Новое в российском законодательстве

24 июля 2018 года

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Обзор судебной практики по некоторым вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Арбитражного суда Дальневосточного округа 29.06.2018, с изменениями, утвержденными постановлением Президиума Арбитражного суда Дальневосточного округа от 13.07.2018 N 13)

Президиумом Арбитражного суда Дальневосточного округа обобщены позиции по проблемным вопросам применения законодательства о закупках

Отмечается, в частности, следующее:

— установление в закупочной документации противоречивых и неизмеряемых требований к участникам, нарушение положений законодательства о минимально допустимых сроках заключения договора приводит к необоснованному ограничению допуска к участию в закупке и нарушению Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

— установление в закупочной документации специального требования к предмету закупки (конкретизирующего характеристики требуемого специфического товара) не может рассматриваться как ненадлежащее исполнение заказчиком своих обязанностей и как ограничение доступа к участию в закупке;

— при наличии обстоятельств, объективно подтверждающих потребность заказчика в проведении закупки определенным способом, ее проведение именно таким образом возможно при условии, если данный способ закупки предусмотрен Положением о закупочных процедурах, разработанным хозяйствующим субъектом, и не противоречит общим принципам применения Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;

— установление заказчиком в закупочной документации требований о предоставлении документов, не относящихся непосредственно к предмету закупки, является нарушением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и ограничивает количество потенциальных участников закупки;

— положения конкурсной документации открытого конкурса, разработанные заказчиком с учетом его потребностей, в части оценки по критериям «опыт участника» и «квалификация персонала», не противоречащие положениям Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», дискриминационными не являются.

Ко второму чтению подготовлен законопроект, направленный на усовершенствование системы проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Законопроектом предлагается установить полномочия высших исполнительных органов власти субъектов РФ по определению видов регионального государственного контроля (надзора), в отношении которых применяется риск-ориентированный подход, а также установить критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.

Также предлагается исключить из числа проверок, информация о которых вносится в единый реестр проверок, внеплановые проверки, проводимые в связи с поступлением заявлений о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий.

уточняются правовые основы осуществления федерального государственного контроля (надзора) и регионального государственного контроля (надзора);

устанавливается, что положениями о видах федерального государственного контроля (надзора) может быть предусмотрено использование органами государственного контроля (надзора) индикаторов риска нарушения обязательных требований как основание для проведения внеплановых проверок;

уточняются случаи, когда при осуществлении лицензионного контроля за конкретным видом деятельности плановые проверки могут не проводиться.

ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

Приказ Минтруда России от 27.06.2018 N 420н
«Об утверждении профессионального стандарта «Оператор товарный»
Зарегистрировано в Минюсте России 18.07.2018 N 51641.

Обновлен профессиональный стандарт для товарных операторов

Признан утратившим силу Приказ Минтруда России от 23.03.2015 N 182н, которым был утвержден ранее действовавший профстандарт.

Согласно стандарту целью деятельности данных специалистов является обслуживание оборудования при приеме, размещении, хранении, перекачке, отпуске нефти, газа, газового конденсата и продуктов их переработки, реагентов и других продуктов.

— выполнение вспомогательных и подготовительных работ при приеме, размещении, хранении, перекачке и отпуске товарных продуктов, операций по движению тарных товарных продуктов на промышленных объектах;

— обеспечение приема, размещения, хранения, перекачки и отпуска товарных продуктов на промышленных объектах с различными объемами поставки (реализации) товарного продукта.

Приказ Минтруда России от 27.06.2018 N 423н
«Об утверждении профессионального стандарта «Мастер питомника»
Зарегистрировано в Минюсте России 19.07.2018 N 51649.

Утвержден профессиональный стандарт для мастеров питомника (озеленение)

Согласно стандарту целью деятельности данных специалистов является выращивание посадочного материала древесных и кустарниковых пород для лесовосстановления, лесоразведения и озеленения.

В функции данных специалистов входит:

— выращивание посадочного материала древесных и кустарниковых пород в открытом и закрытом грунте;

— планирование, организация и контроль выполнения работ по выращиванию посадочного материала в открытом и закрытом грунте.

Приказ Минтруда России от 09.07.2018 N 452н
«Об утверждении профессионального стандарта «Парусник»
Зарегистрировано в Минюсте России 18.07.2018 N 51642.

Обновлен профессиональный стандарт для парусников

Признан утратившим силу Приказ Минтруда России от 17.12.2015 N 1026н, которым был утвержден ранее действовавший профстандарт.

Согласно стандарту целью деятельности данных специалистов является изготовление и ремонт изделий из парусины, пошив спецодежды и других нетканых и текстильных изделий при постройке и ремонте судов и плавучих сооружений.

В функции данных специалистов входит выполнение:

— парусных работ из малоценных материалов и производство спецодежды при пошиве вручную;

— парусных работ из малоценных материалов (в том числе с огнезащитной пропиткой), пошив спецодежды по готовому раскрою с использованием швейных машин;

— парусных работ, пошив чехлов, спецодежды и парусов простой конфигурации вручную и на швейных машинах;

— парусных работ, пошив спецодежды сложных фасонов, чехлов, парусов и тентов сложной конфигурации.

Стандартом устанавливаются требования к образованию и опыту работы, необходимые специалисту для выполнения своих функций.

Минтруд России предложил порядок переноса дней отдыха в 2019 году

Сообщается, что предлагаемые переносы дней отдыха позволят соблюсти норму статьи 110 ТК РФ о том, чтобы между двумя рабочими неделями было не менее 42 часов непрерывного отдыха.

С учетом изложенного, выходные дни 5 и 6 января (суббота и воскресенье), совпадающие с нерабочими праздничными днями, согласно части второй статьи 112 ТК РФ, переносятся на 2 и 3 мая (четверг и пятница) соответственно. Также предлагается перенести день отдыха с субботы 23 февраля на пятницу 10 мая.

Таким образом, согласно проекту, с учетом нормы статьи 112 ТК РФ о переносе при совпадении выходного и нерабочего праздничного дней выходного дня на следующий после него рабочий день, в 2019 году будут следующие дни отдыха:

с 30 декабря 2018 г. по 8 января 2019 г.;

с 23 по 24 февраля;

с 8 по 10 марта;

с 1 по 5 мая и с 9 по 12 мая;

с 2 по 4 ноября.

ФИНАНСЫ. НАЛОГИ

При составлении и ведении бюджетной сметы федерального казенного учреждения начиная с бюджетной сметы на 2019 год применяются новые формы обоснований (расчетов)

В соответствии со статьей 165 Бюджетного кодекса РФ Минфином России утверждены формы обоснований (расчетов) плановых сметных показателей, применяемых при составлении и ведении бюджетных смет федеральных казенных учреждений (95 форм приведены в приложениях к приказу).

Бюджетная смета составляется в целях определения объема и распределения направлений расходования бюджетных средств.

Банком России даны разъяснения по вопросам, касающимся осуществления контроля за расчетом стоимости чистых активов пенсионных накоплений и пенсионных резервов НПФ

Сообщается, в частности, что в случае если стоимость чистых активов, составляющих пенсионные накопления, рассчитывалась по состоянию на день, который не являлся рабочим, специализированный депозитарий должен осуществлять контроль указанных показателей не позднее двух рабочих дней после дня, по состоянию на который был осуществлен расчет.

Данный подход распространяется на расчет текущей рыночной стоимости и стоимости чистых активов, находящихся в доверительном управлении, расчет рыночной стоимости активов, в которые размещены средства пенсионных резервов, и совокупной рыночной стоимости пенсионных резервов НПФ.

БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

Начиная с августа 2018 года вводятся новые обязательные резервные требования для кредитных организаций

Обязательные резервные требования (нормативы обязательных резервов, коэффициент усреднения обязательных резервов) установлены для кредитных организаций, осуществляющих депонирование обязательных резервов в соответствии с Положением Банка России от 1 декабря 2015 года N 507-П «Об обязательных резервах кредитных организаций».

Нормативы применяются начиная с регулирования размера обязательных резервов кредитных организаций за август 2018 года.

Со 2 августа 2018 года признается утратившим силу Указание Банка России от 13 ноября 2017 года N 4604-У «Об обязательных резервных требованиях».

Банк России рекомендует финансовым организациям документально фиксировать результаты принимаемых ими мер в целях ОД/ФТ

Сообщается, что в соответствии с пунктами 4.2 и 4.8 Положения Банка России N 375-П и абзацем третьим пункта 4.1 и пунктом 4.3 Положения Банка России N 445-П кредитные организации и некредитные финансовые организации при реализации программы управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма обязаны принимать меры по определению риска своей вовлеченности и вовлеченности своих сотрудников в использование услуг финансовой организации в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, исходя из видов предоставляемых клиентам продуктов (услуг) и иных самостоятельно определяемых факторов.

В соответствии с абзацем седьмым пункта 4.9 Положения Банка России N 375-П и абзацем пятым пункта 4.4 Положения Банка России N 445-П программа управления риском ОД/ФТ должна предусматривать порядок фиксирования результатов определения риска использования услуг финансовой организации в целях ОД/ФТ.

При этом согласно абзацу третьему пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» финансовые организации обязаны документально фиксировать информацию, полученную в результате реализации правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

Учитывая изложенное, финансовым организациям рекомендуется документально фиксировать результаты принимаемых ими мер по определению риска использования услуг финансовой организации в целях ОД/ФТ, исходя из видов предоставляемых клиентам продуктов (услуг) и иных самостоятельно определяемых факторов, до начала и в ходе предоставления клиентам соответствующих продуктов (услуг), а также необходимо представлять соответствующие документы Банку России по его запросу в рамках проведения проверок и дистанционного надзора.

Депутаты предлагают создать информационную систему проверки сведений об абоненте для надежной идентификации клиентов банков по мобильному телефону

Система создается в целях противодействия мошенническим действиям на финансовом рынке при обслуживании физических и юридических лиц.

Пользователями системы проверки сведений об абоненте могут являться:

— кредитные организации, операторы платежных систем, а также операторы услуг платежной инфраструктуры;

— некредитные финансовые организации, осуществляющие виды деятельности, определенные нормативным актом Банка России;

— Банк России, а также иные органы и организации, определяемые федеральным законом или Правительством РФ по согласованию с Банком России.

Предполагается, что мобильные операторы обязаны будут присоединять собственные информационные системы к системе проверки сведений об абоненте и предоставлять пользователям указанной системы в том числе информацию:

— о подтверждении соответствия сведений об абонентском номере, фамилии, имени, отчестве, серии и номере документа, удостоверяющего личность, предоставленных физическим (юридическим) лицом пользователю системы, сведениям, заявленным в абонентском договоре, достоверность которых была подтверждена мобильным оператором;

— смены пользовательского оборудования абонентом; замены идентификационного модуля на пользовательском оборудовании;

— о статусе абонентского номера, в том числе о факте замены абонентского номера и прекращения его использования, о факте включения переадресации и др.

Предусмотрено также, что направление клиенту на указанный им мобильный номер информации, обеспечивающей прохождение упрощенной идентификации, будет возможно при подтверждении соответствия его сведений, имеющихся в распоряжении организации, осуществляющей операции с денежными средствами и иным имуществом, сведениям, имеющимся в распоряжении мобильного оператора, путем проверки с использованием системы проверки сведений об абоненте.

Кроме того, при условии подтверждении такого соответствия будет возможно направление кредитором или лицом, действующим от его имени и в его интересах, текстовых, голосовых и иных сообщений в целях возврата просроченной задолженности.

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ. СТАТИСТИКА

Обновлены статистические формы, по которым подаются сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов

Утверждены следующие обновленные годовые формы с указаниями по их заполнению, действующие с отчета за 2018 год, предоставляемые юридическими лицами, осуществляющими все виды экономической деятельности, территориальному органу Росстата в субъекте РФ:

— N 11 «Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов» (предоставляется 1 апреля);

— N 11 (краткая) «Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) некоммерческих организаций» (1 апреля — предоставляют НКО);

— N 11 (сделка) «Сведения о сделках с основными фондами на вторичном рынке и сдаче их в аренду» (30 июня — кроме микропредприятий).

Кроме того, утверждена единовременная форма N 11-ФСС «Сведения о сроках службы объектов основных фондов» для отчета за 2018 год.

Признаны утратившими силу ранее действовавшие указанные формы.

Официальная статистическая методология по наблюдению за ценами на промышленные товары (услуги), приобретенные сельскохозяйственными организациями
(утв. Приказом Росстата от 18.07.2018 N 447)

Росстатом утверждена официальная статистическая методология по наблюдению за ценами на промышленные товары (услуги), приобретенные сельскохозяйственными организациями

Методология разработана в целях обеспечения формирования официальной статистической информации и предназначена для использования специалистами Росстата и его территориальных органов.

Целью методологии является определение порядка сбора статистической информации, формирования системы весов, методов расчета средних цен и индексов цен на промышленные товары (услуги), приобретенные сельскохозяйственными организациями, находящимися на территории РФ.

Положения методологии касаются:

— системы показателей статистики цен на промышленные товары и услуги, приобретенные сельскохозяйственными организациями;

— основных этапов организации статистического наблюдения за ценами на промышленные товары и услуги, приобретенные сельскохозяйственными организациями;

— формирования системы взвешивания, расчета средних цен и индексов цен.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Приказ Минстроя России от 19.04.2018 N 236/пр
«Об утверждении форм единых заявок, подаваемых заявителями через региональные порталы государственных и муниципальных услуг в целях получения технических условий, заключения договоров о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, а также в целях получения актов о технологическом присоединении (применительно к г. Москве и Московской области), и примерного перечня сведений и документов, прилагаемых к ним»
Зарегистрировано в Минюсте России 20.07.2018 N 51656.

Утверждены формы единых заявок, подаваемых в целях осуществления технологического присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения в г. Москве, г. Санкт-Петербурге и Московской области

Постановлением Правительства РФ от 09.08.2017 N 955 «Об установлении особенностей оказания услуг по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в электронной форме на территории Московской области и гг. Москвы и Санкт-Петербурга в 2017 — 2018 годах» установлено, что предоставление услуг по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства к сетям электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения на территории Московской области и гг. Москвы и Санкт-Петербурга в 2017 — 2018 годах в части предоставления технических условий, заключения договоров о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, а также выдачи актов о технологическом присоединении (применительно к г. Москве и Московской области) осуществляется в электронной форме посредством подачи единой заявки через региональный портал госуслуг.

Настоящим Приказом для обеспечения возможности подачи такой заявки утверждены формы:

единой заявки, подаваемой в целях предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;

единой заявки, о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;

единой заявки, подаваемой в целях выдачи актов о подключении (технологическом присоединении).

Кроме того, в Приказе приводятся примерные перечни документов, прикладываемых к заявкам.

Приказ Россельхознадзора от 13.06.2018 N 605
«Об утверждении Порядка осуществления выборочного контроля качества лекарственных средств для ветеринарного применения»
Зарегистрировано в Минюсте России 20.07.2018 N 51655.

Установлены требования к осуществлению Россельхознадзором выборочного контроля качества лекарственных средств для ветеринарного применения

Предметом контроля является подтверждение соответствия лекарственных препаратов (средств) для ветеринарного применения и фармацевтических субстанций требованиям фармакопейной статьи либо в случае ее отсутствия — нормативного документа.

Определены круг должностных лиц, уполномоченных на осуществление контроля, перечень процедур контроля (в т.ч. отбор образцов лекарственных средств, принятие решения о дальнейшем гражданском обороте лекарственного средства по результатам испытаний), перечень сведений о сериях и партиях лекарственных средств, поступающих в гражданский оборот, которые организации, осуществляющие производство или ввоз в РФ лекарственных средств, обязаны представлять в Россельхознадзор и т.д.

По результатам испытаний, проводимых экспертной организацией, оформляется экспертное заключение. При получении отрицательного заключения Россельхознадзор принимает решение в том числе о приостановлении обращения серии лекарственного средства в РФ, а также об изъятии и уничтожении выявленной партии недоброкачественного или фальсифицированного лекарственного средства.

На сайте Россельхознадзора размещается информация о соответствии установленным требованиям к качеству лекарственного средства при получении положительного заключения, а также решения об изъятии, уничтожении выявленной партии недоброкачественного или фальсифицированного лекарственного средства и приостановлении обращения серии лекарственного средства при отрицательном заключении.

Ространснадзор информирует о предоставленных ему полномочиях по рассмотрению постановлений об административных правонарушениях за проезд большегрузов по автодорогам без оплаты, вынесенных с помощью средств видеофиксации

Сообщается, что Федеральным законом от 27.06.2018 N 154-ФЗ Ространснадзор наделен полномочиями по рассмотрению постановлений об административных правонарушениях за проезд транспортных средств полной массой свыше 12 тонн без оплаты проезда по автомобильным дорогам, вынесенных работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.

Ответственность за несоблюдение требований законодательства о внесении платы определена статьей 12.21.3 КоАП РФ, в том числе при фиксации правонарушений с помощью технических средств, работающих в автоматическом режиме, и предусматривает наложение административного штрафа на собственника (владельца) транспортного средства в размере 5000 рублей, при повторном совершении данного административного правонарушения — 10000 рублей.

Названы категории транспортных средств, в отношении которых плата не взимается (транспортные средства, предназначенные для перевозки людей, за исключением грузопассажирских автомобилей-фургонов и др.), а также порядок обжалования постановления по делу об административном правонарушении.

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО

До 31 декабря 2019 года продлено действие «контрсанкций» в отношении отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия

Напомним, что запретительные меры распространяются на Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канаду, Австралию, Королевство Норвегия, Украину, Республику Албанию, Черногорию, Республику Исландию и Княжество Лихтенштейн.

ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

Приказ Минкомсвязи России от 04.07.2018 N 335
«Об утверждении методических рекомендаций по переходу органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований Российской Федерации на использование отечественного офисного программного обеспечения, в том числе ранее закупленного офисного программного обеспечения»

Минкомсвязью России утверждены методические рекомендации по переходу региональных и муниципальных органов власти на использование отечественного офисного программного обеспечения

К офисному программному обеспечению относятся операционная система, коммуникационное программное обеспечение, офисный пакет, почтовые приложения, органайзер, средства просмотра, интернет-браузер, редактор презентаций, табличный редактор, текстовый редактор, программное обеспечение файлового менеджера, справочно-правовая система, программное обеспечение системы электронного документооборота и средства антивирусной защиты.

Согласно рекомендациям переход госорганов на использование отечественного офисного программного обеспечения рекомендуется осуществлять с использованием программного обеспечения, сведения о котором включены в единый реестр российских программ и соответствующего дополнительным требованиям, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.03.2017 N 325.

План мероприятий (план-график) перехода на использование отечественного офисного программного обеспечения рекомендуется сформировать на период до 2020 года (рекомендуемая форма приведена в приложении).

При переходе на использование отечественного офисного программного обеспечения рекомендуется достижение государственным органом показателей и значений индикаторов эффективности не ниже значений, указанных в приложении к методическим рекомендациям.

ПРАВОСУДИЕ

Отсутствие необходимого правового механизма не может приостанавливать реализацию вытекающих из Конституции РФ прав и законных интересов граждан

Конституционный Суд РФ признал не соответствующей Конституции РФ часть первую статьи 208 ГПК РФ, в той мере, в какой содержащееся в ней положение — при отсутствии в системе действующего правового регулирования механизма индексации взысканных судом денежных сумм, с необходимостью признаваемого судебной практикой в качестве применимого, — не содержит критериев, в соответствии с которыми должна осуществляться предусмотренная им индексация.

Конституционный Суд РФ отметил, в частности, следующее.

На сегодняшний день возможность использования индекса потребительских цен в качестве критерия индексации, ранее предусмотренная Законом РСФСР «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР», отсутствует, поскольку данный закон утратил силу с 1 января 2005 года. При этом суды не приняли во внимание, что индекс потребительских цен, являющийся одним из важнейших показателей, характеризующих инфляционные процессы в стране, и используемый, в частности, в целях разрешения отдельных правовых споров (раздел II приказа Федеральной службы государственной статистики от 30 декабря 2014 года N 734, которым утверждена Официальная статистическая методология организации статистического наблюдения за потребительскими ценами на товары и услуги и расчета индексов потребительских цен; аналогичные положения содержались в ранее действовавшем постановлении Федеральной службы государственной статистики от 30 декабря 2005 года N 110, утвердившем Методологические положения по наблюдению за потребительскими ценами на товары и услуги и расчету индексов потребительских цен), широко применялся в целях восстановления покупательной способности взысканных судом сумм и после 1 января 2005 года и что правомерность такой практики неоднократно подтверждалась Верховным Судом РФ (пункт 17 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2009 года, утвержденного Постановлением его Президиума от 3 июня 2009 года; определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18 марта 2008 года N 74-Г08-11 и от 29 декабря 2009 года N 80-Г09-9).

Сформировавшаяся же в настоящее время судебная практика свидетельствует о том, что при отсутствии урегулированного механизма индексации присужденных денежных средств действие части первой статьи 208 ГПК РФ, по сути, блокируется, что позволяет судам, ссылаясь на пробел в правовом регулировании, отказывать в индексации, уклоняясь при этом от исследования вопроса о наличии применимых ее критериев. Между тем Конституционный Суд РФ неоднократно обращал внимание судов на то, что при рассмотрении конкретных дел они обязаны исследовать по существу фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а отсутствие необходимого правового механизма не может приостанавливать реализацию вытекающих из Конституции РФ прав и законных интересов граждан.

Подход, при котором невозможность индексации взысканных судом денежных сумм, предусмотренной частью первой статьи 208 ГПК РФ, обосновывается отсутствием в действующем правовом регулировании критериев такой индексации (притом что суды, отклоняя возможность применения индекса потребительских цен в качестве критерия индексации, не предлагают альтернативные механизмы, использование которых позволило бы восстановить покупательную способность присужденных сумм), противоречит правовым позициям Конституционного Суда РФ и приводит к тому, что право на судебную защиту, гарантированное каждому Конституцией РФ, оказывается существенно ущемленным.

В этой связи Конституционный Суд РФ указал, что федеральному законодателю надлежит внести в действующее правовое регулирование изменения, направленные на установление возможных критериев осуществления предусмотренной частью первой статьи 208 ГПК РФ индексации взысканных судом денежных сумм.

Впредь до внесения в действующее правовое регулирование изменений, вытекающих из настоящего Постановления, судам в целях реализации части первой статьи 208 ГПК РФ надлежит использовать в качестве критерия осуществления предусмотренной ею индексации утверждаемый Федеральной службой государственной статистики (Росстатом) индекс потребительских цен, являющийся официальной статистической информацией, характеризующей инфляционные процессы в стране и публикуемой на официальном сайте Росстата в сети Интернет (разделы I и II приказа Росстата от 30 декабря 2014 года N 734).

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

«Протокол о присоединении Республики Армения к Соглашению о введении единых форм паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) и паспорта самоходной машины и других видов техники и организации систем электронных паспортов от 15 августа 2014 года»
(подписан в г. Москве 23.06.2018)

Армения присоединилась к соглашению о введении единых форм паспорта транспортного средства и организации систем электронных паспортов от 15 августа 2014 года

Соглашение регулирует вопросы:

— применения единых форм паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) и паспорта самоходной машины и других видов техники, выдаваемых на транспортные средства (шасси транспортных средств), самоходные машины и другие виды техники, произведенные на территориях государств Сторон и подлежащие регистрации на территориях государств Сторон;

— применение электронных паспортов транспортных средств (паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники, оформляемых на транспортные средства (шасси транспортных средств), самоходные машины и другие виды техники, подлежащие государственной регистрации на территориях государств Сторон.

Сторонами соглашения являются также Россия, Беларусь, Казахстан и Кыргызстан.

Протокол о присоединении к Соглашению вступает в силу с даты получения по дипломатическим каналам последнего письменного уведомления о выполнении государствами — членами ЕАЭС необходимых внутригосударственных процедур, но не ранее даты вступления в силу указанного Соглашения.

www.consultant.ru