21.2. Налог на прибыль предприятий и организаций

Основными документами, определяющими порядок взимания налога на прибыль, являются Закон РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (от 27 декабря 1991 г. №2116-1 (с последующими изменениями) и Инструкция Госналогслужбы РФ от 10 августа 1995 г. № 37 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций».

Налог на прибыль является прямым налогом, т. е. его сумма целиком зависит от конечного финансового результата хозяйственной деятельности предприятия.

Плательщиками налога на прибыль являются предприятия и организации — юридические лица, их филиалы и иные аналогичные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет, а также компании, фирмы, любые другие организации, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории РФ через постоянные представительства (иностранные юридические лица).

Объектом налогообложения является валовая прибыль предприятия, представляющая собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов, иного имущества предприятий и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без НДС и акцизов и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг).

В налогооблагаемую базу не включается стоимость передаваемых безвозмездно предприятиям, учреждениям и организациям органами государственной власти и местного самоуправления, союзами, ассоциациями, концернами, межотраслевыми, региональными и другими объединениями, в состав которых входят предприятия, основных средств, нематериальных активов, иного имущества и денежных средств на капитальные вложения по развитию их собственной производственной и непроизводственной базы и т.д.

Бюджетные и другие некоммерческие организации, имеющие доходы от предпринимательской деятельности, уплачивают налог получаемой от нее суммы превышения доходов над расходами.

Ставка налога на прибыль предприятий и организаций, зачисляемого в федеральный бюджет, установлена в размере 11%. В бюджеты субъектов РФ зачисляется налог на прибыль предприятий, в том числе иностранных юридических лиц, по ставкам, которые устанавливаются законодательными (представительными) органами этих субъектов, в размере не более 19%. Прибыль, полученная от посреднических операций и сделок, биржами, брокерскими конторами, банками, другими кредитными организациями и страховщиками, облагается налогом по ставкам в размере не более 30%. При этом ставки налога на прибыль, установленные Законом РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций», при утверждении федерального бюджета на предстоящий финансовый год могут быть изменены.

В Законе РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» установлены и льготы в виде уменьшения налогооблагаемой базы на суммы, которые были направлены предприятиями отраслей сферы материального производства на финансирование капитальных вложений производственного назначения, в том числе и в порядке долевого участия, и на погашение кредитов банка, использованных на эти цели, включая проценты по данным кредитам; на суммы затрат предприятий на содержание находящихся у них на балансе объектов и учреждений здравоохранения, народного образования, культуры и спорта, детских дошкольных учреждений, детских оздоровительных лагерей и лагерей отдыха, домов для престарелых и инвалидов, жилищного фонда (также и при долевом участии предприятий); взносов на благотворительные цели и проч.

Названным Законом РФ предусмотрены и другие льготы по взиманию налога на прибыль, в том числе и освобождение от его уплаты, например, малых предприятий в первые два года работы и т.д. Не облагаются налогом на прибыль религиозные объединения, общественные организации инвалидов, предприятия, учреждения и организации, находящиеся в их собственности, предприятия, учреждения и организации, в которых инвалиды составляют не менее 50% общего числа работников, при условии использования не менее 50% полученной прибыли на социальные нужды инвалидов и т.д.

Состав налоговых льгот, установленных данным Законом РФ, также может быть изменен при утверждении федерального бюджета на предстоящий финансовый год.

Прибыль иностранных юридических лиц подлежит налогообложению только в той ее части, которая получена в связи с деятельностью на территории Российской Федерации.

www.bibliotekar.ru

3.4.4. Налог на прибыль предприятий и организаций

Налог на прибыль предприятий и организаций установлен За­коном РФ от 27 декабря 1991 г .* и введен с 1992 г . взамен ранее действовавших платежей из прибыли государственных предпри­ятий и налогов с колхозов, предприятий кооперативных и общест­венных организаций. Он отнесен к разряду федеральных налогов. Крупные поступления по этому налогу позволили использовать его в качестве регулирующего доходного источника в отношении бюд­жетов субъектов Российской Федерации в целях их сбалансированности. В таком качестве налог закреплен в Законе «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (п. 4 ст. 19).

* ВВС. 1992. № 11. Ст. 525; с изм. и доп. на 31 марта 1999 г . // СЗ РФ. 1999. № 14. Ст.1660.

Однако впоследствии поступления данного налога были поделе­ны на две части — федеральную и субъектов Федерации. Послед­ние получили право самостоятельно утверждать ставки налога (в установленных федеральным законодательством пределах) в части, подлежащей зачислению в их бюджеты. Такой порядок был первоначально введен с 1994 г . Указом Президента РФ «О некото­рых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюд­жетов различных уровней» от 22 декабря 1993 г .* и затем закреп­лен в законодательных актах. Налоговый кодекс РФ (часть первая) по-прежнему предусматривает налог на прибыль предприятий и организаций в перечне федеральных платежей.

* САПП. 1993. № 52. Ст. 5076; 1994. № 1. Ст. 5.

Помимо упомянутого изменения с 1994 г . было отменено нало­гообложение доходов банков и страховых организаций на основе особого законодательства и на этих субъектов распространен Закон о налоге на прибыль предприятий и организаций.

С учетом изменений и дополнений Закон относит к плательщи­кам налога на прибыль:

а) предприятия и организации (в том числе бюджетные), яв­ляющиеся юридическими лицами по законодательству РФ, вклю­чая кредитные и страховые организации;

б) созданные на российской территории предприятия с ино­странными инвестициями, международные объединения и орга­низации, осуществляющие предпринимательскую деятельность;

в) филиалы и другие обособленные подразделения предпри­ятий и организаций, включая филиалы кредитных и страховых организаций, за исключением филиалов (отделений) Сбербанка РФ, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий, коррес­пондентский) счет;

г) филиалы (территориальные банки) Сбербанка РФ, созданные в республиках, краях, областях, городах Москве и Санкт-Петер­бурге.

Перечисленные плательщики в дальнейшем именуются «пред­приятиями», а кредитные, страховые организации и их филиа­лы — соответственно банками и страховщиками при необходимос­ти определения особенностей их налогообложения.

Для предприятий некоторых отраслей народного хозяйства, а именно: для предприятий, относящихся к основной деятельности железнодорожного транспорта и связи, а также объединений и предприятий по газификации и эксплуатации газового хозяйства, порядок уплаты налога на прибыль устанавливается особо Прави­тельством РФ.

Предприятия любых организационно-правовых форм не явля­ются плательщиками данного налога по прибыли от реализации ими сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции, а также произведенной и переработанной ими собственной сельско­хозяйственной продукции (за исключением сельскохозяйствен­ных предприятий индустриального типа, определяемых по переч­ню, утверждаемому законодательными органами субъектов Феде­рации). Однако названные предприятия уплачивают налог на при­быль, полученную от других видов деятельности.

Организации, занимающиеся игорным бизнесом, который под­лежит особому налогообложению, вместе с тем должны уплачи­вать налог на прибыль, полученную от иных видов деятельности, на основании Федерального закона «О налоге на игорный бизнес» от 31 июля 1998г.*

* СЗ РФ. 1998. №31. Ст. 3820.

Объектом налогообложения является валовая прибыль пред­приятия, полученная от реализации продукции (работ, услуг), ос­новных фондов (включая земельные участки), иного имущества предприятия, и доходов от внереализационных операций, умень­шенная на сумму расходов по этим операциям.

Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) оп­ределяется как разница между выручкой от реализации продук­ции (без налога на добавленную стоимость и акцизов) и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость про­дукции, в том числе на оплату труда. Перечень затрат, включае­мых в себестоимость, и порядок формирования финансовых ре­зультатов, учитываемых при расчете налогооблагаемой прибыли, должен определяться особым федеральным законом. До его приня­тия следует руководствоваться ранее установленным порядком.*

При определении прибыли от реализации основных фондов и иного имущества предприятия для целей налогообложения учи­тывается разница между продажной ценой и первоначальной или остаточной стоимостью этих фондов и имущества, увеличенной на индекс инфляции. Этот индекс исчисляется в порядке, устанавли­ваемом Правительством РФ.

* См.: Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении при­были. Утв. пост. Правительства РФ от 5 августа 1992 г . // САПП. 1992. № 9. Ст. 602;

СЗ РФ. 1995. № 28. Ст. 2686; 1996. № 43. Ст. 4924; № 49. Ст. 5557.

В состав доходов от внереализационных операций входят дохо­ды, получаемые от долевого участия в деятельности других пред­приятий, от сдачи имущества в аренду, доходы по ценным бума­гам, принадлежащим предприятию, прибыль, полученная при ис­полнении соглашения о разделе продукции, и другие доходы, не­посредственно не связанные с производством продукции (работ, услуг) и ее реализацией. Сюда же входят суммы безвозмездной помощи и др.

При исчислении налогооблагаемой базы банков валовая при­быль уменьшается на сумму отчислений на формирование резе­рвов под обесценение ценных бумаг и на возможные потери по ссудам.

Бюджетные учреждения и другие некоммерческие организа­ции, имеющие доходы от предпринимательской деятельности, уп­лачивают налог с получаемой от такой деятельности суммы пре­вышения доходов над расходами.

Закон предусматривает особенности определения налогообла­гаемой прибыли иностранных юридических лиц: налогообложе­нию подлежит лишь та часть прибыли, которая получена ино­странным юридическим лицом в связи с деятельностью в Россий­ской Федерации. В случаях, когда не ведется отдельного учета такой прибыли, она может быть определена на основе расчета, согласованного налогоплательщиком с налоговым органом, если же не представляется возможность прямо определить эту при­быль, то налоговый орган вправе рассчитывать ее на основании валового дохода или произведенных расходов, исходя из нормы рентабельности — 25 процентов.

Ставки налога. Установлены две раздельные ставки для зачис­ления в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ (с одной и той же суммы облагаемой налогом прибыли перечисленных пред­приятий). Федеральным законом от 31 марта 1999 г . их размер понижен и составляет: для зачисления в федеральный бюджет 11% (вместо 13%) и в бюджеты субъектов РФ — не свыше 19% (вместо 22%), а для предприятий от прибыли, полученной от по­среднических операций и сделок, страховщиков, бирж, брокер­ских контор, банков, других кредитных организаций не свыше 27% (вместо 30%). Конкретные ставки налога в указанных преде­лах для зачисления в бюджеты субъектов РФ устанавливают зако­нодательные органы соответствующих субъектов РФ.

По данному налогу предусмотрена широкая система льгот, имеющих стимулирующее, социальное и иное значение. Среди них следующие группы льгот.

1. Льготы, призванные стимулировать расходы предприятий на определенные направления их деятельности, имеющие эконо­мическое и социальное значение общего характера (затраты на фи­нансирование капитальных вложений производственного назна­чения предприятиями сферы материального производства; на со­держание находящихся на балансе предприятий объектов и уч­реждений социального значения — здравоохранения, народного образования, культуры и т.п.; взносы на благотворительные цели в пределах 5% облагаемой прибыли (в Фонд 50-летия Победы — 10%); затраты образовательных учреждений на нужды образова­тельного процесса (включая оплату труда) в данном образователь­ном учреждении; научных организаций — непосредственно на развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; затраты предприятий на развитие социальной и коммуналь­но-бытовой сферы для содержания спецконтингента и социальной сферы личного состава уголовно-исполнительной системы и неко­торые другие). На суммы фактически произведенных указанных расходов для данных предприятий уменьшается облагаемая при­быль.

2. Льготы для отдельных предприятий, нуждающихся в силу своих особенностей в финансовой поддержке. Это предприятия, не менее 50% общего числа работников которых составляют инвали­ды и (или) пенсионеры. Для этих предприятий сумма налога пони­жается на 50%.

У предприятий, находящихся в собственности творческих со­юзов, из налогооблагаемой прибыли исключается сумма прибы­ли, направленная на осуществление уставной деятельности этих союзов.

Несколько льгот предусмотрено и для малых предприятий. Так, предприятия, получившие убыток в предыдущем году, за ис­ключением убытков от операций с ценными бумагами, освобожда­ются от уплаты налога с той части прибыли, которая направляется на покрытие убытка в течение пяти лет. Не облагается налогом прибыль от вновь созданного производства на период его окупае­мости (не свыше трех лет) и т.д.

3. Льготы для организаций, нуждающихся в финансовой под­держке в силу своего социального предназначения. Освобождены от налога на прибыль общественные организации инвалидов; спе­циализированные протезно-ортопедические предприятия; при­быль от производства продукции традиционных народных, а также народных художественных промыслов, психиатрические, психоневрологические и противотуберкулезные учреждения; государственные и муниципальные музеи, библиотеки, театры и т.п.

Освобождены также религиозные объединения и находящиеся в их собственности предприятия от налога на прибыль от культо­вой деятельности, а также на прибыль, направляемую на осущест­вление религиозной деятельности этих объединений.

Законодательство устанавливает в определенных случаях усло­вия и пределы предоставляемых льгот, а также общее ограничение по уменьшению сумм налога за счет льгот.*

* См. п 7 ст. 6 Закона «О налоге на прибыль предприятий» в ред Федерального закона от 31 марта 1999 г .

Состав налоговых льгот, как и ставки налога на прибыль, могут изменяться при утверждении федерального бюджета на предстоя­щий год.

Сроки уплаты. Предприятия, за исключением иностранных юридических лиц, уплачивают в бюджет в течение квартала авансовые взносы налога на прибыль (исходя из ее предполагаемой суммы) не позднее 15 числа каждого месяца равными долями в размере одной трети квартальной суммы.

Начиная с 1 января 1997 г . все предприятия, за некоторыми исключениями, имеют право перейти на ежемесячную уплату на­лога, исходя из фактически полученной прибыли за предшествую­щий месяц.

Иностранные организации уплачивают налог на прибыль в на-. логовом органе по месту их постановки на учет. Не позднее 15 ап­реля года, следующего за отчетным, они должны представлять в этот налоговый орган отчет о деятельности в РФ и налоговую дек­ларацию.

Закон предусматривает особенности уплаты налогов с отдельных видов доходов, которые взимаются с предприятий помимо на­лога на прибыль. В отношении них установлены особые ставки налога. К таким доходам отнесены следующие.

В размере 15% облагаются дивиденды, проценты, полученные по ценным бумагам, в том числе доходы, полученные по государ­ственным ценным бумагам РФ и субъектов РФ, а также органов местного самоуправления; доходы от долевого участия в других предприятиях, созданных на территории Российской Федерации. При этом не взимается налог с доходов в виде дивидендов и доходов от долевого участия, выплачиваемых инвестором в соответствии с соглашением о разделе продукции за счет прибыли, полученной им при исполнении указанного соглашения.

В размере 70% облагаются доходы видеосалонов (видеопоказа) от проката носителей с видео- и аудиозаписями. Суммы налога с доходов, взимаемого по ставке 15%, зачисляются в федеральный бюджет, с других доходов — в бюджеты субъектов Федерации.

Установлены также ставки налогов, уплачиваемых иностран­ными юридическими лицами с доходов, не связанных с их деятель­ностью в Российской Федерации (от дивидендов, процентов, доле­вого участия в предприятиях с иностранными инвестициями, от использования авторских прав, лицензий и др.).

Если международным договором Российской Федерации или бывшего СССР установлены иные правила, чем в российском зако­нодательстве о налоге на прибыль предприятий и организаций, то применяются правила международного договора. Но в договоры запрещается вносить оговорки, в соответствии с которыми пред­приятие или иностранное лицо берет на себя обязательство нести расходы по уплате налога других налогоплательщиков.

В целях устранения двойного налогообложения учитывается сумма налога на прибыль (доход), уплаченная российскими орга­низациями за границей в соответствии с законодательством ино­странных государств, однако только в пределах сумм налога, упла­ченных с дохода от источников за пределами РФ.

Налог на прибыль предприятий организаций

Министерство образования и науки

ГОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт»

Кафедра прикладной информатики и экономики

«Налог на прибыль предприятий (организаций)»

Выполнил: студентка 486 группы

Проверил: доцент Юровских Е.В.

Глава 1. Исторический аспект развития налога на прибыль организаций. 6

Экономическая природа и история развития налога на прибыль в России ……………………………………………………………..…..6

Сущность прибыли организаций и социально-экономические предпосылки налогообложения прибыли……………………….…..9

Опыт налогообложения прибыли в зарубежных странах и возможность его исполнения ……………………………………. 12

Глава 2. Нормативно-правовое обеспечение и теоретическое обоснование порядка исчисления налога на прибыль организаций ……………. …..…….16

2.2 Объект налогообложения……………………………………………17

2.4 Налоговые агенты и налоговый период………………………. …..23

2.6 Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль …………..……27

Глава 3. Расчет налога на прибыль (на примере Закрытого акционерного общества «Мир») ………………………………………………………………..32

3.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия..….32

3.2 Особенности формирования доходов и затрат для начисления

3.3 Расчет налога на прибыль организации (заполнение налоговой

декларации по налогу на прибыль за первое полугодие 2008 года)………………………………………………………. …………..40

Одним из основных источников финансирования всех направлений деятельности государства и экономическим инструментом реализации государственных приоритетов являются налоги. Они выполняют две основные функции: фискальную и регулирующую, – которые взаимосвязаны и взаимозависимы, причем ни одна из них не должна развиваться в ущерб другой.

Налог как экономическая категория представляет собой обязательный платеж, взимаемый государством с физических и юридических лиц.

С переходом экономики нашего государства на основы рыночного хозяйства усиливается многоаспектное значение прибыли. Акционерное, арендное, частное или другой формы собственности предприятие, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлять полученную прибыль.

Прибыль как экономическая категория – это обобщающий показатель финансовых результатов хозяйственной деятельности, определяемый как разность между выручкой от хозяйственной деятельности и суммой затрат на эту деятельность.

Соединив в одно целое две вышеупомянутые экономические категории, получается один из видов налога, посредством которого налоговая система государства может выполнять свойственные ей функции – это налог на прибыль предприятий и организаций.

Переход экономики России на рыночные отношения потребовал создания системы налогообложения прибыли предприятий (юридических лиц). Принятие Верховным Советом Российской Федерации в 1991 году закона «О налоге на прибыль» является продолжением и углублением важнейшего элемента экономической реформы в России.

Однако постоянное экспериментирование с законодательной базой по налогу на прибыль, выражающееся в большом количестве издаваемых изменений и дополнений часто не позволяет предприятиям правильно ориентироваться в порядке исчисления налогооблагаемой базы, что приводит в конечном итоге к спорам и разногласиям с налоговыми органами.

Актуальность рассмотрения данной темы выражается в том, что налог на прибыль представляет собой часть отношений экономического субъекта с государственными и контролирующими органами и нарушения в данной области могут повлечь за собой существенные последствия для экономического субъекта. Также актуальность темы подтверждается и тем фактом, что налог на прибыль является одной из основных доходных статей бюджетов большинства развитых стран, а в бюджете Российской Федерации занимает второе место после налога на добавленную стоимость.

Новизна исследования заключается в комплексном, глубоком изучении теоретических и методических основ организации налогового контроля, в разработке методики его построения на основе использования данных бухгалтерского учета и рекомендаций по применению методики контроля правильности расчетов по налогу на прибыль

Целью настоящей работы является исследование теоретических аспектов налога на прибыль как экономической категории и практическое применение данного вида налога на примере Закрытого акционерного общества «Мир».

Для реализации поставленных целей формируются следующие задачи:

− исследовать исторический аспект налога на прибыль организации;

− изучить нормативно правую базу налога на прибыль;

− применить методику расчета налога на прибыль на примере Закрытого акционерного общества «Мир»;

− экономическая сущность и содержание прибыли, формирующейся на предприятии;

− налог на прибыль организаций с учетом изменений, внесенных в главу 25 Налогового кодекса РФ Законом №58-ФЗ от 06.06.2005;

− расчет налога на прибыль в организации, а также пример заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль.

Объект исследования работы является налог на прибыль в РФ, а за предмет исследования берется налог на прибыль Закрытого акционерного общества «Мир».

аналитический обзор состояния проблемы с использованием изданных литературных источников и информационной базы глобальной сети Интернет.

раскрыть основные характеристики налога на прибыль организации, и выявить его особенности.

Структура работы: состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Глава 1. Исторический аспект развития налога на прибыль организаций

1.1 Экономическая природа и история развития налога на прибыль в России

Налог на прибыль наряду с налогом на добавленную стоимость (НДС) является составным элементом налоговой системы России и служит инструментом перераспределения национального дохода. Однако в отличие от НДС данный налог является прямым, т.е. его окончательная сумма целиком и полностью зависит от конечного финансового результата.

В условиях рыночного хозяйствования распределение прибыли является внутренним делом организации. Однако государство может воздействовать на этот процесс с помощью различных косвенных регуляторов, в том числе через систему налогообложения. Именно в рамках налоговой системы осуществляется взаимодействие государства и хозяйствующего субъекта по поводу формирования государственного бюджета, с одной стороны, распределения доходов производителя по направлениям его использования, с другой.

Налоговый механизм обеспечивает экономическую реализацию добавочной прибыли по месту ее возникновения. Организация получает дополнительные возможности, как для ее инвестирования, так и для расширения непроизводительного потребления. Эффективная система налогообложения прибыли, предусматривающая организацией дополнительные льготы по налогу на прибыль, оказывает решающее влияние на стимулирование товаропроизводителя, имеет важное значение для обеспечения положительных финансовых результатов деятельности, повышения экономической активности, решения социально-экономических проблем. []

Налог на прибыль организаций – основной вид налога юридических лиц. Ныне действующий налог на прибыль предприятий и организаций, введен с 1.01.92 г., но в дальнейшем были введены дополнения и изменения.

Однако у дореволюционной России имеется богатый исторический опыт в налогообложении прибыли, особенно в период военных действий.

Почти за год до Февральской революции, 13 мая 1916 года Совет Министров России утвердил Положение «Об установлении временного налога на прирост прибылей торгово-промышленных предприятий и вознаграждения личных промысловых занятий и о повышении размеров отчислений на погашение стоимости некоторых имуществ при исчислении прибылей, подлежащих обложению процентным сбором».

Принятый под грохот пушек Первой мировой войны нормативный акт, в свою очередь носил ярко выраженный чрезвычайный характер. Срок его действия был рассчитан на 1916 и 1917 годы – годы военные.

− предприятия, обязанные публично отчитываться о результатах своей финансово-хозяйственной деятельности, а также облагаемые дополнительным промысловым налогом, если их годовая прибыль составляла более 8 % на основой капитал;

− подряды и поставки, на которые были получены особые промысловые свидетельства, если совокупность полученных от этих видов деятельности прибылей за 1916-1917 годы составила не менее 2000 руб. в год;

− лица, входившие по избранию или найму в состав правлений учетных и наблюдательных комитетов и ревизионных комиссий в акционерных предприятиях, а также управляющие этими предприятиями, если полученное ими жалование не менее чем на 500 руб. в год превышали аналогичные выплаты за службу в 1912-1913 г.

Не подлежали налогообложению налогом отчетные предприятия, впервые привлеченные к платежу процентного сбора за 1915 окладный год. Для остальных предприятий общая сумма налогов и сборов не должна была превышать 50% прибыли за отчетный год.

Надо отметить, что налоговые органы дореволюционной поры, даже при неразберихе и сумбуре военного времени, обеспечивали полный контроль за прибылью как юридических, так и физических лиц. Исчерпывающим был и обмен информацией между всеми территориальными налоговыми органами. Оказаться вне их поля зрения объекту налогообложения тогда было совершенно невозможно.

works.doklad.ru

Налоги на прибыль предприятий РФ

2. Общая характеристика налога на прибыль

3. Специальные предложения

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Сейчас каждое предприятие – это самостоятельно хозяйствующий субъект, осуществляющий свою деятельность без какого-либо руководства со стороны вышестоящих министерств и ведомств, без регулирующего воздействия государственного плана. Поэтому оценка результатов хозяйственной деятельности предприятий приобретает совершенно иное значение. Это необходимо для установления налоговых отношений между государством и хозяйствующими субъектами. Публичные интересы государства и общества потребовали, чтобы вся деятельность по формированию себестоимости продукции (работ, услуг), выявлению финансового результата, объектов налогообложения проводилась по единым правилам, чтобы установить единообразие всех финансовых отношений предприятия с государством.

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса[1, с. 73].

В системе налогов РФ одним из наиболее значимых налогов является налог на прибыль. Вопросы, связанные с этим налогом имеют большое значение для предприятий, так как сумма его выплат обычно одна из самых крупных.

1. Налог на прибыль как элемент налоговой системы

Одним из главных доходных источников федерального бюджета, а также региональных и местных бюджетов служит налог на прибыль предприятий и организаций. За пять с половиной лет роль и значение его несколько менялись, но независимо от этого он входил и продолжает быть одним из двух основных налогов.

Налог на прибыль наряду с налогом на добавленную стоимость является составным элементом налоговой системы России и служит инструментом перераспределения национального дохода. Однако в отличие от НДС данный налог является прямым, т.е. его окончательная сумма целиком и полностью зависит от конечного финансового результата.

Налог регламентируется Законом РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций». Налог является прямым, его сумма зависит от конечного финансового результата предприятия-налогоплательщика. А плательщики — все предприятия и организации, в том числе и бюджетные, являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ, включая предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, филиалы и другие аналогичные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет, иностранные фирмы, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории России[2, с. 47].

Налоговый механизм обеспечивает экономическую реализацию добавочной прибыли по месту ее возникновения. Предприятие получает дополнительные возможности, как для ее инвестирования, так и для расширения непроизводительного потребления. Эффективная система налогообложения прибыли, предусматривающая предприятиям дополнительные льготы по налогу на прибыль, оказывает решающее влияние на стимулирование товаропроизводителя, имеет важное значение для обеспечения положительных финансовых результатов деятельности, повышения экономической активности, решения социально-экономических проблем.

С 1994 г. плательщиками налога на прибыль стали коммерческие банки и иные кредитные учреждения, на деятельность которых два предыдущих года распространялся Закон РФ «О налоге на доходы банков».

Объектом обложения является валовая прибыль, уменьшенная (или увеличенная) в соответствии с положениями Закона «О налоге на прибыль предприятий и организаций». Валовая прибыль представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов, иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой без налога на добавленную стоимость и акцизов и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции. Перечень затрат, включаемых в себестоимость, установлен Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли[3, c. 58 ].

Предприятия и организации, поставляющие свою продукцию на экспорт, при исчислении прибыли из выручки от реализации продукции исключают экспортные тарифы.

При определении прибыли от реализации основных фондов или другого имущества учитывается превышение продажной цены над первоначальной или остаточной стоимостью фондов или имущества, увеличенной на индекс инфляции.

В состав доходов от внереализационных операций включаются: доходы от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду, дивиденды по акциям, облигациям и другим ценным бумагам и пр. Сюда же входят суммы средств, полученные безвозмездно от других предприятий при отсутствии совместной деятельности (так называемая финансовая помощь).

Либерализация внешнеэкономической деятельности привела к тому, что предприятия часто получают доходы в свободно конвертируемой валюте. В этом случае они подлежат налогообложению по совокупности с выручкой, полученной в рублях. При этом доходы в иностранной валюте пересчитываются в рубли по курсу Центробанка РФ, действовавшему на день определения предприятием выручки от реализации продукции.

Для целей налогообложения валовая прибыль уменьшается на суммы рентных платежей, вносимых в бюджет из прибыли; доходов от долевого участия в деятельности других предприятий, кроме доходов, полученных за пределами Российской Федерации; доходов казино, видео салонов, от проката видео- и аудиокассет, от игровых автоматов с денежным выигрышем; прибыли от проведения массовых концертно-зрелищных мероприятий, прибыли от посреднических операций и сделок.

Перечисленные виды налогов облагаются отдельно. Бюджетные учреждения и некоммерческие организации, имеющие доходы от предпринимательской деятельности, вносят налог с получаемой от такой деятельности суммы превышения доходов над расходами[3, с. 64].

2. Общая характеристика налога на прибыль

Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. (Налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются:

1. Российские организации.

2 Иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства или получающие доходы от источников в Российской Федерации.)

1) для российских организаций — полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов;

2) для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, — полученный через эти постоянные представительства доход, уменьшенный на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов;

3) для иных иностранных организаций — доход, полученный от источников в Российской Федерации.

Налоговой базой признается денежное выражение прибыли, определяемой в соответствии со статьей 247 налогового кодекса РФ, подлежащей налогообложению. При этом налоговая база по прибыли, облагаемой по ставке, отличной от ставки, 24%, определяется налогоплательщиком отдельно. Доходы и расходы налогоплательщика учитываются в денежной форме. Доходы, полученные в натуральной форме в результате реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая товарообменные операции), учитываются исходя из цены сделки. Внереализационные доходы, полученные в натуральной форме, учитываются при определении налоговой базы исходя из цены сделки.

При определении налоговой базы прибыль, подлежащая налогообложению, определяется нарастающим итогом с начала налогового периода. В случае, если в отчетном (налоговом) периоде налогоплательщиком получен убыток то в данном отчетном (налоговом) периоде налоговая база признается равной нулю. При исчислении налоговой базы не учитываются в составе доходов и расходов налогоплательщиков доходы и расходы, относящиеся к игорному бизнесу[4, с. 87].

Налогоплательщики, являющиеся организациями игорного бизнеса, а также организации, получающие доходы от деятельности, относящейся к игорному бизнесу, обязаны вести обособленный учет доходов и расходов по такой деятельности. При этом расходы организаций, занимающихся игорным бизнесом, в случае невозможности их разделения определяются пропорционально доле доходов организации от деятельности, относящейся к игорному бизнесу, в общем доходе организации по всем видам деятельности.

Налогоплательщики, применяющие специальные налоговые режимы, при исчислении налоговой базы по налогу не учитывают доходы и расходы, относящиеся к таким режимам.

Особенности определения налоговой базы по банкам , по страховщикам, по негосударственным пенсионным фондам, по профессиональным участникам рынка ценных бумаг, по операциям с ценными бумагами и по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок устанавливаются с учетом положений налогового кодекса РФ.

Налоговая ставка устанавливается (если иное не предусмотрено пунктами 2 — 5 настоящей статьи) в размере 24 процентов. При этом:

— сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 7,5%, зачисляется в федеральный бюджет;

— сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 14,5%, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации;

— сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2%, зачисляется в местные бюджеты.

Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе снижать для отдельных категорий налогоплательщиков налоговую ставку в части сумм налога, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации. При этом указанная ставка не может быть ниже 10,5%.

Налоговые ставки на доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, устанавливаются в следующих размерах:

1) 20% — с любых доходов, кроме указанных в подпункте 2 настоящего пункта и пункте 3 и 4

2) 10 % — от использования, содержания или сдачи в аренду (фрахта) судов, самолетов или других подвижных транспортных средств или контейнеров (включая трейлеры и вспомогательное оборудование, необходимое для транспортировки) в связи с осуществлением международных перевозок[5, с. 65].

К налоговой базе, определяемой по доходам, полученным в виде дивидендов, применяются следующие ставки:

1) 6 % — по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций российскими организациями и физическими лицами — налоговыми резидентами Российской Федерации;

2) 15 % — по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями, а также по доходам, полученным в виде дивидендов российскими организациями от иностранных организаций.

К налоговой базе, определяемой по операциям с отдельными видами долговых обязательств, применяются следующие налоговые ставки: