против человека.

    Вывод. Невозможно делать добро с помощью насилия и жестокости. Путь к преступлению лежит в душе человека, где борется разум с чувствами, и разум в виде антигуманной теории побеждает. Условия жизни не снимают ответственности с человека.

    5. Заключительное слово учителя.

    Чему учит классическое произведение? Мотивы преступления в самом человеке. Актуальность романа в вечных вопросах добра и зла, преступления и наказания. Он связан с проблемами современности. Никакая теория или учение не оправдывает насилие, за каждым преступлением следует наказание. И главное в романе – гуманизм и духовный путь к спасению.

    6 . Домашнее задание.

    1. Перечитать страницы о Лужине и Свидригайлове. Ч.1 гл. 3, ч. 2 гл.4-5, ч.4 гл. 1-2, ч.5 гл. 1-3.

    2. Сообщения о «сильных мира сего». Наполеон: историческая справка.

    nsportal.ru

    Урок Путь к преступлению (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

    Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

    Тема урока: «Путь к преступлению» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

    Цели урока: расширить представление о герое романа;

    помочь понять сложный и противоречивый характер героя;

    раскрыть причины зарождения теории Раскольникова;

    показать власть теории над человеком.

    Оборудование: портрет Ф.М. Достоевского, роман

    І Организационный момент

    ІІ Мотивация учебной деятельности

    Предварительное домашнее задание:

    Рассказать о Раскольникове. Подобрать цитаты, характеризующие внешность героя, его жилище, город, назвать определяющие черты характера героя.

    III Изучение нового материала

    Вступительное слово учителя .

    Подумаем и поразмышляем вместе о причинах и пагубности теории насилия.

    Каким мы видим Раскольникова в начале романа?

    Герой не принимает «безобразия современного ему мира». Такая жизнь вызывает в нем чувства омерзения и злобного презрения к богатым и имеющим власть.

    Герой находится в состоянии острого нервного возбуждения, он духовно и физически подавлен.

    Не бедность и нужда мучают Раскольникова, а попытка решить какой-то вопрос.

    Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо сказать, что Раскольников не просто главный герой романа, он герой идеологический.

    Что это значит? ( герой одержим какой-то идеей )

    Он выстраивает свою теорию, полную презрения к людям, обществу, полную желания властвовать над этим стадом, полную деспотизма:

    «Власть дается только тому, кто посмеет наклониться и взять ее».

    Его теория напрямую связана с актуальной в то время идеей отказа от веры.

    Богоборческие идеи Раскольникова — следствие разочарования его в самой сути христианской религии, потому что христианские заповеди и морально-нравственныке нормы в современном ему обществе не помогают людям. Не облегчают их страдания.

    Итак, перед нами герой-мыслитель, идеолог, философ.

    Многие читатели ошибочно считают, что причиной преступления Раскольникова является его нищета. На самом деле главной причиной преступления оказывается теория Раскольникова. Об этом не раз говорит и сам Раскольников, и, например, Порфирий Петрович:

    «. а убил, двух убил, по теории. » (Порфирий Петрович)

    Раскольников довольно подробно объясняет свою теорию в нескольких эпизодах романа. Суть теории сводится к тому, что, по мнению героя, всех людей можно разделить на 2 вида:

    — «низшие люди», то есть обычные, заурядные люди («материал», по словам Раскольникова). Эти люди послушны и консервативны.

    — «собственно люди», то есть выдающиеся люди, которые двигают мир, которым разрешено больше, чем остальным, и которые сами определяют, что можно, а что нельзя.

    (запишем в тетрадь суть теории Раскольникова)

    infourok.ru