Социальный налог предлагают отменить к 2020 году, введя прогрессивную шкалу подоходного налога

Порядок взимания социального налога будет упрощен, но для МСБ он в результате вырастет.

Ключевые проблемы, которые в настоящий момент существуют при уплате социального налога и социальных отчислений — это достаточно запутанный характер их исчисления. Министерство национальной экономики предлагает в концепции проекта нового налогово-таможенного кодекса кардинально упростить этот процесс. В результате это приведет к утрате возможностей для бизнеса оптимизировать величину налога на фонд оплаты труда, сообщает Аtameken.info.

Напомним, что базово целью введения в 1999 году социального налога была мобилизация средств для реализации права граждан на государственное пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь.

При этом были отменены ранее существовавшие внебюджетные фонды и ставка соцналога была установлена на уровне 26 %. Затем ставка соцналога снижалась: в 2001 году — до 21 % в 2004 году — регрессивная шкала с 20% до 7% с целью избежания теневой заработной платы в 2007 году — регрессивная шкала с 13% до 5%; в 2009 году — до 11 % (введена единая фиксированная ставка).

В настоящий момент социальный налог к уплате в бюджет составляет 11% от фонда оплаты труда, при этом 5% — это социальные отчисления в государственный фонд социального страхования.

Кроме того, также от фонда оплаты труда, бизнесмены оплачивают обязательные профессиональные пенсионные взносы в ЕНПФ 5% (осуществляются в пользу работников, занятых на работах с особо вредными условиями труда, профессии которых предусмотрены перечнем производств, работ, профессий работников) и в будущем к ним должны добавиться отчисления в фонд обязательного медицинского страхования: с 01.01.2017 г. — 2 % с 01.01.2018 г. — 3 % с 01.01.2019 г. — 4 % с 01.01.2020 г. — 5 % и с 2018 года обязательные взносы работодателя в ЕНПФ в размере 5%.

В результате общая нагрузка на работодателя по соцналогу, отчислениям в фонды социального страхования, пенсионного обеспечения, в ФОМС составит*: в 2017 году — 13 % в 2018 году — 19% в 2019 г. — 20% в 2020 г. — 21% (без учета обязательных профессиональных пенсионных взносов (5%)).

При этом существует разный порядок исчисления налога для разных категорий налогоплательщиков. Так малый и средний бизнес, работающий по специальному налоговому режиму уплачивает 1% от дохода при патенте и 1.5% при упрощенной декларации и социальные, а крестьянские фермерские хозяйства — 20% МРП за каждого члена КФХ, и так же за кажого наемного работника, частные нотариусы, адвокатиы платят 2 МРП социального налога в свою пользу и 5% от дохода в качестве социальных отчислений. За наемных работников 1 МРП. Вообще не платят ни социальный налог, ни социальные отчисления физические лица, работающие по договорам гражданско-правового характера, то есть получающие гонорары за выполненный объем работ. Это позволяет бизнесу каким-то образом оптимизировать налоговую нагрузку на фонд оплаты труда.

Министерство национальной экономики предлагает 2 варианта реформирования налога. Базовый принцип в каждом из вариантовисключить взаимозависимость исчисления соцналога и социальных отчислений. По первому варианту предлагается ставку соцналога установить в размере — 7 %, а объектом обложения соцналогом определить расходы работодателя, выплачиваемые в виде доходов работникам, а также выплаты по договорам ГПХ физическим лицам, не являющимся ИП. При этом освободить от уплаты соцналога в свою пользу ИП, частных нотариусов, частных судебных исполнителей, адвокатов и профессиональных медиаторов (в настоящий момент 2 МРП — для ИП в общеустановленном режиме, частных нотариусов, адвокатов, частных судебных исполнителей, профессиональных медиаторов; 1 % — от дохода по патенту; 1, 5% от дохода по упрощенной декларации), но установить ставку ИПН 2% в СНР на основе патента и 3 % по упрощенной декларации (зависит от реформирования СНР).

Второй вариант — это поэтапная отмена социального налога. 1 этап — с 01.01.2017 ставку соцналога установить в размере — 7 % с поэтапным уменьшением ставки в зависимости от увеличения ставки отчислений в ФОМС: в 2018 г. — 6 %, в 2019 г. — 5 %.

Объектом обложения соцналогом определить: — расходы работодателя, выплачиваемые в виде доходов работникам и выплаты по договорам ГПХ физическим лицам, не являющимся ИП. Освободить от уплаты соцналога в свою пользу ИП, частных нотариусов, частных судебных исполнителей, адвокатов и профессиональных медиаторов, но установить ставку ИПН 2% — в СНР на основе патента и 3 % — по упрощенной декларации (зависит от реформирования СНР). На 2 этапе — с 01.01.2020 г. отменить соц. налог, поскольку суммарный размер ставок отчислений в Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования достигнет 10 % от фонда оплаты труда, но при этом ввести прогрессивную шкалу ставок индивидуального подоходного налога.

www.zakon.kz

А. Калденбергер, магистр учета и аудита,

профессиональный бухгалтер РК, CAP, DipIFR

КАК РАССЧИТАТЬ СОЦИАЛЬНЫЕ ОТЧИСЛЕНИЯ, СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ И ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЕНСИОННЫЕ ВЗНОСЫ С ДОХОДА ИП, ПРИМЕНЯЮЩЕГО СНР?

Как узнать расчет соцотчислений за предпринимателя, если у него ежемесячный доход 400 000 тенге? Соцотчисления рассчитываются из дохода или из МЗП (имеется 1 работник с зарплатой 25 000 тг. за месяц), например: доход за 6 месяцев — 2400 тыс. тг. Доход — 3% — 72 тыс. тг. ИПН — 36 тыс. тг. СО за предпринимателя? ОПВ за предпринимателя? СН?

Социальные отчисления за ИП.

Судя по представленным данным в вопросе, ИП применяет специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации.

В соответствии с пунктом 3 Правил исчисления и перечисления социальных отчислений для самостоятельно занятых лиц объектом исчисления социальных отчислений являются получаемые ими доходы.

При этом, подпунктом 7 пункта 1 Правил исчисления и перечисления социальных отчислений определено, что самостоятельно занятое лицо (применительно к Правилам) — это в том числе индивидуальный предприниматель.

Пунктом 6 Правил исчисления и перечисления социальных отчислений установлено, что для самостоятельно занятых лиц, на которых распространяется специальный налоговый режим в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан, размер социальных отчислений, уплачиваемых ими в свою пользу, составляет 5 процентов от объекта исчисления социальных отчислений, но не менее 5 процентов от МЗП, установленной законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.

При этом на основании пункта 2 Правил исчисления и перечисления социальных отчислений, ежемесячный доход принимается для исчисления социальных отчислений в размере, не превышающем десятикратного размера МЗП, установленной законом о республиканском бюджете.

Размер минимальной заработной платы с 1 января 2015 года составляет 21 364 тенге.

Также для ИП, на которых распространяется СНР, согласно пункту 6 Правил исчисления и перечисления социальных отчислений, максимальный размер социальных отчислений не должен превышать сумму исчисленного социального налога за отчетный период.

При этом, обратите внимание, что Законом Республики Казахстан от 17 марта 2015 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам оптимизации и автоматизации государственных услуг в социально-трудовой сфере (далее — Закон) внесены изменения и дополнения в Закон Республики Казахстан от 25 апреля 2003 года «Об обязательном социальном страховании», в части исключения нормы, предусматривающей ограничение максимального размера социальных отчислений исчисленным социальным налогом (пункт 2 статьи 14). Закон вступил в силу 30 марта 2015 года.

Но, при этом в пункт 6 Правил исчисления и перечисления социальных отчислений в отношении максимального размера социальных отчислений изменения не внесены, данная норма согласно этих Правил продолжает действовать.

Пунктом 2 статьи 8-1 Закона РК «Об обязательном социальном страховании» установлено, что порядок и сроки исчисления и перечисления социальных отчислений утверждаются Правительством Республики Казахстан.

Рассчитаем социальные отчисления на основе представленных данных. Так как в каждом месяце доход превышает десятикратный размер МЗП (21 364 тенге × 10 = 213 640), значит, социальные отчисления ежемесячно исчисляются от десятикратного размера МЗП, то есть ежемесячная сумма социальных отчислений составит 10 682 тенге (213 640 тенге × 5%), итого за 6 мес. — 64 092 тенге (10 682 × 6 мес.).

Исходя из данных представленных в вопросе, исчисленная сумма социального налога за налоговый отчетный период составит 36 000 тенге (2 400 000 × 3% × ½).

Кроме того, учитывая, что у ИП есть наемный работник, то социальные отчисления будут также исчисляться и за наемного работника.

В соответствии с пунктом 2 статьи 437 Налогового кодекса социальный налог подлежит уплате — в размере 1/2 от исчисленной суммы налогов по упрощенной декларации за минусом суммы социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования, исчисленных в соответствии с законодательным актом Республики Казахстан об обязательном социальном страховании.

При превышении суммы социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования над суммой социального налога сумма социального налога считается равной нулю.

В данном случае сумма исчисленных социальных отчислений как за ИП, так и за наемного работника за налоговый период превышает сумму исчисленного социального налога, поэтому сумма социального налога к уплате будет равна нулю.

Также, учитывая пункт 6 Правил исчисления и перечисления социальных отчислений, максимальный размер социальных отчислений для самостоятельно занятых лиц не должен превышать сумму исчисленного социального налога за отчетный период, то есть, в данном случае сумма социальных отчислений к уплате будет ограничена суммой исчисленного социального налога и составит 36 000 тенге. Однако, еще раз повторюсь, что Закон Республики Казахстан от 25 апреля 2003 года «Об обязательном социальном страховании» эту норму уже не содержит.

Обязательные пенсионные взносы (ОПВ) за ИП. Размер обязательных пенсионных взносов определяется в соответствии с Законом РК «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан».

Пунктом 3 статьи 25 Закона установлено, что для адвокатов, частных судебных исполнителей, частных нотариусов, профессиональных медиаторов, а также индивидуальных предпринимателей ОПВ в свою пользу, подлежащие уплате в единый накопительный пенсионный фонд, устанавливаются в размере 10 процентов от заявляемого дохода, но не менее 10 процентов от минимального размера заработной платы и не выше 10 процентов от 75-кратного минимального размера заработной платы, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете, исчисляемые за каждый месяц налогового периода.

Заявляемым доходом является доход, определяемый самостоятельно ИП для исчисления ОПВ в единый накопительный пенсионный фонд в свою пользу.

При этом, фактически полученный доход может отличаться от заявленного дохода, главное, чтобы соблюдались установленные Законом РК «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» пределы для исчисления ОПВ — не менее 10 процентов от минимального размера заработной платы и не выше 10 процентов от 75-кратного минимального размера заработной платы.

Настоящий материал является объектом авторского права.

Перепечатка и иное использование запрещено правообладателем.

Что такое соц отчисление и соц налог

Пример написания раздела налоговой учетной политики

ИПН, социальный налог, ОПВ и социальные отчисления по физическим лицам — гражданам Республики Казахстан

(по состоянию на 2015 год)

C. Кайдарова, аудитор ТОО «Береке-Аудит», CIPA, профессиональный бухгалтер РК

Рекомендации. При разработке налоговых регистров необходимо обозначить взаимосвязь регистров между собой. Так, сводный регистр по начисленным доходам работников будет являться базовым для исчисления обязательных пенсионных взносов, социального налога и социальных отчислений. Сводный регистр по доходам работников, не подлежащих налогообложению индивидуальным подоходным налогом, будет являться базовым для определения суммы доходов, с которых не удерживаются обязательные пенсионные взносы, не начисляются социальный налог и социальные отчисления. Взаимозависимость и взаимосвязь данных одного регистра с другими возможно прописать в формах регистров, выделив для этого в соответствующих регистрах отдельную строку, где будет указываться ссылка на номер графы (строки) и номер налогового регистра, из которого взяты данные. При этом налоговые регистры должны иметь последовательную нумерацию.

  • Поставить закладку
  • Показать изменения
  • Индивидуальный подоходный налог

    Компания выступает в качестве налогового агента по исчислению, удержанию и перечислению ИПН, при наличии дохода, подлежащего налогообложению.

    При наличии структурных подразделений Компания своим решением вправе признать налоговым агентом по ИПН, удерживаемому у источника выплаты, свое структурное подразделение по доходам, облагаемым у источника выплаты, которые выплачены (подлежат выплате) таким структурным подразделением, в сроки, установленные Налоговым кодексом.

    Структурные подразделения Компании являются самостоятельными плательщиками ИПН (статья 161 Налогового кодекса).

    Наименование налогового органа

    Объектами обложения ИПН для Компании являются доходы физических лиц (как работников, так и не работников), облагаемые у источника выплаты (пункт 1 статьи 155 Налогового кодекса).

    Объекты налогообложения определяются как разница между доходами, подлежащими налогообложению, с учетом корректировок, предусмотренных Налоговым кодексом, и налоговыми вычетами (пункт 2 статьи 155 Налогового кодекса).

    Виды доходов, облагаемых у источника выплаты:

    (В данном пункте необходимо указать основные доходы работников и сторонних физических лиц, которые фактически выплачиваются в Компании, с учетом специфики деятельности Компании, условий оплаты труда и т. д. статьи 163 — 165, 168 Налогового кодекса)

    — Заработная плата работника по окладу;

    — Оплата за работу в сверхурочное время, в выходные и праздничные дни, в ночное время;

    — Выплата бонусов и другие формы материального поощрения, которые определяются трудовым, коллективным договорами и актами Компании;

    — Выплаты в качестве надбавок и доплат;

    — Оплаты труда при совмещении должностей

    — Оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск;

    — Компенсационная выплата за неиспользованный отпуск;

    — Оплата учебного отпуска;

    — Выплаты сотрудникам в качестве материальных и социальных благ (аренда жилья, оплата обучения детей и т.д.);

    — Оплата дней временной нетрудоспособности;

    — Списание работодателем суммы долга или обязательства работника перед ним;

    — Расходы работодателя на возмещение затрат работника, не связанных с деятельностью работодателя;

    — Выплаты сверх установленных норм (суточные, медицинские услуги и др.);

    — Выплаты по договорам гражданско-правого характера.

    Доходы, не подлежащие налогообложению

    Доходы физических лиц, не подлежащие налогообложению, определены Налоговым кодексом и включают следующие виды доходов ( указать перечень доходов, выплачиваемых Компанией физическим лицам, которые согласно налоговому законодательству не подлежат налогообложению у источника выплаты статья 156 Налогового кодекса):

    Выплаты в соответствии с законодательством РК о социальной защите граждан, пострадавших вследствие экологического бедствия или ядерных испытаний на испытательном ядерном полигоне;

    Доходы за год, в пределах 55-кратного

    , участников ВОВ и приравненных к ним лиц, инвалидов I, II и III групп и др. предусмотренных Налоговым кодексом;

    Выплаты для оплаты медицинских услуг (кроме косметологических), при рождении ребенка, на погребение в пределах 8-кратного минимального размера заработной платы;

    Расходы работодателя при направлении работника на обучение, повышение квалификации или переподготовку в соответствии с законодательством РК по специальности, связанной с производственной деятельностью работодателя

    Стоимость путевок в детские лагеря для детей, не достигших шестнадцатилетнего возраста;

    Страховые премии, уплачиваемые работодателем по договорам обязательного и (или) накопительного страхования своих работников;

    Добровольные профессиональные пенсионные взносы в накопительные пенсионные фонды в размере, установленном законодательством РК и др.

    Доход в виде дивидендов, вознаграждений, выигрышей

    Доходом в виде дивидендов, вознаграждений, выигрышей, облагаемым у источника выплаты, является выплачиваемый Компанией доход в виде дивидендов, вознаграждений, выигрышей, подлежащий налогообложению.

    Доходы работников Компании и выплаты физическим лицам, за исключением индивидуальных предпринимателей, частных адвокатов и нотариусов, облагаются ИПН у источника выплаты по ставке 10%.

    Доходы в виде вознаграждений, выигрышей облагаются налогом по ставке 10%.

    Доходы в виде дивидендов, полученные из источников в РК и за ее пределами, облагаются по ставке 5% ( статья 158 Налогового кодекса).

    Налоговым периодом для исчисления ИПН с доходов, облагаемых у источника выплаты, является календарный месяц ( статья 159 Налогового кодекса).

    При определении дохода работника, облагаемого у источника выплаты, за каждый месяц в течение календарного года независимо от периодичности выплат Компанией применяются налоговые вычеты, установленные Налоговым кодексом (статья 166 Налогового кодекса):

    · Сумма в минимальном размере заработной платы, установленном на соответствующий финансовый год Законом о республиканском бюджете, на соответствующий месяц, за который начисляется доход.

    · Сумма обязательных пенсионных взносов в размере, установленном законодательством РК о пенсионном обеспечении;

    · Сумма добровольных пенсионных взносов, вносимых в пользу работника;

    · Сумма страховых премий, вносимых в свою пользу физическим лицом по договорам накопительного страхования;

    · Суммы, направленные на погашение вознаграждения по займам, полученным физическим лицом-резидентом РК в жилищных строительных сберегательных банках на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий на территории РК, в соответствии с законодательством РК о жилищных строительных сбережениях;

    · Расходы на оплату медицинских услуг (кроме косметологических) в размере и на условиях, установленных Налоговым кодексом

    В случае, если физическое лицо являлось работником Компании менее 16 календарных дней в течение месяца, то при определении дохода работника налоговый вычет в размере МЗП не производится.

    Право на налоговые вычеты по сумме добровольных пенсионных взносов, вносимых в свою пользу; по сумме страховых премий, вносимых в свою пользу физическим лицом по договорам накопительного страхования; по сумме, направленной на погашение вознаграждения по займам, полученным физическим лицом-резидентом РК в жилищных строительных сберегательных банках, расходы на оплату медицинских услуг (кроме косметологических) в размере и на условиях, установленных Налоговым кодексом, предоставляется при наличии соответствующих документов:

    1) договора о пенсионном обеспечении за счет добровольных пенсионных взносов и документа, подтверждающего уплату добровольных пенсионных взносов;

    2) договора страхования и документа, подтверждающего уплату страховых премий;

    3) договора банковского займа с жилищным строительным сберегательным банком на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий на территории РК и документа, подтверждающего погашение вознаграждения по указанному займу.

    Право на налоговый вычет по расходам на оплату медицинских услуг (кроме косметологических) предоставляется работнику на следующих условиях:

    1) общая сумма налогового вычета за календарный год не превышает 8-кратного МЗП, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете;

    2) работником представлены документы, подтверждающие получение медицинских услуг (кроме косметологических) и фактические расходы на их оплату;

    Право на налоговый вычет предоставляется работнику на основании поданного им заявления.

    Если сумма налогового вычета в размере 1 МЗП превышает определенную за месяц сумму дохода работника, подлежащего налогообложению, с учетом корректировок, предусмотренных статьей 156 Налогового кодекса, уменьшенного на сумму обязательных пенсионных взносов, то сумма превышения последовательно переносится на последующие месяцы в пределах календарного года для уменьшения налогооблагаемого дохода работника.

    • Корреспонденты на фрагмент
    • Посмотреть закладки
    • Добавить комментарий

    Исчисление, удержание и уплата налога

    Исчисление, удержание ИПН производится Компанией в порядке, установленном Налоговым законодательством, с учетом положений настоящей налоговой учетной политики.

    Компания осуществляет перечисление ИПН по выплаченным доходам до 25 числа месяца, следующего за месяцем выплаты, по месту своего нахождения.

    Компания отражает информацию, используемую для обобщения сведений по облагаемым и необлагаемым доходам физических лиц и сумме налоговых вычетов в следующих регистрах:

    online.zakon.kz

    Социальные отчисления

    Вашим коллегам были интересны эти материалы в последние три месяца:

    Порядок и размеры социальных отчислений регулируются Законом РК «Об обязательном социальном страховании» от 25 апреля 2003 года № 405 и ППРК «Об утверждении Правил исчисления и перечисления социальных отчислений» от 21 июня 2004 года № 683 .

    Социальные отчисления (далее СО) – обязательные платежи, уплачиваемые в Государственный фонд социального страхования (ГФСС), дающие право участнику системы обязательного социального страхования, за которого производились социальные отчисления, а в случае потери кормильца членам его семьи, состоявшим на его иждивении, получать социальные выплаты.

    Объект исчисления СО

    Объектом для исчисления СО в пользу работников, являются расходы работодателя, выплачиваемые работнику в виде доходов за выполненные работы, оказанные услуги. К ним относятся доходы, выплачиваемые работнику в денежной или натуральной форме, включая доход, полученный в виде материальных, социальных благ или иной материальной выгоды.

    Объектом для исчисления СО самостоятельно занятого лица в свою пользу являются полученные им доходы. Под получаемым доходом признается сумма, определяемая самостоятельно для целей исчисления в свою пользу социальных отчислений.

    СО не уплачиваются с доходов:

    Указанных в подпунктах 1), 2), 3), 4), 7), 9), 10), 11), 12), 31) пункта 3 статьи 155 НК РК;

    Указанных в подпунктах 12), 18), 24), 30), 32) пункта 1 статьи 156 НК РК;

    Указанных в подпунктах 4), 5), 6) пункта 2 статьи 357 НК РК.

    Расчет и перечисление СО

    Ежемесячный доход, принимаемый для исчисления СО, не должен превышать 10 МЗП. Если объект исчисления СО менее 1 МЗП, СО исчисляются исходя из размера 1 МЗП.

    Социальные отчисления рассчитываются в размере 5% от объекта исчисления.

    Исчисление и перечисление СО производится ежемесячно.

    Социальные отчисления уплачиваются в ГФСС ежемесячно не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным. Уплата производится безналичным путем через банковский счет в формате МТ-102. Также предоставляется список участников, за которых производится перечисление СО.

    Несвоевременно перечисленные СО подлежат перечислению с начисленной пеней в размере 2,5 -кратной официальной ставки рефинансирования, установленной Национальным Банком РК, за каждый день просрочки.

    В случае несвоевременного перечисления или перечисления не в полном размере, органы государственных доходов вправе взыскивать образовавшуюся задолженность с банковских счетов налогоплательщика. Такое взыскание производится, если задолженность по СО превышает 1 МРП.

    Налоговая отчетность

    Работодатель, осуществляющий исчисление и уплату СО в пользу работников, представляет сведения о сотрудниках — гражданах РК в декларации 200.00 «Декларация по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу, по гражданам Республики Казахстан», о сотрудниках – иностранных работниках в декларации 210.00 «Декларация по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу по иностранцам и лицам без гражданства».

    Индивидуальный предприниматель, осуществляющий деятельность по упрощенной декларации, представляет сведения об исчисленной сумме СО в свою пользу и в пользу работников в декларации 910.00 «Упрощенная декларация для субъектов малого бизнеса».

    pro1c.kz

    Соцналог и соцотчисления

    Индивидуальный подоходный налог – это плата государству за то, что работник получил в руки деньги за работу. Многие с удовольствием оставили бы эти денежки себе, но не тут-то было.

    Отчисления в пенсионный фонд – тоже вполне понятное «изъятие» из нашего кармана. А вот третья часть удержаний нередко взывает у граждан вопрос: а это-то на что и куда? Речь идет о «социальных» налогах.

    Как правило, путаница возникает, когда работник пытается разобраться в таких терминах, как социальный налог и социальные отчисления.

    Социальный налог был введен 1 января 1999 г. Он заменил целую систему уплачиваемых платежей во внебюджетные фонды, такие как накопительный пенсионный, обязательного медицинского страхования, социального страхования и занятости, и, кроме того, в Государственный центр по выплате пенсий. Мотивом введения нового налога назвали «необходимость» систематизации и эффективного использования средств на социальные нужды, поступавшие ранее в вышеперечисленные структуры. Предполагается, что средства в бюджете от сбора соцналога направляются на нужды социальной сферы государства. Однако, как отмечают некоторые независимые аналитики, например, известный в Казахстане экономист Мурат Алейбеков – человек, имеющий опыт работы на государственной службе, в том числе в налоговых органах, в бизнесе и науке, — социальный налог «теоретически никак не обоснован». Тем не менее, добросовестные предприниматели исправно отчисляют его с нашей заработной платы в государственную казну, а уж на что эти средства расходуются – предлагают спрашивать Парламент.

    Социальные отчисления – это вычеты из зарплаты в Государственный фонд социального страхования, в котором аккумулируются средства государственной системы обязательного социального страхования, введенной в 2005 году. Для работодателя объектом социальных отчислений являются его расходы, выплачиваемые работнику в виде доходов за выполненные работы, оказанные услуги. Для работника, как вы понимаете – его заработок.

    Цель обязательного социального страхования — социальная защита граждан в случае, если случится с ними событие, влекущее утрату дохода. С этого года Государственный фонд социального страхования (ГФСС) осуществляет социальные выплаты по пяти видам социального риска — утрате трудоспособности, потере кормильца, потере работы, по беременности и родам и по уходу за ребенком по достижении им возраста одного года. Обязательному социальному страхованию подлежат все работники, осуществляющие деятельность, приносящую доход на территории РК, за исключением работающих пенсионеров. Уплата социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования производится по установленной ставке.

    Хитрый подсчет

    С 1 января 2007 года социальные отчисления составляют 3 процента. Первоначально ваш бухгалтер считает соцналог, индивидуально с заработной платы каждого работника предприятия. Он исчисляется по особой шкале регрессивных ставок, и в зависимости от уровня установленной оплаты труда колеблется в пределах по от 20 до 7% с суммы облагаемого дохода. Причем, при исчисление социального налога из него вычитается сумма социальных отчислений (те самые три процента), которые направляются в ГФСС.

    Учет поступающих социальных отчислений в Фонде ведется персонифицированно, на базе социального индивидуального кода. В связи с тем, что размер социальной выплаты зависит от стажа участия и среднемесячного дохода человека, значительное влияние на размер соцвыплаты оказывает своевременность и регулярность уплаты соцотчислений. То есть, от того, насколько законопослушным является работодатель, в конечном счете, зависит размер социальной выплаты конкретного человека.

    Движение своих социальных отчислений можно отследить, в отличие от социального налога: каждый работник, за которого работодатель уплачивает отчисления в ГФСС, в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об обязательном социальном страховании» имеет право запрашивать и получать бесплатно информацию от плательщика и Государственного центра по выплате пенсий информацию о полноте и своевременности внесения этих средств на его имя.

    В каком случае человек получит эти выплаты, каждому понятно: при наступлении одного из вышеперечисленных событий – либо в связи с рождением ребенка, либо по утрате трудоспособности и так далее.

    Выплаты обязательного социального страхования

    Получателем социальной выплаты является физическое лицо, за которого производились отчисления в Фонд, в том случае, если уполномоченный орган по назначению социальных выплат вынесен решение о назначении ему такой ежемесячной «страховки». В случае смерти участника системы обязательного социального страхования, выплату получат родные, на казенном языке «члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении».

    Чтобы получить назначение на выплаты, необходимо подать заявление по месту жительства заявителя в структурные подразделения Центра по учету социальных отчислений и социальных выплат. Центр рассматривает заявление в течение десяти рабочих дней со дня поступления документов и принимает решение о назначении социальных выплат. В случае отказа работники Центра обязаны письменно уведомить претендента о причинах и вернуть представленные документы.

    По утрате трудоспособности, кроме получения государственных социальных пособий, человек имеет право на социальные выплаты по утрате трудоспособности, если емуМедико-социальной экспертизой установлена степень утраты трудоспособности. Размер социальной выплаты в этом случае зависит от среднемесячной заработной платы, степени утраты трудоспособности и стажа участия в системе обязательного социального страхования.

    При потере кормильца, членам семьи, находившимся на его иждивении, кроме государственных социальных пособий, могут быть назначены еще соответствующие социальные выплаты. Их размер зависит от среднемесячной заработной платы, стажа участия в системе обязательного страхования умершего и количества иждивенцев.

    После потери работы, гражданин имеет право не только на содействие в трудоустройстве, профессиональной подготовке, предоставление общественных работ за счет местного бюджета, но и на получение соц.выплат, если за него производились социальные отчисления не менее 6 месяцев, и он официально зарегистрирован в качестве безработного. Размер выплаты зависит от среднемесячной заработной платы и стажа участия в системе. Выплата оп беременности и родам – единовременная, назначается в размере среднемесячного дохода женщины, который сложился за последние двенадцать месяцев. При обычных родах среднемесячный доход умножается на коэффициент 4,2, при осложненных родах и при рождении двух и более детей на коэффициент 4,7. Для рожениц, проживающих на территориях, подверженных воздействию ядерных испытаний применяются коэффициенты 5,7 и 6,2. В случае усыновления новорожденного ребенка коэффициент составляет 1,9. И, наконец, соцвыплаты по уходу за ребенком — являются ежемесячнами, и назначается в размере сорока процентов от среднемесячного дохода мамы за последние 24 месяца. При этом максимальный размер социальной выплаты не может превышать сорока процентов от десятикратного размера минимальной заработной платы, а минимальный размер назначаться в размере не меньшем, чем гос.пособие по уходу за ребенком.

    Голос «против»

    Нельзя умолчать о том, что некоторые наши сограждане глубоко недовольны действующей социальной страховой «обязаловкой» и вычетами по соцналогу. Например, Валентина Сиврюкова, президент Конфедерации НПО Казахстана, президент Гражданского альянса Казахстана, в прошлом году высказала такое мнение: «Несмотря на то, что отчисление в Госфонд соцстрахования идет персональное, никакой персонификации в самом фонде не происходит. Средства попадают в общий котел и не влияют ни на что. Независимо от того, кто сколько в этом фонде накопил, социальные выплаты при страховом случае будут производиться по установленным ставкам». Вице-президента Независимой ассоциации предпринимателей Тимур Назханов в мае прошлого года заявил, что социальный налог «дышит предпринимателям в затылок», и что будет лучше « если эти деньги работодатель выплатит своим работникам в довесок к зарплате».

    Наконец, некоторые предприниматели откровенно признаются, что из-за специфики налогообложения в нашей стране, в том числе манипуляций с социальным налогом, они не заинтересованы в повышении оплаты труда. Экономист Мурат Алейбеков достаточно исчерпывающе прокомментировал и этот момент: «Неадекватный Налоговый кодекс трижды облагает налогом фонд зарплаты. Во-первых, у работника из оклада изымается часть денег в виде подоходного налога. Во-вторых, на зарплату начисляется социальный налог. В-третьих, вся сумма вместе с отчислениями в бюджет облагается еще налогом на добавленную стоимость. В том числе облагается налогом и социальный налог, который у нас, почему-то, считается частью добавленной стоимости». Поэтому неудивительно, что предпринимателю всегда выгоднее платить меньше. Это снижает себестоимость продукции или услуг, повышает его конкурентоспособность.

    На 1 января 2007 года

    205 284,4 тысячи тенге выплачено из Государственного фонда социального страхования
    135 142,4 тысячи тенге— по случаю утраты трудоспособности
    67 513,3 тысячи тенге; — по случаю потери кормильца
    2 628,7 тысячи тенге. — по случаю потери работы

    yk.kz