Лекция 8. Правовое регулирование семейных отношений с участием иностранного элемента

2. Брак и развод при наличии иностранного элемента

Форма и порядок заключения брака на территории РФ определяются законодательством РФ. Исключением является заключение браков иностранных граждан в консульствах или дипломатических представительствах страны, гражданами которой они являются.

При заключении брака на территории РФ независимо от гражданства будущих супругов брак должен быть заключен:

— в органах загса;

— при личном присутствии лиц, вступающих в брак;

— по общему правилу — по истечении месяца со дня подачи заявления в органы загса.

Не порождает правовых последствий:

— брак, совершенный по религиозным обрядам;

— фактические брачные отношения.

При этом отказ органа загса в регистрации может быть обжалован в суд лицами, желающими вступить в брак.

Условия заключения брака на территории РФ определяются для каждого из лиц, вступающих в брак, законодательством государства, гражданином которого лицо является в момент заключения брака.

Наряду с применением законодательства страны гражданства вступающего в брак лица, п. 2 ст. 156 С К предписывает применительно к условиям заключения брака иностранных граждан соблюдение требований и российского законодательства, а именно ст. 14 СК, согласно которой не допускается заключение брака:

— между лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке;

— близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами);

— усыновителями и усыновленными;

— лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства;

— в отношении обстоятельств, препятствующих заключению брака. Соблюдения других условий заключения брака, предусмотренных СК, например, правила о брачном возрасте (ст. 13 СК), в данном случае закон не требует.

Если иностранное законодательство устанавливает более жесткие требования по сравнению с российским, эти требования должны быть выполнены.

Условия заключения брака лицом без гражданства на территории РФ определяются законодательством государства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства.

Браки между гражданами РФ, проживающими за пределами территории РФ, заключаются в дипломатических представительствах или в консульских учреждениях РФ.

При расторжении брака между гражданами РФ и иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также брака между иностранными гражданами на территории РФ применяется законодательство РФ.

Раздел имущества, право на алименты и личные неимущественные правоотношения супругов после развода определяются в соответствии со ст. 161 СК, которая предписывает применение к указанным правам и обязанностям законодательства государства, на территории которого супруги имеют совместное место жительства, а при отсутствии совместного места жительства -законодательством государства, на территории которого они имели последнее совместное место жительства.

Гражданин РФ, проживающий за пределами РФ, имеет право расторгнуть брак с проживающим за пределами территории РФ супругом независимо от его гражданства в суде РФ.

Расторжение брака в суде РФ возможно и при отсутствии другого супруга, если он был извещен о рассмотрении дела, но не пожелал в нем участвовать.

Разводы иностранных граждан между собой за границей признаются в РФ действительными, если они действительны в стране, где брак был расторгнут.

netprava.ru

Правовое регулирование брака и развода при наличии иностранного элемента

Московский гуманитарно-экономический институт

Реферат

Учебная дисциплина: «Семейное право»

Тема №:16 «Правовое регулирование брака и развода при наличии иностранного элемента»

Содержание

1. Введение. 3

2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БРАКА ПРИ НАЛИЧИИ ИНОСТРАННОГО ЭЛЕМЕНТА. 6

2.1. КОНСУЛЬСКИЕ БРАКИ. 11

2.2. НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ БРАКА. 15

3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАСТОРЖЕНИЯ БРАКА С УЧАСТИЕМ ИНОСТРАННОГО ЭЛЕМЕНТА. 17

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 24

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ. 27

1. Введение.

Материально-правовые нормы семейного права различных государств имеют большое разнообразие, что порождает на практике возникновение коллизий при решении различных вопросов правоотношений с иностранным элементом. Наряду с особенностями экономического строя существенное влияние на регулирование семейных отношений оказывают национальные, бытовые, религиозные особенности и традиции.

Для семейного права ряда государств характерно главенство мужа; во многих странах до сих пор сохраняется неравноправное положение мужа и жены в семье. Гражданские кодексы этих государств установили брачный договор, который заключается до брака и закрепляет, прежде всего, права мужа на имущество жены.

Образование СНГ, повлекшее за собой установление границ между Россией и бывшими союзными республиками СССР, стало основанием для появления иностранцев из так называемого ближнего зарубежья. И разнообразные контакты с ними как делового, так и личного характера порождают множество проблем, связанных с применением российского семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства.

С 1 марта 1996 года вступил в силу новый Семейный кодекс Российской Федерации. Нормы Семейного кодекса, посвященные регулированию семейных отношений с участием иностранных граждан, разработаны с учетом соглашений и конвенций, участником которых является Россия, и прежде всего — Конвенции стран — членов СНГ «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам», мировой законодательной практики

Иностранными гражданами признаются в России лица, не являющиеся российскими гражданами и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства. К таким доказательствам относятся национальные паспорта или заменяющие их документы. Под категорию иностранных граждан подпадают и лица, обладающие подданством иностранного государства (понятие «подданство» сохранилось в некоторых странах с монархической формой правления, хотя по содержанию оно фактически равнозначно понятию «гражданство»).

Статья 62 Конституции РФ допускает двойное гражданство российского гражданина в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Ситуация двойного гражданства возникает обычно из-за применения государствами разных принципов при решении вопросов приобретения гражданства. Например, женщина — при выходе замуж за иностранца, если по законам его государства жена должна следовать гражданству своего мужа. Согласно ст. 3 Закона «О гражданстве Российской Федерации» российскому гражданину может быть разрешено по его ходатайству иметь одновременно гражданство другого государства, но только такого, с которым имеется соответствующий международный договор. Этот договор должен прямо предусматривать право граждан договаривающихся государств иметь одновременно гражданство обоих этих государств.

Признание в соответствии с Конституцией РФ двойного гражданства лишь в указанных, строго ограниченных случаях означает, что общий принцип, по которому за лицом, состоящим в гражданстве Российской Федерации, не признается принадлежность к гражданству другого государства (ч. 1 ст. 3 упомянутого Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации» в редакции закона от 17 июня 1993 г.), продолжает действовать. Поэтому российский гражданин, имеющий доказательства принадлежности к гражданству иностранного государства, будет при отсутствии соответствующего международного договора рассматриваться в России только как российский гражданин.

Лица без гражданства — это лица, которые, не являясь гражданами Российской Федерации, не имеют доказательств своей принадлежности и к гражданству иностранного государства. Исходя из ст. 15 Всеобщей декларации прав человека, провозгласившей право каждого на гражданство, Россия стремится к устранению и предотвращению без гражданства проживающих на ее территории лиц. Согласно ст. 7 Закона о гражданстве российское государство поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства и не препятствует приобретению ими иного гражданства.

Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в России правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ (п. 3 ст. 62 Конституции РФ).

Конституция, таким образом, приравнивает иностранных граждан и лиц без гражданства к российским гражданам, т.е. устанавливает для этих лиц национальный режим. Это относится и к правам и обязанностям в семейных отношениях. Правило о национальном режиме соответствует общепризнанным нормам международного права.

Таким образом, иностранные граждане и лица без гражданства независимо от места их жительства вправе, как и российские граждане, вступать на территории России в брак, расторгать его, иметь права и обязанности супругов, родительские права и т.д.

Вместе с тем, надо иметь в виду, что п. 3 ст. 62 Конституции РФ (как и ранее действовавшее законодательство) допускает возможность изъятий из национального режима. Отклонения от национального режима (в сторону ограничения прав или, наоборот, их расширения по сравнению с правами российских граждан) могут быть согласно Конституции установлены только федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Введение особых правил для иностранных граждан в каких-либо других актах неправомерно.

В разделе УП Семейного кодекса Российской Федерации рассматриваются не только семейные отношения с участием иностранных граждан и лиц без гражданства, но и семейные отношения с участием только российских граждан, если эти отношения связаны с территорией иностранного государства.

Решается вопрос о том, право какого государства подлежит применению к тем или иным семейным отношениям, связанным как с российской, так и с иностранной правовой системой (коллизионные нормы). Связь с иностранной правовой системой может заключаться в том, что супруги имеют разное гражданство, ребенок — российский гражданин усыновляется иностранным гражданином, супруги проживают в иностранном государстве и т.п.

2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БРАКА ПРИ НАЛИЧИИ ИНОСТРАННОГО ЭЛЕМЕНТА.

В современных условиях международного сотрудничества наблюдается увеличение числа браков российских граждан с иностранцами.

В Российской Федерации регистрируются браки как между отечественными гражданами и иностранцами, так и между иностранцами, в том числе и между гражданами различных государств.

При заключении браков на территории России независимо от гражданства будущих супругов форма заключения брака определяется согласно п. 1 ст. 156 Семейного кодекса Российской Федерации. Это значит, что брак должен заключаться в органах записи актов гражданского состояния (ст. 1 и 10 СК РФ). Браки, совершенные в России по религиозным обрядам, а также по обрядам на основе обычаев, не порождают правовых последствий.

Российским законодательством определяется и порядок заключения браков на территории России, причем и в случае, если один из будущих супругов — иностранный гражданин или даже оба будущих супруга — иностранные граждане. Брак совершается в личном присутствии лиц, вступающих в брак, как правило, по истечении месяца со дня подачи ими заявления в органы записи актов гражданского состояния. Государственная регистрация заключения брака производится в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния. Отказ в регистрации брака может быть обжалован в суд (ст. 11 СК РФ ).

Правило п. 1 ст. 156 СК соответствует существующей практике и действовавшему ранее законодательству. И в иностранных государствах форма и порядок заключения брака по общему правилу подчиняются законодательству места вступления в брак (Болгария, Венгрия, Польша, Португалия, Чехия, Швейцария и т.д.). Наряду с этим общим правилом действуют иногда и другие дополнительные коллизионные нормы. Например, в Австрии форма брака подчинена австрийскому законодательству, если брак заключается в Австрии, и закону гражданства каждого из будущих супругов, если брак заключается за пределами страны. В последнем случае достаточно также соблюдения предписаний (относительно формы) законодательства места заключения брака (П 16 австрийского закона о международном частном праве, 1978 г.). В договорах России о правовой помощи форма заключения брака подчиняется обычно законодательству государства, на территории которого он заключается. Вопрос о форме и порядке заключения брака решается только применительно к случаю, когда супруги вступают в брак в России (так называемая односторонняя коллизионная норма).

Согласно п. 2 ст. 156 Семейного кодекса условия заключения браков с иностранными гражданами на территории России определяются для каждого из лиц, вступающих в брак, законодательством государства, гражданином которого лицо является. Так, при заключении брака российской гражданки с гражданином Бельгии в отношении последнего должны быть соблюдены требования бельгийского законодательства о брачном возрасте, необходимости согласия на вступление в брак, препятствиях к браку, а в отношении российской гражданки -требования ст. 12 — 15 Семейного кодекса.

Поскольку семейное законодательство отнесено п.п. «к» п. 1 ст. 72 Конституции РФ к совместному ведению Федерации и субъектов Федерации, а ст. 13 Семейного кодекса РФ допускает регулирование некоторых условий вступления в брак и законодательством субъектов Российской Федерации возможны особенности в регулировании условий заключения брака в субъектах Федерации, то такие особенности должны быть учтены.

Если в России заключается брак двух иностранных граждан, к каждому из них должно применяться законодательство государства, гражданином которого лицо является.

Факт принадлежности лица к гражданству того или иного государства определяется согласно п. 2 ст. 156 Семейного кодекса РФ на момент заключения брака. Тем самым исключаются возможные споры по поводу подлежащего применению законодательства в случае изменения супругами гражданства.

Наряду с применением законодательства страны гражданства вступающего в брак лица п. 2 ст. 156 Семейного кодекса РФ предписывает применительно к условиям заключения брака иностранных граждан соблюдение требований и российского законодательства, а именно ст. 14 Семейного кодекса РФ в отношении обстоятельств, препятствующих заключению брака.

Что касается других условий заключения брака, предусмотренных СК, например, правила о брачном возрасте (ст. 13 СК РФ), то соблюдения их в данном случае закон не требует. Поэтому возможно заключение браков и с лицами моложе 18 лет, если это правомерно по законодательству иностранного государства, гражданином которого является супруг. Например, при заключении в России брака между российским гражданином и болгарской гражданкой условия заключения брака для российского гражданина будут определяться по ст. 12 — 15 СК РФ, а для болгарской гражданки — по Семейному кодексу Болгарии, в том числе по нормам этого кодекса о брачном возрасте и о препятствиях к заключению брака. Но, кроме этого, необходимо констатировать отсутствие для болгарской гражданки препятствий к браку, предусмотренных ст. 14 Семейного кодекса РФ.

Перечень обстоятельств, препятствующих браку, в законах разных стран различен, требования иностранного законодательства могут оказаться как более, так и менее строгими, чем в России. Так, если в России согласно ст. 14 Семейного кодекса РФ запрещены браки только между полнородными и неполнородными братьями и сестрами, то в Болгарии — и между двоюродными братьями и сестрами. В то же время ст. 14 Семейного кодекса РФ не допускает заключение брака между лицами, из которых хотя бы одно уже состоит в другом браке, а в ряде стран до сих пор признается полигамия. Если будущий супруг, желающий заключить брак в России, уже состоит в браке, то даже если подлежащий применению закон его страны допускает вступление во второй брак, в России в заключении брака ему на основании ст. 14 Семейного кодекса РФ должно быть отказано.

works.doklad.ru

86. Правовое регулирование расторжения брака с участием иностранного элемента

86. Правовое регулирование расторжения брака с участием иностранного элемента

Расторжение брака между гражданами РФ и иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также брака между иностранными гражданами на территории РФ производится в соответствии с законодательством РФ.

Согласно ст. 28 Конвенции стран СНГ по делам о расторжении брака применению подлежит законодательство государства, гражданами которого являются супруги в момент подачи заявления; если супруги имеют гражданство разных государств, применяться должно законодательство государства, учреждение которого рассматривает дело о расторжении брака.

В соответствии с СК РФ при взаимном согласии на расторжение брака супругов, не имеющих несовершеннолетних детей, расторжение брака производится в консульском учреждении России по месту жительства супругов или одного из них на основании совместного заявления супругов. В случае невозможности явки одного из супругов в консульское учреждение по уважительным причинам (болезнь, военная служба, отдаленность места проживания и т. п.) совместное заявление может быть подано другим супругом. Подпись отсутствующего супруга на заявлении должна быть удостоверена органом ЗАГСа, в нотариальном порядке или консулом по месту жительства другого супруга. Регистрация расторжения брака производится в присутствии обоих супругов. Лишь в отдельных случаях при наличии уважительных причин регистрация может быть произведена в отсутствие одного из супругов. Свидетельство о расторжении брака отсутствующему супругу, проживающему в России, высылается через МИД в орган ЗАГСа по месту его жительства, а если супруг проживает за пределами России – в дипломатическом порядке консулу по месту его жительства.

Гражданин РФ, проживающий за пределами территории РФ, вправе расторгнуть брак с проживающим за пределами территории РФ супругом независимо от его гражданства в суде Российской Федерации. В случае, если в соответствии с законодательством РФ допускается расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния, брак может быть расторгнут в дипломатических представительствах или в консульских учреждениях РФ.

Расторжение брака между гражданами РФ либо расторжение брака между гражданами РФ и иностранными гражданами или лицами без гражданства, совершенные за пределами территории РФ с соблюдением законодательства соответствующего иностранного государства о компетенции органов, принимавших решения о расторжении брака, и подлежащем применению при расторжении брака законодательстве, признается действительным в РФ.

Расторжение брака между иностранными гражданами, совершенное за пределами территории РФ с соблюдением законодательства соответствующего иностранного государства о компетенции органов, принимавших решения о расторжении брака, и подлежащем применению при расторжении брака законодательстве, признается действительным в РФ. Признание иностранного судебного решения о расторжении брака не требует какой-либо специальной процедуры, если только против признания не возражает второй супруг или иное заинтересованное лицо. В противном случае вопрос о признании на территории РФ иностранного решения о разводе рассматривается по заявлению указанного лица судом.

law.wikireading.ru

Лекция 13. Семейные правоотношения в международном частном праве

13.4. Расторжение брака

Согласно российскому законодательству расторжение брака производится либо в судебном порядке, либо в органах загса. В органах загса можно расторгнуть брак по взаимному согласию супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей, а также в некоторых других случаях, предусмотренных законом. При наличии несовершеннолетних детей или при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака необходимо обращаться в суд.

Расторжение брака между российскими и иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также между иностранными гражданами на территории РФ происходит в соответствии с законодательством России (п. 1 ст. 160 СК РФ). В этих случаях применение права страны гражданства супругов-иностранцев не предусмотрено.

Согласно п. 2 ст. 160 СК РФ российский гражданин, проживающий за пределами территории России, вправе расторгнуть брак с проживающим за пределами территории России супругом независимо от его гражданства в суде РФ. Таким образом, возможно расторжение в российском суде брака российского гражданина с иностранцем, проживающим за границей. Введение этого правила в российское законодательство объясняется рядом причин, в частности тем, что в некоторых странах иностранцы лишены права обращаться в суд с иском о расторжении брака.

Российский суд рассматривает дела о расторжении брака гражданина РФ с иностранцем и в тех случаях, когда оба супруга проживают за границей. Кроме того, в российском суде возможно рассмотрение дела о разводе супругов — российских граждан и в тех случаях, когда они оба проживают за границей.

Суды рассматривают дела о расторжении брака при наличии иностранного элемента по тем же правилам, что и при расторжении браков между гражданами, проживающими в России. Обычно такие дела рассматриваются в присутствии обоих супругов.

В исключительных случаях суды могут рассматривать дела и в отсутствие в судебном заседании одного из супругов. Так, суд может по иску проживающего в России лица рассматривать дело о расторжении брака с иностранцем, проживающим за границей. Дело может быть рассмотрено в отсутствие ответчика-иностранца при условии, что будут обеспечены его процессуальные права. Ответчику направляются извещение о слушании дела и другие судебные документы. Это служит гарантией соблюдения прав иностранца, который может принять меры для защиты своих интересов.

При рассмотрении дел о расторжении брака суд применяет российское законодательство, если иное не вытекает из заключенных РФ с иностранными государствами международных договоров. Поскольку кроме случаев, предусмотренных международным договором, применение иностранного закона исключено, расторжение брака, произведенное в России, может быть не признано за рубежом.

Российское семейное законодательство, в отличие от законодательства большинства иностранных государств, не содержит каких-либо специальных норм, которые предусматривали бы строго определенные поводы и основания для развода. Брак расторгается, если судом будет установлено, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи стали невозможными.

Специальные правила о расторжении брака содержатся в договорах о правовой помощи, заключенных Россией с Болгарией, Венгрией, Вьетнамом, Польшей и другими странами. Эти договоры обычно устанавливают: 1) развод производится органами того государства, гражданами которого являются супруги; 2) если супруги проживают в другой стране, то они могут обращаться в суд этой страны. Следовательно, граждане упомянутых стран могут по своему усмотрению возбудить дело о разводе либо в суде на своей родине, либо в суде страны, где они проживают; 3) при расторжении брака применяется законодательство страны гражданства супругов; 4) в тех случаях, когда супруги не имеют общего гражданства и проживают на территории разных государств, дело о разводе может быть возбуждено в суде любого из договаривающихся государств, причем каждый суд будет применять законодательство своей страны.

Если в момент подачи заявления один из супругов является гражданином одной договаривающейся стороны, а второй — другой договаривающейся стороны, то условия расторжения брака определяются законодательством договаривающейся стороны, на территории которой они имеют местожительство, а по делам о расторжении брака в этом случае компетентен орган договаривающейся стороны, на территории которой супруги имеют местожительство.

Если один из супругов проживает на территории одной договаривающейся стороны, а второй на территории другой договаривающейся стороны, то применяется законодательство договаривающейся стороны, в органе которой рассматривается дело о расторжении брака.

Вопрос о расторжении брака между супругами, один из которых является гражданином РФ, может возникнуть за границей. Это возможно в случаях, когда оба супруга постоянно проживают в одной стране или когда один из супругов проживает в стране, где возбуждено дело о разводе.

Если брак между российским гражданином и иностранцем расторгнут за границей, возникает вопрос о признании действительности такого развода в России.

На практике возник также вопрос о признании в России совершенного за границей расторжения брака между российскими гражданами, проживающими за границей. Для таких граждан обращение в российский суд может быть связано с большими трудностями. Поэтому от граждан РФ, постоянно проживающих за границей, нельзя требовать, чтобы их брак расторгался только по правилам российского законодательства. Достаточно, чтобы развод был совершен в соответствии с законами страны их проживания.

Браки между российскими гражданами и браки российских граждан с иностранными гражданами (и лицами без гражданства) могут расторгаться за границей в компетентных органах иностранных государств. Общее правило, предусматривающее эту возможность, закреплено в СК РФ. Согласно п. 3 ст. 160 СК РФ расторжение брака между гражданами РФ и иностранными гражданами или лицами без гражданства, совершенное за пределами территории России с соблюдением законодательства соответствующего иностранного государства о компетенции органов, принимавших решение о расторжении брака, и подлежащем применению при расторжении брака законодательстве, признается действительным в РФ. Документы, выданные иностранцам в удостоверение развода, совершенного по законам соответствующих государств, признаются действительными в Российской Федерации.

В одних странах требуется государственная регистрация решения суда о расторжении брака, и только после такой регистрации брак считается прекращенным, и соответствующие лица вправе вступить в новый брак. По законодательству же большинства иностранных государств решение суда о расторжении брака является окончательным, и государственной регистрации расторжения брака не требуется (в США, например, суд выдает свидетельство о разводе). Отсюда следует, что в случае расторжения брака в этих государствах при повторном вступлении в брак российские органы загса не должны требовать от иностранных граждан свидетельство органов загса иностранных государств о расторжении брака.

В тех случаях, когда по российскому законодательству брак может быть расторгнут органами загса (наличие согласия супругов при отсутствии общих несовершеннолетних детей), за границей развод может быть оформлен и консулом. Это положение установлено п. 2 ст. 160 СК РФ, согласно которому в этих случаях «брак может быть расторгнут в дипломатических представительствах или консульских учреждениях Российской Федерации». В соответствии с п. 8 Положения о Консульском учреждении Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ от 5 ноября 1998 г., консул осуществляет в пределах своей компетенции государственную регистрацию актов гражданского состояния.

Ряд консульских конвенций, заключенных с иностранными государствами, предусматривает, что консулы могут расторгать браки. Так, Консульская конвенция с США предусматривает право консулов производить расторжение браков при условии, что оба лица, расторгающие брак, являются гражданами представляемого консулом государства. Аналогичное правило содержится в конвенциях с Болгарией, Грецией и другими странами.

Другие же консульские конвенции предусматривают лишь регистрацию совершенного в стране пребывания консула расторжения брака, в частности произведенного судом, и ведение учета таких разводов. Согласно ст. 19 Консульской конвенции с Финляндией консулы имеют право вести учет совершенных согласно законодательству государства пребывания разводов, если по крайней мере одно из лиц, расторгающих брак, является гражданином представляемого консулом государства.

Российское законодательство устанавливает соответствующие правила в отношении признания расторжения браков между иностранными гражданами, совершенного за границей. Согласно п. 4 ст. 160 СК РФ расторжение брака между иностранными гражданами, совершенное за пределами территории России «с соблюдением законодательства соответствующего иностранного государства о компетенции органов, принимавших решения о расторжении брака, и подлежащем применению при расторжении брака законодательстве, признается действительным в Российской Федерации».

Следовательно, в качестве условия такого признания закон ставит соблюдение законодательства соответствующего государства, с одной стороны, в отношении компетенции органа (т.е. о том, компетентен ли в данной стране принимать решение о расторжении брака суд или иной орган), а с другой стороны, в отношении соблюдения коллизионных норм семейного права данного государства. Так, если коллизионная норма предусматривала применение при расторжении брака российского законодательства, а оно не было применено, решение о расторжении брака может быть не признано.

До сих пор речь шла о признании в России самого факта расторжения брака, совершенного за границей по местным законам. Однако такое признание расторжения брака не всегда автоматически влечет за собой признание в РФ и последствий развода. Не могут, например, получить признания установленные в иностранном судебном решении такие последствия развода, как лишение стороны, «виновной» в расторжении брака, права вступления в новый брак, лишение ее права на воспитание детей и проч.

Минская конвенция 1993 г. (ст. 28, 29), Кишиневская конвенция 2002 г. (ст. 31, 32) исходят при решении вопросов о расторжении брака из следующих положений:

— по делам о расторжении брака применяется законодательство страны, гражданами которой являются супруги в момент подачи заявления;

— при разном гражданстве применяется законодательство страны, учреждение которой рассматривает дело о расторжении брака;

— рассматривать дела о расторжении браков компетентны учреждения стран, гражданами которых являются супруги в момент подачи заявления;

— если в момент подачи заявления оба супруга проживают на территории другого государства, то рассматривать дело о расторжении брака компетентны также и учреждения этой страны, т.е. супруги могут обращаться и в суд этой страны;

— если супруги являются гражданами различных государств, дело о разводе компетентны рассматривать учреждения страны, на территории которой проживают оба супруга;

— если супруги проживают на территории разных государств, рассматривать дела о расторжении брака компетентны учреждения обоих государств, на территории которых они проживают.

Если же оба супруга проживают на территории другого государства — участника Конвенции, компетентны по их выбору учреждения как государства, гражданами которого они являются, так и учреждения страны, где они проживают. Вопрос об их месте проживания решается в соответствии с национальным законодательством государства, учреждение которого устанавливает свою компетенцию.

Экономический суд СНГ пришел к выводу о том, что независимо от того, компетентный суд какого государства — участника Конвенции рассматривает дело о расторжении брака между супругами, являющимися гражданами одного государства, суд страны их гражданства или суд другого государства, где они проживают (п. 1 ст. 29 Конвенции), он обязан решать вопрос об условиях и порядке развода на основе законодательства о браке и семье этого государства, гражданами которого являются оба супруга, и ссылаться в своем решении на материально-правовую норму этой страны. Поэтому противоречат Конвенции случаи, когда подобные вопросы разрешаются на основании семейного законодательства государства, суд которого рассматривал дело.

www.aup.ru