Азбучные истины

Интерактивный диктант

Учебник ГРАМОТЫ: орфография

Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация

Имена и названия. Интерактивный тренажер

Полезные ссылки

Летнее чтение

Запоминалки

Цитаты о языке

Скороговорки

Пословицы и поговорки

Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».

Правописание Ы и И после Ц

Чтобы безошибочно выбрать букву Ы или И после Ц, необходимо определить, в какой части слова находится сомнительная гласная.
1. В корнях слов после Ц следует писать букву И (например: ЦИРК, ЦИТАТА) во всех словах, кроме слов-исключений: ЦЫГАН, ЦЫПОЧКИ, ЦЫПЛЕНОК, ЦЫКНУТЬ, ЦЫЦ.
2. В окончаниях и суффиксах после Ц пишется Ы (например: БОЙЦ-Ы, ОГУРЦ-Ы, СЕСТРИЦ-ЫН, ЦАРИЦ-ЫН-О). Исключениями здесь являются глагол МУЗИЦИРОВАТЬ, а также все существительные, которые в именительном падеже оканчиваются на – ЦИЯ (например: СТАНЦИЯ, ПОЗИЦИЯ, АКЦИЯ).

1. – Прошу немножко повременить, – произнес чиновник, ставя одною рукою ц _ фру на бумаге и передвигая пальцами левой руки два очка на счетах. (Н. Гоголь)

2. Стыла кровь у всех, кто этот волчиц _ н плач слышал, и безумный, смертный страх, отнимая разум, гнал их в щели, в самые глубокие и тесные норы. (Р. Крапп)

3. – Где это ты, зверь, отрезал нос? – закричала она с гневом. – Мошенник! пьяница! Я сама на тебя донесу полиц _ и. Разбойник какой! (Н. Гоголь)

4. Степан Трофимович нарочно глупейшим образом переводил иногда русские пословиц _ и коренные поговорки на французский язык, без сомнения, умея и понять и перевести лучше; но это он делывал из особого рода шику и находил его остроумным. (Ф. Достоевский)

5. Газета может потерять репутац _ ю. Если всякий начнет писать, что у него сбежал нос, то. И так уже говорят, что печатается много несообразностей и ложных слухов. (Н. Гоголь)

6. Частный был большой поощритель всех искусств и мануфактурностей, но государственную ассигнац _ ю предпочитал всему. «Это вещь, – обыкновенно говорил он, – уж нет ничего лучше этой вещи: есть не просит, места займет немного, в кармане всегда поместится, уронишь – не расшибется». (Н. Гоголь)

7. В это время выглянул в дверь ц _ рюльник Иван Яковлевич, но так боязливо, как кошка, которую только что высекли за кражу сала. (Н. Гоголь)

8. Мотор поц _ кал и смолк. (В. Набоков)

9. …Это был молчаливый белолиц _ й человек, со стоявшими дыбом короткими жесткими волосами на кубическом черепe и рыбьим взглядом холодных глаз, – по специальности латинист, а впоследствии довольно видный советский чиновник. (В. Набоков)

10. Я всегда хотел найти верного друга, мы бы с ним музиц _ ровали, он бы в наследство мне оставил дом и цветник. (В. Набоков)

11. Помнишь, мы как-то завтракали в ему принадлежавшей гостинице, на роскошной, многоярусной границе Италии, где асфальт без конца умножается на глиц _ нии и воздух пахнет резиной и раем? (В. Набоков)

12. Все психические заболевания объяснимы подсознательной памятью о несчастьях предков пац _ ента, и если больной страдает, скажем, мегаломанией, то для полного его излечения стоит лишь установить, кто из его прадедов был властолюбивым неудачником. (В. Набоков)

13. Диссертац _ я эта ловко и больно уколола тогдашних славянофилов и разом доставила ему между ними многочисленных и разъяренных врагов. ( Ф. Достоевский)

14. Осклабясь, он скинул свой куц _ й пиджак, снял через голову мохнатую темную фуфайку. (В. Набоков)

15. Но он тогда самбиц _ озничал и с особенною поспешностью распорядился уверить себя раз навсегда, что карьера его разбита на всю его жизнь «вихрем обстоятельств». ( Ф. Достоевский.)

16. Мысль ц _ ническая; но ведь возвышенность организации даже иногда способствует наклонности к ц _ ническим мыслям, уже по одной только многосторонности развития. (Ф. Достоевский)

17. Это была одна галлюц _ нац _ я пред болезнью, тем более, что в ту же ночь он и вправду заболел на целых две недели. (Ф. Достоевский)

18. Она принялась было сама читать газеты и журналы, заграничные запрещенные издания и даже начавшиеся тогда прокламац _ и; но у ней только голова закружилась. (Ф. Достоевский)

19. За границей Шатов радикально изменил некоторые из прежних соц _ алистических своих убеждений и перескочил в противоположную крайность. (Ф. Достоевский)

20. Нац _ ональность, если хотите, никогда и не являлась у нас иначе как в виде клубной барской затеи, и в добавок еще московской. (Ф. Достоевский)

21. В ожидании же устроили почтенному и обиженному Петру Павловичу целую овац _ ю: обнимали и целовали его; весь город перебывал у него с визитом. (Ф. Достоевский)

22. Ощупью направился он влево, к кухонной двери, отыскал ее, прошел сенц _ и спустился по лестнице. (Ф. Достоевский)

23. По-прежнему приятели, по-прежнему попойки, клуб и карты, и репутац _ я атеиста. Мне эта репутация не нравится, Степан Трофимович. (Ф. Достоевский)

24. Даже гулять выходил, для необходимого моц _ ону, только в полные сумерки, когда уже совершенно темнело. (Ф. Достоевский)

25. Все наши еще с самого начала были офиц _ ально предуведомлены о том, что Степан Трофимович некоторое время принимать не будет и просит оставить его в совершенном покое. (Ф. Достоевский)

26. — Алексей Нилыч сами только что из-за границ _ , после четырехлетнего отсутствия, – подхватил Липутин, – ездили для усовершенствования себя в своей спец _ альности. (Ф. Достоевский)

27. Они только наблюдения собирают, а до сущности вопроса или, так сказать, до нравственной его стороны совсем не прикасаются, и даже самую нравственность совсем отвергают, а держатся новейшего принц _ па всеобщего разрушения для добрых окончательных целей. (Ф. Достоевский)

28. Издается в России множество столичных и провинц _ альных газет и других журналов, и в них ежедневно сообщается о множестве происшествий. (Ф. Достоевский)

29. Кстати: здесь скопц _ есть в уезде, любопытный народ. (Ф. Достоевский)

30. Дочь у ней куда-то в Турц _ ю муж завез, и двенадцать лет ни слуху ни духу. (Ф. Достоевский)

31. Она простояла над ним минуты три, едва переводя дыхание, и вдруг ее обнял страх; она вышла на ц _ почках, приостановилась в дверях, наскоро перекрестила его и удалилась незамеченная, с новым тяжелым ощущением и с новою тоской. (Ф. Достоевский)

32. При входе на нашу огромную рыночную площадь находится ветхая церковь Рождества Богородиц _ , составляющая замечательную древность в нашем древнем городе. (Ф. Достоевский)

33. Проснувшись на завтра, свежий как яблоко, тотчас же отправился в ц _ ганский табор, помещавшийся за рекой в слободке, о котором услыхал вчера в клубе, и в гостиницу не являлся два дня. (Ф. Достоевский)

34. – Как так, вы разве пошли бы в пятерку, если б я вам предложил? – брякнул вдруг Верховенский и положил ножниц _ на стол. (Ф. Достоевский)

35. Он решился отнестись прямо в газетную экспедиц _ ю и заблаговременно сделать публикац _ ю с обстоятельным описанием всех качеств, дабы всякий, встретивший его, мог в ту же минуту его представить к нему или, по крайней мере, дать знать о месте пребывания. (Н. Гоголь)

36. Не стану описывать в подробности картину пожара: кто ее на Руси не знает? В ближайших проулках от пылавшей улиц _ суета и теснота стояли непомерные. (Ф. Достоевский)

37. Оказалось, что одна помещица, Надежда Егоровна Светлиц _ на, велела ей еще вчера поджидать себя в Хатове и обещалась довезти до Спасова, да вот и не приехала. (Ф. Достоевский)

38. Варвара Петровна схватила ее за руку, как коршун ц _ пленка, и стремительно потащила к Степану Трофимовичу. (Ф. Достоевский)

39. Главное томило всех то, что из всей представлявшейся путаниц _ ничего нельзя было извлечь общего и связующего. (Ф. Достоевский)

40. Вода лизала низкий берег, покрытый тростниками, нарц _ ссами и напряженной плотью нераспустившихся ирисов. (Дж. Апдайк)

41. Самое благородное и безупречное негодование загорелось в душе ее, когда, надевая шаль, она поймала на себе смущенный и недоверчивый взгляд своей воспитанниц _ . (Ф. Достоевский)

42. Был, например, один момент в «Раковом корпусе» у Солжениц _ на, когда русская проза, а с нею и сам писатель, подошли на расстояние двух или трех абзацев к решающему прорыву. (И. Бродский)

43. Потому что – потерпите, дети, страдать осталось всего семь минут – хотя потенц _ ально каждая клетка в отдельности бессмертна, но, добровольно приняв на себя дифференцированную функцию внутри организованного содружества клеток, она попадает в неблагоприятную среду.(Дж. Апдайк)

44. Туша бронтозавра весила тридцать тонн, а мозг – всего две унц _ и. (Дж. Апдайк)

45. Но подобно тому, как на листе бумаги, заштрихованном черным карандашом, проступают стершиеся, давным-давно закрашенные на крышке парты иниц _ алы и надписи, эта картинка снова оживила во мне тоску и страх за отца. (Дж. Апдайк)

46. Мальчик хотел стать доктором медиц _ ны, но не доучился и вот стал живодером. (Дж. Апдайк)

47. Утки и лягушки наперебой хрипло и ликующе кричали на заболоченном озере, проглядывавшем сквозь заросли вишен, лип, акац _ й и диких яблонь. (Дж. Апдайк)

48. Я всегда пил здесь лимонад, как бы прощаясь с ц _ вилизац _ ей перед тем, как нырнуть в ту темную глушь, которая по какой-то нелепой ошибке стала нашим домом. (Дж. Апдайк)

gramota.ru

Буквы И, Ы после Ц в разных частях слова. Урок русского языка в 5-м классе

Тип – урок открытия нового знания.

Цели урока:

  • организация работы для открытия и закрепления нового знания;
  • развитие интереса к словарному богатству русского языка;
  • сохранение и развитие умения слушать и слышать.
  • Задачи урока:

    • обеспечение формирования культуроведческой компетентности и целостной системы ведущих знаний по теме «Буквы И, Ы после Ц в разных частях слова»;
    • целенаправленное развитие речевой активности и зрительной орфографической памяти;
    • развитие умения связно излагать мысли;
    • извлечение новой информации, преобразование и применение её.
    • Планируемые результаты:

      • ученики сформируют систему правил о том, как пишутся слова с буквами и, ы после ц;
      • смогут на практике применять теоретические знания: грамотно писать слова с данной орфограммой, видеть её в тексте и слышать в устной речи.

      Оборудование урока: компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, слайдовая презентация, иллюстрации, учебник, словари.

      Этапы и ход урока

      Психологический настрой учащихся.

      Улыбнитесь, дети! Вспомнив текст домашнего задания, пожмите друг другу руку. Садитесь, девочки, а теперь – мальчики.

      Так же, как обменялись рукопожатиями, предложите свою работу товарищу для проверки. Выступая в роли учителя, не забывайте наше «мозаичное» правило: Язык мой – друг мой. (Не вредить самому себе и окружающим неосторожными высказываниями, привычкой говорить лишнее, не подумав). (Слайд 1)

      1. Мобилизующий этап.

      Учитель. Дети, сегодня мы посетим театр, не выходя из класса. Вы будете играть разные роли, то есть применять “мозаичное” правило: И швец, и жнец, и на дуде игрец. (Качественно и ответственно выполнять разнообразные обязанности в семье и школе).

      Доброжелательными учителями вы поработали: тактичная взаимопроверка закончена, аргументированные оценки поставлены. А сейчас вы – детективы из агентства «Зоркий глаз». У каждого настоящего детектива есть заветная записная книжка. У вас – это тетрадь. Открываем её, пишем – Двенадцатое октября. Классная работа.

      По имеющимся приметам звука необходимо найти в стихотворении О. Кургузовой букву и выписать слова с ней, распределив их по каким-то признакам в два столбика. Итак, две задачи: найти и оформить!

      Приметы – «согласный; глухой непарный; твёрдый непарный». (Слайд 2)

      Учитель. Докладывайте, детективы!

      Ученики. Это буква Цэ. Слов с этой буквой найдено двенадцать. Распределены по следующим признакам: Ы после Ц – И после Ц

      Учитель. Молодцы, детективы! Запишем эти слова в столбики на доске. (Дети записывают слова, выходя по одному к доске). Следующая задача: выяснить, в каких частях слова стоят И, Ы после Ц?

      Ученики. Данные буквы замечены в корнях (например, цыплёнок, циркуль. ), суффиксах (например, львицын, у медведицыной. ); в окончаниях (например, из больницы, у львицы. ); в словах на -ция (например, ситуация, на станцию. )

      2. Формулирование темы и целей урока.

      Учитель. Как вы считаете, уважаемые детективы, о чём пойдёт в дальнейшем речь?

      Ученики. Мы отыскали букву по её характерным звуковым признакам. Слова с ней распределили, учитывая гласные, стоящие после неё.

      Вывод: речь пойдёт о написании букв И, Ы после Ц. Значит, тема урока «Буквы И, Ы после Ц в разных частях слова».

      Учитель. Исходя из темы урока, сформулируйте его цели. Используйте для этого запись

      Цели (Слайд 3):

      1) запомнить условия, при которых. ;

      2) отрабатывать навык написания, обосновывая выбор . ;

      3) повторить изученный материал: . после шипящих и . гласные в корне слова; разбор слова . ; . разбор простого предложения;

      4) продолжить «Путешествие по . тропе».

      1) запомнить условия, при которых пишутся и, ы после ц;

      2) отрабатывать навык написания, обосновывая выбор и, ы;

      3) повторить изученный материал: гласные после шипящих и безударные гласные в корне слова; разбор слова по составу; синтаксический разбор простого предложения;

      4) продолжить «Путешествие по этимологической тропе». (Слайд 4 появляется после выступлений учеников)

      3. Изучение нового материала.

      Учитель. Какие же вы умные детективы! А теперь приступим к реализации целей урока. Я прочитаю несколько слов, а вы внимательно послушайте и ответьте на вопрос: какие повторяющиеся звуки слышатся во всех словах? Читаю: цирк, цифровой, циркуль, лекция, бледнолицый, цыплёнок, львицын, птицы

      Учитель. А посмотрите, как написано на доске. (Доска сначала закрыта)

      Звук один, но пишутся разные буквы, и наша с вами задача – разобраться, в каких случаях после «ц» пишется «и», а в каких – «ы».

      Слова первого столбика прочитайте внимательно, обратите внимание на то, в какой части слова находится орфограмма? А какое слово лишнее? (Если сбиваются, то нужно вывести на подобные слова с «-ция»: конференция, авиация, милиция)

      Ученики. Орфограмма находится в корне, а лишнее слово «лекция».

      Учитель. Верно! В русском языке есть слова, которые заканчиваются на -ция, и все они пишутся с буквой и. Итак, буква и пишется после ц в двух случаях. В каких?

      Ученики. И после ц пишем в корне и на -ция.

      Учитель. Теперь переходим к словам второго столбика. Уважаемые детективы, в какой части слова обнаружена искомая орфограмма и нет ли лишнего?

      Ученики. Проведя расследование, выявили места нахождения и, ы после ц в корне, суффиксе и окончании. Но так как мы только что сделали вывод о написании и после ц, то слово цыплёнок исключается из второго столбика.

      Учитель. Правильно, всеведущие детективы! В слове цыплёнок орфограмма находится в корне и, согласно первому правилу, мы должны были написать и, а не ы. Но ни одно правило не обходится без исключений. Написание ци в корне – историческое явление. Слова с таким буквосочетанием являются обычно иноязычными, например: слово цивилизация из лат. сivilis, слово цитата – лат. citatum. В русском же языке буква ц передает твердый звук, после которого может произноситься только [ы], но не [и]. Поскольку заимствованных слов с ци в корне подавляющее большинство, то русские слова с цы в корне (цыган, на цыпочках, цыпленок, цыкнуть, цыц) попали в исключения. (Слайд 5)

      Учитель. Итак, юные детективы, в каких случаях пишем ы после ц?

      Ученики. После ц пишется ы: в окончаниях существительных и прилагательных; в суффиксе имён прилагательных -ын-; в исключениях цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыц, цыкать и в словах, от них образованных, например, цыганский, цып-цып, цыплячий.

      4. Актуализация знаний учеников.

      Учитель. Благодарю вас, уважаемые детективы, за профессиональное расследование! А так как сбором, хранением и обработкой информационного материала занимается информатика, то сейчас, дети, вам поручается роль ведущих программистов из группы «Монитор». Вы обработаете собранную информацию и сохраните её в виде опорной схемы. Прочитайте правила учебника, а затем положения текста оформите в стратегии граф.

      Ученики читают правило в учебнике на стр.39 и оформляют граф.(Слайд 6)

      Учитель. В компьютерном варианте это можно сделать в виде графической схемы, которая даёт представление об алгоритме применения орфографического правила.

      5. Закрепление изученного.

      Учитель. Прекрасно справились с работой умные программисты! При выполнении последующих заданий нам поможет стратегия граф. Дорогие артисты, у вас роли внимательных писарей из бюро «Грамотей».

      Ученики выполняют упражнение 462 – комментированное письмо.

      Учитель. Молодцы, дети! А сейчас вы должны войти в роль точных ловцов спецгруппы «Острый слух». Хоть и говорят, что слово не воробей, вылетит – не поймаешь, но ваша задача – поймать и поместить в своеобразные корзинки «И» – «Ы» слова. Какие, как вы считаете, бывшие детективы?

      Ученики. Слова на букву «Цэ».

      Учитель. Верно. Итак, в роли чтецов выступают (имена 2-3 учеников).

      Чтецы зачитывают предложения из упражнения 463.

      Учитель. Проверка – сколько слов в корзине И? А в корзине Ы? Зачитывает ловец, у которого слов больше. За слово – балл. Не то слово в нужной корзине – снять балл.

      Учитель. Релаксация. А сейчас – антракт! (Звучит спокойная музыка, показываются фотографии цветов, растущих в родной сторонке).

      Для вас, талантливых актёров, эти прекрасные цветы!

      И сейчас вы можете превратиться в них. Давайте попробуем! Сядьте на корточки, опустите голову и руки. Представьте, что вы маленькое семечко, из которого вырастет большой и красивый цветок. Представили? Отлично! Теперь тёплый-тёплый луч солнца достиг земли и согрел вас. Тогда проклюнулся росток. И вот из ростка стал вырастать прекрасный цветок. Стали расти вы! Начинайте медленно вставать. Расти-расти. и вот вы уже какие большие! Теперь разведите руки в стороны. Вы нежитесь на солнышке, подставляете теплу и свету каждый лепесток. Улыбнитесь, приподнимите подбородок, представьте, что вы смотрите на солнышко, медленно поворачивайте голову вправо-влево. Вам спокойно, приятно. Вам очень хорошо.

      Теперь соедините свои ладони. Пусть это будет бутон. На него дует ветерок – подуйте на свои ладошки. Бутон не раскрывается. А ветер всё продолжает дуть. Он усиливается. Дуйте на ладони всё сильней и сильней!

      Но вот выглянуло солнышко, ветер стих. Согрейте своим дыханием ладошки. Стало тепло и хорошо. Бутон начал раскрываться. Начинайте медленно разводить свои пальчики в сторону. Бутон раскрылся! Улыбнитесь ему!

      И роли прекрасных цветов сыграны на «бис»! А знаете, мои славные артисты, К.Ушинский утверждал, что «всякий шаг вперёд должен опираться на повторение прежнего». Пора, уважаемые актёры, сыграть роли мудрых археологов экспедиции «Из глубины веков». (Слайд 7) Ваша задача – работая в группах, представить текст в полном объёме. Занимаясь раскопками и восстановлением письменного объекта, не забывайте вспомнить прежде изученное и воспользоваться знаниями.

      Ученики сначала читают текст с доски, затем списывают, распределив в группе, абзацы.

      Учитель. Уважаемые археологи, представьте свои находки, объясняя орфограммы.

      – Есть ли в тексте предложение, соответствующее схеме А: «П!»

      – Произведите выборочное комментированное письмо слов с орфограммой «Гласные после шипящих».

      – Синтаксический разбор последнего предложения в тексте.

      – Какие орфограммы, уважаемые археологи, вы ещё обнаружили при восстановлении объекта?

      Ученики выполняют задания.

      Учитель. Благодарю за умелое использование знаний, мудрые археологи! А сейчас, дети, вы продолжите играть свою давнюю роль любознательных почемучек, но будете при этом и рассудительными толкователями сообщества «Почемучляндия». Отгадав загадку, узнаете слово, значение которого надо растолковать:

      Ученики. Это цифры.

      Учитель. Измените, уважаемые толкователи, число этого существительного и поработайте со словарём.

      Ученики из толкового словаря делают выписки.

      Учитель. Вот ещё одно слово для толкования – гостинец. Измените число и этого существительного. Можете сказать, не заглядывая в словарь, что значит гостинец?

      А вот интересно, почему мы так говорим: цифра, гостинцы?! (Слайд 8).

      Учитель. Сейчас у вас будут роли словообразователей. Вы поработаете в офисе «Слово». Я читаю толкование, а вы хором дружно произносите, а потом записываете его одним словом. Отмечаете орфограмму, которую мы поместили в стратегии «граф».

      Массовое шествие (демонстрация);устное изложение какой-нибудь темы (лекция);

      стриженый и крашеный мех овцы (цигейка);знак, обозначающий количество (цифра);артист цирка (циркач);массы ветра, несущие осадки (циклон);ребёнок курочки-рябы (цыплёнок);учебная принадлежность для черчения кругов (циркуль);высокая твёрдая шляпа с небольшими полями (цилиндр);апельсины, мандарины, лимоны (цитрусы);в древнегреческой мифологии одноглазый великан (циклоп);два кольца, два конца, посредине гвоздик (ножницы);музыкальный струнный инструмент с деревянными молоточками (цимбалы).

      Цыплёнок в цирке выступал,
      Играл он на цимбалах,
      На мотоцикле разъезжал,
      И цифр он знал немало.
      Он из цилиндра доставал
      Морковь и огурцы,
      И только одного не знал:
      Где после Цэ – и, где ы. (Слайд 9)

      А вы, дорогие артисты, теперь знаете? Сейчас проверим!

      Минутки отдыха. У нас в классе тихий разговор «По секрету всему свету» – расскажите, пожалуйста, друг другу правило написания И, Ы после Ц и поделитесь впечатлениями от вашей артистической игры – какая роль вам пришлась больше по душе.

      Подготовленный ученик. (После разговора читает шуточное стихотворение, а дети, слыша И после Ц поднимают руки вверх, а Ы после Ц – руки не поднимают, кулачки сжимают.) (Слайд 10)

      Учитель. Открою вам ещё один секрет!

      На доске написаны слова

      [э] [ы] – звуки записываются позже

      Слово «цепь» состоит из одного слога, и, естественно, что ударение падает именно на него. Какой звук вы слышите в этом слове после буквы Цэ? ([э])

      А если мы образуем от этого слова другое, родственное, например, «цепочка», где ударение падает не на первый слог, тогда какой звук вы услышите после Цэ? ([ы])

      Правильно, уважаемые артисты! В слове цепь мы слышали [э], во втором – цепочка[ы], хотя буква после ц пишется одна – е! Дело в том, что в безударном положении гласная после ц слышится не очень отчётливо, не в полную силу. Но стоит поставить её под ударение, то мы услышим звук [э], слово цепочка проверяем однокоренным цепь. А в словах циркуль или цыплёнок этого сделать нельзя, так как звуки, которые обозначают буквы и, ы не зависят от ударения. Услышали секрет?

      А теперь для вас роль адекватного и справедливого критика: поставьте себе оценку, проанализировав свою артистическую работу. Можно воспользоваться таким началом:

      • «Оказывается. «
      • «Я понял, что. «
      • «Никогда не думал, что. «
      • «Меня обрадовало, что. «
      • А закончить работу так:

        • «Усвоил, что. «
        • «Могу по секрету объяснить, как. «
        • «Хочу поделиться знанием. «
        • Решите, какая оценка пойдёт в журнал: ваша или та, что поставил одноклассник за домашнее задание. Пользуйтесь нашим «мозаичным» советом: Семь раз примерь – один отрежь. (Тщательно всё обдумать и предусмотреть перед началом серьёзного дела).

          Ученики пишут, потом зачитывают. Оценки учитель ставит в журнал.

          Учитель. Выполнять домашнее задание, юные актёры, вы будете в роли опытных путешественников. Вам выдаётся карта с текстом. У вас есть компас-граф и компас-словарь. Удачи на этимологической тропе! (Слайд 11)

          Ц..плята весь день на ц..новке л..жали.
          Ц..плята ц..нгою ужасно страдали.
          Ц..ган их (на) ц..почках водит (в) б..льницу.
          Велел им там доктор ц..булей лечит(ь?)ся.
          Был доктор (в) халате, как в панц..ре жук.
          «Ц..буля, – ск..зал, – не микстура, а лук!»
          Ю.Халфин.

          1. Вставить пропущенные буквы и раскрыть скобки.

          2. Растолковать слова «циновка», «цинга», «панцирь», «микстура».

          3. Приветствуется использование «мозаичного» правила: Я – последняя буква в алфавите, да аз – первая. (Я – талант. Реализовать способности.»Аз» и «я»– личные местоимения первого лица единственного числа – являются синонимами). Желающие могут написать стихи, используя слова на изученное правило.

          Пожмите, дети, руки друг другу, поблагодарив и пожелав добра и успехов! Сердечное спасибо вам, мои любознательные ученики-артисты, за мой лучший урок!

          Деятельность педагога: создание положительной мотивации; целевая установка; управление процессом осознания, познания и приобретения знаний, умений и навыков; организация самостоятельной, творческой деятельности учеников и анализ их действий; организация доброжелательной атмосферы «включённости» каждого пятиклассника в учебную работу; оказание помощи детям, не успевающим за темпом работы класса; техническое обслуживание; ответы на вопросы детей; подведение итогов; аргументированная оценка деятельности каждого ученика.

          Деятельность обучающихся: восприятие, приобретение и систематизация новых знаний, умений и навыков; практическая деятельность по самостоятельному решению возникающих проблем; продумывание ответов (припоминание, сравнение, анализ, синтез); слуховое восприятие (слушание) и осмысление материала; чтение и осмысление текста; выполнение заданий (выделение нужного, воспроизведение, ответы на вопросы); зрительное восприятие (рассматривание, анализ, обобщение); упражнения (по письменной инструкции, под руководством учителя, по алгоритму, самостоятельно); самоконтроль, самоанализ (самооценка) и взаимопроверка достижений.

          xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

          Тема урока «Правописание Ы – И после Ц»

          Цели:

          • Обучающие:
            • познакомить с новым опознавательным признаком – наличием ц перед гласным, с правописанием ы-и после ц;
            • учить обосновывать выбор гласных ы-и после ц в корнях, суффиксах и окончаниях;
            • повторить правописание о-ё после шипящих в корне слова, безударных гласных корня, пунктуацию в сложном предложении;
            • пропедевтически познакомить с правописанием -онн- в прилагательных.
            • Развивающие:
              • развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать;
              • расширить лексический запас учащихся.
              • Воспитательные:
                • вызвать интерес к урокам русского языка.
              • Оборудование: плакат с алгоритмами, текст стихотворения, дифференцированные карточки, рабочие тетради.

                I. Организационный момент

                – Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня мы продолжим работу в нашей небольшой научной лаборатории, узнаем к концу урока , кто самый внимательный, находчивый, активный на уроке.

                II. Объяснение нового материала

                – Мы начинаем изучать новую орфографическую тему, познакомимся с новым для вас правилом. Обратимся к материалу для наблюдений и определим тему урока. ( Материал для наблюдений на доске пока закрыт).

                Станция улицы
                Цирк синицын
                цыплёнок

                – Какие звуки слышатся во всех этих словах? Дайте характеристику согласному звуку. (ц) Этот звук сегодня будет гостем нашего урока. А вот и слово, в котором живёт этот звук. (Открываю материал для наблюдений) Посмотрите, как написано на доске. (Цы и ци)
                – Почему же так? Наша задача – разобраться, когда после ц нужно писать Ы, а когда – И. Какова же тема нашего урок? Помогите мне сформулировать ее.
                «Правописание ы-и после ц».

                – Чтобы узнать, когда после ц пишется ы, а когда – и, продолжим наши наблюдения. Прочитайте выразительно стихотворение.

                Цыплёнок в цирке выступал,
                Играл он на цимбалах,
                На мотоцикле разъезжал,
                И цифр он знал немало.
                Он из цилиндра доставал
                Морковь и огурцы
                И только одного не знал,
                Где пишут ЦИ, где ЦЫ.

                – К какому стилю относится этот текст?
                – Что такое цимбалы?
                – Назовите слова с ы и И после ц (Цыпленок, цирк, цимбалы, мотоцикл, цифр, огурцы).
                – Цыпленок не знал, где пишутся ЦЫ, где ЦИ. А вы знаете? Сейчас мы и обратимся к правилу на стр. 173 нашего учебника. Прочитайте правило. (Дети читают правило вслух).
                – Когда же после Ц пишется Ы, а когда И?
                – Запишем в тетради примеры слов, когда пишется Ы:

                1) В окончаниях слов: птицы, огурцы, синицы.
                2) Второй случай, когда пишется Ы – в суффиксе ЫН: сестрицын, лисицын, волчицын.
                3) В корнях слов-исключений пишется Ы: цыган, цыплёнок, цыкнуть, на цыпочках, цыц, цып-цып. Эти слова нужно запомнить.

                – А чтобы вы не забыли, я прочитаю вам ещё одно стихотворение, в которое входят все эти слова. Запишите эти слова из стихотворения в тетрадь.

                Цыган цыплёнка увидал,
                Заиграл на скрипочке,
                А цыплёнок услыхал –
                Станцевал на цыпочках.

                Цыц, ребята, не шуметь,
                А то цыган собьётся,
                Перестанет скрипка петь,
                Наш урок сорвётся.

                – Ну что, цыплята, вам всё понятно? (Да)

                Прозвучал для вас, ребята,
                Нашь урок про ЦИ и ЦЫ.
                Кто не понял, те цыплята,
                Кто запомнил, молодцы!

                – Прочитайте слова, которые выписали. (Цыган, цыплёнок, на цыпочках, цыц, цыкнуть (прикрикнуть).
                – Цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул «цыц» – формула общеизвестная.
                – А когда же пишем после ц И?
                – В корнях слов: цирк, цифра и др.
                – В словах на —ция: лекция, секция, коллекция и др. Эти слова оканчиваются на -ция, а окончание Я, а ЦИ – входит в состав корня.
                Правило, которое мы сегодня изучаем, сложное, правило-инструкция, поэтому нам необходимо составить алгоритм, схему рассуждения (плакат перед учащимися).

                Правописание Ы-И после Ц

                III. Закрепление изученного

                1. Устный орфографический разбор (Учащиеся объясняют устно правописание слов , написанных на доске, пользуясь алгоритмом).

                делегация, цилиндр, птицын, синицы, смуглолицый.

                2. Словарный диктант. (Учитель диктует, учащиеся объясняют правописание каждого слова, пользуясь алгоритмом).

                панцирь, Царицыно зеркальце, чёрная цигейка, цыганский, весёлая репетиция, певчие птицы, циклон, громко цыкать, жёлтый цыплёнок, зацвела акация, цыц всем.

                3. Предупредительный распределительный смысловой диктант. (Узнать слово по лексическому значению и записать в два столбика.)

                1) Детёныш курицы (цыплёнок).
                2) Знак для обозначения числа на письме (цифра).
                3) Одноглазое мифологическое существо (циклоп).
                4) Инструмент для вычерчивания окружности (циркуль).
                5) Человек, наблюдающий за порядком на улице (милиционер).
                6) Встать на кончики пальцев (на цыпочки).
                7) Род перчаток с отделением только для большого пальца (рукавицы).

                – Прочитайте слова ,когда после Ц написали И, а когда – Ы .
                – Итак, с чем познакомились сегодня на уроке?

                IV. Задание на дом: п. 86, упражнение №446.

                V. Итог урока. Диагностическая работа

                1. Вставьте пропущенные буквы Ы или И после Ц. Обозначьте условия выбора букв Ы или И после Ц.

                Морские границ…, сестриц…н платок, редакц…я газеты, ц…ган, ц…рк, ц…плёнок, большая ц. стерна, новый ц…ркуль, певчие птиц… .

                2. Выпишите из данной группы слова только на изученную орфограмму (буквы Ы—И после Ц).

                Ра…писание, бе…шумный, лекц…я, ш…пот, ц…плёнок, под…езд, ц…фры, под…рить, на ц…почках, лисиц…н хвост.

                Прослушать лекц..ю, написать ц…фры, узкие улиц…, мотоц…кл, вырастить ц…плят, на ц…почках, спортивная секц…я, лисиц…н хвост, ц…рковой артист.

                2. Выпишите из данной группы слова только на изученную орфограмму.

                Ра…порядок, ц…ркуль, р…сток, св…вают, ц…ган, ш…пот, синиц…н, сл…жение, станц…я, панц…рь.

                3. Составьте 2 сложных предложения, используя слова и словосочетания из первого задания, подчеркните грамматические основы.