О требованиях законодательства и нормативных документов к системам противопожарной защиты (Сокращенный вариант)

Согласно данным ФГБУ ВНИИПО МЧС России основная доля погибших (более 90%) при пожарах приходится на здания, где системы противопожарной защиты, по существу не предусмотрены нормативными требованиями. Более 70% людей при пожарах гибнет от воздействия токсичных продуктов горения, еще почти 10% от действия высокой температуры, а остальные, видимо, в результате комбинированного воздействия этих и других факторов. Усугубляется это тем, что ¾ людей гибнет в неадекватном состоянии: либо в состоянии сна, либо в состоянии опьянения. Это говорит о том, что системы раннего обнаружения пожара, системы противодымной вентиляции и пожаротушения должны эффективно функционировать с некоторым запасом по отношению к требованиям, в частности, ч.2 ст.45, ч.1 ст.56, ч.2 ст.61 ФЗ №123. Усугубляется это фактическим отсутствием утвержденных методик и апробированных программных продуктов для расчетов, например, времени: введения в действие оперативных сил и средств (п.4 ч.2 ст.45 ФЗ №123), причинения максимально допустимого ущерба защищаемому имуществу и опасности разрушения технологических установок (п.п.3 и 4 ч.2 ст.61 ФЗ №123, продолжительности тушения пожара (ч.1 ст.56 ФЗ №123) и др.

С 1 июля 2013 г. внесены изменения в ст.60 Градостроительного кодекса о том, что собственник здания возмещает ущерб, а также выплачивает компенсацию в связи с разрушением здания и гибелью людей, в том числе и при пожарах: родственникам потерпевшего в случае его смерти – 3 млн.р.; потерпевшему в случае причинения тяжкого вреда его здоровью – 2 млн.р.; потерпевшему в случае причинения средней тяжести вреда — 1 млн.р. В случае причинения вреда в результате разрушения или повреждения объекта незавершенного строительства, выплаты производит застройщик, либо технический заказчик. Однако регрессный иск может быть обращен к проектировщикам, которые выполняли соответствующие системы обеспечения пожарной безопасности в здании, в том числе – разработчикам специальных технических условий (СТУ), которые согласно п.5 Положения (утверждено постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 г. №87) входят в состав проектной документации, представляемой на экспертизу. В соответствии с «Дорожной картой» (ДК-П9-9653 от 30.12.2014 г.) Минстрой должен представить в Правительство изменения названного документа, которым предусматривается исключение разд.9 из состава документации, что делает неопределенным соблюдение ст.4 и ст.6 ФЗ №123, ст.ст.5, 15 и 17 ФЗ №384, т.к. требования пожарной безопасности «размываются» по разделам проектной документации, что не позволяет обеспечить реализацию системы подтверждения соответствия, приведет к неоправданному увеличению затрат и сложностям на стадиях экспертизы, строительного надзора и надзора (контроля) на стадии эксплуатации.

Возможные изменения ФЗ от 30.12.2009 г. N 384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (разработаны Минстроем и планируются к внесению в Правительство в июне 2015 г.):

предусматриваются своды правил добровольного применения, которые принимает Минстрой России, и своды правил по проектированию и строительству (строительные нормы) обязательного применения, которые утверждает Минстрой по согласованию с федеральными органами исполнительной власти. Таким образом, по отношению к обеспечению пожарной безопасности существующие полномочия МЧС по утверждению сводов правил могут быть применены только после согласования с Минстроем или такие полномочия будут отсутствовать (предусмотрено также изменение ст.6 ФЗ №69 «О пожарной безопасности»);

исключается ч.3 ст.6, где говорится о том, что СП должны содержать различные, в том числе альтернативные, требования, что лишает застройщика возможности выбора наиболее эффективных требований, особенно при реализации требований ст.17 и ст.15 в части применения расчетов при обосновании противопожарных требований, а также с учетом перспектив применения рискоориентированного подхода и принципа обеспечения эффективности использования финансовых и иных ресурсов согласно проекта ФЗ «Об основах государственного и муниципального контроля и надзора в РФ»;

по ч.9 ст.6 ФЗ №384 из согласованных СТУ требования могут переходить как в своды правил обязательного применения, т.е. в строительные нормы, так и в СП добровольного применения. В ч.6 ст.15 ФЗ №384 предусмотрено, что соответствие проектных параметров требованиям безопасности подтверждается ссылкой на ТР и СП обязательного и добровольного применения или на требования СТУ, однако оснований для их разработки не уменьшается, а наоборот — все возрастает с учетом перевода части требований пожарной безопасности, вопреки ч.3.ст.4 ФЗ №123, из добровольных в обязательные (постановление Правительства РФ от 26.12.2014 г. №1521). В названном постановлении перечислено достаточно много пунктов по пожарной безопасности из 74 СП серии 13330, часть из которых требует существенной корректировки во избежание противоречий, избыточности и неоднозначных толкований в сопоставлении с требованиями добровольного применения из СП серии 13130 (приказ Ростехрегулирования от 16.04.2014 г. №474).

Предполагаемые изменения в ФЗ от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»:

дополнить ч.5 ст.4 о том, что требования пожарной безопасности устанавливаются по ФЗ №384, что приведет к дополнительным препятствиям субъектов предпринимательской деятельности, оставляя без правового обеспечения систему нормативных документов, принятых в период 1995-2005 г.г. согласно требованиям ст. 20 ФЗ №69 «О пожарной безопасности», а также усложняет проектирование объектов в случае задержки вхождения в органы экспертизы за пределы даты вступления в силу ПП России от 26.12.2014 г. №1521 (после 01.07.2015 г.);

по ст.6 в части подтверждения соответствия требованиям пожарной безопасности: условие п.1) ч.1.1 – выполнение требований ПБ технических регламентов (ТР) и нормативных документов по ФЗ №184 с расчетами рисков; п.2) ч.1.1 – выполнение требований ТР и нормативных правовых актов, т.е. СП добровольного применения по пожарной безопасности, не являющиеся НПА, оказываются вне системы подтверждения соответствия. Это тем более требует проработки, т.к. согласно проекта ФЗ «Об основах государственного и муниципального контроля и надзора в РФ» предметом надзора и контроля становится соблюдение ФЛ и ЮЛ только обязательных требований, если иное не установлено федеральными законами!!;

исключить ч.2 ст.78, т.е. требование разработки СТУ при отсутствии требований пожарной безопасности, что будет означать применение для СТУ по пожарной безопасности согласно требований ч.8 ст.6 ФЗ №384, где основаниями для СТУ являются не только отсутствие норм, но и их недостаточность, а также отступление от требований, хотя основная их часть по пожарной безопасности подлежат применению на добровольной основе. Такие изменения опосредованно приведут к существенному увеличению числа оснований для разработки СТУ.

Особенности применения сводов правил по пожарной безопасности:

отсутствие утвержденной системы нормативных документов. В результате – увеличение числа нормативных документов по пожарной безопасности почти на 40% за несколько лет (приказ Ростехрегулирования от 16.04.2014г. №474 по сравнению с аналогичным приказом от 30.04.2009 г. №1573). Вполне возможно, что расширение их числа будет приостановлено или существенно уменьшено при реализации п.1.2 «Дорожной карты» (ДК-П9-9653) в части обеспечения взаимной согласованности СП по линии Минстроя и МЧС;

инерционность применения в СП требований из нормативных документов 30–60-летней давности при высоких темпах внедрения современных технологий противопожарной защиты;

своды правил создаются и применение их происходит при несоответствии двух федеральных законов: ФЗ № 123 и ФЗ № 384. Законопроект Минстроя по реализации п.1.1 «Дорожной карты» (ДК-П9-9653) во многом направлен на гармонизацию этих систем;

отставание требований пожарной безопасности от принятых СП Минстроя, в т.ч. СП 138.13330.2012, СП 141.13330.2012, СП 142.13330.2012, СП 143.13330.2012, СП 145.13330.2012, СП 146.13330.2012, СП 149.13330.2012, СП 150.13330.2012, объекты ФСИН, а также СП 160.1325800.2014 по многофункциональным зданиям, комплексам.

Законы ФЗ №384 и ФЗ №123 содержат противоречия в части оценки соответствия:

согласно ч.2 ст.5 и ч.6 ст.15 ФЗ №384 соответствие проектных характеристик здания или сооружения требованиям безопасности должны обосновываться ссылками на требования техрегламентов, стандартов, сводов правил или на требования СТУ (одновременное выполнение требований стандартов, сводов правил и СТУ законом не предусмотрено!), в связи с чем СТУ должны быть полноценным нормативным документом для проектирования конкретного объекта защиты, что не предусмотрено пока ещё действующим приказом Минрегиона от 01.04.2008 г. №36, который безнадежно устарел!;

требования ст.6 ФЗ №123 содержит два условия соответствия:

1) выполнены требования ПБ, установленные ТР, и пожарный риск не превышает допустимых значений (ст.ст.79, 93 и 94 ФЗ №123) (при этом следует учитывать, что приказ МЧС России от 30.06.2009 г. №382 с изменениями от 12.12.2011г. №749 не распространяется на объекты класса функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.3, Ф1.4 и это положение только предусматривается устранить согласно п.4 «Дорожной карты» (ДК-П9-9653) до конца 2015 года (хотелось бы, чтобы это были отдельные методики для таких зданий, сооружений). Тем не менее, это условие противоречит вышеназванным требованиям ч.2 ст.5 и ч.6 ст.15 ФЗ №384. Следует также учитывать, что доказательная база по соблюдению условия 1) ч.1 ст.6 ФЗ №123, когда по результатам расчетам пожарных рисков пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, относится только к защите жизни и здоровья людей, но не затрагивает проблему обеспечения защиты имущества согласно целям ст.6 ФЗ №184 (ни в одной из методик расчетов этого нет!);

2) в полном объеме выполнены требования ПБ, установленные ТР и нормативными документами по ПБ (это значит — СП, ГОСТ и СТУ, но это вновь противоречит ч.2 ст.5 и ч.6 ст.15 ФЗ №384, т.к. ФЗ №384 не предусматривает одновременного выполнения требований НС, СП и СТУ). Число нормативных документов по ПБ достаточно значительно (оценивается более 1 тыс.), а число требований в них нуждается в серьезной оптимизации, поэтому подтверждать соответствие условию 2) практически нереально.

Кроме названных форм оценки соответствия согласно ч.1 ст.144 ФЗ №123 есть еще независимая оценка пожарного риска или аудит пожарной безопасности и декларирование, а также федеральный государственный пожарный надзор (ФГПН), причем в отношении ФГПН это представляется ошибочным, особенно с учетом проекта ФЗ «Об основах государственного и муниципального контроля и надзора в РФ».

В отношении собственно расчетов по оценке пожарных рисков непросто обосновать отступления от требований по световым проемам в наружных стенах лестничных клеток на каждом этаже, лестничным клеткам типа Н1 и Л1, особенности поведения людей при пожарах, в частности это касается торгово-развлекательных комплексов, крупных торговых центров и т.д. К числу дополнительных проблем расчетов по оценке пожарных рисков следует отнести: не конкретизировано необходимое число и основные сценарии пожара; отсутствует влияние изменения (увеличения или уменьшения) какого-либо из параметров систем. Как следствие этого, не представляется возможным оценить влияние на результат расчета пожарного риска наличия систем с более эффективными показателями по интенсивности, расходам, количеству струй и т.д.), если это предусмотрено в качестве компенсирующих мероприятий или по требованию застройщика.

Пока на практике действует схема, основанная не на гибком нормировании (рискоориентированные методы требуют дальнейшего развития), а диктате требований. Судя по п.1.1 «Дорожной карты» (ДК-П9-9653) возможности выбора у инвесторов, застройщиков фактически не будет, потому что тогда любое отступление от тех требований, которые заложены в нормативные документы, потребуют либо СТУ, либо обоснования результатами исследований, расчетами и (или) испытаниями, моделированием сценариев возникновения опасных процессов, оценками рисков (ст.15 ФЗ №384). При реализации п.2 «Дорожной карты» (ДК-П9-9653) фактически нужен Административный регламент Минстроя по СТУ, как вида безвозмездно оказываемой государственной услуги, а также приказ, устанавливающий требования к содержанию СТУ и обеспечивающий реализацию требований федерального законодательства. Тогда СТУ будут значимыми для застройщика, предоставляя ему возможность выбора экономически и функционально эффективной системы требований, устраняющей избыточные требования безопасности.

Вывод. Существующая и постоянно пополняемая система нормативных документов (не только по пожарной безопасности) весьма несовершенна, во многом избыточна, не позволяет инвесторам, застройщикам выбирать экономически и функционально эффективные архитектурные, объемно-планировочные, конструктивные и инженерные решения. Большие ожидания следует связывать с реализацией «Дорожной карты» (ДК-П9-9653), реализация которой требует тщательного общественного обсуждения с привлечением квалифицированных экспертов в состав соответствующих межведомственных рабочих групп.

www.npopuls.ru

Как понять слова 384-ФЗ на «добровольной основе»?

Хочу для себя разобраться окончательно про заканододательство в строительстве РФ. Думаю не многие даже знают откуда растут ноги, и многим будет интересно в этом разобраться))

Итак, основным документом регламентирующим безопасность зданий и сооружений является 384-ФЗ. В котором приводится перечень национальных стандартов и сводов правил. В части 4 статьи 6 настоящего ФЗ говорится, что «Национальные стандарты и своды правил, включенные в указанный в части 1 настоящей статьи перечень, являются обязательными для применения», а далее в этой же статье части 7 говорится, что применение этого перечня документов в области стандартизации возможно на добровльной основе. Есть два перечня: 1 — для обязательного применения, 2 — для добровольного. Они тесно с собой перекликаются. Те пункты национальных стандартов и сводов правил, которые исключены из перечня 2 являются обязательными, а те которые в него входят на добровольной основе, если я пользуюсь перечнем 2, то проектной документации ссылаюь на них, если нет то должен буду предоставить подробнейший отчёт о своих расчетах, которые должны будут учитывать указания части 6 статьи 15 № 384-ФЗ.

Правильно ли я понимаю эту «картину»?

Ну вы себе задачки ставите! Пожалейте себя! Это еще никому на этой планете не удалось сделать. Не стоить тратить всю жизнь на это дерьмо

В общих чертах так и есть. Использование документов добровольного применения является достаточным, но не обязательным условием выполнения этого ФЗ. В случае их неприменения, Вы можете обосновать выполнение требований ФЗ одним из перечисленных в ч.6 ст.15 способом.

К слову, аналогичные нормы содержатся и в других техрегламентах. Например, ч.1 ст.6 123-ФЗ.

Абсолютно не является достаточным ! Скажу про СП 16 13330.2011 — там необязательные пункты в большинстве своем таковыми и являются. Например, я не обязан принимать расчетные сопротивления по соответствующей таблице, а могу пользоваться ГОСТом, сертификатом, результатами испытаний . А вот обязательные пункты извольте соблюсти «без вариантов»

В принципе — нормальный подход, при из рук вон плохой реализации .

В целом же, отвечая на заданный вопрос, можно сказать, что «на добровольной основе» задумано как набор информации и методов, которые иметюся в другой литературе, либо их нет, но это никак не сказывается на несущей способности (напримкр, методика подбора оптимальных сечений изгибаемых элементов).

Thượng Tá Quân Đội Nhân Dân Việt Nam

конечно разбираться в формальных зависимостях и причинно-следственных связях в строительном законодательстве и нормах проектирования и строительства это хорошо
хорошо разбираться еще лучше)

главное что бы здоровья хватило на все это))

Возможно появится ответ на ваш вопрос в скором будущем, а может так и останется.

Минстроем России разработан проект ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании», Федеральный закон от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

Законопроект направлен на обеспечение взаимной согласованности нормативно-технических документов (сводов правил, федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности, санитарные нормы и правила) в строительной сфере.

Законопроектом предусмотрено, что Минстрой России утверждает обязательные для применения требования безопасности к зданиям и сооружениям и связанным с этими требованиями процессам их проектирования (включая инженерные изыскания), строительства в форме строительных норм, применяемых на обязательной основе, в порядке, предусмотренном для принятия нормативных правовых актов.

При этом строительные нормы подлежат согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и оценке регулирующего воздействия.

Своды правил по проектированию и строительству добровольного применения разрабатываются и утверждаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией по согласованию с Минстроем России.

Речь идет о сводах правил по действующему законодательству, которые распространяются на определенную сферу нормирования — проектирование и строительство зданий и сооружений. К этим сводам правил законопроект в соответствии со статьей 5.1 Закона N 184-ФЗ предъявляет дополнительные требования о взаимном согласовании сводов правил, разрабатываемых различными ведомствами.

Законопроектом предлагается наделить Минстрой России полномочиями по ведению перечня нормативно-технических документов добровольного применения в области строительства.
Законопроект направлен на разграничение областей применения сводов правил и стандартов, предусматривает разработку сводов правил вне зависимости от наличия/отсутствия стандартов.

Законопроектом предусматривается уточнить ряд положений действующего законодательства имея в виду, что нормативно-техническая база проектирования и строительства должна формироваться как единая для всех отраслей система нормативных документов в строительстве.

Основой системы должны являться обязательные для применения и исполнения строительные нормы, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, ответственным за государственную политику в области строительства.

В соответствии с современными принципами строительного нормирования в строительных нормах предусматривается установить обязательные требования к эксплуатационным характеристикам зданий и сооружений, выполнением которых должно обеспечиваться соблюдение требований технического регламента (384-ФЗ). Совместно со строительными нормами на добровольной основе могут применяться своды правил по проектированию и строительству, национальные стандарты, а в обоснованных случаях и другие документы.

Законопроектом предлагается совершенствование сложившегося порядка нормативной деятельности в строительстве в рамках требований Закона N 184-ФЗ. Стандарты широко применяются и будут применяться в системе нормативных документов в строительстве. Фактически законопроектом предлагается систематизировать виды применяемых в строительстве нормативных документов, привести их к единой форме и упорядочить правила их применения, что создает условия для исключения противоречий в документах.

forum.dwg.ru

Особенности применения требований технических регламентов, сводов правил и СТУ при проектировании систем противодымной вентиляции

Е. А. Мешалкин, доктор техн. наук, профессор, вице-президент по науке НПО «Пульс», otvet@abok.ru

Существующая и постоянно пополняемая система нормативных документов (не только по пожарной безопасности) весьма несовершенна, во многом избыточна, не позволяет инвесторам и застройщикам выбирать экономически и функционально эффективные архитектурные, объемно-планировочные, конструктивные и инженерные решения. В статье представлен обзор существующей нормативной базы в области противодымной защиты, а также проанализированы возможности ее совершенствования.

Немного статистики

Согласно данным ФГБУ ВНИИПО МЧС России, ежедневно в России происходит около 600 пожаров, до 90 человек погибают или получают серьезные травмы (в год это более 10 тыс. погибших). Для сравнения: в США этот показатель составляет 3,5 тыс. (население – 300 млн), а в Китае – 1,5 тыс. чел. (население – 1,4 млрд). Следует обратить внимание на статистику пожаров с учетом этажности зданий (10-этажные и выше здания подлежат оборудованию системами противодымной вентиляции):

  • более 25 этажей – менее 20 пожаров, погибших единицы (2013 г. – 15 пожаров, погиб 1 чел.);
  • 17–25 этажей – 600–700 пожаров, погибших менее 20 человек;
  • 10–16 этажей –

3 тыс. пожаров, до 150 погибших;

  • 6–9 этажей – до 8 тыс. пожаров, 300–400 погибших;
  • в зданиях высотой до 5 этажей погибает около 10 тыс. человек в год (требования нормативных документов минимальны, а по системам противопожарной защиты практически отсутствуют, в т. ч. по автономным извещателям, первичным средствам пожаротушения, включая «Правила противопожарного режима» в редакции 2014 года).
  • Статистика пожаров в зданиях по степени огнестойкости:

  • I степень огнестойкости – 1,2 тыс. пожаров, 60–70 погибших;
  • II степень огнестойкости – 2,0–2,5 тыс. пожаров, до 1,5 тыс. погибших.

В Москве более 500 высотных зданий, где за последние 3 года произошло 6 пожаров. Это говорит о том, что существующую статистику в отношении обоснования тех или иных требований пожарной безопасности использовать достаточно проблематично. Кроме того, считается, что высотные здания представляют по сравнению с обычными в 3–4 раза большую пожарную опасность по отношению к людям. Как видно из приведенных данных, статистика не всегда это подтверждает, а основная доля погибших при пожаре приходится на здания, где системы противопожарной защиты, в том числе и противодымной защиты, по существу, не применяются.

Более 70 % людей гибнет от воздействия токсичных продуктов горения (рис. 1), что также относится к сфере противодымной вентиляции, еще почти 10 % – от действия высокой температуры, а остальные, видимо, в результате комбинированного воздействия этих и других факторов. Усугубляется это тем, что ¾ людей гибнет в неадекватном состоянии: либо в состоянии сна, либо в состоянии опьянения. Это говорит о том, что системы раннего обнаружения пожара, в том числе системы противодымной вентиляции, должны эффективно функционировать с большим запасом (см. требование ч. 1 ст. 56 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»), потому что, как показывает практика, процесс эвакуации либо спасения людей пожарными подразделениями может затягиваться по сравнению с тем, что обычно закладывается в расчеты соответствующих систем.

Причины гибели людей при пожарах

Совершенствование существующей нормативной базы

Возмещение ущерба

С 1 июля 2013 года вступил в силу п. 20 Федерального закона № 337-ФЗ от 28 ноября 2011 года «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым внесены изменения в ст. 60 Градостроительного кодекса о том, что собственник здания возмещает ущерб, а также выплачивает компенсацию в связи с разрушением здания и гибелью людей, в том числе и при пожарах:

  • родственникам потерпевшего в случае его смерти – 3 млн руб.;
  • потерпевшему в случае причинения тяжкого вреда его здоровью – 2 млн руб.;
  • потерпевшему в случае причинения средней тяжести вреда – 1 млн руб.
  • В случае причинения вреда в результате разрушения или повреждения объекта незавершенного строительства выплаты производит застройщик либо технический заказчик. Однако регрессный иск может быть обращен к проектировщикам, которые выполняли соответствующие системы обеспечения пожарной безопасности в здании, в том числе к разработчикам специальных технических условий (СТУ), которые согласно п. 5 Положения № 87 (утверждено Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 года) входят в состав проектной документации, представляемой на экспертизу. В соответствии с «Дорожной картой» (ДК-П9–9653) Минстрой в марте текущего года должен представить в правительство изменения названного документа. В проекте таких изменений отсутствует раздел 9 «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности» (это противоречит ч. 12 ст. 48 Градостроительного кодекса), т. е., в частности, описание системы противодымной защиты объекта нужно будет отражать в разделе по системам инженерно-технического обеспечения без четкого понимания взаимосвязи с другими системами противопожарной защиты.

    • предусматриваются своды правил добровольного применения, которые принимает Минстрой России, и своды правил по проектированию и строительству (строительные нормы) обязательного применения, которые утверждает Минстрой по согласованию с федеральными органами исполнительной власти. Таким образом, по отношению к обеспечению пожарной безопасности существующие полномочия МЧС по утверждению сводов правил могут быть применены только после согласования с Минстроем или такие полномочия будут отсутствовать;

    • исключается ч. 3 ст. 6, где говорится о том, что СП должны содержать различные, в том числе альтернативные, требования (в т. ч. и пожарной безопасности), что противоречит требованиям ст. 20 Федерального закона № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и лишает застройщика возможности выбора наиболее эффективных требований, особенно при реализации требований ст. 17 и ст. 15 в части применения расчетов при обосновании противопожарных требований;

    • изменяется редакция ч. 7 ст. 6, т. е. Минстрой должен будет размещать в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме только перечень СП добровольного применения, т. е. доступ пользователей к перечню СП обязательного применения и собственно текстам самих СП не обеспечивается и создается правовая основа для реализации соответствующих очередных бизнес-проектов, хотя такие СП создаются преимущественно за счет бюджетных средств.

    • По ч. 9 ст. 6 федерального закона № 384-ФЗ из согласованных СТУ требования могут переходить как в своды правил обязательного применения, т. е. в строительные нормы, так и в СП добровольного применения. Подобных примеров за 5 лет действия указанного федерального закона, по существу, пока нет, даже случаев, чтобы требования из СТУ переходили в своды правил добровольного применения. В ч. 6 ст. 15 федерального закона № 384-ФЗ предусмотрено, что соответствие проектных параметров требованиям безопасности подтверждается ссылкой на ТР и СП обязательного и добровольного применения или на требования СТУ.

    • дополнить ч. 5 ст. 4 словами о том, что требования пожарной безопасности устанавливаются по федеральному закону № 384-ФЗ, что приведет к дополнительным препятствиям субъектов предпринимательской деятельности, оставляя без правового обеспечения систему нормативных документов, принятых в период 1995–2005 годов согласно требованиям ст. 20 Федерального закона № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», а также усложнит проектирование объектов в случае задержки вхождения в органы экспертизы за пределы даты вступления в силу Постановления Правительства РФ от 26 декабря 2014 года № 1521;

    • по ст. 6 в части подтверждения соответствия требованиям пожарной безопасности: условие п. 1) ч. 1.1 – выполнение требований ПБ технических регламентов (ТР) и нормативных документов по федеральному закону № 184-ФЗ с расчетами рисков; п. 2) ч. 1.1 – выполнение требований ТР и нормативных правовых актов, т. е. СП добровольного применения (почти все по пожарной безопасности), не являющиеся НПА, остаются вне системы подтверждения соответствия;

    • исключить ч. 2 ст. 78, т. е. требование разработки СТУ при отсутствии требований пожарной безопасности, что будет означать применение для СТУ по пожарной безопасности согласно требований ч. 8 ст. 6 федерального закона № 384-ФЗ, где основаниями для СТУ являются не только отсутствие норм, но и их недостаточность, а также отступление от требований, хотя основная их часть по пожарной безопасности подлежит применению на добровольной основе.

    Следует обратить внимание на то, что требования соответствующего законодательства распространяются только на те объекты, по которым проектная документация разрабатывается вновь и еще не передана на экспертизу (ГЭ или НГЭ согласно ст. 49 Градостроительного кодекса), или на объекты, еще не введенные в эксплуатацию. Для всех остальных объектов применяются ранее действовавшие требования нормативных документов (по пожарной безопасности – требование ч. 4 ст. 4 закона № 123-ФЗ). Это означает, что ни один из нормативных документов, в т. ч. те, которые действовали еще 20–30 лет назад (если они официально не утратили силу), ведомственные нормы, нормы пожарной безопасности и т. д., не отменены. Они могут и далее применяться в отношении различных эксплуатируемых объектов. Когда проводится реконструкция и другие работы на таких объектах, то соответствующие более высокие требования пожарной безопасности, установленные законом № 123-ФЗ, применяются в той части, которая соответствует объему работ по реконструкции, кап-ремонту или техническому перевооружению. Таким образом, многое определяется техническим заданием на выполнение соответствующих работ, и при наличии в нем требований в этой части соответствующие системы противопожарной защиты должны быть тоже изменены.

    Применение сводов правил по пожарной безопасности

    Существенные особенности:

    • Отсутствие утвержденной системы нормативных документов, как по пожарной безопасности, так и в сфере строительства. Ранее применялся СНиП 10-01–94 «Система нормативных документов в строительстве» (не был включен в перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 21 июня 2010 года № 1047-р, а также по понятным причинам отсутствует в перечне, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2014 года № 1521). Более 10 лет успешно действовала система нормирования, утвержденная ГУГПС МВД России 15 января 1998 года, согласно которой были разработаны около 150 НПБ. На сегодняшний момент отсутствует информация о том, каким должно быть конечное число нормативных документов. В результате – увеличение числа нормативных документов по пожарной безопасности почти на 40 % за несколько лет (приказ Ростехрегулирования от 16 апреля 2014 года № 474 по сравнению с аналогичным приказом от 30 апреля 2009 года № 1573). Вполне возможно, что расширение их числа будет приостановлено или существенно уменьшено при реализации п. 1.2 «Дорожной карты» (ДК-П9–9653) в части обеспечения взаимной согласованности СП по линии Минстроя и МЧС.

    • Инерционность применения в СП требований из нормативных документов 30–40-летней давности, в том числе противодымной вентиляции, при высоких темпах внедрения современных технологий противопожарной защиты. Как пример, Н 102–54 «Противопожарные нормы строительного проектирования промышленных предприятий и населенных мест» были введены в действие 60 лет назад. Между тем, до сих пор в СП для подземных этажей автостоянок (см. п. 5.1.7 СП 113.13330.2012 «Стоянки автомобилей» и п. 6.3.1 СП 2.13130.2012 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты») площадь аналогична установленной для подвальных этажей (3 000 м 2 ), когда системы противодымной вентиляции и АУП практически не применялись. Сейчас такие системы предусмотрены требованиями СП, однако площадь осталась прежней. Это говорит о том, что сейчас научное обоснование изменения такого рода параметров не проводится, и в результате изменить ту или иную норму в достаточной степени проблематично.

    • Своды правил создаются и применение их происходит при несоответствии двух федеральных законов: № 123-ФЗ и № 384-ФЗ. Одновременно действуют две системы сводов правил Минстроя и системы МЧС (есть и другие системы по промышленной безопасности, санитарные и т. д.), и тот законопроект Минстроя по реализации п. 1.1 «Дорожной карты» (ДК-П9–9653), о котором упоминалось выше, во многом направлен на то, чтобы эти системы как-то гармонизировать. Важно и то, что до сих пор в законодательстве не дано определение понятиям «добровольное применение» и «недостаточность требований к безопасности», т. е. кто конкретно и на основе каких способов (например, из числа указанных в ч. 6 ст. 15 № 384-ФЗ или в ст. 79 № 123-ФЗ) устанавливает необходимость применения таких понятий при применении технологически и экономически эффективных требований безопасности. Имеет место также отставание требований пожарной безопасности от принятых СП Минстроя.

    • СП 138.13330.2012 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям»;
    • СП 141.13330.2012 «Расчет и размещение учреждений социального обслуживания пожилых людей»;
    • СП 142.13330.2012 «Здания учреждений временного пребывания лиц без определенного места жительства»;
    • СП 143.13330.2012 «Помещения для досуговой и физкультурно-оздоровительной деятельности пожилых людей»;
    • СП 145.13330.2012 «Дома-интернаты»;
    • П 146.13330.2012 «Геронтологические центры. Дома сестринского ухода. Хосписы»;
    • СП 149.13330.2012 «Реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями»;
    • СП 150.13330.2012 «Дома-интернаты для детей-инвалидов»;
    • объекты ФСИН, а также СП 160.1325800.2014 по многофункциональным зданиям, комплексам, утвержденный приказом Минстроя от 7 августа 2014 года № 440/пр и введенный в действие с 1 сентября 2014 года, где примерно 25 % составляют требования пожарной безопасности, однако вряд ли они согласовывались с МЧС России.
    • Важно и то, что в СП Минстроя приводится состав не только организаций-разработчиков, но и авторского коллектива, т. е. конкретных специалистов, что ранее было типичным для СНиПов, утверждаемых Госстроем. Это позволяет проектировщикам, застройщикам, эксплуатирующим организациям обратиться за необходимыми консультациями к конкретным лицам, которые принимали непосредственное участие в создании документа.

      www.abok.ru